Методическая разработка Концепция сохранения здоровья

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ «ТРАНСФОРМЕР - 2012»


РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





Студент Альметьевского колледжа физической культуры





Научный руководитель: Камалова Э.И.

преподаватель ГАОУ СПО «Альметьевский

колледж физической культуры»









2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……...........3

Глава 1 Влияния занятий физическими упражнениями на успеваемость детей школьного возраста.………………………..............................................................................5

  1. Усталость, утомление и их причины. Умственная и физическая работоспособность………………………………………….……...........5

  2. Влияние физических упражнений на умственное развитие

школьника и взаимосвязь мышечной активности и

умственной деятельности…………………………………...…...............12

Глава 2. Осуждение результатов исследования……………………………… ......... .14

2.1. Педагогическое наблюдение активности учащихся на уроках в

школе…………………………………………………………….............14

2.2. Опрос отношения учащихся к занятиям физической

культурой………………………………………………………...............14

2.3 Валеологический самоанализ «Я-физического» учащихся

8-ого класса ……………………………………………………...............15

2.4 Мониторинг успеваемости учащихся 8-ого класса………….. ............. 16

Заключение…………………………………………………………………… .......... 17

Библиографический список…………………………………………………….............18

Приложение




ВВЕДЕНИЕ

Одна из доминирующих черт XX в. - ограничение двигательной активности современного человека. 100 лет назад 96% трудовых операций выполнялись за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Наступило своеобразное противоречие с условиями окружающей среды: в то время, как все эволюционное формирование человека проходило под знаком высокой физической активности, в современных условиях эти качества оказываются мало применимыми. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает состояние, при котором многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества. Наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.

Актуальность. О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, еще во время Конфуция, в Древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце XIX века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. Возрождение скаутского метода воспитания подрастающего поколения на государственном уровне в любой стране мира может дать качественный скачок уровня жизни населения, но через 10-20 лет. В каждой семье родители желают своему ребенку хорошей судьбы, но не всегда сочетается желаемое с действительным, а почему? А потому, что родителям не хватает знаний и времени. В современное время дети большую часть времени просиживают в душных комнатах за компьютером или ноутбуком. Эту часть свободного времени они могли бы потратить на прогулки, занятия физической культурой и спортом. Многие родители не обращают на это внимания считая, что если ребенок дома значит он в безопасности, не замечая того, что просиживая дни и ночи за компьютером ребенок портит зрение, забрасывает учебу, у него нарушается осанка и многое другое. Все должно быть в меру и игры, и спорт, и обучение, и компьютер, лишь тогда все будет идти во благо ребенку. Учитывая все это, можно считать тему данной работы весьма актуальной и важной на сегодняшний день.

Цель исследования: Выявление положительного влияния физического развития школьника на его успеваемость.

Для достижения этой цели нами решались следующие задачи:

  1. Изучить влияние уроков физической культуры на умственную работоспособность учащихся на основе имеющейся научно-методической литературы

  2. Оценить успеваемость учащихся 8-ого класса по общеобразовательным предметам

  3. Выявить отношение учащихся 8-ого класса к урокам физической культуры

  4. Установить зависимость успеваемости учащихся от их двигательной активности

Объект исследования: Физкультура в школе.

Предмет исследования: Влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие школьников.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы

  2. Педагогический метод: наблюдение, опрос, изучение школьной документации и валеологический самоанализ

  3. Математико-статистическая обработка результатов

  4. Сравнение полученного результата.

Гипотеза: Повышение успеваемости учащихся средних общеобразовательных школ возможно, если:

  1. Увеличить уровень двигательной активности учащихся во время учебного дня.

  2. Повысить уровень информированности о состоянии здоровья, оценке своих собственных физиологических показателей, уровня физических качеств и психического состояния.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что урок физической культуры позволяет существенно повысить эффективность умственной работоспособности и успеваемости школьников.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ; родителями, имеющих детей, для гармоничного развития ребенка.

Глава 1. Влияния занятий физическими

упражнениями на успеваемость детей школьного возраста

1.1. Усталость, утомление и их причины. Умственная и физическая

работоспособность

Усталость - это чувство утомления, ослабления организма от работы, движения и т.п., слабость. [18]

Утомление - физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость - субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Например, занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют. У детей школьного возраста она проявляется зачастую до наступления ранних признаков утомления. [7; 14]

C физиологической точки зрения утомление является функциональным состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости. [Салодков А.С., 1978]

Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Внешние признаки утомления указаны в таблице 1.

