Программа факультативного курса «Прикладная физическая культура» (10-11 класс)

Программа «Прикладная физическая культура» предназначена для учащихся 10-11 классов оборонно-спортивного профиля. Программа занятий разделена на два учебных года (68 часов), 1 недельный час (34 часа в год). По прохождению курса ребята получают комплекс теоретических и практических знаний в области «прикладная физическая культура».
Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа факультативного курса

«Прикладная физическая культура»


АВТОР: Сафронов Александр Владимирович, учитель по физической культуре МБОУ г. Иркутска СОШ №7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для педагогов, работающих со школьниками, имеющими медицинский допуск к занятиям, в возрасте от 15 лет (10-11 класс). Программа занятий разделена на два учебных года (68 часов), 1 недельный час (34 часа в год). По прохождению курса ребята получают комплекс теоретических и практических знаний в области «прикладная физическая культура».

Прикладная физическая подготовка определяется в литературе, как «специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии».
Термин «прикладность» подчеркивает сугубо прагматическую направленность физического воспитания: на подготовку к значимой для каждой личности и общества в целом деятельности - профессиональному труду.

Актуальность. В современных условиях стоит вопрос о состоянии здоровья населения, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья. Так, например, в России, как показывает статистика, на протяжении последних лет снижается уровень здоровья населения во всех социально-демографических группах. Около 53% учащихся школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников не выполняют предусмотренные нормативы, а 20% признаются негодными к службе в армии по состоянию здоровья. В настоящее время проблема укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности людей, приобщения их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики. Поэтому значимость сферы физической культуры в современных условиях существенно возрастает. Однонаправленность в использовании традиционных средств физической культуры привела к тому, что постепенно само понимание физической культуры свелось к физическим упражнениям, к двигательной активности. Центральной задачей школы в условиях гуманизации образования является формирование у учащихся системы профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебной деятельности, общей культуры, органическим видом которой является физическая подготовка. Немаловажное значение в оптимизации физического состояния и здоровья, возрастание их интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности играет прикладная физическая подготовка. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся, ориентированна на получение соответствующих знаний, будет стимулировать к физической активности, повышать интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, а, следовательно, улучшаться психофизиологическое состояние, физическая работоспособность и состояние здоровья. Профилирование процесса физического воспитания имеет большое практическое значение для общества, так как оно является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров.

Новизна программы заключается в том, что методика преподавания прикладной физической культуры в общеобразовательной школе сочетается с программой по основам безопасности жизнедеятельности. Занятия по программе направлены на улучшение физического развития, физической подготовленности, функционального и психофизического состояния, воздействуют на мотивационно-эмоциональную сферу учащихся, ориентируют их на проявление большей физической активности и самостоятельности, увеличивают интерес и потребность в физкультурно-спортивной деятельности, а так же на формирование ответственности за своё здоровье.

Технология преподавания предмета «Прикладная физическая культура» для учащихся 10-11 классов оборонно-спортивного профиля, предусматривает взаимосвязь следующих дидактических элементов.

  1. Содержание: рукопашный бой, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, туризм, прикладное плавание.

  2. Методы организации деятельности по прикладной ФК: круговая тренировка, игры и игровые упражнения.

На занятиях по прикладной физической культуре у учащихся формируются такие жизненно важные психофизические качества как глазомер, устойчивость внимания, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, сенсомоторная координация. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, системы терморегуляции (выносливость к холоду, теплу, резким перепадам температуры, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам). Развивается общая выносливость, скорость, сила, воспитывается смелость. Формируются навыки (рациональная ходьба, преодоление различных препятствий, ходьба с рюкзаками, лазание по горизонтальной и вертикальной поверхности, переправы, преодоление естественных препятствий и т.д.)

В программе курса отсутствуют традиционные нормативы, критериями оценивания успешности прохождение данного курса будет комфортное восприятие физических и психологических нагрузок для освоения традиционных форм движения, что может быть выявлено в процессе собеседований и отслеживания освоения знаний, умений и навыков.

На занятиях необходимо учитывать индивидуально-функциональные возможности, интересы обучающихся и в связи с этим предоставлять им разноуровневые по сложности и трудности усвоения программный материал.

Цель:


Формирование специально-прикладных знаний, физических качеств и навыков, соответствующих объективной готовности учащихся к эффективной профессиональной деятельности и жизни в современных условиях.

