- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по волейболу для учащихся 13-16 лет
Рабочая программа по волейболу для учащихся 13-16 лет
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бабкин В.В. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Программа курса волейбол для детей 13-17 лет рассчитана на- 108 занятий, при 3-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-17 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
Цели и задачи.
Цели:
Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.
Содействовать укреплению здоровья детей 13-17 лет.
Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи
Задачи:
Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.
Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.
Ожидаемый результат.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям:.
Технический прием
Контрольные упражнения
Возраст лет
Оценка
мальчики
девочки
высокий
Выше среднего
средний
низкий
высокий
Выше среднего
средний
низкий
I. Передача
мяча
1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз).
11
12
13
14
4
7
9
12
3
5
6
9
2
3
4
5
1
1
2
3
4
6
7
9
3
4
5
7
2
3
3
4
1
1
2
3
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток)
11
12
3
5
2
4
1
2
0
1
3
4
2
3
1
2
0
1
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток)
11
12
4
6
3
5
2
3
1
2
4
5
3
4
2
3
1
2
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток)
13
14
15
16
17
4
6
6
6
7
3
5
5
5
5
2
3
3
3
3
1
2
2
2
2
3
5
5
5
6
2
4
4
4
5
1
2
3
3
3
0
1
2
2
2
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)
13
14
5
6
4
5
3
3
2
2
4
5
3
4
2
3
1
2
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток)
15
16
17
4
4
5
3
3
4
2
2
2
1
1
1
3
4
4
2
3
3
1
2
2
0
1
1
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)
15
16
17
5
5
7
4
4
5
3
3
4
2
2
2
4
4
5
3
3
4
2
2
3
1
1
2
II. Подача мяча
1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)
11
12
7
8
4
6
3
4
1
2
6
7
4
5
3
3
1
2
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)
11
12
4
6
3
4
2
3
1
2
4
5
3
4
1
2
0
1
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)
13
14
8
9
5
7
3
5
2
3
6
7
4
5
3
4
2
2
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)
13
14
5
6
4
5
2
3
1
2
4
5
3
4
2
2
1
1
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)
15
16
17
6
7
8
5
5
6
3
4
4
2
3
3
5
5
6
4
4
4
2
3
3
1
2
2
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток)
15
16
17
5
7
8
4
6
7
2
4
5
1
2
3
4
5
6
3
3
5
2
2
3
1
1
2
Технический прием
Контрольные упражнения
Возраст лет
Оценка
мальчики
девочки
высокий
Выше среднего
средний
низкий
высокий
Выше среднего
средний
низкий
III. Нападающий удар
1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)
11
12
13
14
3
4
6
8
2
3
5
6
1
2
3
4
0
1
2
3
2
3
6
6
1
2
5
5
-
1
3
3
-
-
2
2
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3
15
16
17
6
7
8
5
6
7
4
4
5
3
3
4
5
6
7
4
5
6
3
3
4
2
2
3
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)
15
16
17
5
7
8
4
6
6
3
5
5
2
4
4
4
6
6
3
5
5
2
4
4
1
3
3
IV. Блокирование
1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5
(10 попыток)
13
14
15
16
17
2
2
5
6
8
1
1
4
5
6
1
1
2
4
4
-
-
1
2
3
1
2
4
5
7
1
1
3
4
5
-
-
2
3
3
-
-
1
1
1
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1
(10 попыток)
13
14
15
16
17
2
2
5
6
8
1
1
4
5
6
1
1
2
4
4
-
-
1
2
3
1
2
5
5
7
1
1
3
4
5
-
-
2
3
3
-
-
1
1
1
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток)
15
16
17
4
5
6
3
4
5
2
3
4
1
2
2
3
4
5
2
3
4
2
3
3
1
1
1
Учебно-тематический план.
№ п/п
Темы
Количество занятий
В том числе
Теоретич.
Практич.
I.
Основы знаний.
2
.
Понятие о технике и тактике игры.
1
1
Правила игры в волейбол
1
1
II.
Технические и тактические приемы.
100
Подачи.
10
1
9
Передачи.
20
1
19
Нападающий удар.
10
1
9
Блокирование.
10
1
9
Комбинированные упражнения.
20
20
Учебно-тренировочные игры.
31
1
29
Судейство игр.
5
1
4
Итого:
102
8
100
Содержание программы.
Материал программы разбит на два раздела: раздел основы знаний и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний - 2 занятия
- понятие о технике и тактике игры;
- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.
II. Технико-тактические приемы - 100 занятий
1. Подачи - 10 занятий
- техника выполнения прямой нижней подачи;
- прямая верхняя подача;
- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.
2. Передачи - 20 занятий
- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;
- приём мяча снизу двумя руками;
- верхняя передача двумя руками над собой через голову;
- верхняя передача двумя руками в прыжке.
3. Нападающий удар - 10 занятий
- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);
-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
4. Комбинированные упражнения - 20 занятий
- подача - передача;
- подача - передача - нападающий удар;
- передача - нападающий удар - передача (игра в защите).
5. Учебно-тренировочные игры - 31 занятие
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа.
6. Судейство игр - 5 занятий
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их
дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал;
Волейбольные мячи - 20 шт;
Набивные мячи -10 шт;
Скакалки - 20 шт;
Стойки с волейбольной сеткой;
Список используемой литературы.
Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М - «Физкультура и спорт» 1979 г.
А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М - «Физкультура и спорт» 1982 г.
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М - «Просвещение» 1989 г.
Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. - Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.
Программы для внешкольных учреждений. Просвещение. 1986г.