Статья: Здоровый студент - успешный человек

Здоровый студент - успешный человек!   (из опыта работы  со студентами, отнесенными по состоянию здоровья  к специальной медицинской группе) Гредасова Н.Ф.- преподаватель ГБПОУ «Большеглушицкий государственный техникум»   Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Из-за образа современной жизни у большинства подростков слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. Изменения, которые прои...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровый студент - успешный человек!


(из опыта работы со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе)

Гредасова Н.Ф.- преподаватель

ГБПОУ «Большеглушицкий государственный техникум»


Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Из-за образа современной жизни у большинства подростков слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни.

Изменения, которые происходят в нашей стране, требуют конкурентоспособных специалистов на рынке труда, способных к профессиональному росту, к социальной и профессиональной мобильности. Будущим специалистам необходимо усвоить не только определенный объем профессиональных знаний и навыков, но знать и уметь, как поддерживать свое здоровье и совершенствовать физическую подготовку, обладать высокой работоспособностью. Поэтому уровень здоровья студентов является весьма важным элементом на протяжении всего периода обучения в учебном заведении.

Здоровье - это качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду, общественной и творческой активности. Однако студенты не рассматривают своё здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, чтобы он в перспективе принес дивиденды.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осу­ществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к всеобщему оздоровлению, к решению многих социальных проблем.

Главная моя цель в работе - обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, формировать физическую готовность к конкретной профессии с учетом ее особенностей, повышать устойчивость организма к неблагоприятным факторам. Тогда получение профессии будет действительно путевкой в самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

В последние годы у студентов все чаще наблюдаются самые различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья, при которых они не могут заниматься в основной группе при максимальной физической нагрузке. В связи с этим и появилась необходимость в создании специальной медицинской группы (СМГ). К СМГ относятся студенты с отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера, требующие ограничения нагрузок. Таких студентов нельзя оставлять без внимания. Процесс физического воспитания ослабленных студентов очень сложен. Необходимо разнообразие и обновление форм и методов работы.

Комплектование СМГ проводится врачом с обязательным участием преподавателя физического воспитания и утверждается директором.

Так как студенты приходят с различными заболеваниями, мне приходится их делить на группы по функциональному состоянию, руководствуясь результатами медицинского осмотра и определения физической подготовленности (по данным тестовых заданий).

Распределение на "сильную" ("А") и "слабую" ("Б") группы позволяет удовлетворительно осуществлять педагогический процесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. В группу "А" чаще всего относятся учащиеся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающие двигательными навыками, а также студенты, временно отнесенные в СМГ для полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.

В группу "Б" относятся учащихся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.

Посещение занятий в СМГ является обязательным.

Мною разработана программа физического воспитания для студентов СМГ. Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение учащимися необходимого запаса двигательных умений и навыков.

Целью программы является: формирование социально-личностных компетенций, сохранение и укрепление здоровья и подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Программа решает следующие задачи:

  • улучшение физического развития, закаливание организма;

  • повышение умственной и физической работоспособности;

  • повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

  • освоение основных двигательных умений и навыков;

  • воспитание интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями и морально-волевых качеств;

  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима

  • пропаганда здорового образа жизни.

Занятия должны проходить эмоционально и приносить занимающимся радость, бодрость и эстетическое наслаждение. Студенты должны почувствовать себя здоровыми и забыть о своих недугах. Для них разработаны комплексы упражнений для профилактики и предупреждения различных заболеваний. На уроках занимающиеся овладевают комплексами дыхательной гимнастики, основами аутогенной тренировки и релаксации, что позволяет учащимся самостоятельно избавиться от умственного и физического напряжения, справиться со стрессом, научиться быстрому отдыху и улучшить своё самочувствие.

Чтобы занятия были интересными и у студентов появилась мотивация к занятиям физической культурой, я включаю в занятия подвижные игры, элементы танцев, использую музыку, разнообразный спортивный инвентарь. Большую помощь в моей работе оказывают занятия в тренажерном зале, которые способствуют развитию интереса к занятиям, увеличивают его плотность, вносят разнообразие в учебный процесс, способствуют развитию физических качеств, что благотворно сказывается на физическом состоянии учащихся, способствуют оздоровлению.

Каждый студент согласно своему заболеванию выполняет упражнения на определенном тренажере. Разработаны комплексы упражнений на тренажерах с учетом различных заболеваний. Весной и осенью занятия проходят на свежем воздухе, что способствует оздоравливанию организма, закаливанию и создает положительный эмоциональный настрой.

По каждому заболеванию определены задачи физической культуры и составлены комплексы упражнений, так же указаны упражнения положительно и отрицательно влияющие на организм занимающихся. Для успешного овладения программным материалом большую роль играют домашние задания и контролируются в ходе проведения следующих занятий. Домашние задания заранее определяются и планируются и должны быть доступны для самостоятельного выполнения. Студенты СМГ освобождаются от сдачи нормативов и участие в спортивных соревнованиях. Однако они привлекаются к судейству и участию в посильных для них формах внеклассной и внешкольной работы по физической культуре.

