Казахские подвижные игры (доклад)

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Крупнейшие преобразования в общественной, политической  и экономической жизни Республики Казахстан представляют высокие требования к педагогической науке,           которая отвечает за формирование  личности будущих граждан. На современном этапе в государстве возникла     необходимость не только интеллектуальной образованности, но и в нравственной воспитанности, физическом воспитании молодого поколения. Физическое   воспитание направлено на развитие уникальности, неповторимости каждого ребёнка. ...               Тема, над которой я работаю уже пятый  год,   - это « Казахские игры на уроках физической культуры».       Я стремлюсь возродить казахские игры, которые , к сожалению, в наше время забываются. Свою поисковую работу я веду с 2003 года. И с самого начала столкнулась с тем, что некоторые дети не знают таких игр как: «Тогызкумалак», « Бестас»,игра с асыками, « Айголёк»,              « Балапандар». В общем то сейчас используются игры  различных национальностей. Организация проведения су... Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представление о чести , смелости, мужестве. Участие в народных играх даёт возможность овладеть такими качествами, как сила, ловкость, выносливость, быстрота, проявить смекалку, выдумку, находчивость и волю к победе. Казахские игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.  У них формируется  устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение  к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств:  любви и преданности Родине. Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни казахского народа. Учитель помогает учащимся по...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Крупнейшие преобразования в общественной, политической и экономической жизни Республики Казахстан представляют высокие требования к педагогической науке, которая отвечает за формирование личности будущих граждан. На современном этапе в государстве возникла необходимость не только интеллектуальной образованности, но и в нравственной воспитанности, физическом воспитании молодого поколения. Физическое воспитание направлено на развитие уникальности, неповторимости каждого ребёнка. Каждый ребёнок - это личность, целый мир, и задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально. В настоящее время перед учителем стоит великая цель воспитании личности, свободной, физически развитой, способной к активной творческой деятельности во всех сферах жизни.

Тема, над которой я работаю уже пятый год, - это « Казахские игры на уроках физической культуры». Я стремлюсь возродить казахские игры, которые , к сожалению, в наше время забываются. Свою поисковую работу я веду с 2003 года. И с самого начала столкнулась с тем, что некоторые дети не знают таких игр как: «Тогызкумалак», « Бестас»,игра с асыками, « Айголёк», « Балапандар». В общем то сейчас используются игры различных национальностей. Организация проведения существенно отличает их друг от друга. Соревнования проходят по своим правилам и условиям.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представление о чести , смелости, мужестве. Участие в народных играх даёт возможность овладеть такими качествами, как сила,

ловкость, выносливость, быстрота, проявить смекалку, выдумку, находчивость и волю к победе.

Казахские игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни казахского народа. Учитель помогает учащимся понять, что людей объединяет любовь к стране, интерес к её многонациональной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к трудящемуся человеку.

По содержанию казахские игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

В казахских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Например, в игре « Ак суек» ( белая кость)

Белая кость - знак счастья, ключ,

Лети до луны,

До белых снежных вершин!

Находчив и счастлив тот,


Кто тебя в миг найдёт!

Ищите кость -

Найдёте счастье скорей!

А найдёт его тот,

Кто быстрей и ловчей!

В игре « Ак каскыр - байланган каскыр» ( Белый лютый -серый лютый).

Белый лютый

Серый лютый

Кого вы у нас хотите

Разозлить?

Имя назовите!

Нужен нам самый храбрый, храбрый

Тот , кто врагов в бою победил,

Тот, кто в походы ходил

Тот, кто в стремёнах вставал

Злому волшебнику рога отрубал.

Белый лютый

При белой луне

Серый лютый

При бледной луне.

Или в игре «Балапандар» - цыплята.

Дружно держимся за друга,

Здесь, в колонне : друг подруго!

Мы все смелые ребята!

Нам не страшен хищный коршун.

С нами наша мать!

Мы идём с ней погулять,

Чудеса повидать!

В ходе игры я привлекала внимание ребят к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической

нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально - положительное настроение и

взаимоотношения играющих, стараюсь приучить их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Объясняя новую казахскую игру, в которой есть зачин, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.

Ребята, вслушиваясь в ритмическое сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Дети способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы с кратковременными перерывами, с активным отдыхом.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Поэтому я им предлагаю недлительные подвижные игры, такие как : «Айголек», «Байга»- конное состязание, «Балапандар», « Кумс алу» - подними монету», « Жапалактар жже карлыгаш»- Ястребы и ласточки, «Такия тастамак!»- Есть идея, «Туилген орамал» - завязанный платок, « Атбакыл» - наездники, « Октау тартыс»- перетяни-ка, «Котермек»- подними-ка.

Подвижные игры в среднем школьном возрасте характеризуются большей устойчивостью. Действия детей в подвижных играх становятся более слаженными,

точными. Заметно совершенствуется их способность быстро и ловко увёртываться от преследующих игроков; обогащается выбор применяемых приёмов ухода от условного противника , а так же способов борьбы с ним в единоборстве и при поддержке товарищей. Игры детей обычно сюжетные. Мальчиков и девочек увлекают игры в которых они стремятся к достижению единой цели, с разделением на группы , команды.

Например : «Доп Ypy» - попади в мяч, « Кiм yрды?» - кто ударил, « Жаяу кoкпар»- пеший кокпар, « Тапкыш»- находчивый, «Шулдiк»- чижик, « Колтyзак »- рука и петля, « Аншылар» - охотники.

У школьников старщего школьного возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям товарищей укрепляется воля. Участие в играх с разнообразными активными действиями, сочетающимися с бегом, прыжками и метаниями, способствует повышению физической подготовленности учащихся.

Итак, казахские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего

проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Следует помнить, что главная задача научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение,

Проявлять инициативу.

Таким образом, казахские подвижные игры - один из ценных способов воспитания детей в коллективе, через коллектив.

Коллективные подвижные игры развивают чувство товарищества, привычку критически относится к своим действиям и действиям других участников.


© 2010-2022