- Преподавателю
- Физкультура
- Проект здоровьесберегающей направленности Расту здоровым
Проект здоровьесберегающей направленности Расту здоровым
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Снигирева Н.Н. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Белочка»
Проект
здоровьеформирующей направленности
«РАСТУ ЗДОРОВЫМ»
Автор:
Инструктор по физической культуре
Снигирева Наталья
Лангепас, 2015
Оглавление
Актуальность реализации проекта ………………………………………….…
3
Цели и задачи проекта ………………………………………………………….
4
Содержание проекта ……………………………………………………………
4
Этапы и механизмы реализации проекта …………………………………….
5
Ожидаемые результаты реализации проекта …………………………………
Список литературы ……………………………………………………………
Приложения .……………………………………..……………………….….....
6
6
7
Актуальность реализации проекта
Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Они отражают требования времени, поскольку с каждым годом число детей, рожденных здоровыми уменьшается, данная ситуация усугубляется тем, что уже в период дошкольного детства количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья увеличивается кратно [6].
Данная негативная тенденция послужила основанием для выделения основных направлений реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни, которые определены рядом документов министерств и ведомств Российской Федерации, в частности межведомственной программой «О мерах по улучшению здоровья детей Российской Федерации на 2003-2010 годы», совместным приказом Минздрава России и Минобразования России от 04.04.2003 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» и др. [1, 4].
Обозначенная проблема актуальна и для педагогического коллектива нашего учреждения, на рисунке 1 отражены показатели состояния здоровья воспитанников.
Рис. 1. Распределение воспитанников МАДОУ № 10 "Белочка"
по группам здоровья
Также важно подчеркнуть, что в дошкольном учреждении достаточно высокие показатели заболеваемости детей, в связи с этим разработка комплекса оздоровительных, профилактических и адаптационных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости воспитанников особенно актуальна.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что необходимо разработать комплексную систему работы по реализации здоровьефомирующих технологий в образовательном пространстве МАДОУ №10, поскольку то, что предлагается в научно-методической литературе по оздоровлению детей в детском саду в основном носит разрозненный характер, не учитывает климатогеографические особенности региона и ресурсное обеспечение конкретного детского сада.
Цель проекта - обеспечение системного подхода к использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения, создание условий, способствующих формированию активной жизненной позиции ребенка в сохранении собственного здоровья.
Задачи проекта:
-
Обеспечить оптимальное сочетание оздоровительно-профилактической, физкультурной, познавательной деятельности детей на основе современных научных методов.
-
Подготовить и реализовать комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий в рамках ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.
-
Организовать систему повышения квалификации педагогических кадров к работе в условиях здоровьеформирующей педагогики.
-
Создать комплексную систему по взаимодействию с родителями детей посещающих МАДОУ №10 «Белочка».
Содержания проекта
Здоровье - это многомерное динамическое состояние всего организма. В связи с этим говоря о здоровье, имеется в виду целостное явление, вместе с тем, его принято «разделять» на составляющие компоненты: физическая составляющая (уровень роста и развития органов и систем организма); психологическая составляющая (состояние психической, нравственной и духовной сферы - основу составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе); поведенческая составляющая (внешнее проявление состояний человека, основу составляют жизненная позиция, межличностные отношения, умение трудиться) [7].
Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным, сохранять как можно дольше активность и достичь плодотворного долголетия, однако желать здоровья недостаточно, для того, чтобы его иметь человек должен культивировать свое здоровье и здоровье окружающей среды (биологической и социальной), в условиях которой он формируется, т.е. обладать культурой здоровья.
Обращаясь к дошкольному возрасту естественно нужно говорить, о том, что создание условий, в которых будет формироваться здоровье ребенка, его активная жизненная позиция по отношению к собственному здоровью, напрямую зависит от взрослых: воспитателей и семьи. Таким образом, важно, чтобы в дошкольном образовательном учреждении реализовывалась комплексная системная программа профилактических, воспитательных, образовательных мероприятий, направленных на оздоровление ребенка и формирование его культуры здоровья [2, 8].
По нашему мнению, решение поставленных целей и задач возможно только с позиции комплексного и системного подходов, т.е. с одной стороны, согласования деятельности отдельных педагогов, занимающихся здоровьформированием дошкольников, с другой, вовлечение в процесс оздоровления детей всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Направления деятельности инструктора по ФК:
-
обеспечение рационально организованной двигательной активности дошкольников в образовательном пространстве МАДОУ с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, климатогеографических условий региона, времени года и режима работы ДОУ;
-
обеспечение высокого качества организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных здоровьеформирующих технологий;
-
пропаганда здорового стиля жизни среди воспитанников, членов их семей и педагогического состава МАДОУ;
-
проведение разноплановых мероприятий по повышению компетентности родителей дошкольников и педагогов МАДОУ в вопросах здорового стиля жизни, здоровья и средствах его сохранения и укрепления.
Направления деятельности медицинского работника:
-
обеспечение высокого уровня медицинского обслуживания, оздоровительной и профилактической работы в целях снижения заболеваемости детей в течение учебного года;
-
проведение мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенического просвещения родителей, детей и педагогических работников МАДОУ;
-
проведение медико-педагогического контроля за организацией физического воспитания детей (оценка соответствия физической нагрузки возможностям организма детей разных групп здоровья, санитарному состоянию помещений и участков и т.д.).