Физическое воспитание учащихся СМГ имеет свою специфику. Наряду с общеобразовательными задачами в процессе занятий значительное место занимают вопросы оздоровления и укрепления организма занимающихся.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - личностно-ориентированный подход, дозированная нагрузка с учетом индивидуальных особенностей.

Только систематические занятия физкультурой служат профилактическим фактором, могут нормализовать функциональное состояние, способствуют выздоровлению.

Учебный процесс направлен на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии. На теоретических занятиях студенты получают знания о характере своего заболевания и возможностях использования адаптивной физической культуры как средства профилактики и лечения, о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, о способах закаливания организма, гигиенических навыках.

Все занятий СМГ я условно разделяю на два периода:

  • подготовительный период - это постепенная подготовка сердечно-сосудистой, дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений, воспитание потребности к занятиям физической культурой, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, обучение правильному дыханию;

  • основной период - освоение двигательных умений и навыков.

Схема построения занятия в СМГ в принципе не отличается от обычного занятия физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей:

Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнения, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части.

В основной части учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную физическую нагрузку и эмоциональное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, формирования правильной осанки, совершенствования координации движений, развития основных физических качеств и овладение двигательными навыками. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, круг этих средств должен быть широк и разнообразен. Большое внимание уделяется организации санитарно-гигиенических условий.

Для снятия утомления между выполнением различных упражнений я применение упражнения на расслабление.

В заключительной части необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, снять утомление и подвести итоги. В этой части рекомендуется применять простые, несложные упражнения, упражнения на расслабление и дыхание, на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя.

На каждом занятии я стараюсь создать благоприятную обстановку, вселить уверенность в том, что средствами физической культуры студенты могут восстановить свое здоровье. Если студенты знают, с какой целью дается то или иное упражнение, тогда сознательнее и активнее будут выполнять все задания на уроке и в домашних условиях.

Необходимо добиваются правильного усвоения основ упражнений и особенно правильного сочетания движений с дыханием. Поэтому темп на первых занятиях медленный, что позволяет контролировать правильность движений не только самим ученикам, но и учителю.

Непременными условиями при проведении занятий с этим контингентом учащихся является педагогический контроль.

Строго слежу за интенсивностью даваемых нагрузок, контролирую общее состояние по внешнему виду, пульсу, дыханию и стараюсь не допустить появления признаков утомления. Используемые нагрузки должны вызывать чувство принятой усталости. Критерием же правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса.

Для объективной оценки учебной деятельности студента зачетные требования дифференцируются следующим образом:

- посещение занятий и работа на занятии;

- выполнение студентами практических заданий, умение осуществлять самоконтроль в процессе занятий, составлять комплексы утренней гимнастики и использовать комплексы гимнастики при своем заболевании;

- тестирования физической подготовленности по развитию физических качеств и овладению двигательными способностями в виде контрольных нормативов;

- учитываются помощь студентов в участии и организации соревнований.

Контроль за уровнем физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся осуществляется с помощью специальных тестов в начале и в конце каждого учебного года, с учетом заболевания каждого студента, повышение результатов в тех или иных видах упражнения может служить критерием оценки успеваемости. В зависимости от характера заболевания, некоторые учащиеся контрольные упражнения выполняют по выбору.

За многие годы работы со студентами в СМГ я могу сделать вывод, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на гармоничное формирование физического развития, функциональное совершенствование особенностей организма. Благодаря своевременному целенаправленному использованию физических нагрузок, можно корректировать уровень физического состояния, устранить дефекты осанки, но только при условии, что занятия физическими упражнениями должны иметь оздоровительный эффект с учетом функциональных возможностей студента.

Ведущим принципом в моей работе является личностно-ориентированный подход к студентам с учетом их диагнозов заболеваний, индивидуальных особенностей организма и физической подготовленности, которая определяется с помощью контрольных тестов. Важно, чтобы соблюдалась цикличность и непрерывность, волнообразное изменение физических нагрузок и отдыха, соотношение упражнений общей и специальной направленности. Доступность физических упражнений имеет большое значение для воспитания у студентов уверенности в своих силах, а эффективность зависит от систематических занятий, адекватности сочетания физических нагрузок с закаливанием, ведением здорового образа жизни.

За многолетний опыт работы со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, мне удалось достичь следующих результатов:

  • повысился интерес студентов к занятиям в СМГ, они стали посещать занятия регулярно;

  • снизилась заболеваемость студентов;

  • развиваются судейско-организаторские навыки;

  • повысилась степень доверия родителей к занятиям в СМГ;

  • сформирована основа архива комплексов упражнений для профилактики разных видов заболеваний;

  • с программой по физической культуре учащиеся справляются.

Список информационных источников:


  1. Мацук М.Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. - М., 2002.

  2. Тазиев Р.В. Методические рекомендации по использованию лечебной физической культуры в занятиях специальных медицинских групп. - Казань, 1998.

  3. Бариев, М.М. Физическая культура и спорт - важный фактор укрепления здоровья студенческой молодежи Казань 2005.

  4. Лапина, Г.Н. К оценке функционального состояния организма занимающихся в специальных медицинских группах при различных двигательных режимах Томск, 1990.

  5. nauka-pedagogika.com/pedagogika

© 2010-2022