Курсовой проект по плаванию

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

28

Содержание

Введение 3

Глава 1. Анализ литературных источников по плаванию 5

1.1. История возникновения плавания 5

1.2. Значение плавания в структуре физического воспитания 11

1.3. Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного возраста 13

Глава 2. Программа по плаванию в общеобразовательной школе 16

2.1. Пояснительная записка 16

2.2. Планирование учебной программы 20

2.3. Методика обучения детей младшего школьного возраста 24

Заключение 28

Список использованных источников и литературы 29










Введение

Актуальность. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Во многом это объясняется тем, что общепринятая методика обучения, мало изменившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные достижения биомеханики, дидактики, психологии строения двигательного действия и обучения.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Успешность обучения плаванию в младшем школьном возрасте будет во многом определяться ориентацией на первоначальное овладение опорными гребками в различных модификациях с последующим переносом на элементы техники спортивных способов плавания, а также формированием адекватных двигательных представлений о технике изучаемых упражнений.

Объект - процесс обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

Предмет - плавание в общеобразовательной школе.

Цель - исследовать методику обучения младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать развитие плавания в стране.

2. Определить какое влияние оказывает занятия плаванием на детей младшего школьного возраста.

3. Разработать программу по обучению плаванию.

4. Изучить литературу по данной теме.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


































Глава 1. Анализ литературных источников по плаванию

1.1.История возникновения плавания

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон; много позднее (III в. до н.э.) у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном. Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособления к этой необычной среде. Ведь, впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание - жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Широко применяли египтяне плавание в повседневной жизни. Об этом можно судить по художественно выполненным туалетным коробочкам и ложечкам. Специальное обучение плаванию в Ниле было привилегией знати, обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э. сохранилась надпись: "Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми".

В Древней Греции также ценилось умение плавать. Правда, плавание не было включено в программу древних Олимпийских игр. Однако с 1300т. до н.э., во время проведения Истмийских игр и ежегодных празднеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона, состязались в плавании и музицировании. Павсаний и Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 г. до н.э. персидский военный флот. В бурю он подплывал к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда разбивались о прибрежные скалы. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно чувствовала себя в воде, что получила прозвище Возлюбленной бога морей. Легендарные полководцы Гай Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Антоний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обучали плаванию своих легионеров. А Гай Юлий Цезарь с поистине императорским размахом устраивал в Риме грандиозные "морские сражения", в которых участвовали тысячи воинов, демонстрировавших абордажные схватки, умение плавать и нырять, вести единоборство в воде, атаковать корабли, переправляться в полном вооружении. В начале нашей эры при термах (банях) стали сооружать бассейны для плавания с подогревом воды. Наиболее известны бассейны при термах Каракаллы (56x23 м) и при Диоклетианских термах (100x50 м). Развалины терм, являвшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями, сохранились до наших дней. Просвещенные римляне обучали плаванию и детей. Еще на заре цивилизации люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость "очищения тела" и совершения омовений. [10]

Византийский историк Маврикий, который путешествовал по Древней Руси, свидетельствует, что славяне были даже более искусными пловцами, чем представители иных племен и народов. Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша. Многие первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награду шелковую рыбацкую сеть. В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Приказ Петра I гласил: "...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты". Большое значение умению плавать, придал Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. Мысль о необходимости массового обучения плаванию утверждалась многими славными сынами России. В 1829 г в соответствии с "Инструкцией, предписанной от Его Императорского Высочества Великого князя Константина Павловича", с целью формирования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде русской армии были проведены первые в России соревнования на реке Березине. Их программа включала два упражнения: "ходьбу" в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей и плавание на спине на дистанцию 100 саженей. Соревнования стали традиционными, и в 1832 г. их программа была дополнена еще одним упражнением - стрельбой из ружья в цель на берегу из положения "плавая стоя", которое в последующие годы нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск. [10]

Стимулом для дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших. Опыт Отечественной войны 1812 г. (а впоследствии - Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.) показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирование войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Неман, Дунай, Висла, Одер, стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.

Уже в начале XIX в. плавание изучалось в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, стали появляться различные общества и кружки любителей плавания. Первая школа любителей плавания была основана в 1785 г. в Париже. К концу XIX в, плавание получает большую популярность как вид спорта.

В 1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.

В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. Журнал "Северная пчела" сообщал об этой школе следующее: "В Петербурге занимается фехтмейстер Гризье. Мы видели его учеников, мальчиков, которые плавают и ныряют, как рыбы в просторных ваннах, в самой Неве в бурную погоду. Желательно, чтобы и другие молодые люди воспользовались его наставлениями". А в 1834 г в Петербурге, близ Летнего сада, была открыта общедоступная школа плавания, которой руководил прибывший из Швеции преподаватель гимнастики Густаф Паули. Там обучали плавать "по-лягушачьи на брюхе", "на спине", "на боку", "по-собачьи", "саженками", с оружием, а также спасению тонущих. Среди ее завсегдатаев были Пушкин, Вяземский, Плещеев.

В 1782 г. было впервые опубликовано, а в 1809 г. переиздано руководство по обучению плаванию Г. Тевенота. Оно имело пространное название "Искусство плавать с рассуждением, в котором открывается знание древних в искусстве плавания, важность полезного сего упражнения и польза бани, как в здоровом, так и в болезненном состоянии. Позже выходили другие руководства и пособия таких авторов, как Гейнц, Паули, П. Плахов, Л. Конкин, Полторацкий, Шеманский и др.

Большую роль в распространении и популяризации плавания сыграли частные и городские купальни, имевшиеся почти во всех российских городах, расположенных вблизи водоемов. Здесь можно было искупаться и поплавать за сравнительно небольшую плату.