Достижение этой цели обеспечивается через решение следующих задач:


  1. Содействие всестороннему развитию, направленному на формирование знаний умений и навыков в области «Прикладная физическая культура»;

  2. адаптация обучаемых к процессу профессиональной подготовки, формирование у них основ профессионально-прикладного двигательного фонда;

  3. оказание помощи и формирование основ подготовки обучающихся к воинской службе;

  4. обеспечение наилучшим образом формирования и совершенствования свойств и качеств личности в соответствии с функциональными возможностями учащихся, имеющих существенное значение для конкретной деятельности;

  5. изучение теоретических и практических основ по следующим разделам: - рукопашный бой, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, туризм, прикладное плавание, которые позволяют эффективно формировать знания, умения и навыки, необходимые для активного использования физической культуры в дальнейшей трудовой деятельности;

  6. повышение мотивации выпускников средних учебных заведений к непрерывному физическому развитию;

  7. развитие психофизических качеств: общей выносливости, быстроты движений, силы, выдержки, решительности, коммуникабельности, самообладания;

  8. разностороннее и гармоничное развитие способностей;

  9. воспитание личностных качеств, необходимых в жизни: дисциплинированности, организованности, волевых и нравственных качеств;

  10. улучшение состояния здоровья, что является важным фактором эффективности процесса физического воспитания;

  11. достижение физического совершенства и помощь в формировании навыков в оценивании своего физического и психологического потенциала;


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Разделы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

I

Рукопашный бой

(приёмы самозащиты).


17


3


14

Зачёт (техника)

II

Стрельба из пневматической винтовки и пистолета.

17

3

14

Соревнование

III

Туризм.

17

8

9

Соревнование

IV

Прикладное плавание.

17

6

11

Зачёт (техника)


ИТОГО

68

20

48




РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ


  1. РАЗДЕЛ.

Рукопашный бой (приёмы самозащиты) - 17 часов


Цели:

  • Раскрыть индивидуальные возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности.

  • Овладеть основными приёмами самозащиты.

Тематический план занятий


Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Меры безопасности. История развития рукопашного боя.

1


1

2

Разучивание и отработка подготовительных приёмов рукопашного боя.

1

2

3

3

Выполнение подготовительных приёмов в комплексе.


2

2

4

Разучивание и отработка приёмов защиты от ударов рукой, ногой.


3

3

5

Освобождения от захватов противника


2

2

6

Разучивание и отработка приёмов защиты от ударов ножом сверху, снизу, сбоку.

1

3

4

7

Обезоруживание противника.


2

2


Итого

3

14

17

Требования к знаниям и умениям по разделу рукопашный бой.

Учащийся должен:

знать:


  • Требования техники безопасности во время занятий;

  • общие вопросы организации и проведения занятий;

  • основы психологии общения;

  • основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.

уметь:

  • Выполнять подготовительные приёмы в комплексе.

  • уметь защищаться от ударов ногой, рукой, освобождаться от ударов противника;

  • защищаться от ударов ножом;

  • владеть приёмами обезоруживания противника;


  1. РАЗДЕЛ.

Стрельба из пневматической винтовки и пистолета - 17 часов


Цели:

  • Ознакомить учащихся с правилами проведения стрельб.

  • Научились обращаться с оружием.

  • Подготовка юношей к службе в рядах Российской армии.

  • Привлечение молодежи к занятиям стрелковым и военно-прикладными видами спорта.

Тематический план занятий

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Материальная часть оружия. Основы стрельбы.

Меры безопасности во время стрельбы.

1


1

2

Основы техники стрельбы.

1


1

3

Приёмы изготовки. Прицеливание. Спуск курка.

1

2

3

4

Изучение и освоение приёмов изготовки.

Тренировка.


4

4

5

Внесение поправок на прицельном приспособлении. Тренировка.


2

2

6

Совершенствование техники стрельбы.


3

3

7

Стрелковые соревнования


3

3


Итого

3

14

17


Требования к знаниям и умениям по разделу

стрельба из пневматической винтовки и пистолета

Учащийся должен:

знать:

  • Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб;

  • Знать материальную часть оружия и основ стрельбы;

  • Основы техники и тактики стрельбы;

  • Местоположение цента тяжести системы стрелок-оружие;

  • Варианты техники спуска курка;

  • тактику стрельбы.

уметь:

  • Правильно выполнить изготовку для стрельбы из положения стоя и с колена.

  • Стрелять с колена, стоя,

  • Самоскорректировать стрельбу;

  • Правильно дышать во время выполнения выстрела.

  1. РАЗДЕЛ.

Туризм - 17 часов

Цели:

  • Раскрыть индивидуальные психологические особенности учащихся.

  • Создать условие для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития навыков «выживания» в природе каждого участника.

