Физическое воспитание в Швейцарии

Количество людей, активно занимающимися физическими упражнениями ничтожно мало. Более того, год от года процент активных спортивных жителей нашей страны уменьшается. В чем причины такого противоречия? Как организован процесс физического воспитания в других странах? Почему в большинстве европейских странах любительский спорт так популярен?
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Физическое воспитание в Швейцарии

Все мы знаем, что Россия - великая спортивная держава. Однако, при этом количество людей, активно занимающимися физическими упражнениями ничтожно мало. Более того, год от года процент активных спортивных жителей страны уменьшается. В чем причины такого противоречия? Как организован процесс физического воспитания в других странах? Почему в большинстве европейских странах любительский спорт так популярен?

Маленькая страна

Население Швейцарии немногим превышает 6 миллионов жителей, но любительским спортом охвачено почти все население. Посетив эту страну, складывается впечатление, что практически каждый швейцарец ведет активный образ жизни. Среди основных способов двигательной активности - велосипед, бег, оздоровительная, по горам с лыжными палками (нордик-уокинг), теннис, горные лыжи. В стране создаются все условия для активного занятия спортом. В природных парках подготавливаются трассы, размечаются и оборудуются специальными инструкционными стендами, где каждый занимающийся может найти нужные рекомендации по разминке, методике оздоровительной тренировки и технике. Существует также отлаженная система проката снаряжения, работают инструкторы, проводятся всевозможные соревнования и совместные тренировки. Казалось бы, что в этом такого? Подобные примеры есть и у нас в стране. Есть. Только мы воспринимаем это как образцово-показательную спортивную базу, а не вводим повсеместно.

Деньги на спорт? Это не выход.

Признаюсь, что для меня полным откровением стало то, что в такой достаточно богатой и развитой стране отсутствует министерство спорта! И это при этом, что в Лозанне находится большое количество структурных подразделений МОК, а сам город неофициально считается олимпийской столицей мира.

Трудно представить такое в нашей стране, где четко выстроена иерархия спорта высших достижений. От спорта детского к юношескому, затем юниорские молодежные сборные и наконец сборная команды страны с ближайшим резервом. Существующие федерации по видам спорта находят поддержку со стороны министерства спорта. Причем величина этой поддержки зависит от того, является ли этот вид спорта олимпийским и каковы шансы наших спортсменов добыть медаль на ближайших олимпийских играх.

Почему этого нет в Швейцарии? Казалось бы, такая маленькая страна, и организовать все проще, и уровень спортивных сооружений и бытовых условий и медицинского обеспечения куда выше. Судя по всему, правительство не ставит первоочередной задачей воспитание олимпийских чемпионов и не гонится в неофициальном командном зачете за Америкой и Китаем. Как известно из истории, такие гонки никогда ни к чему хорошему не приводили. Видимо, руководители государства задумались: что же все-таки важнее: количество олимпийских чемпионов или здоровье нации? И выбрали второе. А как же известные швейцарские спортсмены? Ведь они участвуют в Олимпийских играх, завоевывают награды. Кто им в этом помогает? Безусловно, когда речь заходит лишь об отдельных спортсменах, которые будут представлять честь страны на международном уровне, правительство изыщет возможность помочь им, но при этом большую часть расходов покрывают спонсоры, заинтересованные в продвижении своего товара на мировой рынок.

Согласитесь, что в нашей стране ситуация совершенно иная. Колоссальные деньги выделяются на спорт высших достижений, а массовый спорт развивается лишь отдельными «крупномасштабными» акциями («Кросс наций», «Лыжня России», «Русский азимут» и т.п.). Я не случайно взял это название в кавычки. В действительности же цифры, оглашаемые спортивными чиновниками, не соответствуют действительности. Например, на 50 километровую финальную гонку «Лыжни России» в прошлом году зарегистрировалось свыше 4000 участников. Именно эти цифры звучали во всех средствах массовой информации по окончании праздника. Однако на старт вышло лишь чуть более тысячи, а до финиша добрались - 900. Куда делись остальные три тысячи спортсменов? Опоздали на старт? Заболели? Передумали? Сразу вспоминается бессмертный роман Н.В. Гоголя «Мертвые души». Да и среди участников, вышедших на старт, можно было услышать много не очень приятных слов в адрес одной газовой компании, буквально заставивших их выйти на соревнования. Министерство спорта нашей страны планирует к 2015 году довести количество людей, занимающихся спортом да 30%. Уверен, что рапортовать о достигнутой задаче мы начнем заранее. Именно, рапортовать!

