• Преподавателю
  • Физкультура
  • «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:























«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»












Учитель Осипов Д.О.




Самара 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3-4

  1. Актуальность темы.

5

  1. Объект, предмет, цель.

6

  1. Задачи исследования.

7

  1. Методы и организация исследования.

10

Заключение

14-15

Список использованных источников

17













Введение

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Компетенции - это знания, умения, опыт в области физическая культура. Поэтому мы и должны все это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.

Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций и компетентностей является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников.

На данном этапе учителю следует выявить наличие уже имеющихся у учащихся образовательных потребностей (стремления школьников к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень. Диагностика осуществляется разными методами: в результате наблюдения за деятельностью учащихся, проведением анкетирования, тестирования, организацией бесед и пр. Для получения объективной информации в диагностировании могут принимать участие не только школьники, но и их родители, учителя, одноклассники.

В частности, для выявления образовательных потребностей школьников в знаниях и умениях, составляющих валеологическую компетенцию, учащимся были предложены вопросы и диагностические задания, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме, например:

  1. Перечислите физические характеристики для оценки собственного здоровья.

  2. Предложите виды физических упражнений благотворно влияющих на ваше здоровье.

  3. Удовлетворены ли Вы имеющимися знаниями и умениями в области здоровья человека или хотели бы их пополнить?

Следует также выявить жизненно важные для учащихся вопросы и предпочтительные для каждого ученика виды учебно-познавательной деятельности.

Для формирования ключевых компетенций, в том числе валеологической в процессе обучения физкультуры необходимо создавать условия для самостоятельного решения школьниками познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других вопросов, решать личностно значимые для школьника проблемы.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры.

Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию. «Не умаляя важности организационных изменений и совершенствования теоретических и методических сторон физического воспитания, необходимо все же отметить, что перестройка этого процесса может быть результативной, если преобразования затронут его содержательную сущность и будут базироваться на идее развития личности, активного использования деятельностного подхода к образованию и воспитанию самоопределения в творческом овладении способами физкультурной деятельности».

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрение новых психолого-педагогических технологий, работающих в развивающем режиме. В настоящее время имеется ряд подходов для решения поставленных задач. В последнее время внимание педагогов-новаторов привлечено к "методу проектов". Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата .

Метод проектов позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, а также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика.

Данная работа расширяет представления о возможности применения технологии проектирования в физическом воспитании школьников, когда развитие человека является не побочным продуктам, а прямой и главной целью. Внедрения метода проектов потребует не только психологической готовности детей к новым способом обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы - отношение учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога - таким образом, чтобы имело место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Объектом исследования данной работы являются физическое воспитание учащихся базовой школы.

Предметом исследования организационно-педагогические условия применения метода проектов на уроках физической культуры.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Целью исследования данной работы является научное обоснование, разработка и реализация метода проектов в физическом воспитании школьников.

Задачи исследования:

1. Анализ научно-методической литературы, направленный на исследования теоретико-методических основ применения метода проектов в физическом воспитании школьников.

2.Разработать технологию по реализации метода проектов для учащихся средних школ на уроках физической культуры.

3. Определить эффективность метода проектов на уроках физической культуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней определена сущность и структура метода проектов, и разработана одна из форм проектной технологии для учащихся общеобразовательных школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут использовать в процессе педагогической деятельности студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры.

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям .

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение .

Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе .

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.

1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья белорусской нации является государственной задачей.

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.

3. Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость .

4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно.

5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.

6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов.

Сущность и система физического воспитания школьников. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях .

Успешность всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогического коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воздействие системы всех форм организации физического воспитания, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогический эффект.

Каждое звено этой системы имеет одну целевую направленность, но характеризуется только ему присущими задачами и организационными основами. Звеньями системы организации физического воспитания детей в школе являются:

классно-урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры 3 раза в неделю в каждом классе;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий , физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене);

ежедневные занятия физическими упражнениями в группах продленного дня;

внеклассная работа, включающая занятия в кружках физической культуры

(1-5 классы), группах ОФП и ГТО, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры .

