• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад на учебно-методическом сборе учителей физической культуры общеобразовательных школ городского округа Лосино-Петровский на тему «Общие закономерности занятий физическими упражнениями»

Доклад на учебно-методическом сборе учителей физической культуры общеобразовательных школ городского округа Лосино-Петровский на тему «Общие закономерности занятий физическими упражнениями»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на учебно-методическом сборе учителей физической культуры общеобразовательных школ городского округа Лосино-Петровский на тему: «Общие закономерности занятий физическими упражнениями»

И.С. Токарев, тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ г.о. Лосино-Петровский

15 мая 2014 г.

Систематические занятия физическими упражнениями вызывают адаптацию организма к физическим нагрузкам.

Между тем, для достижения максимального результата в ходе занятий физическими упражнениями необходимо соблюдать ряд принципов, которые лежат в основе любого тренировочного процесса:

- принцип пороговых нагрузок;

- принцип постепенности;

- принцип индивидуализации;

- принцип специфичности;

- принцип систематичности тренировочных нагрузок.

Известно, что не всякая, даже систематическая, физическая активность может рассматриваться как тренировка, поскольку повышение функциональных возможностей отдельных органов, систем и всего организма в целом (тренировочный эффект) возникает только в том случае, если систематические функциональные тренирующие нагрузки достигают или превышают некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна заведомо превышать обычную (повседневную бытовую или привычную тренировочную) нагрузку. Поэтому принцип пороговых нагрузок часто обозначают как принцип прогрессивной (нарастающей) сверхнагрузки.

Наиболее существенное правило при выборе пороговых тренирующих нагрузок состоит в том, что они должны находиться в определенном соответствии с текущими функциональными возможностями данного человека (его ведущих для данного упражнения систем). Так, одна и та же тренировочная нагрузка может быть пороговой или надпороговой (тренирующей) для малотренированного человека и ниже пороговой и потому неэффективной для высокотренированного спортсмена. Следовательно, педагогический принцип индивидуализации в значительной мере опирается на физиологический принцип пороговых нагрузок.

Из последнего также следует, что при определении тренировочных нагрузок преподаватель должен иметь достаточное представление о физиологических (функциональных) возможностях занимающегося физической культурой или спортом.

По существу, педагогический принцип постепенности в повышении нагрузки также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, так как пороговая тренирующая нагрузка должна постепенно увеличиваться по мере повышения функциональных возможностей тренирующегося человека.

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении величины тренировочного эффекта, однако выделить относительную роль каждого из них и степень взаимозаменяемости не представляется возможным. Роль каждого параметра физической нагрузки в значительной мере зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочном эффекте.

Чтобы вызвать тренировочный эффект, тренирующая нагрузка должна быть достаточно длительной. Это относится к длительности отдельных упражнений в тренировочном занятии, самого тренировочного занятия и тренировочного цикла в целом. Связь между интенсивностью и длительностью тренировочных нагрузок и тренировочным эффектом очень сложна. Она зависит от многих факторов, в частности, от того, какие функциональные системы, физические двигательные качества преимущественно тренируются. Однозначно то, что для достижения эффекта необходимо в период тренировочного занятия добиться состояния устойчивой работоспособности.

Пороговая длительность тренировочной нагрузки зависит от ее интенсивности: при более низкой интенсивности нагрузка должна быть более продолжительной. Общая пороговая продолжительность занятий физической культурой, при которой проявляется заметный тренировочный эффект, составляет для аэробной тренировки (выносливости) - 10-16 недель, для анаэробной (скоростно-силовой) - 8-10 недель.

Частота тренировочных занятий также находится в сложном взаимодействии с другими параметрами тренировочной нагрузки (интенсивностью и длительностью) и неодинакова для разных контингентов тренирующихся, целей и видов тренировки. В занятиях физической культурой одинаковый эффект может быть достигнут относительно короткими (интенсивными) ежедневными тренировками и продолжительными (но менее интенсивными) тренировками 2-3 раза в неделю. Наиболее эффективным является проведение каждой следующей тренировки в период стадии сверхвосстановления (суперкомпенсации), когда изначально повышены и работоспособность и уровень функциональных резервов. В зависимости от интенсивности предыдущей физической нагрузки стадия суперкомпенсации наступает через 36-48 часов после окончания занятия, что и определяет частоту проведения тренировок.