Хочешь быть тренером? Будь им!

Еще одним сюрпризом для меня стало то, что в Швейцарии не существует и профессии тренера. Вернее профессия есть, но специальных институтов и университетов, осуществляющих их подготовку нет. Тренером может стать практически любой человек с высшим образованием, окончивший специальные тренерские курсы. Но закончить их действительно сложно и к будущим тренерам предъявляются весьма серьезные требования. Причем тренер может работать не по отдельно взятому виду спорта, а по многим. Наибольший акцент при этом делается на оздоровительную тренировку. Задача будущего тренера не только проводить тренировки, но и научить своих воспитанников организовывать подобные тренировки самостоятельно.

Все лучшее - детям

Спортивная база школ и колледжей Швейцарии вызовет полный восторг у коллег-преподавателей из России. Подобное мы сможем увидеть у нас только на олимпийских спортивных базах. В Швейцарии же не делается исключение для больших и малых спортсменов. Каждый ученик должен иметь возможность заниматься на хорошем оборудовании.

В рамках школьной программы швейцарские дети изучают легкую атлетику, гимнастику (при этом в спортивных залах есть все гимнастические снаряды и даже батут), теннис, плавание, спортивные игры и национальную игру - чукбол. Каждая школа или колледж имеет свой стадион, большой спортивный зал, который с помощью специальных опускающихся стен-перегородок может легко трансформироваться в два, три или даже четыре независимых. При этом учителя и дети, работающие по разные стороны стены, не слышат и не мешают друг другу. Если у школы нет своего бассейна или теннисного корта, то не составит большого труда договориться с арендой ближайшего в микрорайоне. Органы муниципальной власти помогут решить вопрос аренды.

У нас в стране учитель физкультуры - «многостаночник», который и уроки проведет, и секцию организует, и праздники проведет, и родителей вовлечет и с арендаторами договорится. В этом есть только одна необходимость - дать возможность учителю заработать. В Швейцарии учитель занимается своим прямым делом. Выполнение учителем дополнительной работы является крайней (как правило, тоже финансовой) необходимостью.

Спортивные залы используются целый день. По окончании уроков в спортивном зале проводятся занятия. Но не обязательно, что это будут занятия для детей. Спортивными залами школ могут пользоваться любые жители, заключившие соответствующие договор. Спортивный инвентарь «арендаторы» приносят свой. Может в одном состоит одна из причин такой активности швейцарцев? При желании заняться спортом никому не составит труда найти место и время для организации самостоятельных занятий недалеко от дома. Поэтому спортивные объекты в Швейцарии не простаивают.

Спартакиады не будет

Чего нет в Швейцарии, так это Спартакиады между школами. Это не значит, что между детьми не проводится соревнований. Соревнования проводятся и организуются на самом высоком уровне. Существующие Ассоциации проводят соревнования между школьниками по самым различным видам спорта. Их расписание известно всем учителям заранее. Если школа решит принять участие в спортивном турнире, то она сможет заблаговременно подать заявку. Соревнования между школами начнутся сразу на государственном этапе.

Школа может принимать участие как в одном соревновании, так и в нескольких. Впрочем, никто не заставит команду участвовать вообще ни в одном соревновании. Учителя физкультуры руководствуются принципом «лучше меньше, да лучше». Участие в таком соревновании предшествуют большая предварительная подготовка, проводятся тренировки, товарищеские встречи. В результате дети и учителя относятся к состязаниям и готовятся более серьезно.