  • Уметь применить полученные знания, умения и навыки в практической деятельности во время подготовки и проведения туристических походов.

Тематический план занятий


Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение.

Инструкция по технике безопасности для участников кружка и участников походов. Общие сведения о подготовке и проведении походов.

1


1

2

Понятие о туризме. Ориентирование

1

1

2

3

Материально-техническая база походов

1

1

2

4

Здоровье участников похода

0,5

0,5

1

5

Техника пешеходного туризма

0,5

1,5

2

6

Организация переправ

1

2

3

7

Опасности в туризме: мнимые и действительные

1


1

8

Разработка и подготовка походов . 1-дневный поход.

1

4

5

Итого

8

9

17

Требования к знаниям и умениям по разделу туризм.

Учащийся должен:

знать:

  • Требования техники безопасности в походе;

  • общие вопросы организации и проведения походов;

  • правила психологии общения в походе;

  • Способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

  • перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

  • правила приготовления пищи;

  • правила обустройства бивуака;

  • нормы личной и общественной гигиены, экологические требования.

уметь:

  • Применять указанные знания на практике;

  • ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

  • выполнять общие обязанности участника похода;

  • обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;

  • самостоятельно ориентироваться на местности;

  • свободно ориентироваться на природе.


  1. РАЗДЕЛ.

Прикладное плавание - 17 часов.

Цели:

  • Оказание первой доврачебной помощь пострадавшему на воде.

  • Общее повышение работоспособности и непосредственно закаливание.

  • Уметь уверенно ориентироваться и двигаться в воде,

Тематический план занятий


Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Меры безопасности. Общие сведения о прохождении раздела «Прикладное плавание»

1


1

2

Повторение и совершенствование техники плавания (различными способами)

1

2

3

3

Прыжки в воду, повороты


1

1

4

Плавание в сложных условиях.

1

2

3

5

Оказание первой помощи пострадавшему на воде.

1

2

3

6

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.

1

2

3

7

Освобождение от захвата «тонущего», буксировка по дистанции.

1

2

3


Итого

6

11

17

Требования к знаниям и умениям по разделу прикладное плавание.

Учащийся должен:

знать:

  • Требования техники безопасности во время занятий на воде;

  • общие вопросы организации и проведения занятий;

  • правила психологии общения в походе;

  • основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

  • теоретические основы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

уметь:

  • Применять указанные знания на практике;

  • владеть основами плавания в глубокой воде: уметь нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов;

  • плавать в усложнённых условиях: при появлении судорог, необходимости отдыха на воде;

  • оказать помощь пострадавшему на воде: подплывание, поиск под водой, освобождение от захвата, буксировка, выход с пострадавшим из воды;

  • оказать первую доврачебную помощь пострадавшему на воде путём проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. В.И. Лях., А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - Москва «Просвещение», 2004 г.

  2. Ю.М.Янсон Настольная книга учителя физической культуры. - М. «Просвещение» - 1999./ под редакцией В.И.Ляха.

  3. Б.И. Мишин. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. - Издательство «Астрель» -2002 г.

  4. Ривкин Е. Программа по туризму, Москва «АРКТИ» - 2001 г.

  5. Основы рукопашного боя. - М. «Просвещение» - 2003.

  6. Методические рекомендации при обучении плаванию. Москва «Просвещение» 2003 г.

  7. В.И. Косяченко. Рукопашный бой (обучение технике, приёмам и тактике поединка) - Волгоград. Издательство «Учитель» - 2004 г.

  8. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителей. - М., 2003.

  9. Первая медицинская помощь. - Москва «Просвещение» - 2001 г.

  10. Л.П. Матвеев. Теория и методика физкультуры. - М. физкультура и спорт. -1991г.

  11. Р.Т. Раевский. Профессионально-прикладная физическая культура. - М.-1986г.

  12. А.Я. Корх. Стрелковый спорт и методика преподавания М., -1996 г.

  13. Н.В. Барышева., В.М. Минияров. Основы физической культуры школьника (учебное пособие) - Самара , 1994 г.

  14. Б.О.Хренников. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «оборонно-спортивные кружки» 3-е переработанное и дополненное издание. - М. «Просвещение», 1987.

  15. И.К.Торопов. Программа для общеобразовательных учреждений по ОБЖ автор - Москва «Просвещение»,1997 г.

  16. В.Г.Бубнов., Н.В. Бубнова. Оказание экстренной помощи до приезда врача. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.

  17. А.Н. Кустов., П.П.Михеев., Н.А.Середа. Тактика задержания вооружённого преступника и невооружённого преступника. Брянск, 2004 г.

15

© 2010-2022