Методический материал на тему Игровая деятельность-как средство оптимизации двигательной активности

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровая деятельность - как средство оптимизации двигательной активности младших школьников

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая восприимчивость этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка…

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляет сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательной школы, высокое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. При распределении учащихся по группам здоровья 21% учеников отнесены к 1 группе, 57% и 22% - соответственно ко 2 и 3 группам. У многих первоклассников наблюдается малый объем двигательного опыта, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно - двигательного аппарата. дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно - кишечного тракта и др.

Функциональные отклонения, на которые, к сожалению все еще не обращают достаточного внимания родители, педагоги и многие практические врачи, является плацдармом для возникновения в дальнейшем серьезных заболеваний. Сегодня совершенно четко установлено: не менее 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в детский возраст. Связано это с тем, что детский организм вследствие свойственных ему анатомо - физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а потому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые не только бы исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития детей, повышению их общей работоспособности и успешности учебной деятельности.

Игра - важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников.

Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это … запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законами биологии, приводящее к детренированности «рабочих» функций и перетренировке «регуляторов» деятельности. Ведь движения является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.

При интенсивной и/или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:

- снижения продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, вовремя выполнения учебных заданий);

- ослабления внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частные отвлечения, рассеянность внимания);

- ухудшения регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движения);

- появляется чувство усталости.

Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Однако при неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения поведении и деятельности учеников. Симптоматика переутомления отличается обычно малой очередностью, стертостью и большой изменчивостью; в то же время для большинства случаев характерны:

- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

- функциональные нервно-психические расстройства (потеря аппетита, нарушения сна, появления чувства страха, истеричности, плаксивости, раздражительности, нервных тиков и др.);

- стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипотоническому или гипертоническому типу);

- снижения сопротивления организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Указанные признаки уже не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьникам необходим не только более длительный отдых, но и в ряде случаев - лечение с применением медикаментозных средств.

Именно посредством движения в младшем школьном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формования физиологической основы всех бедующих кондиций человека. Если в этот период не сосредоточить необходимых педагогических усилий на составляющих физического потенциала детей, то будут безвозвратно упущены самые подходящие время и условия для закладывания основ их физического, психического и нравственного здоровья.

Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16ч. в неделю. Однако существующая система сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологическую потребность детского организма в движениях. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал, что необходимого для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок младшие школьники недополучают на 50% ( М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова). Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка (Н.Т. Лебедева).

В специальной литературе для обозначения состояний ограничения мышечной деятельности используют два термина - гипокинезия, т.е. снижения общего объема двигательной активности, и гиподинамия (снижения тонуса, силы сокращения мышц и уменьшение напряжения мышечной системы). У младших школьников эти состояния, как правило, встречаются в сочетании.

Однако двигательная нагрузка может выступать не только в качестве фактора защитного действия, но и фактора риска, что происходит при ее передозировке. Под воздействием режима чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) могут возникнуть перенапряжения сердечнососудистой системы, ухудшение обмена веществ, неблагоприятные изменения в развитии детского организма в целом. И только оптимальный - среднеинтенсивный - режим двигательной активности создает у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.

В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования: во-первых, обеспечения необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня, во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие,в-третьих, соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровье и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды основу которых составляет свободное детское движение.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолеть различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

В зависимости от задач, требующих своего решения средствами игры, педагог определяет формы реализации игровых программ, принимая во внимание те общие и частные оздоровительно-профилактические возможности, которыми располагает каждая из них.

Ресурсы режима жизнедеятельности младшего школьника в обеспечении игровой двигательной активности

Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера с младшими школьниками.

Организаторские формы

Школа

Первая половина учебного дня

Гимнастика до учебных занятий , физкультурные паузы на общеобразовательных уроках, перемены, динамические паузы между уроками, уроки физкультуры.

Вторая половина учебного дня

Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня; физкультурные праздники и досуг; секции подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр;

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования.

Преимущественно вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции и школы

Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки

Каникулы

Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки


© 2010-2022