- Преподавателю
- Физкультура
- Методическая разработка занятия по теме Волейбол
Методическая разработка занятия по теме Волейбол
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козловский А.В. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ СПО МО
Ногинское Медицинское училище ( техникум)
Методическая разработка занятия по теме:
«Волейбол»
Дисциплина: физическая культура
Специальность: «Сестринское дело»
2 курс
Преподаватель: Козловский Александр Владимирович.
2014г.
Пояснительная записка.
Волейбол как спортивная игра появилась в 1895-1896г.г., когда преподаватель физической культуры колледжа в городе Геолиок (США) Вильям Морган предложил новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру через сетку. Игра пришлась по душе и получила название «волейбол» (летающий мяч). В нашей стране игра начала развиваться в 1921-1922г.г., а с 1938 года проводится ежегодное первенство среди клубных команд. В 1964 году волейбол впервые включен в программу Олимпиад. На тех, 17-ых Олимпийских Играх в Токио, наша мужская команда стала первой, женская - второй, уступив лишь хозяйкам.
Современный волейбол - атлетичная игра. Существуют различные ее версии (виды), чтобы показать ее многогранность, в т.ч. и пляжный волейбол. Волейболисты должны обладать очень многими физическими качествами - хорошей прыгучестью, силой, координацией, выносливостью, быстротой, а так же природными физическими данными. Игрокам в настоящее время присуща узкая специализация: пасующий, диагональный, нападающий первого темпа, доигровщик, либеро. Большое количество выполняемых прыжков, ударов, блоков, падений, красивые розыгрыши мяча определяют оздоровительное, воспитательное значение этой игры и поддерживают ее зрелищность.
Волейбол относится к базовым видам физкультурно-спортивной деятельности (далее БВФСД), которые оказывают всестороннее влияние на функциональное состояние человека, в большей степени способствуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спортивные игры способствуют развитию различных двигательных качеств, вырабатывают прежде всего ловкость, гибкость, выносливость, в циклических видах упражнений хорошо развивается быстрота и сила; совершенствуется деятельность отдельных систем и способствуют укреплению здоровья. Заметное влияние регулярные занятия БВФСД оказывают на психику обучающихся, черты характера, развивают точность реакции на движущийся объект, устойчивость внимания, мышление. В спортивных дисциплинах формируются такие черты характера, как смелость, ответственность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, воля, чувство товарищества и многие другие личностные качества, которые необходимы будущим медицинским работникам.
Тип урока: урок закрепление пройденного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая ( работа в малых группах).
Цели занятия:
-
Образовательная: развитие «чувства мяча» и координационные способности, совершенствование техники передачи и приеме волейбольного мяча.
-
Оздоровительная: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости; развитие скоростной выносливости, прыгучести.
-
Воспитательная: развитие интереса к здоровому образу жизни; к данному виду спорта; пропаганда волейбола; воспитание личностных качеств: взаимопомощи, терпимости к товарищам, умение работать в коллективе и индивидуально.
Спортивный инвентарь: секундомер, свисток, волейбольные мячи, волейбольная сетка.
Компетенции, которые формируются у студентов в течение занятия:
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Хронокарта занятия
№
п/п
Этапы занятия
Время, мин.
Методические указания
1
Организационный момент
2
Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.
2
Введение в тему урока. Целеполагание. Инструктаж по технике безопасности
5
Объявление темы занятия, создание мотивации.
3
Актуализация опорных знаний
8
Опрос по пройденному материалу.
4
Общеразвивающие упражнения
20
Специальная разминка.
5
Основная часть
45
Закрепление технико-тактических приемов игры в волейбол; учебная игра.
6
Подведение итогов. Рефлексия
5
Анализ работы преподавателем и студентами.
7
Домашнее задание
5
Сообщение преподавателя.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Построение. Проверка готовности обучающихся к занятию(оценка внешнего вида), отметка отсутствующих.
2. Введение в тему урока.
