Методическая разработка понятие образовательной технологии

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение диалектических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология к...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пуровская районная детско-юношеская спортивная школа «Виктория»



Понятие образовательной технологии






Тарко-Сале, 2015 г.

«Понятие образовательной технологии»: Методические рекомендации адресованы физкультурно-педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в учреждении дополнительного профессионального образования /Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Виктория». - Тарко-Сале, 2015. - 9 с.




Автор-составитель:

Гаджигаева С.Р. - инструктор-методист, тренер-преподаватель МБУ ДО ДЮСШ «Виктория»

















Понятие образовательной технологии


В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение диалектических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения (т.е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения), проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия.

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Г.К. Селевко выделяет в «педагогический технологии» три аспекта:

- научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержание, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К. Селевко):

1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.

2. Частнометодический (предметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя.

3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения - общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

- По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

- По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные.

- По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяют несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, к которым педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик».

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличается дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в суъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в больше или меньшей сфере его жизнедеятельности.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании - истине и путях, ведущих к ней.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрепление дидактических единиц.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка.

е) альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ.

Таким образом, образовательные технологии представляют собой исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов и средств.


Литература:


  1. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков: методическое пособие для учителей./ Л.П. Анастасова, Т.А. Кучменко, В.С. Цехмистренко // Биология (приложение).-2000.-№ 40,41,42, 43,44.

  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина // Вопросы психологии.-2002.-№ 4.-с.101.

  3. Безруких М. Школа и здоровье: из истории проблемы/ М. Безруких // Здоровье детей (приложение). -2003.- №12.-с. 20.

  4. Безруких М.М. Аналитическая записка/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин // Здоровье детей (приложение).-2003.- № 5.-с.20.

  5. Бландинская О. В чьих руках здоровье школьников?/ О. Бландинская, Н. Клюева // Школьный психолог (приложение).-2001.-№ 1.-с.6.

  6. Бландинская О. Один в поле не воин/ О. Бландинская // Школьный психолог (приложение). - 2001.- №6.-с.7.-Здоровый образ жизни в процессе учебных занятий.


© 2010-2022