В конце XIX в. в России начинают строиться закрытые бассейны для плавания. В 1891 г. открывается бассейн при центральных банях в Москве, а в 1895 г.- при Сандуковских. Сооружаются также бассейны при военно-учебных заведениях - в Военно-морском, 1-м и 2-м кадетском корпусах, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и т. д.

Первые в России современные спортивные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания в Павловске, на реке Славянке. Были построены крытые бассейны в московских Центральных банях, еще через три года - в знаменитых Сандунах, а в 1902 г. - при Киевском кадетском корпусе.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове, недалеко от Петербурга, в 1908 г. Школа была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме. В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие. Популярность плавания в мире, включение его в программу Олимпийских игр и стремление к интеграции национальных союзов пловцов привело к созданию в 1908 г Международной любительской федерации плавания (ФИНА), что послужило дальнейшему развитию этого вида спорта, расширению его представительства в олимпийской программе. Сейчас ФИНА объединяет более 120 национальных федераций. Возникновение Международной любительской федерации плавания позволило создать систему соревнований, именуемую календарем, упорядочить правила проведения соревнований, что обусловило выделение различных спортивных способов плавания. В настоящее время в спортивном плавании применяются четыре основных способа: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин) и брасс. [2]

Спортивное плавание в дореволюционной России не имело широкого распространения. Лишь в XIX веке в России появляются первые школы плавания. Так, в Петербурге в 1834г. у Летнего сада открывается школа плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули; в числе ее посетителей были Пушкин и Вяземский.

В конце XIX века в России начинается строительство крытых бассейнов для плавания. В 1891г. открывается бассейн в Москве при Центральных банях, в 1895г.- при Сандуновских банях. Сооружаются бассейны при военно-учебных заведениях: в 1-м и 2-м Военно-морском кадетском корпусе, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и др. Но это были малогабаритные бассейны (длиной от 10 до 15-16м.), пригодные лишь для начального обучения плаванию.

Особую популярность плавание приобрело в конце 19 века. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания. [5]

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга - Шувалове. В Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300-400 человек. Это были преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений, которые вместе с родителями (служащими и мелкими буржуа) выезжали из Петербурга летом на дачу в Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. В 1912г. в Москве организуется "Московское общество любителей плавания" (МОЛП), которое проводило занятия не только летом, но и зимой (в Сандуновских банях).

Очевидная сложность этих норм свидетельствует об отличной подготовке русских пловцов. Понимая, что для развития спортивного плавания в России необходимо развивать и массовое плавание, выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку, несколько позже также в Киеве Чернигове, Батуми, Николаеве.

К началу первой мировой войны (1914г.), плавание стало культивироваться в таких городах как: Киев, Чернигова, Баку, Батуми, Ростов-на-Дону, Феодосия, Севастополь, Харьков, Ярославль, Мариуполь, Рига, Самара, Сестрорецке, Ораниенбаум и в других городах.

Спортивное плавание в России в эти годы делало лишь первые шаги. Тренировки проводились в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими. Поэтому, участвуя в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912г., русские пловцы не имели успеха. Первые крупные состязания по плаванию в России были проведены на русской олимпиаде в Киеве в 1913г. Они вошли в историю как первое первенство России по плаванию.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

Важным фактом в развитии спортивного плавания в стране явилось вступление в 1947г. в члены Международной федерации плавания (ФИНА) и развитие спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

На протяжении нескольких после военных лет (до1950-1951гг.) советские пловцы не могли достигнуть довоенного уровня спортивного мастерства. Рекорды СССР обновлялись очень редко (преимущественно в плавании на боку) и в большинстве своем известными в 1940-1941гг. пловцами.

В Олимпийских играх 1952г. впервые приняли участие советские пловцы. Выступили они слабо. Лишь М. Гавриш (Киев) заняла в финале на 200м. брассом 6-е место с результатом 2.58,9с. и принесла команде единственное очко. Причина тому, стала смена поколений пловцов: Л. Мешков, С. Бойченко, В. Ушаков и другие выдающиеся мастера водной дорожки закончили свои выступления, а молодые пловцы не достигли еще вершин спортивного мастерства и не имели опыта участия в международных соревнованиях.

В 1954г. советские пловцы впервые приняли участие в чемпионате Европы. В то время уровень развития спортивного плавания среди женщин был значительно ниже, чем среди мужчин. По этой причине в европейском чемпионате участвовали только мужчины.

В 1956г. на XVI Олимпиаде в Мельбурне 5 советских пловцов стали бронзовыми медалистами. Советская команда пловцов набрала в Мельбурне 10 очков и с 15-го места, занятого на XV Олимпиаде, передвинулась на 7-е.

Самого большого успеха на международной спортивной арене советские пловцы добились в 60-е годы. Выступая на XVIII Олимпийских играх в 1964г. (Токио), 16-ти летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова первой среди советских пловцов стала олимпийской чемпионкой в плавании на 200м брассом.[10]

В 1966-1968 гг. советские пловцы передвинулись на 1-е место в Европе и на 3-е в мире (после США и Австралии). На ХI Европейском чемпионате (1966г., Утрехт) советская команда опередила пловцов 25 стран Европы и с большим отрывом в очках завоевала мужской и женский командные Кубки, получив 8 золотых медалей, 7 серебренных и 4 бронзовые. Победы на европейской арене были через 2 ода закреплены в Мехико - на XIX Олимпиаде. Здесь советские пловцы, мужчины и женщины, получили 61 очко и заняли 3-е место в мире, а мужчины - 2-е место, уступив первенство пловцам США.

В 1971 году ФИНА признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста. С 1977 года в Москве, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.

В 1976г. на XXI Олимпиаде в Монреале на дистанции 200м брассом призовые места заняли 3 советские пловчихи.

В 1980 на XXII Олимпиаде в Москве Владимир Сальников впервые в истории "выплыл" на 1500м. (вольным стилем) из 15 минут, с результатом 14.58.27с. Так как многие ведущие команды не приехали на олимпиаду, то подавляющее большинство наград в плавании досталось сборной СССР.