В общем случае пороговая частота занятий для тренировки выносливости составляет 3 - 5 раз в неделю, для скоростно-силовой тренировки - 3 раза в неделю.

Систематическое выполнение упражнения вызывает специфическую адаптацию организма, обеспечивающую более совершенное выполнение тренируемого упражнения. Отсюда следует, что тренировочные программы должны составляться так, чтобы развивать специфические физиологические способности, необходимые для выполнения данного упражнения или данного вида физической деятельности (принцип специфичности тренировки).

Специфичность тренировочных эффектов в значительной степени связана с принципом пороговых нагрузок. Дело в том, что тренировочные эффекты проявляются только в отношении тех ведущих для выполнения данного упражнения органов, систем и механизмов, для которых в процессе тренировки достигаются или превышаются пороговые нагрузки. Соответственно специфичность тренировочных эффектов выявляется в преимущественном или исключительном повышении уровня ведущих физических качеств, ведущих энергетических систем, в совершенствовании координации движений, состава и степени активности мышечных групп, участвующих в осуществлении тренируемого.

Среди огромного числа физических упражнений можно выделить упражнения, сходные друг с другом (по характеру функциональных запросов, координации движений, составу участвующих мышечных групп и т.д.). В этом случае использование сходных (по тому или иному признаку) упражнений в качестве тренировочных может вызвать сходные общие тренировочные эффекты. Например, выносливость и ее физиологические механизмы (повышение возможностей кислородтранспортной и кислородоутилизирующей систем) могут совершенствоваться при использовании в качестве тренировочных самых различных упражнений: ходьбы, бега, плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, езды на велосипеде. Данный физиологический принцип лежит в основе методики обучения двигательным действиям, а также развития физических качеств.

Зачастую наблюдается такое явление, как обратимость тренировочных эффектов. Она проявляется в том, что они постепенно уменьшаются при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или вообще исчезают при полном прекращении тренировок. После повышения тренировочных нагрузок или возобновления тренировочных занятий вновь возникают положительные тренировочные эффекты. У людей, систематически занимающихся физической культурой, заметное снижение работоспособности отмечается уже через две недели детренировки, а через 3-8 месяцев уровень физической подготовленности снижается до предтренировочного.

Свойство обратимости тренировочных эффектов диктует необходимость регулярных тренировочных занятий с достаточной (пороговой или надпороговой) интенсивностью нагрузок. Это свойство - важнейший биологический фактор, который лежит в основе педагогического принципа повторности и систематичности тренировок. При реализации данного принципа (определении тренировочного режима) следует учитывать цели тренировки, так как для сохранения тренировочных эффектов достаточны меньшие и более редкие тренировочные нагрузки, чем для повышения тренировочных эффектов.

Необходимо заметить, что у разных людей способность адаптироваться к тренировочным нагрузкам неодинакова. Наследственность играет главную роль в определении того, как быстро и в какой степени организм адаптируется к тренировочной программе. Поэтому адаптация разных испытуемых к одной и той же программе нагрузок будет разной. Колебания интенсивности клеточного развития, обмена веществ, а также нервной и эндокринной регуляции также обусловливают значительные индивидуальные различия. Именно эти различия объясняют, почему у одних людей наблюдаются значительные улучшения после занятий по данной программе тренировочных нагрузок, а у других после такой же программы улучшения минимальны или их вообще нет. Именно поэтому любая программа тренировочных нагрузок должна учитывать специфические потребности и способности отдельных испытуемых. На этом базируется принцип индивидуализации при планировании физических нагрузок.