Таблица 1

Внешние признаки утомления

Признаки

Небольшое физиологическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление I степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже

Дыхание

Учащенное (до 22-26 в 1 мин на равнине и до 36 - при подъеме в гору)

Учащенное (38-46 в 1 мин), поверхностное

Очень учащенное (более 50-60 в 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения

Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающим

Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации). Учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Внимание

Четкое, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды

Пульс, уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более

Сроки возникновения усталости зависят также от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости [14].

Работоспособность может быть снижена также вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.) [14].

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. [17]

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. [17].

При длительном и направленном умственном труде наступает утомление - объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств - аномально: может возникнуть резкое кратковременное повышение или до крайности ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоянию, когда представления, образы становятся расплывчатыми, «мысли убегают», прекращается желание трудиться, состояние организма длительно не восстанавливается. [12]

Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию процессов торможения в КБП и, как следствие, ухудшение общего самочувствия, пониженная работоспособность, утомление. Признаки незначительного, значительного и резкого утомления указаны в таблице 2.

Проявление первых признаков значительного, особенно резкого утомления - биологически необходимая защита от развития истощения организма, сигнал для прекращения работы, для реакции [12].

Волевым усилием можно заставить организм продолжать работу, что только отдалит (не ликвидирует!) утомление [12].

Таблица 2

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда

(по С.А.Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание


Поза


Движения


Интерес к новому материалу

Резкое отвлечение


Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Точные


Живой интерес, задавание вопросов

Рассеянное, частые отвлечения


Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками

Неуверенные, замедленные

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Сустливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Полное отсутствие интереса, апатия

Работоспособность (умственная) определяется как способность учащегося к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. [17]

Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности ССС, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообрази­тельность, добросовестность и т.д.). Кроме того, работоспособность опре­деляется тремя группами факторов:

- физиологического характера: состояние здоровья, половая принадлеж­ность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.;

- физического характера: воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения учебного места, температура воздуха, шум, вибрация и др.;

- психического характера: самочувствие, настроение, мотивация и т.д. На работоспособность в любой момент трудового процесса влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания. [16]

Изменение умственной работоспособности, наблюдение в течение дня, недели, учебного года отражают соответствующие поставленным целям, задачам корреляционно связанные с состоянием организма периоды врабатывания, стабильной, высокой работоспособности в период снижения. [12]

У младших школьников снижается работоспособность головного мозга уже со второго урока, а к четвертому уроку уже резко падает. В среднем и старшем возрасте также работоспособность учащихся значительно снижается на четвертом уроке и резко падает к шестому. [4]

Изучение недельной динамики работоспособности показало, что уже со среды постепенно начинает накапливаться утомление. Заметно снижается работоспособность в течение учебного года. Внимание и память начинают снижаться с января, а в мае и летние месяцы находятся на низком уровне [4]

Биоритмы отдельных органов и систем взаимодействуют друг с другом и образуют упорядоченную систему ритмических процессов - организацию деятельности организма во времени. Значительно снижаются психо-физические функции в периоды от 2 до 3 часов ночи и от 13:00 до15:00 часов дня. В период отдыха, сна реализуются на необходимом уровне восстановительные процессы [11; 12].

Работоспособность учащихся в течение учебного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности, снижения [12]

Нарушение биоритмов, учебных занятий, питания, отдыха, сна, двигательной активности может привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию болезни [11]

Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействуют на структуру и функции всех тканей организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения [11].

Установлено, что при начальных стадиях снижения умственной работоспособности у учеников эффективны кратковременные физкультпаузы [4].

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т.п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность [20].

Ученые из университета Кейптауна утверждают, что первая причина физической усталости человека лежит в мозге, а не в мышцах. По мнению исследователей, мозг для предотвращения повреждений мышц при интенсивных и длительных нагрузках вырабатывает специальные сигнальные молекулы, которые говорят о перенапряжении и усталости [14; 15].

Специалисты связывают усталость с действием сигнальной молекулы IL-6. Если ввести эти молекулы активному и не уставшему человеку, то он практически сразу почувствует усталость [15].

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений [7].

Функциональное состояние ЦНС - один из важных показателей здоровья. В то же время существует зависимость между данными показателями и уровнем физической работоспособности, ибо любой двигательный акт формируется на корковом уровне или в ряде подкорковых образований. В работах В.В.Розенблата (1969-1980) доказана огромная роль функционального состояния ЦНС в работоспособности человека. В одной из своих работ В.В.Розенблат (1975) указывал, что мышечная деятельность невозможна без вовлечения нервной части двигательного аппарата, само утомление при мышечной работе имеет центрально-корковый начальный механизм. Согласно представлениям М.Р.Могендовича (1970), способность организма длительно производить работу тесно связано с уровнем нервной регуляции всех его функций и в первую очередь моторно-висцеральных взаимоотношений. Повышение работоспособности школьника имеет весьма сложную нейрофизиологическую природу [1].