На Олимпиаде в Сеуле золотые медали нашей команде принесли И.Полянский на 200м. (спина), с результатом 1.59.37с. и В.Сальников на 1500м. (вольным стилем), с результатом 15.00.40 секунд.

На XXV Олимпиаде в Барселоне, в эстафете 4 по 200м. (вольный стиль), сборная России в составе: Д.Лепиков, В.Пышненко, В.Таянович и Е.Садовый, установила новый мировой рекорд. В кроле золотые медали выиграли А.Попов (50,100м., вольный стиль) и Е.Садовый (400м., вольный стиль).

На Олимпийских играх в Атланте 1966 года золотые медали завоевали Д.Панкратов (100,200м., баттерфляй) и А.Попов (50,100м., вольный стиль).

1.2. Значение плавания в структуре физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.[2]

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина «D» под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.[4]

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.[1]

1.3. Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного возраста

В плавании, как ни в одном виде спорта, мировые рекорды скорости и выносливости принадлежат юному поколению, в большей степени это объясняется возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков.

Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию. Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды.

Костная система у детей богата хрящевой тканью, кости мягкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддается искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов, в том числе физических упражнений, не соответствующих возрастным особенностям детей.[9]

Относительно высокая по сравнению со взрослыми подвижность суставов у детей зависит от большой эластичности мышц, сухожилий, связок. Однако следует с большой осторожностью применять упражнения для развития гибкости, связанные с принудительным растягиванием связочного аппарата суставов, из-за возможности неправильного их развития.

Образование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничных отделах начинается на 1 году жизни и продолжается до 6-7 лет. Различные изгибы позвоночника закрепляются и становятся постоянными в разном возрасте: к 7 годам закрепляется шейный и грудной изгибы, а в пубертатном возрасте - поясничный.

Плавание благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, особенно на формирование осанки. Благодаря отсутствию статических напряжений, горизонтальному положению тела, симметричной работе мышц правой и левой половины тела формируется правильной изгиб позвоночного столба.

Рост и развитие мышечной системы так же происходит неравномерно. В более раннем возрасте развиваются мышечные группы плечевого пояса, плеча, предплечья: несколько позже - мышцы таза и ног. С возрастом изменяется величина мышечной массы, ее относительный вес и морфологическая структура мышц.

К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 28%, возрастают их энергетические (белковые, жировые, экстрактивные вещества), увеличивается количество миофибрилл, повышается упругость и эластичность мышц, укрепляется суставно-связочный аппарат. В результате увеличиваются силовые возможности ребенка.

В возрасте 8-9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук. В 10 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья.[8]

Для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети обладают лучшей плавучестью, чем взрослые за счет меньшего удельного веса. Гибкость и подвижность в суставах позволяет осваивать технику спортивных способов плавания.

Тело ребенка имеет лучшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Поперечное сечение тела меньше, чем у взрослого, что так же уменьшает сопротивление воды и позволяет затрачивать меньше сил на продвижение вперед.

Организм ребенка при плавании (погружении в воду) функционирует в более облегченных условиях. Особенно это отражается на работе сердечно - сосудистой системы. Это определяется следующими факторами:

1. Состояние "гидроневесомости", которое приводит к расширению полостей сердца, облегчению питания миокарда, снижению ЧСС и т.д.

2. Горизонтальное положение тела, способствующее улучшению венозного оттока и перераспределению крови внутри сосудистого русла.

3. Отсутствие статических напряжений, массирующее действие потока воды. Благодаря этому фактору происходит дополнительный приток крови к внутренним органам, в том числе и к сердечной мышце, из сосудов кожных покровов.[5]

Значительная эластичность стенок коронарных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Благодаря этому сердце получает обильное питание, что обеспечивает большую интенсивность его работы. Этими факторами объясняется высокая возбудимость сердца и выносливость сердечной мышцы ребенка. Кровяное давление у детей почти в два раза ниже, чем у взрослых и отличается непостоянством, скелетные мышцы получают вдвое больше крови в единицу веса, чем у взрослого. К особенностям дыхания у детей относится нежность их тканей, обилие кровеносных сосудов. С 7 лет происходит заметное увеличение жизненной емкости легких.

Особенно выражено положительное влияние водной среды на функцию органов дыхания. Механическое воздействие, а также разность давления воды на верхнюю и нижнюю части тела приводит к значительному увеличению силы дыхательных мышц, подвижности грудной клетки.

Энергетический обмен протекает у детей интенсивнее, поэтому они нуждаются в большем количестве воздуха, чем взрослые. Приспособительные возможности организма очень высокие. Наблюдается быстрая утомленность и такое же быстрое восстановление функций организма после мышечной работы.

К психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести легкую возбудимость, которая проявляется как в движении, так и в их речи.

Все действия имеют яркую окраску. Поэтому на уроках с детьми широко используются игровые методы, отличающиеся эмоциональностью и динамизмом. Дети быстро разучивают упражнения, копируя их, повторяя за тренером. В этом возрасте дети склонны подражать и повторять незнакомые движения. Более ровным становится поведение ребенка, появляется заинтересованность и стремление выполнять задание.[7]






Глава 2. Программа по плаванию в общеобразовательной школе

2.1. Пояснительная записка

Программа составлена специально для МОУ «средняя школа №43» города Петрозаводска Республики Карелия. Идея создания школьной авторской программы по физической культуре со специализацией плавание с 1 по 4 класс включительно, стало возможным со сдачей в сентябре 1990 года школьного спортивного комплекса с бассейном, залом и двумя помещениями, впоследствии оборудованными под зал для настольного тенниса и зал атлетической гимнастики с современным тренажерным оборудованием.

