- Преподавателю
- Физкультура
- Пояснительная записка
Пояснительная записка
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аксенова Д.С. |
Дата | 23.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Введение
Программа по физической культуре для 5классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- рабочая программа « Физическая культура» 5 - 9 класс, предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
1.2 Цели изадачи.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, укреплению здоровья учащихся.закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- углубленное представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- содействие развития психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.
2.1 Место учебного курса в учебной программе.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в интегрированной программе «Физическая культура ОБЖ» для 5 классов рассчитана на 102 часа ( по 3 часа в неделю, 34 учебных недель в классе)
Программный материал имеет две части - базовую часть и вариативную:
- на базовую часть отведено 75 часов;
- на вариативную часть отведено 27 часов
Курс « Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать основные и вредные факторы среды обитания человеком, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать взаимопомощь в случае проявления любых опасностей.
Содержание курса имеет такую структуру: 35% - 65%, т.е 35% времени урока отведено на изучение ОБЖ , 65% времени на физическую культуру( 14 мин. и 26 мин.). Основной результат овладением знаниями, умениями и навыками по ОБЖ - это освоение обучающимися минимальных требований, что должно обеспечить необходимый каждому обучающемуся уровень знаний, умений и практических навыков, без которых невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности.
Рабочая программа 2 вида составлена по причинам:
- в связи с тем, что, в программу по физической культуре интегрировано включен курс «ОБЖ»
- произведена корректировка авторской программы в плане перераспределения числа тем и часов, отводимых на изучение тем:
Таблица тематического распределения количества часов
№№
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
5 класс
5 класс
1
Базовая часть
75
75
1.1
Основы знаний о физической культуре.
В процессе урока
1.2
Легкоатлетические упражнения.
21
21
1.3
Гимнастика с элементами акробатики.
18
12
1.4
Лыжная подготовка.
18
1.5
Спортивные игры
18
42
1.6
Элементы единоборств
2
Вариативная часть
27
2.1
Легкая атлетика
9
2.2
Спортивные игры
18
Всего часов
102
102
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры и с региональными особенностями общеобразовательного учреждения, согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования в полном объёме по разделу «Лыжная подготовка». В связи с этим, часы раздела «Лыжная подготовка» перераспределены в раздел «Спортивные игры» - 18часов, часть часов с раздела « гимнастика с элементами акробатики» распределены на спортивные игры - 6 часов. Время, отведенное на вариативную часть: в 5 классе распределено: «Лёгкая атлетика» - 9 часов, «Спортивные игры» - 18 часов.
Сетка часов
№
Разделы
программы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого
1
Лёгкая атлетика
20
13
33
2
Гимнастика с элементами акробатики
13
13
3
Спортивные игры: 56
56
Баскетбол
12
12
Волейбол
8
12
20
Футбол
7
6
4
17
Гандбол
7
7
Итого
27
21
30
24
102
Контрольные уроки
2.Общая характеристика учебного предмета.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
2.1 Структура и содержание программы.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
2.2 Формы организации и планирование образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе - уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы .
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная программа для 5 - го класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, ргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
3.Содержание курса
знание о физической культуре
История физической культуре. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России ( СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов.
Требование к технике безопасности и бережному отношению к природе
( экологические требования).
Физическая культура ( основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движения и её основные показатели.
Всестороннее и гармоническое физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально - прикладная подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние знаний физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной ( физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз( подвижные перемены).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно - оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений ( технические ошибки).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование.
Физкультурно - оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной ( лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно - оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. (12 часов)
Организующие команды и приёмы.( Перестроение из колоны по одному в колону по четыре дроблением и сведением; из колоны по два и по четыре в колону по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.
Акробатические упражнения и комбинации.( кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках.)ОБЖ: Водный транспорт. Спасательные средства.
Ритмическая гимнастика ( девочки)
Опорные прыжки. ( вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высоту 80 - 1-см.)ОБЖ: Правила поведения при ЧС.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне ( девочки)
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях ( мальчики); упражнения на разновысоких брусьях ( девочки). Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. ОБЖ: Правила поведения при эвакуации с судна.
Лёгкая атлетика. (33 часа)
Беговые упражнения.