В то же время большое внимание уделяется внутришкольным праздникам и соревнованиям. Почему бы нам не перенять опыт наших швейцарских коллег? Насколько важно участвовать школьникам в соревнованиях, которые нужны только для спартакиадного зачета? Все знают, что качество соревнований на местном уровне не высокое. В тоже время общероссийские финалы проходят как очень большой и значимый праздник. Только участвуют в них малое количество школ. Конечно, мы не Швейцария, и нам невозможно скопировать их модель проведения соревнований. Но уделять внимание качеству их проведения нужно и должно. Первые шаги в развитии массового спорта начинаются с повышения качества проводимых соревнований и мероприятий на местах.

Постоянное повышение квалификации

В России каждый учитель должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Есть ли подобное в Швейцарии? С одной стороны, нигде и ни кем не регламетировано повышение квалификации учителя. Но и зарплата не будет индексироваться без определенных оснований. Всего же предусмотрено 20 вариантов оплаты труда (категорий или разрядов). Чем выше разряд - тем выше оплата. При этом повышение любого разряда не возможно без предварительного повышения квалификации. Сами курсы носят споривно-предметную направленность. Например, чтобы обучать детей на уроках бадминтону, нужно окончить соответствующие курсы. Курсы повышения квалификации всегда проходят с отрывом от производства и являются краткосрочными. При этом требования к обучающимися сопоставимы с теми, что используются у нас в стране. Только вот выполнение их является обязательным для всех (никакие родственные связи, финансовые возможности и спортивные успехи в зачет не идут) и строго соблюдаются.

Что касается оплаты труда по высшим разрядам, то оно возможно лишь для тех учителей, кто помимо физкультуры может преподавать еще один или два предмета. И в этом есть свое разумное зерно. Администрации школы значительно легче найти замену заболевшему учителю, уехавшему на курсы повышения квалификации, а сам учитель владеет более широким спектром педагогическим технологий.

С физкультурой по жизни

Как часто нам приходиться слышать, что урок физкультуры является второстепенным, не важным. В Швейцарии так вопрос не стоит. Никто не претендует на лидерство, все предметы являются важными. И плохая отметка по физкультуре может служить основанием для отчисления, оставления на второй год. Да, это действительно существует. Никто не заставляет детей учиться. К этому побуждает суровая реальная жизнь. Хорошая работа в будущем возможна только при соответствующем образовании. «За уши» никто никого тянуть не будет.

Очень важно, что физкультура остается таким же значимым предметом не только в школе, но и в колледже и в университете. При этом процесс получения высшего образования в Швейцарии выстроен так, что невозможно окончить университет раньше 25 лет. И все это время студенты изучают физкультуру. Поэтому, видимо, у швейцарцев с годами просто вырабатывается потребность к регулярным физическим нагрузкам. Что происходит у нас? В школе проводятся уроки физкультуры для всех, а что происходит дальше? Формально, каждый ВУЗ не имеет право получить лицензию на образовательную деятельность, если у него нет соответствующих условий для проведения занятий по физической культуре. На деле же многие ВУЗы практически не занимаются физическим воспитанием своих студентов. Во многих высших учебных заведениях принят спортивно-ориентированный подход. Спортсмены, добившиеся определенных спортивных разрядов, выступают за ВУЗ в различных соревнованиях, а им за это ставят зачеты. Становятся ли от этого студенты физкультурно образованными? Уверен, что нет. Более того, закончив выступления за свой ВУЗ, большинство из них не возвращается к регулярным тренировкам. Надоело! А как организовать свою собственную оздоровительную тренировку они не знают. Школьная программа этому не учит, в ВУЗах тоже. Те же, кто продолжает тренироваться, - или самоучки, или те, кто прошел хоть какое-то обучение на курсах, тренингах, которых в последнее время проводится большое количество (и стоит это недешево).

Оцени себя сам

Практически каждый гражданин нашей страны, вспоминая свои уроки физкультуры вспомнит, как он выполнял тот или иной норматив, что у него получалось или не получалось. В зависимости от его успешности, уроки физкультуры для него останутся приятным воспоминанием или горьким осадком на всю жизнь. Безусловно, все это передастся и детям. Существует ли оценивание по нормативам в Швейцарии? Представляете, да!