Кроме обучения учащихся плаванию в программу включены спортивные и подвижные игры, традиционные для урока физкультуры виды упражнений, лыжная подготовка, а так же мало применяющиеся виды, как настольный теннис, бадминтон, занятия на тренажерах, аэробика все залы и бассейн радиофицированы.

Плавание - один из немногих видов спортивной деятельности, гармонично развивающих все группы мышц.

Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища. Эти мышцы стабилизируют тело при плавании, помогая сохранить обтекаемое положение тела. Это, в свою очередь, развивает «мышечный корсет», обеспечивая хорошую осанку, что особенно важно для детей и подростков.

Занятия плаванием хорошо развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обеспечивает оздоровительный фактор и, наконец, возможность научить плавать практически всех детей школы, что в Республике Карелия с тысячами озер позволит предотвратить количество несчастных случаев на воде.

Данная программа рассчитана на две четверти в учебный год для каждого класса, проходящего подготовку в бассейне, из общей годовой программы по физической культуре. Расчет часов по четвертям не однозначно, схема разбита на два этапа. См. таблицу 1.

Таблица 1

Схема движения классов в учебном году

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 и 4 классы

2 и 3 классы

1 и 4 классы

2 и 3 классы

В соответствии с основным направлением реформы общеобразовательной школы, в настоящей учебной программе по физической культуре, предусматривается решение взаимосвязанных задач, содействие гармоничному развитию, укрепление здоровья, закаливание организма, привитие гигиенических навыков, воспитание нравственных и волевых качеств, культуре поведения, вооружение учащихся необходимыми знаниями по физической культуре, обучение важнейшим двигательным умениям и навыкам, подготовка и сдача юношеских разрядов по плаванию, развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого интереса к повседневным занятиям физическими упражнениями, личное физическое совершенствование, умение оказывать помощь на воде, инструкторская практика - умение заниматься с начинающими и судейство соревнований по плаванию.

Уроки строятся следующим образом. Для того, чтобы снизить расход времени на переодевание, уроки сдваиваются, т.е. класс приходит в бассейн раз в неделю, где с ним проводится урок на «суше»- в зале и в воде, причем целесообразней начинать урок на воде с девочками.

В зале урок проводится по определенной программе, проводит квалифицированный учитель физкультуры. На воде - инструктор по плаванию, имеющий опыт работы в ДЮСШ плавания.

Программа достаточно гибка. Конечно, в большем объеме, она решает задачи, связанные с обучением и совершенствованием плавательных дисциплин, но в то же время в программу включены и все важнейшие двигательные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр.

В зимнее время 2-3 недели(3 четверть) отводится лыжной подготовке. К тому же две четверти учащиеся занимаются по общей программе с другими учителями школы.

Также одним из важнейших вопросов, которые решает программа, считаю возможность учащихся отойти от стереотипного урока физкультуры, что должно положительно сказаться на обе программы.

Для реализации данной программы, учителем ставятся определенные задачи, которые распределены по этапам обучения и классам. См. таблицу 2.

Таблица 2

Задачи по усвоению учебного материала

Классы

Задачи 1 этапа

Задачи 2 этапа

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1-ые

1.Дать понятие - для чего нужны занятия физкультурой и спортом;

2.плавание - как жизненно важный навык;

3.элементам личной гигиены;

4. научить учащихся элементарным действиям в воде;

5. научить учащихся упражнениям по освоению с водой, играм в воде.

-

1.выполнение всех упражнений подготовительного цикла: лежание на воде, скольжение, открывание глаз под водой и т.д.;

2.плавание облегченным кролем - без выноса рук и дыхания, с выносом рук;

3.скольжение на воде, в положении на спине с различным положением доски;

4.лыжная подготовка - первые навыки ходьбы на лыжах.

-

2-ые

-

1.Научить уверенному поведению в воде;

2.научить плаванию двумя способами - кроль на груди и на спине в облегченном варианте;

3.уверенно проплывать 6-8 метров одним из изученных способов;

4.научить прыгать ногами в воду, нырять в воде с открытыми глазами, доставать предметы со дна;

5.обучение подвижным играм в воде.

-

1.Добиться устойчивого навыка в плавании кроль на груди- без дыхания и кроль на спине;

2.продолжить обучение дыханию в кроле на груди;

3.продолжить обучение плаванию на спине;

4.дать понятие поворота и старта в плавании кроль на груди и спине.

3-ьи

-

1.Научить плаванию кроль на груди с дыханием;

2.продолжить совершенствование техники плавания кроль на груди и на спине;

3.научить проплывать дистанцию до 12,5 метров в соревновательном режиме;

4.дать понятие в облегченном варианте техники плавания брасс;

5.обучение подвижным и спортивным играм в воде.

-

1.Закрепить навык дыхания кролем на груди на дистанции не менее 12,5 метров;

2.закрепление техники плавания кроль на спине с поворотом;

3.контроль изученных способов плавания по технике;

4.продолжить обучение технике плавания брасс;

5.соревнования по преодолению дистанции 12,5-25 метров на результат и оценку.

4-ые

1.Совершенствование способа плавания кроль на груди с дыханием;

2.элементы спортивной тренировки;

3.продолжить обучение способу плавания брасс;

4.ознакомление с техникой плавания баттерфляй;

5.прикладное плавание: ныряние на дальность, длительность пребывания под водой, транспортировка утопающего.

-

1.Совершенствование всех изученных спортивных способов плавания с элементами спортивных тренировок;

2.обучение техники плаванию баттерфляй;

3.продолжить обучение поворотам и стартам;

4.продолжить обучение приемам прикладного плавания;

5.инструкторская практика: судейство соревнований по плаванию;

6.проведение итоговых соревнований всего цикла обучения.

7.Лыжная подготовка - преодоление дистанции на технику и результат.

-



2.2. Планирование учебной программы [6,7,8]

1 класс 1 четверть 9 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

Подготовки обучающихся

Плавание с доской

9

Вводный

Инструктаж по ТБ. Ходьба вокруг бассейна. Обычный бег от бортика к бортику. Освоение с водой.