Спринтерский бег: высокий старт от 15 до 30 м, бег с ускорением от30 до 50 м, скоростной бег до 50 м, обучение бегу на результат 60 м. ОБЖ: Особенности города. Длительный бег: бег в равномерном темпе до 15 минут, бег на 1200 м. Правила поведения при пожаре. Выносливость: кросс до 15 минут, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. Развитие скоростных способностей: эстафеты, старты из различных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью. ОБЖ: Нарушение экологического равновесия. На развитие координационных способностей: челночный бег, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия. ОБЖ: Системы обеспечения безопасности
Прыжковые упражнения.
Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега. ОБЖ: Правила поведения при затоплении.
Метание малого мяча.
в горизонтальную цель (1X1) с расстояния
8-10 м. ОБЖ: Возможные ситуации аварийного характера в жилище
Метание на дальность: метание теннисного мяча с места на дальность, на заданное расстояние, в коридор 5-6 м, с 4-5 шагов заданное расстояние. ОБЖ: Зоны повышенной опасности Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из - за головы, от груди, снизу вперёд-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту. ОБЖ: Первая медицинская помощь при травмах. Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнёра, после броска вверх: с хлопком ладонями после приседания.
Развитие выносливости., силы, быстроты, координации движений.
Спортивные игры. (57 часов)
Баскетбол.12 часов
Стоки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком., лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. ОБЖ: Правила пользования СБХ. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений ( перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение)
ловля и передача мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника ( в парах, тройках, квадрате, круге)
Ведение мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. ОБЖ: Опасные ситуации на транспорте.
Техника бросков: броски одной и двумя руками с места и в движении ( после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3.6 м
Техника защиты: вырывание и выбивание мяча. ОБЖ: Авиационный транспорт.
Игра по правилам.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Волейбол.21 час
Стойки игрока. Перемещения в стойку приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений ( перемещения в стойке, остановки, ускорения). ОБЖ: Эвакуация при пожаре и панике.
Техника приёма и передачи мяча. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передача мяча над собой. То же через сетку. ОБЖ:Недоброкачественность продуктов питания. Очистка воздуха в жилище. Контроль за качеством продуктов. Сроки хранения продуктов.
Игра по правилам.
Футбол.17 часов
Техника стоек и перемещений. Стойки игрока; перемещение в стойке приставным шагом боком и спиной вперёд, ускорение, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещений, остановок, поворотов, ускорения.)
Освоение ударов по мячу и остановка мяча. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. ОБЖ: Ситуации криминального характера.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
Ведения мяча. Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой.
Техника ударов по воротам. Удары по воротам указанными способами на точность( меткость) попадание мячом в цель.
Техника защиты. Вырывание и выбивание мяча. Игра вратаря. ОБЖ: Варианты покушения на жилище. Способы защиты жилища. Правила поведения детей дома.
Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Гандбол. 7 часов
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком и спиной в перёд. Остановки двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений ( перемещение в стойке, остановка, поворот , ускорение)
Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника ( в парах, в тройках, в квадрате, круге). ОБЖ: Безопасное расположение в салоне.
Ведение мяча: ведение мяча в низкой, в средней и высокой стойке на месте. Ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.
Техника бросков мяча: вырывание и выбивание мяча. Блокирования мяча.
Игра по правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности ( без предметов и с предметами).
Общефизическая подготовка.
ОБЖ 34 часа
Раздел 1. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных Ситуациях 32 часа.
1.1 Ситуации локального характера и безопасность детей 31 час
Город (посёлок) как источник опасности. Ситуации аварийного характера в жилище. Опасные ситуации локального характера на транспорте. Ситуации криминогенного характера. Ситуации локального характера, связанные с нарушением экологического равновесия.
1.2 Гражданская оборона, её предназначение и задачи по защите населения от последствийчрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 1 час.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья 2 часа.
1.1 Первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах, при ожогах и обморожениях 1 час
1.2 Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек 1 час.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 - классе производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели:
- уровень соответствующих знаний;
- степень владения двигательными умениями и навыками;
- умение осуществлять физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность;
- выполнение учебных нормативов;
- оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты.
Учитель должен:
- обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры;
- опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.
- должен учитывать интересы и склонности детей.
Демонстрировать.
-
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки:
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.
9,2
10,2
Силовые
Прыжок в длину с места, см
180
165
Лазание по канату на расстояние 6 м, с.
12
-
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз
-
18
К выносливости
Бег 2000 м, мин
8,50
10,20
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с.
10,0
14.0
Броски малого мяча в стандартную мишень, м
12,0
10,0
Список учебно-методической литературы.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 2010год.
Рабочая программа В.И. Лях « Физическая культура» предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 - 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 2 - е издание Москва « Просвещение» 2012 год.