Доклад Урок физической культуры в 5 классе в условиях перехода на ФГОС ООО

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Урок физической культуры в 5 классе в условиях перехода на ФГОС ООО




Доклад

Урок физической культуры в 5 классе

в условиях перехода

на ФГОС ООО.



Учитель физической культуры:

Пономарева Л.П.





Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально.

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, он обязательно закладывает основу для будущего.

Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Главный смысл обучения по ФГОС - учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя - научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать активной личностью.

Деятельностный подход существенно расширил целевые установки образования в сфере физической культуры и изменил программное содержание образования по физической культуре.

Предмет физическая культура включает в себя три основных учебных раздела:

1.Знания о физической культуре включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».

2.Способы двигательной (физкультурной) деятельности содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
3.Физическое совершенствование это наиболее значительный раздел по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно- ориентированная физкультурная деятельность»

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой. Провожу теоретические уроки, включая способы физкультурной деятельности: например: «Как формировать правильную осанку», на этом же занятии знакомлю с подбором упражнений для формирования правильной осанки с правилами проведения самостоятельных занятий.

Путём повышения самостоятельности и познавательной активности стараюсь формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, стремление к систематической заботе о своём теле и здоровье.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования по физической культуре являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками.

Примеры применения инновационных технологий на своём уроке.

В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья.

Ориентируюсь при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленного на укрепление физиологического и психологического здоровья:

• принцип двигательной активности;

• принцип оздоровительного режима;

• принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;

• принцип реализации эффективного закаливания;

• принцип психологической комфортности

• принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

С целью реализации дифференцированного подхода я практикую проведение мониторинга, направленного на выявление уровня физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале учебного года - сентябрь и в конце года - май).

Анализируя данные мониторинга, выявляю слабые стороны подготовки, на что следует уделять больше внимания (в 5-6 -классах на силовую подготовку).

Мониторинг позволяет отслеживать уровень овладения физическими качествами каждого обучающегося, а подход, организованный по уровню развития, способствует выявлению и развитию задатков и способностей обучающихся. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, использую комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке, которые мы составляем вместе. При этом, я не сравниваю его с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравниваю с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.

Для повышения двигательной активности самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет, частично, удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели. На своих уроках стремлюсь поддерживать высокую моторную плотность уроков и отдаю предпочтительный выбор упражнений, имеющих оздоровительный эффект.

В водную часть каждого урока обязательно включаются упражнения на координацию движений, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую

игровой, соревновательный метод ,метод круговой тренировки, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия на проведение самоконтроля, который позволяет проверить, как организм переносит физическую нагрузку (измерение ЧСС).

Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.

Игровые и соревновательные методы обучения незаменимы в практике физического воспитания. Движения, входящие в широко распространенные подвижные игры, естественны, понятны и доступны для детей. Играя, дети овладевают необходимыми навыками и умениями. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности.

Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их самостоятельно, когда они работают в парах или группах.

Уделяю внимание на своих уроках домашним заданиям. Мною разработаны и собраны комплексы домашних заданий /без предмета, со скакалкой, с гантелями/. Выполняя домашние задания, дети приучаются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, развитию интереса к подвижным играм для организации активного отдыха и досуга.

Использую на своих уроках технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения).

Учитывая интересы и склонности обучающихся, их индивидуальные особенности предоставляется разноуровневый по сложности учебный материал, способствующий физическому развитию и дающий возможность полноценно заниматься на уроках, детям с разными физкультурными группами. Разноуровневые задания (для основной и подготовительной группы), (для мальчиков и для девочек), (для групп по физической подготовленности), которые дают возможность раскрыть возможности каждого обучающегося, использовать их для более полного развития личности, а также развивают у них уверенность в собственных силах, формируя чувство собственного достоинства и желание заботиться о своем здоровье.

Для поддержания интереса к своему предмету предлагаю детям самостоятельный поиск необходимой соответствующей информации как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения при его выполнении. Например, начиная обучение опорному прыжку, мы совместно объясняем, что прыжок через коня или козла - это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.

Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе разучивания уделяю внимание на предполагаемый результат обучения, а также работе с представлениями об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить данное двигательное действие). На этапе углубленного изучения организую работу в группах по выполнению серии упражнений по таблицам, с применением ИКТ. На этапе совершенствования концентрирую внимание на выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Каждого школьника направляю на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой. Ситуация успеха - это результат совместной деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности ученика сопоставим с моими ожиданиями.

Например, при обучении технике выполнение кувырка назад задача максимум - овладеть техникой. И на это отводиться несколько уроков. Но на каждом уроке у детей стоят также свои минимальные задачи. У ученика, более быстро освоившего движение, задача на уроке более сложная, чем у слабого ученика. Сильному ученику я, например, предлагаю после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные положения по его выбору. При этом всегда прошу сильного ученика помочь более слабому в освоении техники выполнения изучаемого движения и постараться объяснить своему подопечному, почему у него это движение не получается. А, выполнив своё задание, все учащиеся должны с помощью товарища или самостоятельно объективно оценить данное выполнение. И обязательно при любом результате их должно ждать одобрение, подбадривание с моей стороны.

Использую на своих уроках технологии коллективного обучения. Работа в группах / по уровням физической подготовки каждого ученика данного раздела учебной программы/, работающих совместно над решением какой-либо проблемы. Например: самостоятельно составить акробатическую комбинацию из изученных элементов. В процессе работы в группах происходит общение не только между учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включатся механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливаются социальные контакты с другими членами коллектива на принципах взаимоуважения и взаимопомощи.

Во время выполнения задания обучающиеся осваивают: умение организовывать самостоятельную деятельность; развитие творческого подхода с учётом требований её безопасности.

Игровые технологии занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность - это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. В игре вырабатывается коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств. Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать коммуникативной и социальной компетенцией. Практика показала, что игра - это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности. Так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.

При проведении урока по новым стандартам использую технологию встречных усилий учителя и ученика. Это обеспечивает свободу в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи. Например: при выполнении ведения мяча в баскетболе даю возможность детям самостоятельно выполнять задания по отработке техники ведения мяча по своему усмотрению (высокое, низкое, правой (левой) рукой с изменением направления движений и т.д.). Выполняя это задание, ребята осваивают умение по планированию собственной деятельности и стараются технически правильно выполнять двигательное действие, анализируя и объективно оценивая результаты собственного труда т своего товарища. Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.

На своих уроках уделяю внимания на развитие практических навыков, необходимых в разных жизненных ситуациях; на развитие личности школьника, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

На каждом уроке стремлюсь к формированию у детей устойчивого интереса, положительного отношения к урокам, к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Без этого компонента все усилия по модернизации физического воспитания бессмысленны.

Задача учителя и ученика - прогрессировать - это самое важное. Если есть прогресс, тогда стоит повысить оценку и поставить пятерку, даже если ребенок по табличным тестам с трудом выполняет задание на «удовлетворительно».


© 2010-2022