• Преподавателю
  • Физкультура
  • Особенности проведения уроков по физкультуре и ритмике в классах коррекционно – развивающего обучения

Особенности проведения уроков по физкультуре и ритмике в классах коррекционно – развивающего обучения

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности проведения уроков по физкультуре и ритмике

в классах коррекционно - развивающего обучения.

В классах коррекционно-развивающего обучения по физкультуре, как и по другим предметам, обучение должно проходить дифференцированно.

В классы КРО направляются дети с особыми образовательными потребностями (по результатам ПМПК).

В работе с такими детьми необходимо учитывать:

- оздоровление

- образование

- воспитание

- коррекцию характерных особенностей нервно-психического склада, своеобразия деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевую незрелость.

В этом и проявляется дифференциация обучения.

Трудности работы с детьми в таких классах:

- недостатки физического развития детей

- их чрезмерная подвижность

- невнимательность

- неумение сосредоточиться и др.

Учебная программа по физической культуре для детей с задержкой психического развития предусматривает решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Оздоровительная задача - это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.

К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; образование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.

Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством координационных и специальных упражнений.

Система физического воспитания в школе включает уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на уроках, упражнения и игры на переменах), во внеурочное время спортивно-массовые мероприятия.

Ведущее место в системе физического воспитания детей принадлежит урокам физкультуры.

Материал в программе подобран по видам двигательной деятельности, как и в общеобразовательных классах, однако, в связи с особенностями развития детей, он предлагается в уменьшенном объеме и включает следующие 4 раздела:

- «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»;

- «Основные формы движений, подвижные игры и игровые упражнения»;

- «Дифференцированная двигательная деятельность»;

- «Элементы спортивной деятельности».

Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в процессе учебной деятельности.

Задачи раздела «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» - это ознакомление с понятием «здоровый образ жизни»; формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью.

Программный материал сообщается учащимся на уроках в течение учебного года в виде кратких бесед. Следует использовать знания по охране здоровья, полученные учащимися на других уроках.

Раздел «Основные виды движений» включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазание, прыжки, метание, т.е. естественные движения, которые жизненно необходимы и потому являются основой физического воспитания. Задачи раздела: формирование базовых двигательных навыков; расширение двигательного опыта учащихся.

Значительное место в учебной программе занимают подвижные игры и игровые упражнения. Этим подчеркивается важность игр для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Подвижные игры используются в следующих целях: ознакомление с учебным материалом; закрепление навыков в овладении основными видами движений; закрепление пространственных ориентировок; формирование эмоционально-волевой сферы и физических качеств учащихся.

Третий раздел программы «Дифференцированная двигательная деятельность» введен с целью укрепления, развития систем и функций организма, физических качеств личности, раскрытия специальных двигательных способностей. Этот раздел включает в себя несколько подразделов. Учитывая всю важность данных видов движения для физического воспитания и развития детей с задержкой психического развития, целесообразно указать задачи по каждому подразделу.

Использование имитационных упражнений приходит на помощь учителю тогда, когда традиционные методы и средства оказываются бессильны. Имитационные упражнения помогают: привить интерес к физическим упражнениям; научить правильно выполнять простейшие упражнения; развивать воображение; создавать высокий эмоциональный фон.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов - это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разными мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Обеспечивая избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма, ОРУ помогают решить следующие задачи: формирование правильной осанки; обеспечение подвижности суставов; создание двигательного опыта; воспитание двигательных качеств и способностей; укрепление сердечно-сосудистой системы (укрепление сердечной мышцы, увеличение ударного объема сердца, улучшение ритмичности сокращений); развитие органов дыхания (укрепление диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, формирование навыков рационального дыхания); психическое развитие (развитие быстроты реакции, координации движений, осознанное овладение движениями).

Включение в учебную деятельность заданий на ориентировку в пространстве и строевых упражнений - важнейший аспект работы учителя физкультуры с детьми с задержкой психического развития. Пространственные ориентировки представляют большую сложность для данной категории детей, овладение ими проходить несколько этапов: на первом этапе изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения; на втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка; только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям, появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.

Таким образом, задача учителя состоит в следующем: выявить имеющийся у учащихся опыт пространственных ориентировок, определить, на каком этапе развития они находятся, и в соответствии с этим строить процесс педагогического воздействия.

Строевые упражнения следует вводить, когда учащиеся в достаточной степени владеют пространственными ориентировками.

Ритмическая гимнастика, являясь движением циклического характера, занимает одно из первых мест по так называемой «оздоровительной стоимости» среди многообразия физических упражнений. Использование элементов ритмической гимнастики неизбежно повышает резервы здоровья, решая следующие задачи: профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки, красивой походки, культуры движений; повышение работоспособности; создание высокого эмоционального фона.