Кроме этого, тренировочные адаптации весьма специфичны к типу физической деятельности, а также объему и интенсивности выполняемых физических нагрузок. Для улучшения мышечной силы, например, не следует акцентировать внимание на беге на длинные дистанции или выполнять медленные силовые нагрузки с низкой интенсивностью. Точно так же, при развитии общей выносливости нет смысла заниматься главным образом интервальными тренировками спринтерского типа. Поэтому, согласно принципу специфичности тренировочная программа должна обеспечить нагрузку тех физиологических систем, которые имеют решающее значение для достижения оптимальных результатов в данном виде спорта с тем, чтобы достичь специфической тренировочной адаптации.

Постоянно изменяющиеся возможности лиц, адаптирующихся к физическим нагрузкам (в процессе тренировки) служат основой для управления процессом адаптации. Успешное формирование требуемых признаков и свойств организма в этом случае возможно только на основе:

- выбора и обоснования эффективных средств и методов физической подготовки;

- учета динамики формирования требуемых признаков и свойств организма;

- коррекции применяемых средств и методов физической подготовки;

- постоянного контроля состояния организма занимающихся и динамики адаптивных возможностей.

Для выбора и обоснования эффективных средств и методов физической подготовки конкретных военных специалистов проводится анализ их профессиональной деятельности с целью выявления физиологических систем, анализаторов, мышечных групп, несущих основную нагрузку при ее выполнении.

Затем анализируются механизмы влияния различных физических упражнений на организм, эффективно функционирующие при этом физиологические системы, их резервы. На основе сопоставления полученных данных избираются такие упражнения, при выполнении которых достигается наиболее интенсивное функционирование мышечных групп, физиологических систем, обеспечивающих эффективность конкретной профессиональной деятельности. В результате достигается успешность деятельности соответствующих военных специалистов, так как вследствие их адаптации к избранным физическим упражнениям расширяются резервы тех физиологических систем, которые эту деятельность обеспечивают.

Чтобы были достигнуты указанные результаты, необходимо учитывать динамику формирования в процессе адаптации заданных свойств организма. Для этого избираются информативные методы оценки результатов адаптации (тренировки). К ним относятся:

- определение уровня физических качеств, на преимущественное развитие которых направлена физическая тренировка;

- определение функциональных возможностей физиологических систем, наиболее важных для обеспечения профессиональной деятельности;

- определение эффективности профессиональной деятельности (по наиболее важным тестам боевой подготовки);

- оценка субъективного состояния.

После оценки полученных результатов принимается решение об эффективности проводимой тренировки. При необходимости уточняются средства и методы дальнейшего физического совершенствования.

Для обеспечения успешной адаптации к физическим нагрузкам следует проводить постоянный врачебно-педагогический контроль за состоянием организма занимающихся, динамикой их адаптивных возможностей.

Таким образом, определение динамики результатов адаптации учащихся, их оценка и последующая коррекция средств и методов физической тренировки позволяют успешно управлять адаптационным процессом и формировать признаки и свойства организма, необходимые учащимся для эффективной деятельности.

При этом наиболее важными для практики физической подготовки учащихся являются следующие теоретические положения.

1. Закономерности адаптационных процессов позволяют определять содержание физической подготовки, ускоряющей формирование адаптационных возможностей организма учащихся, устойчивости к неблагоприятным воздействиям и, соответственно, эффективности учебной деятельности.

2. Применяемые средства и методы физической подготовки должны активировать необходимые мышечные группы и физиологические системы, имеющие наибольшее значение для обеспечения профессиональной деятельности.

3. В тренировочные занятия необходимо включать физические упражнения, при которых возникает та или иная степень кислородного голодания. В результате этого тренируется, совершенствуется функциональная система, в определенной мере предохраняя человека от многих неблагоприятных воздействий.

Перечисленные эффекты и обеспечивают защитное влияние высокой двигательной деятельности на организм, когда в этом возникает необходимость.

Таким образом, рассмотренные закономерности адаптации позволяют выбирать средства и методы физической подготовки, направленные на формирование необходимых учащимся свойств организма.


© 2010-2022