Проект здоровьесберегающей направленности Расту здоровым

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Белочка»









Проект

здоровьеформирующей направленности


«РАСТУ ЗДОРОВЫМ»



Проект здоровьесберегающей направленности Расту здоровым





Автор:

Инструктор по физической культуре

Снигирева Наталья




Лангепас, 2015

Оглавление


Актуальность реализации проекта ………………………………………….…

3

Цели и задачи проекта ………………………………………………………….

4

Содержание проекта ……………………………………………………………

4

Этапы и механизмы реализации проекта …………………………………….

5

Ожидаемые результаты реализации проекта …………………………………

Список литературы ……………………………………………………………

Приложения .……………………………………..……………………….….....

6

6

7

Актуальность реализации проекта


Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Они отражают требования времени, поскольку с каждым годом число детей, рожденных здоровыми уменьшается, данная ситуация усугубляется тем, что уже в период дошкольного детства количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья увеличивается кратно [6].

Данная негативная тенденция послужила основанием для выделения основных направлений реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни, которые определены рядом документов министерств и ведомств Российской Федерации, в частности межведомственной программой «О мерах по улучшению здоровья детей Российской Федерации на 2003-2010 годы», совместным приказом Минздрава России и Минобразования России от 04.04.2003 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» и др. [1, 4].

Обозначенная проблема актуальна и для педагогического коллектива нашего учреждения, на рисунке 1 отражены показатели состояния здоровья воспитанников.

Проект здоровьесберегающей направленности Расту здоровым


Рис. 1. Распределение воспитанников МАДОУ № 10 "Белочка"

по группам здоровья


Также важно подчеркнуть, что в дошкольном учреждении достаточно высокие показатели заболеваемости детей, в связи с этим разработка комплекса оздоровительных, профилактических и адаптационных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости воспитанников особенно актуальна.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что необходимо разработать комплексную систему работы по реализации здоровьефомирующих технологий в образовательном пространстве МАДОУ №10, поскольку то, что предлагается в научно-методической литературе по оздоровлению детей в детском саду в основном носит разрозненный характер, не учитывает климатогеографические особенности региона и ресурсное обеспечение конкретного детского сада.

Цель проекта - обеспечение системного подхода к использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения, создание условий, способствующих формированию активной жизненной позиции ребенка в сохранении собственного здоровья.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить оптимальное сочетание оздоровительно-профилактической, физкультурной, познавательной деятельности детей на основе современных научных методов.

  2. Подготовить и реализовать комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий в рамках ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.

  3. Организовать систему повышения квалификации педагогических кадров к работе в условиях здоровьеформирующей педагогики.

  4. Создать комплексную систему по взаимодействию с родителями детей посещающих МАДОУ №10 «Белочка».

Содержания проекта

Здоровье - это многомерное динамическое состояние всего организма. В связи с этим говоря о здоровье, имеется в виду целостное явление, вместе с тем, его принято «разделять» на составляющие компоненты: физическая составляющая (уровень роста и развития органов и систем организма); психологическая составляющая (состояние психической, нравственной и духовной сферы - основу составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе); поведенческая составляющая (внешнее проявление состояний человека, основу составляют жизненная позиция, межличностные отношения, умение трудиться) [7].

Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным, сохранять как можно дольше активность и достичь плодотворного долголетия, однако желать здоровья недостаточно, для того, чтобы его иметь человек должен культивировать свое здоровье и здоровье окружающей среды (биологической и социальной), в условиях которой он формируется, т.е. обладать культурой здоровья.

Обращаясь к дошкольному возрасту естественно нужно говорить, о том, что создание условий, в которых будет формироваться здоровье ребенка, его активная жизненная позиция по отношению к собственному здоровью, напрямую зависит от взрослых: воспитателей и семьи. Таким образом, важно, чтобы в дошкольном образовательном учреждении реализовывалась комплексная системная программа профилактических, воспитательных, образовательных мероприятий, направленных на оздоровление ребенка и формирование его культуры здоровья [2, 8].

По нашему мнению, решение поставленных целей и задач возможно только с позиции комплексного и системного подходов, т.е. с одной стороны, согласования деятельности отдельных педагогов, занимающихся здоровьформированием дошкольников, с другой, вовлечение в процесс оздоровления детей всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Направления деятельности инструктора по ФК:

  • обеспечение рационально организованной двигательной активности дошкольников в образовательном пространстве МАДОУ с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, климатогеографических условий региона, времени года и режима работы ДОУ;

  • обеспечение высокого качества организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных здоровьеформирующих технологий;

  • пропаганда здорового стиля жизни среди воспитанников, членов их семей и педагогического состава МАДОУ;

  • проведение разноплановых мероприятий по повышению компетентности родителей дошкольников и педагогов МАДОУ в вопросах здорового стиля жизни, здоровья и средствах его сохранения и укрепления.

Направления деятельности медицинского работника:

  • обеспечение высокого уровня медицинского обслуживания, оздоровительной и профилактической работы в целях снижения заболеваемости детей в течение учебного года;

  • проведение мероприятий по повышению уровня санитарно-гигиенического просвещения родителей, детей и педагогических работников МАДОУ;

  • проведение медико-педагогического контроля за организацией физического воспитания детей (оценка соответствия физической нагрузки возможностям организма детей разных групп здоровья, санитарному состоянию помещений и участков и т.д.).