В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:

1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний.

2. Организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, оказание помощи и страховки

3. Учебно-познавательная деятельность учеников .

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.

В задачи управления (руководства) работой учеников на уроке входит обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего времени урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной.

Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.

Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, снижается также и безопасность. Эти недостатки можно уменьшить путем хорошей подготовки командиров отделений, обеспечения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.

Разновидностью вышеуказанного метода является так называемый круговой метод. Он заключается в том, что число мест занятий (станций) увеличивают до четырех - восьми, соответственно также и число отделений; все отделения последовательно (по часовой стрелке) переходят от станции к станции, выполняя на каждой намеченную программу упражнений. Упражнения выполняют или в произвольном темпе с интенсивностью 50-70% от максимума в течение 2-3 мин (метод экстенсивной тренировки) или в максимальном темпе, до отказа, в течение 30-40 с (метод интенсивной тренировки). Всего проходят 2-3 круга, отдых между сериями - от 30 с до 1-2 мин.

Сущность кругового метода заключается также в индивидуальном планировании нагрузок и контроле за ростом достижений и пульсовой реакцией. Каждый ученик вначале выполняет так называемый максимальный тест, исходя из него высчитывает в процентах исходный уровень нагрузки, от урока к уроку повышает нагрузку, периодически измеряет и записывает пульс. В этом основной смысл метода (а не в прохождении по кругу) .

Индивидуальный метод предполагает задания каждому ученику, но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортшколе. Учитель контролирует выполнение заданий.

Но, как уже говорилось, индивидуальный подход к учащимся можно осуществлять и при фронтальном, посменном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчают или, наоборот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним школьникам можно ближе пододвигать мостик, другим отодвинуть подальше, предложить перед приземлением сделать хлопок руками и т. д.

Из вышеперечисленных методов к проектной деятельности отнесем индивидуальный (персональный) и групповой методы .

Персональные или групповые проекты - единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

Преимущества персональных проектов:

1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

2. у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

3. учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

4. формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом .

Преимущество групповых проектов:

1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

3. на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта .

Таким образом, метод проектов является одним из направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Однако, следует учесть что применение метода проектов на уроках физической культуры не раскрыто в полном объеме. Можно сказать, что данная работа является одной из первых по применению этого метода в физическом воспитании школьников, не изучены все возможности применения метода проектов на уроках физической культуры.

Целью настоящего исследования данной работы является научное обоснование, разработка и реализация метода проектов в физическом воспитании школьников. Данную цель конкретизируют следующие задачи:

1.Анализ научно-методической литературы, направленный на исследования теоретико-методических основ применения метода проектов в физическом воспитании школьников.

2.Разработать технологию по реализации метода проектов для учащихся средних школ на уроках физической культуры.

3. Определить эффективность метода проектов на уроках физической культуры.

Методы исследования

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:

- анализ и обобщение научно-методической литературы.

педагогические наблюдения.

педагогическое тестирование.

анкетирование.

педагогический эксперимент.

методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы

Анализ литературных источников позволил определить представления о понятии «метод проектов», обозначить научные и методические подходы к решению проблем физического воспитания школьников, а также выявить круг вопросов, требующих разработки в исследовании. В ходе анализа и обобщения специальной литературы были сформулированы тема, определены цель и задачи исследования. Одним из следствий анализа и обобщения научно-методической литературы по теме исследования явилось обоснование, разработка и реализация метода проектов в физическом воспитании школьников.

Педагогические наблюдения

В период прохождения педагогической практики осуществлялись педагогические наблюдения за процессом физического воспитания школьников: используемыми средствами, методами, формами физического воспитания, отношением школьников к физической культуре, активностью участия в спортивных мероприятиях, стилем педагогической работы преподавательского состава и т.д.

