Доклад на РМО учителей физической культуры на тему Деление детей на разные медицинские группы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Деление учащихся на разные медицинские группы».


П.В.Кузьмин. Учитель физической

культуры МКОУ Пугачёвской СОШ.

Каждый учитель физической культуры сталкивался в своей практике с проблемой организации учебных занятий с детьми, отнесенными к разным медицинским группам. На протяжении лет обучения в школе состояние здоровья учащихся может претерпевать различные изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую. Поэтому одним из важнейших условий для правильной постановки физического воспитания в школе является хорошо организованный и систематический медицинский контроль за состоянием здоровья всех учащихся. Все учащиеся в обязательном порядке ежегодно должны проходить врачебно-медицинское обследование. Основное предназначение медицинского обследования в том, чтобы определить состояние здоровья учащихся и распределить их по медицинским группам. Кроме распределения детей по медицинским группам, медики производят их распределение по группам здоровья. Учитель физической культуры должен своевременно знакомиться с этой информацией. Кроме этого он должен знать диагнозы временных и хронических заболеваний подопечных и временные рамки ограничения в физическом плане или полного освобождения учащихся от занятий физической культурой, подтвержденные документально. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами: хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, урологом и др. Медицинскую группу для занятий физкультурой определяет терапевт. Полученная информация о состоянии здоровья учащихся и отнесении их к различным медицинским группам, должна стать для учителя одним из критериев (наряду с рабочими программами) для поурочного планирования дозировки физической нагрузки непосредственно на уроке.

На мой взгляд, самым эффективным решением проблемы организации занятий с детьми, отнесенными к разным медицинским группам, было бы наличие в школе дополнительного дипломированного педагога, который бы проводил занятия только с учащимися специальной медицинской группы по адаптированным рабочим программам параллельно с проведением занятий основным педагогом с учащимися основной и подготовительной групп. Для доказательства права на жизнь этой точки зрения, считаю уместным напомнить требования распределения учащихся по группам по состоянию здоровья. На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:
основную, подготовительную и специальную. В основную группу входят дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Физическая нагрузка - занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятие в секциях.
К подготовительной относят детей с недостатками физического развития и слабо физически подготовленных, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Физическая нагрузка - занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях.
В специальную входят учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Значительные отклонения в состоянии здоровья. Физическая нагрузка - занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм по контролю уровня физического развития.
В свою очередь специальная группа делится на подгруппы "А" и "Б". Внутригрупповое распределение на сильную "А" и слабую "Б" подгруппы осуществляет врач.
В подгруппу "А" рекомендуется относить детей с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно отнесенных в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.
В подгруппу "Б" рекомендуется относить детей с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.
Для подгруппы "А" физические нагрузки постепенно возрастают. Двигательные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 в минуту в начале года и довести интенсивность физических нагрузок до пульса 140-150 в минуту в основной части занятия к концу года.
Для подгруппы "Б" двигательные занятия проводятся при частоте пульса не более 120-130 в минуту в течение всего учебного года.
Четко очерченных границ распределения детей на подгруппы не существует, что дает право инструктору физкультуры и врачу решать данный вопрос строго индивидуально, исходя, прежде всего, как из уровня физической подготовленности, так и функционального состояния.
Необходимо помнить: наличие болезней у вашего ребенка не повод освобождения от занятий физкультурой. Но чтобы занятия действительно приносили пользу, ребенок должен попасть в соответствующую группу.

В медицинской карте учащихся наряду с медицинской группой, обозначается группа здоровья. Она будет определять, какие упражнения и игры будут под силу для ребенка на занятиях в школе. Группы здоровья нумеруются римскими цифрами от I до V.

К группе I относятся учащиеся, которые имеют нормальное физическое и психическое развитие, и болеют редко (2-4 раза в течение года). У детей этой группы нет хронических заболеваний и других проблем со здоровьем.

В группу II входят дети, у которых проблемы со здоровьем незначительные. Они болеют несколько чаще, например ОРЗ, могут иметь аллергии или лишний вес.

К группе III относят детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками.

В группу IV входят дети, у которых есть довольно серьезные проблемы со здоровьем, дети, у которых снижены функциональные возможности.

И наконец, к группе V относят детей, имеющих очень серьезные проблемы со здоровьем. Это учащиеся с необратимыми хроническими заболеваниями, дети - инвалиды.

Группа здоровья обязательно отмечается медиками на отдельной странице медицинской карты. Исходя из принадлежности ребенка к определенной группе ему на занятиях физкультурой предлагается посильный комплекс упражнений. Самые большие нагрузки могут выполнять только дети 1-2 группы. Для остальных нагрузки на уроках физкультуры должны быть снижены. Но это не значит, что заниматься спортом таким детям нельзя. Наоборот, они должны обязательно выполнять посильные упражнения, которые подбирает для них инструктор. Детям с проблемами со здоровьем часто дополнительно назначают лечебную физкультуру.

Особое внимание хотелось бы уделить особенностям организации занятий физической культурой с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе. Работа с этими детьми требует от педагога особого терпения, педагогического такта и душевной теплоты, чтобы у детей не формировался комплекс неполноценности, а наличествовало реальное понимание их проблем в физическом плане.

Физическое воспитание школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, должно решать следующие задачи:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

  • улучшение показателей физического развития;

  • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

  • закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

  • овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

  • формировать навыки правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;

  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений с учетом рекомендаций врача и педагога;

  • обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Методика преподавания физической культуры в специальной медицинской группе заметно отличается от обычной и основывается на индивидуальном подходе. К средствам лечебной физической культуры относятся физические упражнения, естественные факторы природы и особый двигательный режим. С лечебной целью применяются в первую очередь гимнастические упражнения без отягощения, на тренажерах с облегчением тяжестей и уменьшением сопротивления. Упражнения дыхательные и на расслабление, на статическое напряжение и координацию движений, на снарядах и со снарядами (с набивными мячами) также помогают учащимся с отдельными отклонениями в здоровье.

Активные упражнения выполняются самостоятельно и являются наиболее эффективными. Пассивные упражнения проводятся при помощи инструктора или с применением специальных аппаратов. Простейшие игры, а также ходьба, плавание, медленный бег (трусцой), ходьба на лыжах оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся.

Все вышесказанное потребует от педагога значительных затрат времени, что может снизить плотность урока. Необходимо более тщательно относиться к подготовке к занятию, выбору форм и методов обучения.







Библиографический список.

  1. Приказ МИНЗДРАВА РФ ОТ 30.12.2003 N 621 «О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ».

7


© 2010-2022