Целесообразность проведения физкультминуток на уроках

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.   Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Целесообразность проведения физкультминуток на уроках.

Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности. Для их решения целесообразно проводить физкультминутки на каждом уроке.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



29.12.2010 М о с к в а № 189

Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,

регистрационный номер 19993

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных

учреждениях»

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

к СанПиН 2.4.2.2821 -10

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности.

Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место. Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием урока.

Физкультминутка носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки. В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища.

Основные требования к проведению физкультминуток:

 проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

 подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

 отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

 комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

 подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

  • при подборе физкультурных минуток следует учитывать возраст детей.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Но главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время про ведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Нельзя недооценивать роль физкультминуток, как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления. Отсюда можно сделать вывод: нужны рифмованные упражнения, стихотворения. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.

Физкультминутки систематизируются на:

1.Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами». 2.Танцевальные.

Они обычно выполняются под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.

3. Физкультурно - спортивные.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4. Подражательные.

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, животных, птиц. Эти физкультминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение.

5. Двигательно-речевые.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Требования к организации и проведению физкультминуток. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления 12-20 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.
Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении.
Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
Учитель должен:
- Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
- Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
- Знать основы терминологии физических упражнений.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

4


© 2010-2022