Педагогическое тестирование

Тестирование - это когда учащимся предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест - это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся.Тест разработан, для того чтобы определить уровень системы знаний о туристических навыках и умениях в процессе физического воспитания.

Анкетирование

Целью анкетного опроса явилось изучение отношения учащихся 5-х классов к физическому воспитанию. В задачи анкетирования входило:

  • уточнить регулярность посещения занятий по физическому воспитанию;

  • выяснить, каким видом спорта хотели бы заниматься учащиеся на занятиях по физическому воспитанию;

  • выявить причины, побуждающие заниматься на уроках физической культуры.

При разработке анкеты учитывались следующие требования к ее содержанию и структуре. Анкета должна соответствовать замыслу исследования. Она должна учитывать подготовленность респондентов к опросам. В организации ее материала и расположении вопросов нужно учитывать следующий способ обработки полученных данных.

В соответствии с вышеизложенным в анкете выделены следующие блоки:

-вступительный;

-характеризующий отношение к урокам физической культуры;

Вступительный блок включал в себя вопрос, направленный на уточнение пола анкетируемого. Для оценки отношения учащихся к урокам физической культуры были использованы следующие индикаторы: посещение или непосещение уроков, характеристика предпочтения содержания уроков. Для характеристики предпочтения учащихся при оценке различного содержания уроков физического воспитания была использована шкала: нравится всегда, нравится иногда, не нравится.

Учащихся опрашивали в классе. Перед тем как начать заполнение опросных листов они получили инструкцию, как это следует делать. Всего было опрошено 100 учащихся 5-х классов. Заполненные опросные листы и анкеты возвращались тут же проводившему опрос. Если в заполненном опросном листе были допущены неточности, они уточнялись при том условии, что это не влияло на результат опроса. При объяснении методики заполнения полностью исключались подсказки, влияющие на результат опроса.

Педагогический эксперимент

Целью педагогического эксперимента была обоснование, разработка и реализация метода проектов в физическом воспитании школьников. Для этого была организована - экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ).

Эксперимент проводился по классической схеме, широко распространенной в эмпирических педагогических исследованиях в сфере физической культуре и спорта.

Математическая обработка результатов исследования

Методы математической статистики применялись в соответствии с задачами исследования. Их применение предусматривало получение максимально возможной информации об изучаемых явлениях.

Организация исследования

Для определения эффективности предложенной технологии нами был проведен педагогический эксперимент. Основная задача этого эксперимента заключалась в определении эффективности разработанной проектной технологии на теоретических уроках по физической культуре по теме «туризм». Педагогический эксперимент проводился в условиях учебного процесса средней школы №67 города Гомеля. Испытуемыми были 100 учащихся 11-12 лет четырех параллельных классов. Из них 5 «А» и 5 «Г» класс считались контрольными, 5 «Б» и 5«В»- экспериментальными.

В экспериментальной группе в течение эксперимента проводились теоретические уроки по физической культуре на тему «туризм», а так же был использован метод проектов. Который предусматривал разработку проекта по теме «туризм», а точнее проект двухдневного туристического похода. Занятия в контрольной группе проводились школьным учителем по общепринятой школьной программе по физическому воспитанию, экспериментальная группа занимался по разработанной технологии.

Педагогический эксперимент проходил в два этапа. Первый этап эксперимента был констатирующим и заключался в определении исходного уровня сформированности знаний по туризму учеников КГ и ЭГ. На основе анализа полученных результатов можно констатировать, что сравниваемые группы статистически не различаются по исследуемому признаку, что говорит об идентичности КГ и ЭГ.