Программный материал подраздела «Элементы акробатики» базируется на основе созданного у учащихся фонда двигательного опыта, двигательных качеств и способностей. Акробатические упражнения делятся на динамические (перекаты, кувырки, прыжки и др.) и статические (стойки и равновесия). Овладение статическими упражнениями вызывает наибольшие затруднения, так как связано со степенью развития функции равновесия. Хотя элементы акробатики сложны, но они способствуют развитию вестибулярного аппарата, формированию мышечного чувства, помогающего оценивать всякое изменение в положении и перемещении частей собственного тела.

Упражнения в висах и упорах служат не только развитию таких основных физических качеств, как выносливость и сила, повышению работоспособности организма, но и способствуют решению профилактических и коррекционных задач (исправляют нарушения осанки, стопы улучшают вертеброцеребральное кровообращение).

Профилактические и коррекционные упражнения - обязательный компонент каждого урока физической культуры. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, упражнения на коррекцию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Использование этих упражнений позволяет решить следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование навыков рационального дыхания; формирование тонких движений пальцев рук; развитие умения согласовывать движения различных частей тела; профилактика осанки и плоскостопия.

В подразделе «Лыжная подготовка» предусмотрены способы передвижения на лыжах, спуски и подъемы по склонам, игры для закрепления программного материала. Использование лыж позволяет воздействовать на все крупные мышечные группы; способствовать энергичному обмену веществ в организме; усиливать функциональную работу внутренних органов; совершенствовать пространственные ориентировки; укреплять вестибулярный аппарат; формировать выносливость и повышать работоспособность; развивать эмоционально-волевую сферу.

В программу включен еще один вид спортивных упражнений - плавание. Плавание - прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. В подразделе «Плавание» предусмотрено обучение правилам поведения на воде, наиболее доступным способам плавания - кроль на груди и на спине, упражнениям и играм на воде.

В четвертый раздел программы включены элементы спортивной деятельности и сведения о спорте.

Сведения о спорте дают возможность вызвать интерес и желание к овладению элементами того или иного вида спорта, расширить кругозор учащихся.

Используя дифференцированное обучение на уроках физкультуры, мы достигли определенных результатов, что и показал мониторинг за последние 3-4 года:

Итак, учитель, начинающий работать в классах КРО, должен:

  1. Тщательно изучить программу, ее рекомендации.

  2. Знать хорошо каждого ребенка, его физическое развитие, патологию и т.д. - держать связь с классным руководителем, родителями, ознакомиться с картой здоровья, документами ребенка.

  3. Спланировать индивидуально траекторию развития каждого конкретного ребенка (программа развития ребенка составляется совместно с классным руководителем, психологом, логопедом и предметниками).

  4. Планировать каждый урок - не только оздоровительную, воспитательную, образовательную, но и коррекционную задачу.

  5. Подбирая упражнения и задания, учитывать заболевания.

  6. Отслеживать решения всех задач.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддается коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность учащихся, основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развиваются чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождение ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда же входят ритмические упражнения с звучащими инструментами - погремушками, дудками, барабанами и т.п.

Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.

Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной, коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.

Занятия ритмикой положительно влияют на развитие мышления детей: каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность; наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.

Бесспорно также воздействие этих уроков на формирование произвольного внимания учащихся, на развитие их памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает весь урок, регулирует движения, благодаря ему вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость действий, нормализуется двигательное беспокойство. Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости и нервозности детей полезно использовать лиричную музыку, спокойные и мелодичные музыкальные образы либо, наоборот, яркую бравурную музыку, заражающую детей своим настроением, организующую их деятельность. Ученики, отличающиеся особой робостью и боязливостью, в условиях коллективной деятельности заражаются общим настроением и постепенно включаются в работу.

Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений со временем нормализуются благодаря системе музыкально-ритмических упражнений. На занятиях по ритмике резкие динамические контрасты в музыке помогают детям двигаться энергичнее, активнее, преодолевать вялость мышц. Излишняя напряженность снимается упражнениями, сопровождаемыми плавной, протяжной музыкой. При этом ученики должны научиться различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения.

Для совершенствования координации движений с музыкой необходимо добиваться точного совпадения начала движения с началом музыки, а также воспитывать понимание устремленности музыкальной фразы к завершению - к тонике - и добиваться четкого окончания движения с окончанием музыки. Дети должны уметь изменить характер движения с изменением динамических оттенков музыки, своевременно отразить в движении смену музыкальных темпов. Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.

Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привлекают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Особенностью урока ритмики, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. На занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений учащихся, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к отдельным учащимся в случае их неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.

Вместе с тем при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе по физкультуре для соответствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые детьми песни и прослушанные произведения, обозначенные в программе по музыке.

Программа по ритмике предназначена для начальных классов, рассчитана на 68 часов в год и содержит 4 раздела: «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».

© 2010-2022