Двигательная деятельность – как одна из ведущих форм работы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Двигательная деятельность - как одна из ведущих форм работы.

1.Движение + движение - формула здоровья.


Видеть красивого, здорового, умного ребенка - желание каждого, кто находиться с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Порой, размышляя над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы иногда мешают заменить рядом верного и надёжного помощника.

Название ему движение. Движение - это врожденная потребность человека. Полное удовлетворение его особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.

Движение - это хороший учитель. Благодаря нему окружающий мир открывается ребенком во всем своем удивительном многообразии.

Самый первый жизненный опыт маленького человека связан с движением его глаз, языка, рук, перемещением в пространстве. И первым проявлением смелости, решительности, своими первыми жизненными победами ребенок то же обязан движению. Упущенное в детстве невосполнимо. Вместе с ростом ребенка закрепляются недостатки его физического развития, если не следовать известному в медицине «энергетическому правилу двигательной активности». Ученые утверждают, что в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, обеспечивающие рост и одновременно расширение структурно-энергетических возможностей организма, позволяющих переносить большие по объёму и интенсивности нагрузки.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если мы педагоги коррекционных школ - возьмем себе в помощники движения.

Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления детей с нарушением интеллекта, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Этому способствуют разнообразные формы организации двигательной активности детей.

Двигательный режим в школе-интернате рекомендовано организовывать из следующих форм: утренняя гимнастика, уроки физической культуры, физкультурные минутки, спортивные часы, подвижные и спортивные игры, спортивные секции, активный отдых (физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья) самостоятельная двигательная деятельность.

Древнегреческий философ Платон говорил: «Нет больше победы, чем победа над собой». В проводимых мероприятиях нет погони за рекордами - это привлечение детей, подростков, взрослых к здоровому образу жизни.

«Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно даётся даром!»

Стройную фигуру, лёгкую походку, красивую осанку и цвет лица, бодрое настроение - все это можно создавать и формировать с помощью средств физкультурно - оздоровительных мероприятий.

Двигательная деятельность - важнейший элемент формирования личности. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме детей нарушаются нервно-рефлекторные связи, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ развитию дегенеративных заболеваний.

Для нормального функционирования детского организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности, т.е. их деятельности выполняемой в процессе повседневного учебного и внеурочного труда.

Каждому педагогу, причастному к судьбам детей с нарушением интеллекта, должны быть известны хотя бы элементарные сведения о их реабилитации. Коррекционные учреждения VIII вида обеспечивают обучения, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующие социальной адаптации воспитанников в обществе.

Одним из важных звеньев двигательной деятельности в школе-интернате является спортивно-массовая работа.

Физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшения здоровья и физическое развитие детей. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих основных задач:

  • Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

  • Развитие двигательных способностей;

  • Приобретение необходимых знаний в области гигиены и физической культуры;

  • Формирование потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  • Применять физические упражнения в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

  • Содействие воспитанию нравственных качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

В связи с этими задачами работа в школе-интернате ведется по нескольким направлениям:

Первичная профилактика строго соблюдается в течение всего режимного дня воспитанника: санитарно-гигиенические требования (освещенность, тепловой режим, проветривание и т. д.). Большое значение уделяется контролю за соблюдением правил личной гигиены, режима дня, пропаганде здорового образа жизни, проводятся беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков, ВИЧ-заболеваниях).

Вторичная профилактика, где ведётся коррекция уже имеющегося отклонения в состоянии здоровья детей.

Весь коллектив школы-интерната уделяет большое значение сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Выполняются рекомендации врача, медицинских работников по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе.

Валеологизация образовательного процесса включает объёмное направление: проведение дней здоровья, физкультурно-массовых мероприятий в режиме учебного дня, спортивных праздников, физкультминуток и т д.

Если обратится к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся психологи и педагоги прямо или косвенно считали движения важным условием и средством всестороннего развития школьника.

По мнению Е.А. Архитог, интеллект, чувства, эмоции «возбуждаются к жизни движениями». Академик Н.Н.Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка.

2.Здоровье детей - проблема общечеловеческая

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного, физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Так уже повелось, что до недавнего времени прошлого многие у нас считали, что человек заболевает, то в первую очередь в этом виновата медицина. А именно врачи, которые не сумели быстро поставить на ноги больного. А о том, как человек до своего заболевания относился к своему здоровью, в каких условиях жил и работал, почему- то мало задумывались. Например, такие хронические заболевания, как сердечное, рак и паралич в настоящее время является причиной 70% всех смертей.

Исследователи показали, что наличие у взрослых таких факторов риска, как высокий уровень холестерина в крови, высокое давление, курение, физическая пассивность и повышенный вес, могут, в конечном счёте, привести к этим заболеваниям. Недавние исследования показали, что эти факторы риска присутствуют также у детей. Они обычно являются результатом других привычек, выработавшихся в раннем возрасте.

Например, потребление пищи с высоким содержанием насыщенного жира, недостаточная физическая активность, курение сигарет, излишний вес, отсутствие навыков преодоления стресса приводят к различным заболеваниям.

Ясно, что - то, как люди следят за собой в повседневной жизни, важнее, чем периодические визиты к врачу. За исключением нескольких болезней, которые можно предотвратить иммунизацией, медицинским вмешательством можно избежать очень мало болезней. Люди могут принести себе большую пользу, если будут поддерживать свое здоровье с раннего возраста.

В последнее десятилетие наблюдается повышенный интерес к здоровью.

Очень важно чтобы люди знали компоненты разумного стиля жизни. Они включают в себя:

- снижение потребления жира;

- регулярные физические упражнения;

- воздержание от курения, алкоголя, наркомании;

- сокращение отрицательного воздействия стресса;

- поддержание оптимального веса;

- принятие качественных решений полезных для здоровья;

- необходимость быть информированным.

Усвоение разумного стиля жизни с раннего возраста очень важно для того, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Дети могут взять на себя какую-то долю ответственности за своё здоровье. А помочь в этом педагоги, родители и все взрослые, которые окружают детей.

В современной системе школьного образования в последние годы произошли изменения, многие из которых можно назвать позитивными. Одно из них появление вариативных и альтернативных программ по укреплению здоровья детей.

И поэтому перед преподавателями физической культуры школы-интерната стоит ответственная задача - «выбрать и разработать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному воспитанию и физическому развитию детей».

В настоящее время выпущено достаточно много методической литературы по охране здоровья детей.

Одной из наиболее ценной, на мой взгляд, является книга «Школа здоровья» М.,2003 год. В сборнике собраны материалы здоровьесберегающих технологий в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В двух томах представлены проекты разных регионов России.

Большую помощь в практической работе оказывают пособия Л.Д.Глазыриной «Физическая культура дошкольникам», в этом пособии столько доброты, теплоты и нежности к детям, много поэтических строк. Считаю, что главное достоинство Л.Д.Глазыриной - это сочетать стремление к физическому совершенству с морально этическими и эстетическими нормами. Нетрадиционные методы воспитания и обучения, предложенные автором, оказывают нам огромную помощь в работе.

Большой интерес вызвала книга Л.Г.Горьковой и Л.А.Обуховой «Занятие физической культурой». Здесь представлены разнообразные типы занятий, сценарии праздников и досугов, комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики, упражнения для занятий с элементами йоги.

Информация очень разнообразная и ценная. Для дальнейшей работы необходимо поэтапное изучение технологий и апробирование на практике с привлечением узких специалистов.


© 2010-2022