Второй этап педагогического эксперимента был формирующим. Основной задачей данного этапа было проведение теоретических занятий по физическому воспитанию для учеников ЭГ с целью формирования знаний по туризму, а также основной частью эксперимента было внедрение и реализация метода проектов в педагогический процесс физического воспитания. Этот этап работы заключался в следующем: экспериментальные классы разделили на четыре группы, и каждая из них должна была за урок разработать детальный проект двухдневного туристического похода. Учащимся было предложена схема разработки проекта, а также соответствующая информация по туристическим навыкам и умениям

После проведения теоретического курса и занятия по проектированию было осуществлено повторное педагогическое тестирование учеников КГ и ЭГ с целью определения у них уровня сформированности знаний по туризму. На основе анализа полученных результатов нам удалось установить, что были обнаружены существенные статистические различия по знаниям о туризме в приростах между КГ и ЭГ в пользу ЭГ.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов до и после эксперимента позволил нам определить эффективность метода проектов по формированию знаний в физическом воспитании школьников. Полученные результаты свидетельствует о том, что разработанная нами технология может активно использоваться в учебном процессе.



Заключение

Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов. По мнению многих ученых обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и "метод проектов", представляется сегодня достаточно своевременным.

Основу обучения составляют творческие проекты, которые выполняют две основные задачи: развить у школьников интеллектуальные, социальные и физические способности. Учащиеся должны уметь определять потребности и возможности выполнения тех или иных проектов, генерировать идеи проекта, осуществлять оценку результатов проектировочной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что метод проектов это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Актуальность проблемы, рассмотренной в данной дипломной работе не вызывает сомнений, поскольку она посвящена разработке технологии метода проектов в физическом воспитании школьников, а методическая литература по данной теме не выпускается. А в теории физической культуры метод проектов никогда не применялся. Он является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Однако, следует учесть что применение метода проектов на уроках физической культуры не раскрыто в полном объеме. Можно сказать, что данная работа является одной из первых по применению этого метода в физическом воспитании школьников, не изучены все возможности применения метода проектов на уроках физической культуры. Поэтому это совершенно неизвестное направление в физического воспитания школьников.

Осознавая имеющуюся у учителей физической культуры потребность в освоении современных инновационных технологий, мы поставили задачу разработать и экспериментально обосновать технологию метода проектов на теоретических занятиях по физической культуре по теме «туризм». Данная технология состояла из следующих этапов: диагностический, рефлексивно-аналитический, репродуктивный, деятельностно-практический, контрольно-итоговый.

Диагностический эпат, на котором идёт проверка уровня знаний учащихся о туризме (тест, контрольная работа).

Рефлексивно-аналитический, на этом этапе излагается информация по структурным компонентам туризма, происходит первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, более глубокое его усвоение, участвуя в беседе по закреплению материала.

Репродуктивный, на котором производится повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по туризму

Деятельностно-практический направлен на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков в процессе выполнения учащимися заданий и упражнений.

Контрольно-итоговый, на котором подводятся итоги по результатам тестирования по физкультурным знаниям и знаниям по туризму.

Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность построенной технологии. Применение данной технологии позволило повысить уровень знаний о туризме в экспериментальной группе. Сравнительный анализ динамики показателей знаний о туристических навыках и умениях контрольной и экспериментальной групп дает основание отдать предпочтение разработанной технологии.

Таким образом, полученные результаты свидетельствует о том, что разработанная нами технология может активно использоваться в учебном процессе.











Список использованной литературы



1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

2. Виндюк О.В. Особенности подготовки специалистов по физическому воспитанию в США.

3. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М., 1997. - 136 с.

4. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: МАРО, 1996. -545 с.

5. Дусовицкий А.К.Развитие личности в учебной деятельности. - М.,1996

6. Ильяшева Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/Магнитогорский гос. ун-т. - Магнитогорск, 2001. -26 с.

7. Кауда Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Новгородский гос. ун-т. - Великий Новгород, 2000. -21 с.

8. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М., 1978.- С. 272

9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. Пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-224с.

10. Лайшев Р.А. Методология проектирования системы спортивно-образовательных центров // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Гомель: ГГУ, 2003. - С. 82-83.




© 2010-2022