Консультация для воспитателей ДОУ по физическому воспитанию детей

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвижные игры и упражнения для «шустриков» и «мямликов»

Так называемые «шустрики»- гиперактивные дети , отличающиеся от остальных сверстников тем , что они, двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе. Эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а «заразившись» ею, быстро остывают и начинают вновь проявлять двигательное беспокойство. Нередко в категорию «шустриков» попадают дети с преобладающим холерическим типом темперамента. Однако следует учитывать: холерики, сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности, способны упорядаченно, длительно, самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера, в то время , как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого, цель которого - переключить их на спокойные виды игр.

Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с «шустриками» , - создание условий для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом, предупреждение и снятие двигательного беспокойства, формирование умения точно выполнять задания взрослого, развитие слухового ( зрительного ) внимания.. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал, например «Найди и промолчи», «Тише едешь - дальше будешь» , а так же индивидуальные коррекционные игры и упражнения, способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга. ( успокаивающие и расслабляющие игры типа «Шалтай -балтай» «на морском берегу», « Волшебный цветок»)Особое место могут занять игры , которые развивают координацию движений, чувство равновесия , тонкую моторику рук ( «Верёвочные игры» «Что изменилось в движении партнёра?» «Закати шарик в лунку»).

Организуя коллективные игры со всей группой, на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных, умею их удерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверяют «шустрикам» , так как они не бояться новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие ловкости и быстроты.

Другая группа воспитанников , так называемые «мямлики»- тревожные , легко ранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени, предпочитают одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощённых сверстников .Вместе с тем именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность, в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.

Для «мямликов» будут весьма полезны релаксационные упражнения: они не только способствуют снятию мышечных зажимов, но и позволяют установить эмоционально положительные , доверительные отношения со взрослым и детьми («Сосулька» , «Цветик -семяцветик» и д.р.). С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движения ( «Поймай комара», «Удочка», «Догони мяч!» «Поймай солнечный зайчик» и др.)

При взаимодействии с «мямликами» очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр; педагогу желательно время от времяни подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности, периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий удерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности ( клюшки , мячи, воздушные шары, лыжи , обручи и т.д.)











Система мер, направленных на активацию двигательной деятельности детей с низким уровнем двигательной активности («мямлики»)

  • Индивидуальные упражнения воспитанников в различных видах двигательной активности ( бег , прыжки и т.д.) в форме игровых упражнений , в малых подгруппах, включающих детей с равным уровнем двигательной активности.

  • Эмоциональная поддержка инициативности детей в отборе подвижных игр для самостоятельной двигательной активности.

  • Подключение к самостоятельной деятельности с целью инициирования динамичных видов активности.

  • Объединение детей разной подвижности в совместной парной игре , предоставление им одного предмета на двоих ( мяч , обруч и т.д.), показ вариантов действий («бег на трёх ногах»)

  • Индивидуальное обучение ребёнка правилам новой подвижной игры, которая будет разучиваться с остальными детьми позже, с тем, чтобы малоподвижный ребёнок мог исполнить роль ведущего или ловишки.

  • Внесение стимулирующих проявление двигательной активности спортивных атрибутов и спортивного инвентаря (Султанчики, скутера, велосипеды и т.д.) с целью поддержания интереса к самостоятельной двигательной активности малоподвижных детей.

  • Использование специальных игр и упражнений, направленных на развитие ловкости и быстроты движений( «Удочка», «Бадминтон», «Городки» и др.)

  • Применение упражнение и заданий ,которые помогаю детям почувствовать уверенность в движениях , оценить свои умения: пробежать «змейкой» не задев предметы; метать в различно расположенные цели и т.д.







Система мер, направленных на упорядочение двигательной деятельности детей с высоким уровнем двигательной активности («шустриков»)

  • Использование подвижных игр и упражнений, требующих соблюдение игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал («Найди и промолчи», «Тише едешь - дальше будешь»)

  • Использование игр и упражнений, развивающих грацию и пластику движений («Море волнуется» , игры с воздушными шарами и т.д.)

  • Объединение ( без навязывания) в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставление им одного предмета на двоих (мяч, обруч и скакалка), показ вариантов действий .

  • Индивидуальное усложнении задания, внесение в подвижную игру элементы драматизации, познавательных и логических заданий, введение игр- путешествий, викторин и т.д.

  • Использование этюдов психогимнастики, направленных на расслабление отельных групп мышц и нормализацию психического тонуса ребёнка, в том числе с помощью специальной музыки, тематически связанной с сюжетом; релаксация в сочетании с естественными звуками природы.

  • Использование метода принудительно- облегчённого упражнения, побуждающего детей с помощью оборудования или ориентиров выполнить действие с заданными параметрами.

  • Увеличение количества повторений игровых действий в общей игре («Эстафета с обручем» и т.д.)







Игры для детей с высокой потребностью в движении.

«Стань первым» ( игровое упражнении для детей 4-7 лет)

Цель: способствовать снятию двигательного беспокойства; упражнять в ходьбе в быстром темпе с преодолением препятствия; развивать координацию движений , ловкость, умение слушать и слышать воспитателя, реагировать на сигнал.