При физической работе малой и умеренной интенсивности и большой длительности, которая преобладает в трудовой деятельности человека, причинами утомления являются:

  • снижение и истощение энергетических резервов как в мышцах, так и в других органах, а также развитие гипогликемии и энергетического голодания мозга;

  • накопление метаболитов (шлаков) в мышцах и в крови, что сопровождается развитием ацидоза, гиперлактатемии и т.д., приводит к снижению эффективности процессов электромеханического сопровождения и ухудшению сократительной функции мышц;

  • изменения в деятельности автономной нервной и эндокринной систем, вследствие чего наступает несостоятельность работы кардиореспираторной системы, что приводит к снижению скорости доставки кислорода к работающим мышцам и ухудшению эффективности энергообмена в них;

  • нарушение терморегуляции и способности устойчиво регулировать и поддерживать гомеостатические механизмы [19].

При физической работе максимальной интенсивности, которая может продолжаться очень короткое время, утомление развивается вследствие:

  • несостоятельности длительной организации нейрональных механизмов координации движений такого темпа;

  • нарушения синаптической передачи на уровне центральных и периферических (нервно-мышечных) синапсов;

  • истощения готового энергетического резерва (АТФ, креатинфосфата) или его пространственной недоступности для сократительных белков и работы ионных насосов в разных секторах мышечных клеток [19].

Экспериментально многими авторами доказано, что положительное воздействие рациональной физической нагрузки на организм реализуется в восстановительном периоде, когда усиливается адаптивный синтез белка, способствующий обновлению и увеличению клеточных структур, повышению энергетического запаса и оздоровлению организма. Однако такие изменения должны подкрепляться последующими занятиями, иначе состояние организма снова вернется к исходному уровню [19].

По данным ученых, важнейшим механизмом физической работоспособности являются высоколабильная деятельность ЦНС, направленная на выполнение мышечной работы и приспособление к ней вегетативных функций, которые должны соответствовать энергетическим потребностям организма. [Гуменер П.И., 1980; Фарбер Д.А., 1988, и др.]

  1. Влияние физических упражнений на умственное развитие

школьника и взаимосвязь мышечной активности и умственной

деятельности

Многочисленными исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками. Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что очень важно!), но и как средство сохранения здоровья и работоспособности (что еще более важно!)[11].

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции [8].

Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации [3].

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоническое развитие всех отделов ЦНС. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма [2].

Для нормальной деятельности мозга нужно чтобы к нему поступали им­пульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы [17].

Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает [2].

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом [2].

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность [2].

Глава 2. Обсуждение результатов исследования.

2.1. Педагогическое наблюдение активности учащихся

на уроках в школе.

Педагогическое наблюдение проводилось в течение недели, в те дни, когда у 8 класса стоял в расписании урок физической культуры, с целью выявления положительного влияния урока физической культуры на активность учащихся в течение учебного дня. Для полной достоверности проводимого наблюдения и сопоставления и сравнения результатов, наблюдение так же проводилось в дни, когда в расписании отсутствовал урок физической культуры.

В ходе наблюдения учебного дня, когда есть урок физической культуры, было установлено, что в эти дни ученики более активны на уроках, внимательны и любопытны, сами проявляют инициативу к ответам и решениям упражнений у доски. На уроках в основном спокойны, т.к. они уже выполнили малый минимум двигательной активности на уроке физической культуры или же они в предвкушении, что сейчас будет урок физической культуры и они смогут там «расслабиться» от статического положения на предыдущих уроках, выполняя физические упражнения.

В те дни, когда расписание занятий состояло лишь из теоретических предметов, дети быстро уставали, им было не интересно на уроках и они с трудом пытались удержать внимание на объяснении учителем учебного материала, многие часто отвлекались на различные посторонние дела, но несмотря на это ученики на уроках показывали неплохие результаты и получали положительные отметки. Но все же в эти дни дети тратили свободное время на переменах не на то чтобы повторять пройденный материал и готовиться к уроку, а на беготню по коридорам школы.

В связи с этим педагогическое наблюдение выявило, что урок физической культуры способствует повышению познавательной активности детей, улучшению дисциплины и эмоционального подъема на занятиях и самое главное повышению работоспособность учащихся в течение учебного дня.

2.2. Опрос отношения учащихся к занятиям физической культурой

При проведении опроса ученикам задавались следующие вопросы (табл.4).