На прошлом занятии мы разучивали технико-тактические приемы игры в волейбол: стойки в волейболе, перемещение по площадке, подачи мяча. Сегодня мы продолжим отрабатывать подачи мяча, приемы мяча, нападающие удары и сыграем учебную игру. Перед нами стоят следующие задачи: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости; развитие «чувства мяча» и координационных способностей; развитие интереса к здоровому образу жизни, работать в коллективе, команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, а все выше сказанное формирует такие черты характера, как смелость, ответственность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, воля, чувство товарищества и многие другие личностные качества, которые необходимы будущим медицинским работникам. Уважаемые студенты, вы уже знакомы с инструкцией по ТБ при проведении занятий по волейболу. Еще раз хочу обратить ваше внимание на следующие моменты:
-
Занятия по волейболу должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
-
Запрещается носить украшения (булавки, браслеты и т. п.), которые в ходе игры могут стать причиной травмы.
-
Приступать к занятиям после проверки надежности установки и крепления стоек и волейбольной сетки, отсутствия посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
-
Соблюдать дисциплину, начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде преподавателя.
-
Выполнять правила игры в волейбол.
-
Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
-
При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
-
Внимательно слушать и выполнять все команды преподавателя.
-
При получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить об этом в известность преподавателя.
-
Под руководством преподавателя по окончании занятия собрать спортивный инвентарь в места его хранения.
-
Организованно покинуть место проведения занятий.
3. Актуализация опорных знаний:
Для начала давайте вспомним историю развития игры «Волейбол», об этом нам вкратце расскажет Чурсина Наташа ( технология дифференцированного обучения). А теперь проведем опрос по пройденному материалу «Волейбол».
(см.Приложение 1)
4. Общеразвивающие упражнения: (20 мин.)
Общеразвивающие упражнения
Методические указания
1. Ходьба и бег по площадке.
-
На носках руки на поясе.
-
На пятках руки за головой.
-
Перекат с пятки на носок.
-
Легкий бег.
-
Следить за осанкой
-
Спина прямая, не отклоняться вперед, локти направлены в стороны.
-
Не торопиться, стараться пружинить с пятки на носок
-
Следить за дистанцией, осанкой и дыханием.
2. Специальные беговые упражнения.
-
Бег приставными шагами, чередование: 2 шага правым боком приставным шагом и 2 шага левым боком приставным шагом.
-
Бег спиной вперед.
-
Ноги в коленях согнуть, руки на поясе.
-
Смотреть через левое плечо.
3. Упражнения на растягивание
-
И.п.- основная стойка, вращение головы в правую-левую сторону головы.
-
Упражнения выполняются в медленном темпе.
4. И.п. - о.с руки в замок волнообразные движения кистями.
-
Плавно стараясь размять каждый сустав.
5. И.п.-о.с руки в замок, 1-2 выпрямить руки вперед ладони наружу,3-4 руки вытянуть верх ладони наружу.
-
Следить за правильностью и чистотой выполнения, следить за осанкой.
6. И.п.- ноги на ширине плеч -руки в замок над головой ладони наружу -наклоны в стороны 1-2 вправо;3-4 влево.
-
Наклоны максимальные, руки не сгибать в локтях.
7. И.п. - ноги вместе, 1 шаг правой ногой в сторону сесть руки вперед. Левая нога прямая, вес тела переносится справа налево до носка правой ноги.
-
Следить за амплитудой движения, пятки на полу.
8. И.п. - ноги вместе выпад правой ногой вперед, левая прямая сзади 1-2-3-4.
-
Вес тела переносится как можно ниже к полу, колено согнутой ноги не выходит за вперед за носок.
9. И.п - о.с прыжки на месте с разворотом корпуса.
-
Ноги разворачиваем в противоположную сторону от разворота корпуса.
10. Перестроение в колонну по одному.
-
За направляющим перестраиваемся в колонну по одному делимся пополам для выполнения упражнений на перемещения вдоль сетки.
5.Основная часть
Сочетание перемещений и стоек-
1. Перемещения вдоль сетки приставным шагом в средней стойке.
-
Друг напротив друга перемещаться приставным шагом руки на уровне груди( как бы готовясь к выполнению блока).
2. Перемещения вдоль сетки скрестным шагом в средней стойке.
-
Друг напротив друга перемещаться приставным шагом руки на уровне груди.