Уметь передвигаться в воде.

Знать правила ТБ на уроках плавания

Изучение нового материала

Работа ног на бортике, в воде. Погружение лица в воду. Выдохи в воду с работой ногами. Стрела у бортика.

Уметь правильно выполнять работу ногами.

Знать выполнение упражнения «стрела»

Изучение нового материала

Приседания у бортика с выдохами. Плавание с доской с поднятым лицом. «Стрела» с доской на груди.

Уметь правильно выполнять выдохи в воду.

Знать понятие стрела

Совершенствование ЗУН

Плавание с доской на груди 4*6м. Плавание с доской на груди из различных исходных положений.

Уметь плавать с доской на груди.

Знать исходные положения в плавании

Изучение нового материала

Обучение лежанию с доской на спине в воде из различных и.п. «Стрела» на груди с доской 4*6м.

Уметь плавать с доской на груди.

Изучение нового материала

Элементы водного поло: учиться ловить и бросать мяч. Торпеда на груди, на спине 6*6м. Поплавок 6раз, звездочка 6 раз

Уметь правильно выполнять упражнения поплавок и звездочку.

Знать элементы водного поло

Комбинированный

Скольжение на груди и спине. Плавание на груди и спине без выноса рук. Совершенствование скольжения на груди, на спине.

Уметь правильно выполнять скольжение на спине.

Комбинированный

Повторение пройденного материала, скольжение, «стрела», плавание с доской.

Уметь держаться на воде.

Совершенствование ЗУН

Передача, ловля, броски мяча. Игра «мяч капитану». Водное поло с упрощенными правилами.

Уметь передавать, ловить, бросать мяч в воде.

4 класс 1 четверть 9 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кроль на груди

Брасс

2

Вводный

Инструктаж по ТБ. Кроль на груди, на спине 2*4*12,5м. Согласование дыхания, работа рук, ног 2*8*12,5м.

Уметь правильно плыть кролем на груди.

Знать правила ТБ на уроках плавания

Комбинированный

Разминка 6-8*12,5м.любым способом. Плавание брассом с доской. Работа рук брассом 2*12,5м. Брасс в полной координации.

Уметь правильно выполнять работу рук при стиле брасс.

Знать определение полная координация

Низкий старт

3

Изучение нового материала

Изучение толчка с низкого старта кролем на груди и на спине. Поворот «Маятник» 6 раз. Брасс в полной координации, кроль со старта на спине с поворотом.

Уметь плавать при стиле кроль на груди и спине.

Знать поворот «Маятник»

Комбинированный

6-8 бассейнов разминка. Эстафета 12,5м. вольным стилем. Плавание на скорость.

Уметь быстро ориентироваться в воде.

Совершенствование ЗУН

Разминка 8 бассейнов. Кроль на груди-8бассейнов, спина-8бассейнов,брасс-8 бассейнов. Ныряние на расстояние. Водное поло.

Уметь правильно плавать кроль на груди, на спине, брасс.

Знать правила игры «Водное поло»

баттерфляй

3

Изучение нового материала

Проныривание6*12,5м. Нахождение предметов на дне. Ознакомление с техникой баттерфляй, работа туловища, ног

Уметь быстро ориентироваться в воде.

Совершенствование

Дельфин в полной координации 6-8 бассейнов. Плавание всеми изученными способами.

Уметь плавать любым из изученных способов плавания.

Знать чем отличается дельфин от баттерфляя.

Совершенствование ЗУН

Плавание баттерфляй в полной координации 6*12,5м. Соревнование одним из изученных способов.

Уметь правильно плыть баттерфляй в полной координации.

Свободное плавание

1

Игровой

Игра «Водное поло».

Знать правило игры «Водное поло».

2 класс 2 четверть 7 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кроль на груди

6

Совершенствование ЗУН

Инструктаж по ТБ. Повторение основных упражнений предыдущего цикла.

Уметь правильно выполнять работу ног при кроле.

Знать правила ТБ на уроках плавания.

Совершенствование ЗУН

Продолжение обучения техники плавания кроль на груди без дыхания.

Уметь держаться на воде.

Знать технику плавания кроль на груди.

Изучение нового материала

Обучение технике плавания кроль на спине.

Уметь правильно выполнять работу ног.

Изучение нового материала

Обучение дыханию в кроле на груди на месте и в движении. Эстафеты кролем на груди.

Уметь правильно выполнять выдохи в воду.

Совершенствование ЗУН

Согласование движений: рук, ног и дыхания в способе плавания кроль на груди. Игра по выбору.

Уметь согласовывать движение рук и ног.

Знать работу рук и ног

Совершенствование ЗУН

Согласование движения рук, ног и дыхания в способе плавания кроль на спине.

Уметь согласовывать движения рук и ног при кроле на спине.

Знать технику плавания кроль на спине.

Свободное плавание

1

Игровой

Контрольное проплывание отрезка дистанции на технику и оценку. Подвижные игры в воде.

Уметь правильно с координировать движения.

Знать правила поведения в воде.

3 класс 2 четверть 7 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кроль на груди

4

Совершенствование ЗУН

Инструктаж по ТБ. Закрепление техники плавания кроль на груди.

Уметь правильно плыть кроль в полной координации

Знать правила поведения на уроках плавания

Контрольный

Контроль техники и результата на оценку способа плаванию кроль на груди.

Уметь быстро передвигаться в воде

на груди.

Совершенствование ЗУН

Закрепление техники кроль на спине. Игра на выбор.

Уметь работать ногами при кроле на спине.

Знать технику плавания кроля на спине

Контрольный

Контроль техники и результата в способе плавания кроль на спине. Обучение игре «водное поло».

Уметь быстро передвигаться в воде на спине.

