- Преподавателю
- Физкультура
- Особенности формирования личностных результатов освоения учебного предметаФизическая культурав условиях ФГОС
Особенности формирования личностных результатов освоения учебного предметаФизическая культурав условиях ФГОС
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Фёдоров А.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности формирования личностных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. «Родной край, его история» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Поэтому в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей.
Духовно-нравственное развитие личности ребенка является одним из ключевым направлений деятельности педагогического коллектива нашего образовательного учреждения. Эта работа планомерно ведется как на уроках, так и в условиях внеурочной деятельности и направлена на решение следующих задач:
-
формирование духовно-нравственных ориентиров;
-
воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
-
формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.
Большие возможности для формирования индивидуальных качественных свойств личности детей имеет физическое воспитание. Формирование нравственных качеств личности учащихся в процессе занятий физической культурой осуществляется в следующих направлениях.
Это - приобретение учащимся знаний о нравственном поведении. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: индивидуальные и коллективные беседы, диспуты, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотры кинофильмов, в том числе на спортивную тематику, встречи с известными спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества, настойчивости, честности, человечности во время спортивных соревнований и т.д. Большой интерес вызывают у детей и подростков встречи-беседы и с людьми, ведущими активный образ жизни, которые, являясь бабушками и дедушками, мамами и папами их сверстников, посвящают их в секреты активности, долголетия и здорового образа жизни.
Важно, чтобы нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения. Проводя беседы с целью воспитания учащихся, нужно учитывать следующие моменты:
1. По содержанию беседы должны быть доступны соответствующему контингенту детей.
2. Не следует проводить беседы очень часто. Их надо приурочивать к определенным событиям в жизни страны, к спортивным соревнованиям, выходу фильма на спортивную тематику и т.д. (день здоровья, день спорта, день защитника Отечества, Олимпиада и т.д.)
3. Начинать беседу надо целесообразно с анализа ярких конкретных примеров и от них переходить к обобщению и выводам.
На классных часах здоровья мы с обучающимися совершаем видеопутешествия в города и страны, в которых проводились Олимпийские игры (Греция, Италия, Норвегия, Россия и др., где знакомимся с традициями этих стран, известными спортсменами, обсуждаем просмотренные соревнования, рекорды и итоги. Проводим видеоэкскурссии по местам и памятникам боевой славы России (Мамаев курган в г. Волгоград, «Прохоровское поле» г. Белгород, «Партизанская поляна» г. Брянск и др.
Задачи учителя физической культуры состоят в том, чтобы раскрыть перед учащимися на конкретных примерах из спорта благородство честных поступков спортсменов на соревнованиях, дать учащимся возможность осознать, что сохранение чувства собственного достоинства и уважение зрителей стоят дороже, чем победа, достигнутая нечестным путем.
Важной составляющей нравственного и патриотического воспитания детей в системе работы нашего образовательного учреждения, являются организация и проведение мероприятий военно-патриотического характера и спортивно - массовые соревнования, приуроченные к конкретным датам, посвященные известным в стране людям. Неотъемлемой частью работы школы стали походы выходного дня к 9 Мая, посещение станции юных туристов, городского парка, вместе с родителями мы посещаем спортивные объекты нашего города, участвуем в массовых спортивных мероприятиях «Кросс наций», «Российский азимут», «Лыжня России» и др.
В преддверии Зимних Олимпийских игр в г. Сочи, мы с коллегами и ребятами задумали проект «Спорт в патриотическом воспитании школьников», где рассматриваем влияние спорта и физической культуры на формирование патриотического стержня в подрастающем поколении на примерах проявления стойкости духа, героизма и воли к победе на протяжении нескольких поколений спортсменов нашей страны.
На первом этапе провели видеопрезентацию о наших самых известных олимпийцах (И. Роднина, Л. Латынина, Н. Андрианов, и др.), где учащиеся ознакомились с многократными Олимпийскими чемпионами, их выдающимися заслугами, спортивными подвигами.
На втором этапе дети в классах готовили стенгазеты, рисунки и плакаты с символикой ОИ и талисманами игр в Сочи. Все вместе создали альбом с биографиями великих спортсменов СССР и России «Герои спорта».
Третий этап начался 7 февраля, в день открытия Олимпиды-2014 проведением «Малых Олимпийских игр» состоялось открытие с зажжением факела и самих игр, в которых дети соревновались в лыжных гонках, эстафетах на санках и скоростной спуск на ледянках. Завершилось все подведением итогов ОИ на круглом столе. Дети сравнили результаты своего анкетирования с итогами ОИ.
В мае месяце была проведена спортивно-патриотическая игра «А ты готов?» с элементами туризма и краеведения.
Ну, где еще школьник почувствует себя раскрепощенным, свободным, независимым, как не на соревнованиях после уроков? Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома родительская разборка.
А еще можно и настоящим героем стать: занять первое место в соревновании, получить награду и приз, попасть в сборную команду школы и соревноваться с ребятами из других школ. Нет, что ни говори, а соревнование - это здорово!
В соревновательной деятельности, игре ребенок раскрывается. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В своей работе использую следующие виды деятельности:
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел:
-
спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями - День здоровья, «Папа, мама, я- спортивная семья);
-
занятия в спортивных секциях (краеведы, стрельба, юный турист, спортивные игры);
-
туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности, походы выходного дня, походы по местам боевой славы);
-
классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «ЗОЖ».
-
экскурсии, видеоэкскурсии, видеопутешествия, просмотр спортивных мероприятий.
Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
-
беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
-
динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
-
деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских, и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года («Школа безопасности», «Месячник спорта», « Безопасное колесо» и т.д., Также в школе нужно проводить спортивные праздники типа «Мама, папа, я - спортивная семья».
Физическая культура и спорт, с детских лет не воспитанные и не воспринятые нравственной и физической системами человека, так всю жизнь и плетутся где-то по обочине человеческого восприятия. Люди, считающие себя культурными, но отлученные от активных занятий спортом то ли в силу ущербности своих убеждений, то ли в силу пресловутой «занятости», то ли почему-либо еще, не могут быть таковыми, так как лишены полноты и гармонии здоровых эстетических ощущений.
И часто виновато в этом обывательское отношение к физкультуре.
Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм - вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.
Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры - предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши питомцы должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно.
Требования к современному учителю высокие.
Мы учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.
Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям.
Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.
Литература
-
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71.
-
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.
-
Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. -Ч.1. - С. 11-42.
-
Интернет - ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
-
Караковский, В.А. Воспитай гражданина. - М., 1987. - С. 8-20.
-
Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. - Волгоград; 2006 г.
-
Тисленкова, И.А. Гражданско - патриотическое воспитание в 6 - 7 классах. - Волгоград; 2006г.