Таблица 4

Отношение школьников к занятиям физической культурой

и физическими упражнениями

Вопрос

Количество

ответивших

Да

Нет

1

Нравятся ли вам уроки физической культуры?

9

0

2

Регулярно ли вы посещаете уроки физической культуры?

7

2

3

Чувствуете ли вы усталость после урока физической культуры?

0

9

4

Испытываете ли вы какую-либо трудность во время учебного дня, когда в расписании нет урока физической культуры?

9

0

5

По вашему мнению, положительно ли влияют регулярные занятия физическими упражнениями на ваш организм?

3

6

6

Посещаете ли вы внеклассные спортивные секции?

8

1

7

Вы принимаете участие в каких-либо соревнованиях?

6

3

8

Участвуете ли вы на олимпиадах по гуманитарным и точным предметам?

5

4

По результатам опроса учащихся 8 класса выявилось положительное отношение к урокам физической культуры (100%). Учащиеся обучаемые в данном классе регулярно посещают занятия физической культуры (78%) и внеклассные спортивные секции (89%), но несмотря на это 67% опрошенных не понимают значения двигательной активности для нормальной жизнедеятельности человека. 67% учащихся участвуют в городских и школьных соревнованиях, занимая призовые места; 56% участвуют также в олимпиадах по гуманитарным и точным предметам. 100% опрошенных заявили, что в те дни когда у них нет урока физической культуры им трудно учиться, так же 100% учеников после урока физической культуры не чувствуют усталости, а наоборот становятся более активными и энергичными. Более подробно распределение ответов на вопросы можно увидеть в таблице 4.

2.3. Валеологический самоанализ

«Я-физического» учащихся 8-ого класса.

В эксперименте для определения физического самоимиджа, приняли участие учащиеся 8-ого класса Старосуркинской СОШ, куда вошли 9 человек. Знания испытуемых о своей телесности, как объекте Я-физического, измеряли и оценивали с помощью анкетного опросника «Самооценка Я-физического». Отвечая на вопросы анкеты, испытуемые оценивали свое физическое здоровье, функциональные возможности организма, уровень развития физических качеств, свое психологическое состояние.

«Самооценка Я-физического» во многих ответах оказалась очень высока и не всегда соответствовала действительности. Так 78% учащихся уверены, что их масса тела соответствует норме;

Методическая разработка Концепция сохранения здоровьяМетодическая разработка Концепция сохранения здоровья

78% утверждают, что практически не болеют; их физическая (67%) и умственная (78%) работоспособность повышается;

Методическая разработка Концепция сохранения здоровьяМетодическая разработка Концепция сохранения здоровьяМетодическая разработка Концепция сохранения здоровья

78% утверждают, что они за весь день не утомляются.

Среди 6 вопросов на 1 из них, об уровне нервозности, ученики дали наиболее правдивый ответ, 89% учащиеся, т.е. 8 из 9 ответили то, что они волнуются, т.к. многое у учеников и вправду вызывает волнение (приложении 2).

3.4. Мониторинг успеваемости учащихся 8-ого класса

Необходимо было выяснить эффективность влияния занятий физическими упражнениями на успеваемость школьников 8 класса. Для этой цели проводился сравнительный педагогический эксперимент, где сверялись данные за I четверть по общеобразовательным предметам до проведения исследования и за II четверть после проведения исследования.

Рабочая гипотеза заключалась в том, что проводимое исследование подтвердит наличие прямой зависимости школьной успеваемости учеников от их занятости различного рода физическими упражнениями. Итогом эксперимента являлись четвертные оценки учащихся (приложение 1) по результатам которых рассчитывалась достоверность различий и проверялась правильность выдвинутой гипотезы.

Полученное в исследование t меньше граничного значения t 0,05=2,12.

Отсюда следует, что различия недостоверны, а значит, недостаточно оснований говорить о том, что данная гипотеза является правдивой (табл.5).

Однако при проверке на нормальность распределения результатов, оказывается, что полученные результаты находятся в промежутке от -3δ до +3δ и можно утверждать о нормальности распределения результатов исследования.

В комплексном подходе включающего секционные занятия результаты в конце эксперимента достоверно улучшились.

Результаты, полученные в ходе математико-статистической обработки, указаны в таблице 5.