Ныряние

1

Изучение нового материала

Обучение нырянию, передвижение под водой. Ознакомление с элементами техники брасс.

Уметь погружаться в воду.

Знать правила поведения в воде.

Брасс

1

Изучение нового материала

Обучение техники плавания брасс

Уметь правильно выполнять работу ног при брассе

Кроль на груди, брасс

1

Контрольный

Соревнования по преодолению дистанции одним из изученных способов. Подвижные игры в воде

Знать правила игры водное поло.

1 класс 3 четверть 10 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Выдохи в воду из различных и.п.

2

Совершенствование ЗУН

Выдохи в воду. Выдохи в воду на груди с доской 2*12,5м. плавание на груди без дыхания.

Уметь правильно выполнять выдохи в воду.

Знать правильное положение рук на доске.

Совершенствование ЗУН

«Мельница» на груди без дыхания 4*12,5м.Игра «пятнашки». Согласование дыхания с работой ног.

Уметь правильно выполнять работу ног.

Знать что такое «мельница»

Кроль на груди

3

Совершенствование ЗУН

Кроль на груди: выдохи у бортика 2*5 раз, плавание с доской 2*12,5м. мельница без дыхания.

Уметь задерживать дыхание.

Знать технику плавания кроль на груди.

Совершенствование ЗУН

Плавание с доской из различных и.п. плавание кролем на груди без дыхания.

Уметь плавать с доской.

Совершенствование ЗУН

Закрепление навыка плавания с доской «мельница» на груди на расстояние 12,5м. эстафеты с доской, игры с мячом.

Уметь правильно выполнять работу ног.

Знать положение рук на доске.

Свободное плавание

1

Игровой

Элементы водного поло: прием и передача мяча, правила игры.

Знать правила поведения в воде

Кроль на спине

3

Совершенствование ЗУН

Лежание на спине с доской. «торпеда» на спине. Кроль на груди 6*12,5м.

Уметь правильно лежать на спине с доской.

Совершенствование ЗУН

Плавание на спине с доской, без доски. «мельница» на спине 2*12,5м. плавание на груди без дыхания.

Уметь держаться на воде без доски.

Знать технику плавания кроль на спине.

Совершенствование ЗУН

Повторение пройденного материала: «мельница» на груди,» мельница» на спине.

Уметь правильно выполнять «мельницу» на груди и спине.

Свободное плавание

1

Игровой

Эстафеты. Подвижные игры по выбору.

Знать правила поведения в воде.

4 класс 3 четверть 10 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кроль на спине

1

Совершенствование ЗУН

Кроль на спине 2*8*12,5м. плавание в полной координации 12*12,5м. скоростные отрезки 6*12,5м.

Уметь плавать кролем на груди.

Знать определение полной координации.

Брасс

1

Совершенствование ЗУН

Разминка 8 бассейнов, брасс ноги с доской, брасс -руки, брасс в полной координации. Брасс 2руки-1ноги, 2ноги-1руки.

Уметь выполнять работу ног при брассе.

Знать технику плавания брасс.

Баттерфляй

1

Совершенствование ЗУН

Совершенствование техники баттерфляй, ноги и руки баттерфляй 4*12,5м.

Уметь передвигаться в стиле баттерфляй.

Знать технику плавания баттерфляй.

Повороты на груди и спине

1

Изучение нового материала

Повороты на груди, на спине, отрезки по 15-18м с поворотом и толчком. Эстафета комплексное плавание.

Уметь плавать на груди и спине.

Транспортировка утопающего

2

Изучение нового материала

Разминка 8 бассейнов, ныряние за предметами, в длину. Транспортировка утопающего изученными способами 4*12,5м.

Уметь нырять за предметами.

Совершенствование ЗУН

Эстафета с транспортировкой, проныривание 12,5м,проплывание любым способом 16*12,5м. Игра на выбор

Уметь задерживать дыхание

Знать способы транспортировки утопающего.

Водное поло

1

Игровой

2 круга по периметру +кроль. Броски мячом по воротам. Ведение мяча, эстафеты с ведением мяча, водное поло.

Уметь плавать кроль на груди.

Знать правила игры «водное поло»

Плавание на боку

1

Изучение нового материала

Техника плавания на боку 4*12,5м. значение прикладного плавания. Транспортировка 4*12,5м, эстафеты на боку.

Уметь выполнять транспортировку.

Знать определение прикладного плавания.

Комплексное плавание

1

Совершенствование ЗУН

Комплексное плавание с поворотом 8*12,5м,различные упражнения дельфин, кроль, брасс 4*4*12,5м. Плавание на боку 6*12,5м.

Уметь по технике проплывать дистанцию кроль на груди, брасс.

Водное поло

Игровой

Соревнования по плаванию 25м.любым стилем. Водное поло.

Уметь быстро проплывать дистанцию.

Знать правила игры «водное поло»

2 класс 4 четверть 8 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кроль на груди, на спине

3

Совершенствование ЗУН

Повторение основных упражнений предыдущего цикла. Эстафеты.

Уметь держаться на воде.

Знать технику плавания кроль на груди, на спине.

Совершенствование ЗУН

Совершенствование обучения техники плавания кроль на спине.

Уметь держаться на воде без доски.

Знать технику плавания кроль на спине.

Совершенствование ЗУН

Совершенствование дыханию в кроле на груди на месте и в движении. Кроль на спине 2*12,5м.

Уметь без досок плыть стилем плавания кроль на груди.

Знать технику плавания кроль на груди.

Кроль на груди

1

Изучение нового материала

Согласование движений: рук, ног и дыхания в способе плавания кроль на груди. Игра.

Уметь согласовывать движения рук, ног и дыхания.

Знать технику плавания кроль на груди.

Кроль на спине

1

Изучение нового материала

Согласование движений: рук, ног и дыхания в способе плавания кроль на спине. Закрепление кроль на груди.

Уметь правильно выполнять работу рук и ног при кроле на спине.