Закрепление упражнений верхней передачи
3. Передача мяча в пол.
-
Руки разгибаются только в локтях, проследить за большими пальцами, чтоб не торчали.
4. Верхняя передача над собой.
-
Большие пальцы смотрят в лицо , ни в коем случае не торчат на мяч развернуты, кисти образуют как бы ковш, руки выпрямляются вверх.
5. Верхняя передача партнеру
(в парах).
-
необходим постоянный зрительный контакт за мячом, встречать мяч у лица, отправляя партнеру разгибать ноги и руки максимально
6. Нижняя передача над собой.
-
мяч подбивается прямыми руками на уровне плеч, не выше, мяч должен отбиваться нижней частью предплечий(манжетами)
7. Нижняя передача партнеру с наброса ( в парах).
-
стараемся отбивать мяч по очереди, если не получается один из партнеров набрасывает, другой отбивает передачей снизу, руки вытянуты соединены в локтях, мяч подбиваем нижней частью предплечья.
8. Двусторонняя игра.
-
Судейство с объяснением жестов.
9. Заключительная часть.
Релаксация.
-
Упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания.
6. Подведение итогов:
Построение студентов в одну шеренгу. Подведение итогов занятия, что получилось, что нет, на что обратить внимание, выявление ошибок, анализ выполнения задач занятия; выставление оценок.
7. Домашнее задание:
Отработка техники игры в волейбол ( стойки в волейболе, перемещения на площадке).
Организованный выход со спортивной площадки в раздевалку.
Приложение 1.
Контроль усвоения учебного материала по разделу «Волейбол».
-
Что такое подача?
-
Какие виды подач вы знаете?
-
Какие способы передачи мяча вы знаете?
-
Какой способ приема мяча следует применить, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока?
а) Сверху двумя руками.
б)Снизу двумя руками.
в) Одной рукой снизу.
-
Какой подачи не существует?
а) Одной рукой снизу.
б) Двумя руками снизу.
в)Верхней прямой.
г)Верхней боковой.
-
Выпрыгивание на блок выполняется толчков вверх…
а) одной ногой,
б) обеими ногами.
-
Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в ее составе 5 человек?
а) Допускается.
б) Не допускается.
в) Допускается с согласия команды соперника.
-
Сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием?
а) Одно.
б) Два.
в) Три
-
Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвел по нему удар, то…
а) подача считается проигранной;
б) подача повторяется этим же игроком;
в) подача повторяется другим игроком этой же команды.
10. Если при подаче мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника, то…
а) подача повторяется;
б) игра продолжается;
в) подача считается проигранной.
11. Если при подаче мяча подающий игрок наступает на разметку задней линии площадки или переходит ее, то…
а) подача повторяется;
б) подача считается проигранной;
в) игра продолжается;
12. Сколько игроков-волейболистов могут одновременно находится на волейбольной площадке во время проведения соревнований?
а) шесть;
б) десять;
в) двенадцать.
Ответы к вопросам по разделу «Волейбол»
1. Подача - технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. В настоящее время он является одним из основных нападающих действий волейболиста. Различают несколько видов подач.
2. При нижней прямой подаче удар наносят ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом к сетке.
Нижняя боковая подача: удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке.
Верхняя прямая подача: удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке. Существует несколько ее вариантов: в шаге, в прыжке, с вращением мяча и без вращения
Верхняя боковая подача: удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке.
3. Передачи. Взаимодействие игрока с мячом при выполнении передач включает прием мяча (задача - в любом случае оставить его в игре) и передачу мяча (цель - направить в определенное место или определенному партнеру). В современной игре передача - важнейший элемент нападения, связывающий действия защиты непосредственно с атакой.
Передача (при тактической реализации как вторая передача) - это технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существуют два способа передачи: а) двумя руками сверху ; б) одной рукой сверху, а также несколько ее разновидностей.
4. б) Снизу двумя руками.
5. б) Двумя руками снизу.
6. б) обеими ногами.
7. б) Не допускается.
8. б) Два.
9. а) подача считается проигранной;
10. б) игра продолжается;
11. б) подача считается проигранной;
12. в) двенадцать.
14