• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий

Методическая разработка Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий

Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по  формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы. Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что д...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа

пос. Аверьяновский муниципального района Большечерниговский

Самарской области







Методическая разработка

на тему:

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий



Выполнил:

Мухамедгалиев Ш.У.





2014 г.

Содержание

  1. Введение.

  2. Формулировка концепции.

  3. Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.

  4. Формы и методы работы на уроках физической культуры.

  5. Информационные технологии в уроке физкультуры.

  6. Реализация проекта.

  7. Вывод.

  8. Приложение №1

  9. Приложение №2

  10. Список литературы











Введение.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызы­вает то обстоятельство, что болезни стали широко распростра­няться среди школьников. Это свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный де­фицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работо­способность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Ги­покинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избы­точное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии

Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость реакции, повышает активность. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Формулировка концепции.

Цели:


  1. содействие всестороннему развитию личности;

  2. воспитание активно развитой личности.

Основными задачами являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей;

2. Формирование жизненно необходимых двигательных
3. Умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

4. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;

5. Тренировки и укрепления здоровья;

6. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

7. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Одной из глав­ных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все дос­тупные средства и методы.

Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры.

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. Вместе с тем, он существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени от­ношение, предшествующее учебной деятельности.

Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков. Во-первых, удовлетворенность характеризует долго­срочное отношение человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок).

Во-вторых, удовлетворенность достигается после многократ­ного достижения цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности достижения цели, удовлетворения потреб­ности, интереса, а удовлетворение - после однократного. Напри­мер, учащиеся могут быть удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д.

В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность - это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою оценку роду деятельности, которым он занимается.

В-четвертых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих условиях возрастает.

В своей работе я всегда рассматриваю удовлетворенность как необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры (см. приложение №1).

Формы и методы работы на уроках физической культуры

Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся. Одна из главнейших функций игры - педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В прин­ципе он может быть применен на основе любых физических упраж­нений при условии, что они поддаются организации в соответст­вии с особенностями этого метода.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на за­нятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой же способностью соз­давать положительный эмоциональный фон и положительное отноше­ние к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой ме­тод. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о под­чиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий. Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возмож­ностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итог. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к воз­никновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания иг­ры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учите­лем, поэтому не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревно­вания являются физическими упражнениями и на них распределяет­ся правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.

Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я устраиваю соревнования между группами учащих­ся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в мень­шей мере зависит от эмоций.

Творческий подход к применению игрового и соревновательно­го методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.

Информационные технологии в уроке физкультуры.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, я, совместно с детьми старших классов, разработала в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

Опрос, проводимый среди учащихся, подтверждал, что удовлетворенность уроками физи­ческой культуры в сравнении с юношами у девушек гораздо ниже. Наблюдалась ярко выраженная тенденция нежелания девушек принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых в районе и в школе. Одной из причин снижения удовлетворенности учащиеся выдвигали малую эмоциональность и привлекательность уроков. Регулярное использование в уроке игрового и соревновательного методов, увеличение количества таких упражнений до 30-40% от времени занятий позволило наблюдать положительную динамику заинтересованности и удовлетворенности в занятиях физической культурой, как у юношей, так и у девушек. У детей возникла потребность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом.

Реализация проекта.

  1. Обобщение опыта работы на уровне школы.

  2. Выступления по обмену опытом работы на МО.

  3. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Вывод.

Обобщу сказанное:

  • Сегодня уже не обойтись и без использования компьютерных технологий на занятиях, чтобы образовательный процесс стал более интересным для современного школьника.

  • Обмен сведениями, полученными в сети Интернет руководителем и учениками, должен проходить в атмосфере открытости, полного взаимного доверия, чтобы ученик всегда руководствовался исключительно полной и достоверной сетевой информацией.

  • На занятиях учащийся должен, прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности занятиями, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.

  • Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо использовать игровые и соревновательные методы







Приложение №1

Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры.

Баллы

Варианты ответов

7

Очень доволен

6

Доволен

5

Скорее доволен, чем не доволен

4

Не знаю

3

Скорее не доволен, чем доволен

2

Не доволен

1

Совсем не доволен.



2013-2014 учебный год

Методическая разработка Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий







Приложение №2

Анкета мотивации

1. Тебе нравится на уроках физкультуры?

-нравится-2б.;

-не очень -1б.;

-не нравится - 0б.

2. Если у тебя сегодня первый урок - физкультура, то утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?

-иду с радостью -2б;

-бывает по-разному- 1б.;

-чаще нет -0б.

3. Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, ты согласился бы?

-все равно пришел бы на урок -2б.;

-не знаю-1б.;

- не пошел бы на урок -0б.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры?

-не нравится - 2б.;

-бывает по- разному - 1б.;

- нравится - 0б.

5. Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры?

- часто -2б.;

- редко -1б;

- не рассказываю -0б.

6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре?

- не, не хотел бы -2б.;

- мне все равно - 1б.;

- хотел бы -0б.

7. У тебя в классе много друзей?

- много -2б.;

- мало -1б.;

- нет друзей -0б.

8. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся -2 б.;

- не очень -1б.;

- не нравятся - 0б.



Уровень мотивации к урокам физической культуры учащихся

ГБОУ ООШ пос. Аверьяновский

Методическая разработка Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий





Список литературы

1. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.

2. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.

  1. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б. Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.

4 .Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.

5. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004-624с.

6. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. - сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 496 с.



© 2010-2022