Повороты и старты

1

Изучение нового материала

Обучение поворотам и стартам в плавании кроль на груди и на спине. Проплывание кроль на груди 3*12,5м.

Уметь плавать в полной координации кроль на груди.

Знать технику поворота.

Кроль на груди

1

Контрольный

Разминка по периметру 2*37м кроль на груди. Контрольное проплывание отрезка дистанции на технику и результат.

Уметь проплывать дистанцию кроль на груди.

Свободное плавание

1

Игровой

Подвижные игры в воде.

Знать правила поведения в воде.

3 класс 4 четверть 8 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кроль на груди, на спине

3

Совершенствование ЗУН

Совершенствование техники кроль на груди.

Уметь плыть кроль на груди в полной координации.

Знать определение полной координации.

Совершенствование ЗУН

Совершенствование техники кроль на спине. Повторение техники плавания кроль на груди.

Уметь плыть кроль на спине в полной координации.

Знать технику дыхания при кроле на спине.

Контрольный

Контроль техники и результата на оценку способов плаванию кроль на груди, на спине.

Уметь быстро проплывать дистанцию кроль на груди и спине.

Свободное плавание

1

Игровой

Закрепление игры «водное поло» по облегченным правилам.

Знать правила поведения в воде.

Ныряние

1

Совершенствование ЗУН

Совершенствование нырянию, нахождение предметов под водой, передвижение под водой.

Уметь плавать на задержку дыхания.

брасс

2

Совершенствование ЗУН

Закрепление элементов техники брасс, эстафеты с использованием техники брасс.

Уметь правильно выполнять работу ног при брассе.

Знать технику выполнения брасс.

Совершенствование ЗУН

Совершенствование техники плавания брасс. Соревнование одним из изученных способов.

Уметь плавать брассом в полной координации.

Знать работу ног и рук брассом.

Свободное плавание

1

Игровой

Водное поло по облегченным правилам.

Знать правила игры «водное поло»

2.3. Методика обучения детей младшего школьного возраста

Плавание используется при оздоровлении и реабилитации, при лечении заболеваний связанных с нарушением обмена веществ. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Плавание рекомендуется для работы с детьми школьного и дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что условия водной среды предъявляют к организму ряд своеобразных требований. Овладение навыками плавания невозможно без предварительного ознакомления, занимающегося с новой для него водной средой и без образования у него, вследствие этого, специфических условных рефлексов.

По мнению В.А. Быкова начальное обучение плаванию можно условно разделить на два этапа: первый этап - обучение навыку удержания на воде; второй - обучение передвижению в воде.[3]

В ускоренной методике обучения автор предлагает разделить весь период на пять этапов. На каждом этапе решать конкретные задачи, в зависимости от которых применяются средства и используются методы и приемы обучения.

Обучение всем (четырем) способам плавания происходит одновременно, но по элементам. Продолжительность каждого этапа зависит от усвоения учебно-методического материала по спортивному плаванию. Общая продолжительность обучения составляет 3 месяца.

На первом этапе создается правильное представление об изучаемых способах плавания. Спортивные способы при этом изучались в последовательности: кроль, дельфин, спина, брасс. На первом этапе так же происходит освоение учеников с водой, обучение горизонтальному положению в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде. Изучаются элементы техники стартов и поворотов. Устраняются ошибки.

Второй и последующий этапы:

- Изучение основных элементов техники спортивных способов плавания: в кроле и дельфине - движение руками и дыхание; на спине - движение руками; в брассе - движение руками и дыхание. Продолжение изучения стартам и поворотам, устраняются ошибки.

- Изучение остальных элементов техники спортивных способов плавания: кроль - движение ногами; при плавании на спине - движения ногами; в дельфине - движения туловищем и ногами; в брассе - движение ногами.

- Согласование элементов техники спортивного плавания, закрепление техники стартов и поворотов в целом.

- Совершенствование техники спортивного плавания.[3]

При обучении плаванию в условиях глубокого бассейна важно не вызвать у обучаемого чувство страха и неприязни к воде. Активное использование специальных подготовительных упражнений на суше может существенно облегчить начальное обучение детей плаванию.

Программа по начальному обучению плаванию на «глубокой воде» условно предусматривает три этапа:

I этап - 1 - 12 уроки. Первые 5-6 уроков ознакомление с водой.

На бортике изучаются в основном имитационные и специальные упражнения, которые непосредственно будут выполняться на данном уроке в воде. Основные упражнения на задержке дыхания с выдохами в воду, погружения в воду, передвижения вдоль бортика с опорой руками за борт.

Разучивание способов плавания кроль на груди и на спине.

II этап - 12 - 24 уроки. Дети продолжают разучивать способы плавания кроль на груди и на спине, спад вниз с бортика, старт из воды и поворот «маятник».

На 24 уроке дети должны проплыть 25 метров изученными способами.

III - 25 - 36 уроки. Продолжается дальнейшее совершенствование навыков плавания кроль на груди и на спине, разучивание стартов и поворотов, идет ознакомление с элементами техники плавания брасс.

В конце обучения учащиеся проплывают 50 метров. На протяжении всего времени обучения широко используются игры и развлечения на воде. Программа 36 уроков может быть использована в любых бассейнах.

При начальном обучении плаванию 1-15 занятия, когда дети не владеют навыком самостоятельного удержания на поверхности воды все занятия проходят с использованием ласт и плавательных досок. При обучении в глубоком бассейне 16-32, когда дети уже освоили навык самостоятельного удержания тела на поверхности воды, для обучения различным компонентам спортивных способов плавания необходимо применять следующие сочетания поддерживающих на воде средств:

- для обучения и совершенствования выполнения техники работы ног в спортивных способах плавания: плавательная доска и плавательные ласты;

- для обучения спортивным способам плавания кроль на спине, кроль на груди, дельфин: плавательные ласты.