Однако организовано это совершенно иначе. В России возрастно-половые нормативы учителю физкультуры спускают сверху. И он принимает их как должное и выполняет неукоснительно. А готовы ли к этим нормативам дети? Прежде, чем нормативы будут опубликованы, проводится огромная работа по тестированию учащихся всех возрастов во всех регионах страны. Потом определяются средние значения в каждом тесте и т.д. Процесс этот достаточно долгий, и к тому времени, когда нормативы публикуются, ситуация на местах может измениться коренным образом. Например, в конце 80-ых, когда шла акселерация, дети с легкостью выполняли предлагаемые им нормативы. В начале XXI века ситуация была совершенно обратная. Возникает вопрос: Нужна ли такая работа, если она не помогает ни учителю, ни ученику?

В Швейцарии каждая школа сама составляет шкалу нормативов для своих учеников. Учителя физкультуры решают это коллегиально. Они выбирают и сами тестовые задания, и нормативы для оценивания. При этом в первую очередь учитывается уровень физического развития и физической подготовленности детей. Подобное обсуждение происходит не перед началом учебного года, а по истечении первых двух недель обучения в школе. Учитель физкультуры к этому времени успевает познакомиться с детьми, увидеть их возможности. Если класс - спортивный, то и требования к нему будут повыше.

В Швейцарии используется шестибалльная шкала оценивания. При этом отметка «0» тоже существует. Кроме того, отметка может быть выражена десятичной дробью. Не удивляйтесь отметке - 4,2. Базовым уровнем выполнения стандарта является отметка «4».

При выполнении контрольных упражнений ученик будет оцениваться как минимум по двум критериям. Критерии эти никто не спускает учителям сверху, они их разрабатывают сами. Важно, чтобы ученик был оценен с нескольких сторон и был знаком с критериями оценивания заблаговременно.

Например, в беге на длинную дистанцию учитывается не только время, затраченное на ее преодоление, но и равномерность прохождения трассы. Если ученик не достаточно натренировал свою выносливость, то он может получить высокие баллы, пробежав дистанцию медленно, но равномерно, и наоборот.

Другой пример. Для выполнения гимнастических упражнений ученику предлагается выполнить типовой набор основных (базовых) элементов. Если ученик, не может выполнить какой-то элемент, ему предлагается заменить его другим. Можно и наоборот, включить в свою программу более сложные элементы. Каждый элемент имеет свою стоимость (от 0,3 до 1,5 баллов). Оценив реально свои силы, ученик выбирает, составляет свою собственную комбинацию гимнастических упражнений. При этом он записывает порядок исполнения своей комбинации и согласовывает ее с учителем. Демонстрируя зачетную композицию на отметку, ученик будет оцениваться и за технику, и за составление и соответствие заявленной комбинации упражнений.

Кроме того, на протяжении всех уроков оценивается активность детей: наличие формы, дисциплина, активность на занятиях. При выставлении итоговой отметки учитываются отметки учащихся и по этому критерию.

Таким образом, у детей не возникает негативного отношения к процессу оценивания и всегда есть возможность для анализа и будущего самосовершенствования.

Каждая школа - интернациональная

В Швейцарии много эмигрантов. Поэтому не удивительно, что в каждой школе могут быть дети из разных стран. Можно с уверенностью сказать, что практически каждая швейцарская школа - интернациональная. Это предъявляет и повышенные требования к преподавателю. Ведь по тому как проводятся уроки, как организован процесс физического воспитания в образовательном учреждении, делается вывод и о всей стране, хотя это и не совсем правильно. Однако швейцарцы понимают, что физическое развитие и здоровье имеет большое значение не только в отдельно взятой стране, но и во всем мире. Поэтому стараются этому соответствовать. Быть может, поэтому образование в Швейцарии в последнее время считается не менее престижным, чем в Англии, США или Франции.


© 2010-2022