Направления деятельности психолога:

  • систематическое оперативное отслеживание психологического здоровья воспитанников;

  • своевременная коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей;

  • ознакомление родителей и педагогов с эффективными методиками снятия психического напряжения, возникающего в процессе пребывания ребенка в дошкольном учреждении.


Этапы и механизмы реализации проекта

Диагностический этап (задачи):

  1. Провести комплексный анализ состояния здоровья воспитанников.

  2. Провести анализ состояния здоровьеформирующей инфраструктуры МАДОУ и разработать комплекс мер по созданию условий для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательном пространстве МАДОУ.

  3. Разработать методические рекомендации по комплексному использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном пространстве МАДОУ.

Исполнительный этап (задачи):

  1. Создать оптимальные условия для реализации в образовательном процессе здоровьеформирующих технологий: обогатить предметно - пространственную среду МАДОУ, обеспечить достаточный уровень компетентности педагогических кадров.

  2. Реализовывать здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе МАДОУ.

Завершающий этап (задачи):

  1. Провести анализ эффективности внедрения здоровьеформирующих технологий в образовательное пространство МАДОУ.

  2. Обобщить опыт работы по использованию здоровьеформирующих технологий на педагогических семинарах, открытых занятиях, консультациях с воспитателями и родителями детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Высокий уровень проведения профилактической и оздоровительной работы в ДОУ, результатами которого является снижение заболеваемости детей, увеличение количества дошкольников с первой группой здоровья.

  2. Оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей (согласованность реализации здоровьеформирующих технологий: воспитатель, медицинский работник, инструкторы по физической культуре, психолог.

  3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  4. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров в вопросах работы в условиях здоровьеформирующей педагогики.

Список литературы

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сборник статей и документов / Под общей ред. Т. И. Оверчук. - М. : Изд-во ГНОМиД, 2004. - 344 с.

2. Никишина, И. В. Мастер класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии : метод. пособие с электронным приложением / И. В. Никишина. - М. : «Планета», 2012. - 408 с.

3. Оздоровительная работы в дошкольном образовательном учреждении / Под общей ред. Г. А. Широковой. - Ростов н/Д : Фенис, 2009. - 222 с.

4. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ; М. : ТЦ «СФЕРА», 2008. - 656 с.

5. Теория и методика физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Сост. Н.В. Пешкова. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - 40 с.

6. Физкультурно-оздоровительная работы детского сада в контексте новых федеральных требования / Под общей ред. Н. В. Микляевой. - М. : УЦ «Перспектива», 2011. - 152 с.

7. Чекунова, Е. А. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада: учеб.-метод. пособие / Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная. - М. : УЦ «Перспектива», 2010. - 240 с.

8. Швецов, А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях / А. Г. Швецов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 . - 174 с.

9. doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie16.htm


Приложение 1

Основные направления здоровьеформирующей деятельности дошкольного

образовательного учреждения [5]

Профилактика и коррекция нарушений осанки

  • подбор мебели;

  • контроль за положением тела при сидении;

  • обучение навыкам правильной ходьбы, сидения;

  • формирование навыка правильной осанки;

  • укрепление мышечного корсета;

  • формирование навыка рационального дыхания;

  • нормализация эмоционального статуса;

Профилактика и коррекция плоскостопия

  • подбор соответствующей обуви;

  • обучение навыкам правильной ходьбы, бега и прыжкам;

  • укрепление свода стопы.

Профилактика нарушения зрения

  • обеспечение оптимального светового режима;

  • формирование правильной рабочей позы;

  • исключение перегрузки зрительной работой;

  • рациональное питание;

  • оптимизация двигательного режима;

  • обучение правилам гигиены зрения;

  • использование различных упражнений для глаз.

Профилактика нервно-психических заболеваний

  • соблюдение гигиенических требований;

  • сопровождение воспитанников и их родителей в период адаптации, преодолении возрастных кризисов;

  • учет психофизиологических особенностей дошкольников;

  • повышение профессионального здоровья и мастерства педагогов (формирование навыков психофизиологической регуляции);

  • повышение оздоровительной направленности физического воспитания.

Требования к образовательной технологии с точки зрения сохранения здоровья воспитанников

  • учет состояния здоровья воспитанников;

  • учет возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей (ВТД, психические новообразования);

  • построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций;

  • глубокое знание и учет индивидуальных особенностей воспитанников (в том числе зоны ближайшего развития);

  • обеспечение мотивации (эмоциональная вовлеченность в процесс);

  • исключение патогенного общения с детьми

Приложение 2


Пример комплекса упражнений гимнастики после сна [3]

1. И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки - на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2. И.п.: лежа на спине, руки - вдоль тела. Поднять голову, носки - себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.

3. И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльно й поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз

4. И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.

5. И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох, скрестить руки на груди - выдох. Повторить 4 раза.

6. И.п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 - поднять руки в стороны, вверх; 2 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

7. И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.

8. Упражнение дыхательной гимнастики «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.



Приложение 3

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия [2]

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец - схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Приложение 4


Аутотренинги-релаксации для дошкольников [9]

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Волшебный цветок добра

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам доброго!



© 2010-2022