Особенности отбора учащихся в секцию спортивного радиоориентирования

      Задачи отбора, с одной стороны – завершение спортивной ориентации, выбор спортивной специальности для  подростков, а с другой – снижение текучести, повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. По месту и средствам проведения отбора весь этот процесс, который может продолжаться несколько лет, можно условно разделить на два этапа. Первый этап проводится в процессе и по окончании начальной подготовки, второй – при обучении на последующих этапах подготовки.       Отметим общие особе...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Особенности отбора учащихся

Задачи отбора, с одной стороны - завершение спортивной ориентации, выбор спортивной специальности для подростков, а с другой - снижение текучести, повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. По месту и средствам проведения отбора весь этот процесс, который может продолжаться несколько лет, можно условно разделить на два этапа. Первый этап проводится в процессе и по окончании начальной подготовки, второй - при обучении на последующих этапах подготовки.

Отметим общие особенности отбора для спортивного радиоориентирования:

1. Для повышения достоверности отбора необходим углубленный анализ многих качеств, что часто не под силу одному, даже очень квалифицированному педагогу. Здесь нужны бригады специалистов и современная техника.

2. По имеющимся на сегодняшний день данным о подростке нелегко угадать развитие способностей на 6-10 лет вперёд, когда они должны раскрыться в полной мере.

Пункты 1 и 2 определяют основные трудности отбора.

3. Одарённость в спортивном радиоориентировании не следует проверять по результатам специальных тестов на технику пеленгации и поиска, а тем более по результатам соревнований. Такие результаты отражают (да ещё с известной долей везения) подготовленность, тренированность, умения в данном виде и на данный момент. Важно выявить предрасположенности к обучению, тренировке, соревнованиям, поэтому информативнее не сами результаты, а динамика этих результатов за год или больше. Отбор талантов не может быть одноразовым действием.

Задачи отбора будут выполнены тем успешнее, чем точнее будет определена степень соответствия качеств испытуемого (с учётом прогнозируемого развития и компенсации) идеальному набору качеств спортсмена высокого класса в данном виде.

На первом этапе важно выявить основные качества, которые будут помогать или препятствовать делу, которые не поддаются развитию, совершенствованию или устранению и не компенсируются. Трудно, например, ожидать в будущем больших успехов в спортивном радиоориентировании от ребёнка, имеющего недостаточную разрешающую способность слухового анализатора по частоте и по уровню одновременно. Состояние органов чувств и функциональных важнейших систем юных спортсменов проверяет врач. Педагог с первых дней обучения при помощи наблюдений, бесед с ребятами и родителями, индивидуальных заданий, тестов собирает информацию для получения возможно более полных данных по следующим качествам:

  • состояние физического развития и его ход;

  • умственное развитие (интеллект);

  • способности к усвоению новых знаний и освоению новых видов деятельности;

  • важнейшие качества психики (память, внимание и их свойства);

  • основные свойства личности (темперамент, черты характера);

  • уровень мотивации к занятиям этим видом радиоспорта;

  • наличие условий для занятий спортом (успеваемость, бытовые условия и т.п.);

  • возможные наследственные отклонения в физическом развитии, нежелательные для спортивной радиопеленгации;

  • общий уровень здоровья, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Очень важно на этом этапе распознать активный и устойчивый интерес к участию в спортивных соревнованиях, спортивный характер, а также интерес к технике.

Первый этап отбора лучше всего завершить в конце первого года обучения, непременно после участия новичков в нескольких соревнованиях (но обязательно по полной программе спортивного радиоориентирования). Наиболее способные переводятся на следующий этап обучения.

На втором этапе отбор проводится с целью максимально достоверно установить возможности роста в спортивном радиоориентировании. Подвергаются оценке, помимо указанных выше (на более высоком уровне анализа), следующие качества:

  • совершенство функциональных систем энергообеспечения и экономичности энергопотребления;

  • способность переносить большие нагрузки, характерные для современного спорта;

  • мировоззрение, широта и содержание интересов, направленность личности (система целей);

  • устойчивость, а также способность к распределению, переключению и концентрации внимания;

  • способность к психологической саморегуляции, устойчивость к сбивающим факторам в соревнованиях;

  • отношение к труду, другим людям и самому себе;

  • самостоятельность, настойчивость в достижении цели;

  • дисциплинированность, уровень нравственных устоев;

  • способность быстро реагировать на изменение обстановки;

  • творческий характер мышления, развитие воображения;

  • чёткость пространственных представлений и восприятия;

  • прочность фундаментальных знаний, важных для данного вида спорта, и умение использовать их на практике;

  • способности к освоению материала, к быстрому и правильному закреплению сложных технических приёмов, навыков, характерных для спортивной радиопеленгации.

Динамика этих важнейших для спортивного радиоориентирования качеств наряду с состоянием здоровья прослеживается на основании углубленных психолого-педагогических исследований и медицинских обследований и тестирований в процессе занятий, специальных тренировок и соревнований.

Ещё несколько замечаний. Установлено, что нет особых личностных различий между представлениями разных видов спорта. В спортивном радиоориентировании, как сложном индивидуальном техническом виде, больше шансов на успех имеет интроверты, т.е. личности, склонные при выполнении деятельности полагаться на самих себя, в высокой степени самостоятельные и самокритичные. Хотя достижению высокого мастерства способствует большое количество важных качеств, тем не менее, в спортивном радиоориентировании спортсмены очень часто успешно компенсируют недостающие качества другими. Очень важно помнить, что психологические возможности новичков, могут быть значительно усовершенствованы в ходе многолетней тренировки, поэтому нужно искать не только готовые, сформировавшиеся черты характера, но и задатки их. Совершенно очевидно, что особенности психики каждого ребёнка, также как и особенности его физического развития и технической подготовки, могут принести положительный эффект при различном сочетании отдельных качеств. Так, одни спортсмены добиваются успехов главным образом в результате своего трудолюбия и устойчивости интересов, другие - благодаря решительности и активности в тренировках и соревнованиях. Не является обязательным тип телосложения, хотя это качество и может способствовать достижению успеха (или мешать) в какой-то степени или при каких-то условиях.

Главным же моментом для зачисления юного спортсмена в секцию, является его желание заниматься спортивным радиоориентированием, и чем это желание больше, тем больше шансов на успех. Не последнюю роль играет и интуиция тренера.

Известно, что ведущими волевыми качествами спортсмена, занимающегося спортивным радиоориентированием, можно считать самостоятельность, инициативность, выдержку, так как все задачи, которые стоят перед спортсменами, как в техническом, так и в тактическом отношении, выполняются ими в одиночку и спортивная борьба на трассе проходит заочно. Поэтому очень важно во время отбора узнать как можно больше о ребятах, заложены в их характере качества потенциального бойца. Например, с большим вниманием следует относиться к ученикам, которые живут далеко от места занятий и вынуждены много времени тратить на дорогу. Преодолевая первую трудность, он делает первый шаг к своей будущей победе. Проверяя трудолюбие новичков нельзя предлагать им такие упражнения, которые по нагрузке окажутся чрезмерными.



© 2010-2022