Направления деятельности психолога:
-
систематическое оперативное отслеживание психологического здоровья воспитанников;
-
своевременная коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей;
-
ознакомление родителей и педагогов с эффективными методиками снятия психического напряжения, возникающего в процессе пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Этапы и механизмы реализации проекта
Диагностический этап (задачи):
-
Провести комплексный анализ состояния здоровья воспитанников.
-
Провести анализ состояния здоровьеформирующей инфраструктуры МАДОУ и разработать комплекс мер по созданию условий для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательном пространстве МАДОУ.
-
Разработать методические рекомендации по комплексному использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном пространстве МАДОУ.
Исполнительный этап (задачи):
-
Создать оптимальные условия для реализации в образовательном процессе здоровьеформирующих технологий: обогатить предметно - пространственную среду МАДОУ, обеспечить достаточный уровень компетентности педагогических кадров.
-
Реализовывать здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе МАДОУ.
Завершающий этап (задачи):
-
Провести анализ эффективности внедрения здоровьеформирующих технологий в образовательное пространство МАДОУ.
-
Обобщить опыт работы по использованию здоровьеформирующих технологий на педагогических семинарах, открытых занятиях, консультациях с воспитателями и родителями детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта
-
Высокий уровень проведения профилактической и оздоровительной работы в ДОУ, результатами которого является снижение заболеваемости детей, увеличение количества дошкольников с первой группой здоровья.
-
Оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей (согласованность реализации здоровьеформирующих технологий: воспитатель, медицинский работник, инструкторы по физической культуре, психолог.
-
Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
-
Высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров в вопросах работы в условиях здоровьеформирующей педагогики.
Список литературы
1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сборник статей и документов / Под общей ред. Т. И. Оверчук. - М. : Изд-во ГНОМиД, 2004. - 344 с.
2. Никишина, И. В. Мастер класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии : метод. пособие с электронным приложением / И. В. Никишина. - М. : «Планета», 2012. - 408 с.
3. Оздоровительная работы в дошкольном образовательном учреждении / Под общей ред. Г. А. Широковой. - Ростов н/Д : Фенис, 2009. - 222 с.
4. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ; М. : ТЦ «СФЕРА», 2008. - 656 с.
5. Теория и методика физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Сост. Н.В. Пешкова. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - 40 с.
6. Физкультурно-оздоровительная работы детского сада в контексте новых федеральных требования / Под общей ред. Н. В. Микляевой. - М. : УЦ «Перспектива», 2011. - 152 с.
7. Чекунова, Е. А. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада: учеб.-метод. пособие / Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная. - М. : УЦ «Перспектива», 2010. - 240 с.
8. Швецов, А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях / А. Г. Швецов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 . - 174 с.
9. doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie16.htm
Приложение 1
Основные направления здоровьеформирующей деятельности дошкольного
образовательного учреждения [5]
Профилактика и коррекция нарушений осанки
-
подбор мебели;
-
контроль за положением тела при сидении;
-
обучение навыкам правильной ходьбы, сидения;
-
формирование навыка правильной осанки;
-
укрепление мышечного корсета;
-
формирование навыка рационального дыхания;
-
нормализация эмоционального статуса;
Профилактика и коррекция плоскостопия
-
подбор соответствующей обуви;
-
обучение навыкам правильной ходьбы, бега и прыжкам;
-
укрепление свода стопы.
Профилактика нарушения зрения
-
обеспечение оптимального светового режима;
-
формирование правильной рабочей позы;
-
исключение перегрузки зрительной работой;
-
рациональное питание;
-
оптимизация двигательного режима;
-
обучение правилам гигиены зрения;
-
использование различных упражнений для глаз.
Профилактика нервно-психических заболеваний
-
соблюдение гигиенических требований;
-
сопровождение воспитанников и их родителей в период адаптации, преодолении возрастных кризисов;
-
учет психофизиологических особенностей дошкольников;
-
повышение профессионального здоровья и мастерства педагогов (формирование навыков психофизиологической регуляции);
-
повышение оздоровительной направленности физического воспитания.
Требования к образовательной технологии с точки зрения сохранения здоровья воспитанников
-
учет состояния здоровья воспитанников;
-
учет возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей (ВТД, психические новообразования);
-
построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций;
-
глубокое знание и учет индивидуальных особенностей воспитанников (в том числе зоны ближайшего развития);
-
обеспечение мотивации (эмоциональная вовлеченность в процесс);
-
исключение патогенного общения с детьми
Приложение 2
Пример комплекса упражнений гимнастики после сна [3]
1. И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки - на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.
2. И.п.: лежа на спине, руки - вдоль тела. Поднять голову, носки - себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.
3. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльно й поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз
4. И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.
5. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох, скрестить руки на груди - выдох. Повторить 4 раза.
6. И.п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 - поднять руки в стороны, вверх; 2 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.
7. И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.
8. Упражнение дыхательной гимнастики «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.
Приложение 3
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия [2]
Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета "Построим лесенку"
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация "Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
"Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец - схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
"Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Приложение 4
Аутотренинги-релаксации для дошкольников [9]
Сотвори в себе солнце
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Волшебный цветок добра
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли.
Всего вам доброго!