• Преподавателю
  • Физкультура
  • Программа индивидуальной работы на уроке физкультуры с детьми надомного обучения. Лечебная физкультура с детьми ДЦП

Программа индивидуальной работы на уроке физкультуры с детьми надомного обучения. Лечебная физкультура с детьми ДЦП

Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лечебная физкультура с детьми ДЦП.

ДЦП - что это такое? Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по статистическим данным, весьма впечатляет.

В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка. Особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела. Это приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению в скелете мышечного тонуса, а также интеллектуальные и речевые нарушения.

Я хочу назвать некоторые двигательные нарушения, которые связанные со спецификой данного заболевания:

- ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;

- нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.

- появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;

- нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

- нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий). Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств выделяют различные формы детских церебральных параличей.

Спастическая диплегия - форма, при которой преимущественно поражаются ноги, - известна под названием синдрома Литтла. У детей со спастической диплегией чаще всего имеет место вторичная задержка психического развития.,30 - 35% детей со спастической диплегией страдают олигофренией, чаще всего в степени нерезкой дебильности. У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии. Спастическая диплегия прогностически благоприятна в отношении преодоления психических и речевых расстройств, менее благоприятна в отношении двигательных функций

Гемиплегическая или гемипаретическая форма развивается в 80% случаев постнатально, в период новорожденности, затем по мере развития мозга и под влиянием лечения двигательные расстройства становятся значительно менее выраженными, особенно в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут расцениваться как явления гемипареза. У детей наблюдается замедление роста костей и укорочение длины паретичных конечностей. У 25 - 35% детей при этой форме имеет место олигофрения в степени дебильности, реже имбецильности, у 45 - 50% - вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременно начатой восстановительной терапии.

Двойная гемиплегия - это спастический тетрапарез, при котором руки поражены в такой же степени, как и ноги, или в большей. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты, так же как и произвольная моторика, - дети не сидят, не стоят и не ходят. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии, тяжелая дизартрия. Диагноз «двойная гемиплегия» показывает на полную или почти инвалидность ребенка

Гиперкинетическая форма. Для этой формы характерны непроизвольные движения - гиперкинезы, наряду с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются у 90% больных чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев удовлетворительно. Гиперкиетическая форма детского церебрального паралича прогностически благоприятна в отношении учения и социальной адаптации

Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича характеризуется низким тонусом мышц, наличием патологических тонических рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Дети с атонически-астатической формой церебрального паралича должны длительно и систематически лечиться в стационарах, специальных яслях, детских садах, а затем специальных школах-интернатах, где они могут обучаться по программе массовой или вспомогательной школы.

Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка

Лечение ДЦП - многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Невольно возник вопрос, а что я могу сделать, для укрепления здоровья детей и для коррекции имеющихся нарушений, в условиях детского сада?

ЛФК и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому я в своей работе с детьми, соблюдая систематичность, учитываю возраст, форму и степень тяжести ДЦП.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.

Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.

Обязательными и общими принципами для всех методик ЛФК являются:

Систематичность, регулярность и непрерывность, индивидуальность и постепенное увеличение физических нагрузок.

Мною была создана и в течение нескольких лет апробирована система деятельности, ориентированная на адаптацию и коррекцию нарушенных функций опорно-двигательного аппарата у детей ДЦП дошкольного возраста с опорой на авторские технологии: Н.Н.Ефименко, Б.В.Сермеев «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми страдающими Ц.П.»

Е.М.Мастюкова «Физическое воспитание детей с Ц.П.»

Г.В.Дедюхина, Л.Д, Могучая, Т.А.Яньшина «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми страдающими ДЦП»

В.К.Велитченко «Физкультура для ослабленных детей»

Е.И.Подольская «Формы оздоровления»

А.А.Потапчук «Лечебные игры»

И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова «Гимнастика для детей»

А.А.Потапчук «Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей»

А.А.Потапчук, С.В.Матвеев, М.Д.Дидур «Лечебная физическая культура в детском возрасте»

В основе предлагаемой мной методики стоят следующие задачи, которые лежат в основе перспективного годового плана рабаты ЛФК с элементами физической культуры для детей ДЦП посещающие дошкольное учреждение:

I.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ.

1.Укрепаление общего здоровья ребенка

2.Улучшение эмоционального состояния ребенка.

3.Нормализация основных нервных процессов в организме.

4.Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5.Укрепление дыхательной мускулатуры.

6.Улучшение физического развития.

7.Активизация общих и местных обменных процессов.

II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

1.Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

2.Улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);

3.Нормализация тонуса мышц (коррекция позо-тонических реакций);

4.Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений;

5.Формирований компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

6.Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

7.Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций; равновесия и ориентировки в пространстве;

8.Формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация организма и отдельных его конечностей и др.

9.Формирование правильной осанки.

10.Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

11.Предупреждение формирования порочного вторичного двигательного стереотипа.

III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1.Развитие речи под средством движения:

-ролевые двигательные игры со звуковым выражением;

-дыхание как основная часть звукообразования;

-мелкая моторика и т.д.

2.Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений типа:

-дальше-ближе;

-выше-ниже;

-лево-право

- больше-меньше

3.Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях различных физических свойств материалов (тяжелый-легкий, гладкий-шершавый и т.д.), а также назначения предметов.

Работая в тесном контакте с врачом неврологом, разработанную программу коррекционной работы направили на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, принимая во внимание все рекомендации и назначения, были подобраны специально-корригирующие упражнения для детей группы ДЦП:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся нагрузка на сопротивление для развития мышечной силы.

Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура для детей с церебральным параличом обеспечит возможность развития физической силы ребёнка.

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Дети с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для детей с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Детям с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Наиболее эффективными считаю индивидуальные и малогрупповые формы организации детей. Важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды. В нашем ДОУ есть все условия для занятий ЛФК. Тренажерный зал оснащен яркими гимнастическими мячами разного диаметра, тренажером для ходьбы, велотренажером, гимнастической стенкой, «горкой», «сухим бассейном» и разным другим инвентарем.

При проведении занятий я широко использую разнообразный спортивно-игровой материал и оборудование и твердо убеждена, что основным методом занятий с дошкольниками является игровой метод. Поэтому двигательную деятельность ребенка в процессе физического воспитания необходимо строить по принципу одной большой игры, состоящей из множества игр, игровых заданий, действий, фрагментов.


© 2010-2022