Обучение при этом проводится в следующем порядке: 1-2 занятие ознакомление с водой; 3-10 занятие - формирование навыка удержания на поверхности воды, разучивание способов кроль на спине и кроль на груди (параллельно); 11-19 - брасс; 20-26 - дельфин; 27-32 занятие разучивание стартов и поворотов.[7]

А.И. Погребной изложил содержание инновационной методики плавания, где предложил акцентировать внимание, при обучении плаванию, не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица водой. Данная методика основана на разучивании при обучении плаванию опорного гребка. Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде, автор предлагает применять упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду. И когда учащиеся научатся удерживаться на поверхности за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным и облегченным способам плавания. Дети младшего возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке. Рекомендация автора начинать обучение детей младшего школьного возраста плаванию способом кроль на спине.[8]

Одновременная методика обучения плаванию. Продолжительность обучения 16-18 занятий. Отличительной, особенностью, которой является то, что данная методика предусматривает увеличение времени нахождении ребенка в воде на каждом занятии, в частности, за счет сокращения длительности занятий на бортике, в спортивном зале, на спортивной площадке. Подчеркивается то, что речь идет не об уменьшении количества необходимых для обучения плаванию специальных упражнений, которые обычно проводятся на суше и сокращают время пребывания в воде, а о том, что эти упражнения могут выполняться на других занятиях физической культурой. Кроме того сокращен период освоения с водой, за счет уменьшения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами. Другая особенность этой методики отличается тем, что ребенок в первую очередь обучается тому способу, который получается у него лучше всего и на освоение которого будет потрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве обучающихся с элементами всех способов плавания. На основе выбранного способа легче овладеть и остальными способами. Наиболее простой способ, который усваивают большинство детей на первых занятиях - движения руками как при плавании руками брасс, ногами как при плавании кролем (с произвольным дыханием). При плавании этим облегченным способом дети быстрее овладевают умением держаться на воде и преодолевать определенные расстояния. Первое занятие посвящается проверке плавательной подготовки: каждый учащийся проплывает своим способом столько, сколько он сможет. После чего 3-5 занятий основное внимание уделяется плаванию выбранным способом. Кроме того, важно отметить, что изучение всех способов плавания начинается с освоения движений руками как основного элемента.

Пятое, девятое, двенадцатое, шестнадцатое занятия - контрольные. На этих занятиях проводится проверка овладения плавательными навыками.

В педагогическом процессе стоит придерживаться принятой методики обучения, основанной на рациональном сочетании методов целостного и раздельного изучения учебных упражнений.[5]

Заключение

Подводя итоги, еще раз хотелось бы отметить, что при обучении детей плаванию решаются следующие основные задачи:

1. Укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

2. Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

3. Всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

4. Ознакомление с правилами безопасности на воде.

Теоретическая концепция, определяющая работу по обучению совершенствованию техники плавания, должна базироваться на представлении о плавания как целостном упражнении. При необходимости выделения из плавания отдельных компонентов (фаз, элементов), следует понимать об искусственном характере этой процедуры в реализации педагогических действий, обеспечивающих последующую взаимосвязь техники в целостное плавание. Приведенные упражнения являются средством управления при обучении плаванию на начальном этапе тренировки. Следует проводить постоянную оценку действий занимающихся с приведенными параметрами упражнений.

Особенностью развития и освоения техники плавательных движений является усложнение их выполнения. В условиях водной среды должен обеспечиваться процесс осмысления приобретенных на суше навыков и технических действий. Необходимо также в определенной последовательности предусматривать усложнение упражнений, но это не означает строгий регламент их выполнения, а дает возможность их вариативного выбора. Необходимо помнить при этом условие - только усвоив выполнение простого упражнения можно переходить к изучению более сложного. Чем больше вариантов движений в упражнениях освоит обучаемый, тем быстрее и прочнее будет формироваться плавательный навык того или иного способа.

Таким образом, обучение плаванию в школе является частью физического воспитания детей и направлено на комплексное решение задач физического воспитания.


Список использованных источников и литературы

1. Аикина Л.И. Влияние занятий в водной среде на организм человека/Л.И. Аикина. - Физкультурное образование Сибири: научно-метод. журнал / Сибгуфк; под ред. В.И. Михалева. - Омск 2013. - Выпуск 2 (23). - С. 57-58.

2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: состояние и пути развития/ Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов. - Теория и практика физической культуры. 2014. - №6.-С. 28-30.

3.Быков В.А. Инновационная система ускоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления: учеб.-метод. пособие/В.А. Быков, А.В. Куделин, Д.Ф. Палецкий. - Смоленск 2011. - 88 с.

4. Дьякова Е.Ю. Физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе ускоренного обучения плаванию/ Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова - Вестник Томского государственного университета. 2013. №367 С. 147-150.

5. Зернов В.И. Практикум для изучения техники движений в спортивных способах плавания/В.И. Зернов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: Изд-во БГУФК, 2010. С. 51.

6. Зернов В.И. Плавание: метод. Пособие/ Практикум по разделу «Методика обучения» (700 упражнений для обучения навыку плавания)/ В.И. Зернов, В.Г. Ярошевич. - Минск: Промпечать, 2012.-88 с.

7.Павлова Т.Н. в помощь школьному учителю: рекомендации по обучению плаванию/Т.Н. Павлова, С.М. Никитина. - Детский тренер. -2012. - №1. С. 14-20.

8. Погребной А.И., Инновационная методика обучения плаванию/ А.И., Погребной. - Физическая культура, спорт-наука и практика. - Краснодар, 2013.- №1-4 С. 46-50

9. Протченко Т.А. Обучению плаванию дошкольников и младших школьников: метод. пособие/Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. - М.: Айрис-Пресс, 2003. С.77.

10. Плавание. Книга-тренер. - М.: Эксмо,2013.-С.320.


© 2010-2022