Таблица 5

Мониторинг успеваемости учащихся 8-ого класса

по общеобразовательным предметам

№ п/п

Предмет

X

±δ

m

t

р

I

II

I

II

I

II

1

Русский язык

3,9

3,7

0,7

0,3

0,3

0,1

0,7

≥0,05

2

Литература

3,9

4

0,7

0,7

0,3

0,3

-0,3

≤0,05

3

Чувашский язык

4,1

4

0,7

0,7

0,3

0,3

0,3

≥0,05

4

Английский

3,7

3,6

0,7

0,3

0,3

0,1

0,3

≥0,05

5

Математика

3,3

3,3

0,3

0,3

0,1

0,1

0

≤0,05

6

Информатика

3,9

3,9

0,3

0,7

0,1

0,3

0

≤0,05

7

История

3,8

4,1

0,3

0,7

0,1

0,3

-1

≤0,05

8

Обществознание

4

4,3

0,7

0,3

0,3

0,1

-1

≤0,05

9

География

3,9

3,8

0,7

0,3

0,3

0,1

0,3

≥0,05

10

Физ. культура

4,7

4,7

0,3

0,3

0,1

0,1

0

≤0,05

11

Физика

3,4

3,8

0,3

0,3

0,1

0,1

-2

≤0,05

12

ОБЖ

4,2

4,1

0,7

0,7

0,3

0,3

0,3

≥0,05

13

Химия

3,7

3,6

0,7

0,3

0,3

0,1

0,3

≥0,05

14

Биология

3,4

3,6

0,3

0,3

0,1

0,1

-1

≤0,05

* Х - средняя арифметическая величина;

δ - стандартное (квадратическое) отклонение

m - стандартная ошибка среднего арифметического значения

t - средняя ошибка разности

р - граничное значение для 5% уровня значимости.

Заключение

Проведя анализ литературы, было выявлено большое количество теоретических исследований по данной теме, но очень небольшой объем работ, направленный на разработку методик повышения уровня умственного или интеллектуального развития посредством физической культуры. Несмотря на наличие подобных методик, к сожалению, очень небольшое число энтузиастов занимаются претворением этих методик в жизнь. Хотя и вполне очевиден их положительный результат. Претворение этих методик в жизнь, возможно повышение общего интеллектуального уровня целого поколения детей.

Рабочая гипотеза нашла свое подтверждение лишь частично т.к. физическая культура, действительно положительно влияет на учебную успеваемость детей в школе. При этом была отмечена закономерность снижения среднего балла успеваемости, если имеет место фактор, что II четверть самая короткая в учебном году или же то, что некоторые учащиеся не полностью выложили свои силы на учебу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Взаимосвязь физической работоспособности с показателями здоровья//Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - С.133-152.

2. Влияние двигательной активности - (otherreferats.allbest.ru/sport/00011888_0.html)

3. Влияние физического воспитания на умственное развитие детей - (relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-woa/wa/Main?textid=966&level1=main&level2=articles)

4. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность учащихся//Л.А.Дробышева. Урок физической культуры. - Набережные Челны, 1997. - С.190-191.

5. Влияние физических упражнений на умственное развитие детей - (allwomens.ru/5165-vliyanie-fizicheskix-uprazhnenij-na-umstvennoe.html)

6. Влияние физических упражнений на умственное развитие детей - (zabolel.net/1078-vliyanie-fizicheskix-uprazhnenij-na-umstvennoe.html)

7. Внешние признаки утомления в режиме напряжения или сокращения

мышц//Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандорова. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - С.83-84.

8. Локалова Н.Р. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога* - (lib/sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=960)

9. Нервная система//Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Издание третье. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - С.53-56.

10. Определение и физиологические механизмы развития утомления//Солодков А.С., Салогуб Е.Б. Физиология человека. Спортивная. - Издание 2-е. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - С.233-236.

11. Организм человека как биосистема//Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Издание третье. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - С.31-42.

12. Особенности интеллектуальной деятельности студентов//Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Издание третье. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - С.127-141.

13. Петухова Н.А. Положительное влияние физической культуры и спорта на учебную успеваемость школьников - (studentbank.ru/info/php?view=34073)

14. Признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика - (litrabank.net/referat/234-priznaki-ustalosti-utomleniya-i-pereutomleniya-ix.html)

15. Причина усталости в мозге - (hnb.com.ua/news/s-zdorovie-prichina_ustalosti_v_mozge-1051)

16. Содействие умственному и эстетическому воспитанию на уроках физической культуры//Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя/В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А.Копылов и др.; Под ред. В.И.Ляха. - М.: Просвящение, 1998. - С.26-27.

17. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта - (gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture3.php)

18. Усталость//Толковый словарь русского языка/Под ред. проф. Д.Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996. - С.999.

19. Утомление и восстановление//Физическая культура: учеб. пособие/Е.С.Григорович [и др.]; под ред. Е.С.Григоровича; В.А.Переверзева. - Минск: Высш. шк. 2008. - С.95-98.

20. Учебный труд студента//Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Издание третье. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - С.114-118.


© 2010-2022