Ход игры: Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные и специально подобранные препятствия ( дуги для подлезания, модульное бревно и т.д. )_ Педагог называет имя одного из ребёнка. Названный ребёнок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

«Найди себе пару» ( бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель: Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным , танцевальным и приставным шагом вперёд, в стороны и назад; развивать координацию движений, ловкость ; формировать умение точно выполнять задания взрослого; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки.

Ход игры: Дети спокойно ходят по залу парами, держась за руки. По первому сигналу воспитателя ( хлопок в бубен) , расцепляют руки и разбегаются в разных направлениях по всему залу. По сигналу ( удар в бубен) : «Найди себе пару» - детям предлагается быстро найти свою пару и взяться за руки. Воспитатель встаёт в пару с одним из детей. Ребёнок оставшийся без пары считается проигравшим.

«Кати , толкай - прочь не выпускай!» (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель: Упражнять в передачи и катании мяча разными способами: руками , ногами; развивать быстроту реакции, ловкость; формировать положительные отношения между играющими; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом.

Ход игры: Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Взрослый (ведущий) вкатывает в круг один за другим 5-7 теннисных мячей. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно толкать только ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры . ведущий вкатывает дополнительно 3-4 мяча.

«Скучно , скучно так сидеть!» ( бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Цель: Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на звуковой сигнал; продолжать согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; способствовать амортизационной функции стопы.

Ход игры: По обеим сторонам площадки расставляются стулья по количеству игроков. Дети садятся на один ряд стульев, воспитатель встаёт сбоку от них. Произносят текст:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку всё глядеть.

Не пора ли нам подняться

И местами поменяться ?

Ведущий : «Раз- два - три- беги!.

Дети поднимаются и бегут на противоположную сторону площадки, стараясь , как можно быстрее занять любой стул. Ребёнок оставшийся без стула считается проигравшим.

«Самые ловкие» ( бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель: Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции ; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укрепления мышц туловища и рук.

Ход игры: На игровом поле на расстоянии 2-2,5 метров начерчены две линии, за ними встают игроки. Из числа играющих выбирается ловишка. Он занимает место между двумя линиями в центре игровой площадки. Дети начинают перебрасывать друг другу мяч , называя имя того ребёнка, кому бросают мяч. Задача водящего - перехватить мяч , не дав ему попасть в руки игроков. Если мяч поймал водящий, игрок, бросивший мяч, становится водящим.







Игры для детей с низкой потребностью в активных движениях.

«Заморожу» ( бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель: Упражнять в быстрой смене движений рук; способствовать повышению интереса к двигательной деятельности; развивать координацию движений, ловкость; создавать условия для повышения уверенности в собственных силах; укреплять мышцы рук и плечевого пояса.

Ход игры: Играющие образуют круг и вытягивают руки к центру. Водящий -Морозко стоит в центре круга. Дети подпрыгивают на месте и приговаривают «Не боимся мы угроз, и не страшен манн Мороз!» при приближении Морозка , дети прячут руки за спину, а тот старается кого -нибудь осалить по руке.

«Юла» ( бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель: Формировать умение вращать обруч, установив его вертикально на полу, а так же физические качества ( ловкость , быстроту, общую выносливость); способствовать повышению интереса к двигательной деятельности; поощрять инициативу детей самостоятельно организовывать и проводить несложные подвижные игры; создавать условия для проявления успешной двигательной деятельности.

Ход игры: Играют 2-4 детей. Поставив обруч на пол, придерживая его сверху рукой, иг8роки должны быстрым движением закрутить его одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем отпустить и дать прокрутиться. Выигрывает тот игрок , чей обруч крутился дольше.

«Догони обруч» ( бессюжетная игра для детей 2-4 лет)

Цель: Обогащать двигательный опыт различными видами физических упражнений; развивать навыки бега на скорость; формировать , быстроту, общую выносливость , желание участвовать в совместных играх со сверстниками; поощрять самостоятельные игры со спортивным инвентарём в помещении и на улице; способствовать укреплению связачно- мышечного аппарата стоп и голеней.

Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу у линии старта. За их спинами стоит водящий, держа обруч. Водящий запускает обруч вперёд и говорит «марш». Дети бегут за обручем стараясь поймать его. Выигрывает тот участник, кому удаётся сделать это первым.

«Волейбол с воздушными шарами» (бессюжетная игра для детей 2-5 лет)

Цель: Обогащать двигательный опыт различными видами физических упражнений; развивать навыки подбрасывания воздушного шара партнёру по игре; формировать ловкость, общую выносливость и желание участвовать в совместных играх со сверстниками; поощрять самостоятельные игры с воздушными шарами; способствовать укреплению мышц рук.

Ход игры: Дети встают в пары друг против друга и начинают перебрасывать шар , партнёру по игре, отбивая его. Игрок , не сумевший отбить шар , выходит из игры на 1 кон.

© 2010-2022