Программа летнего оздоровительного лагеря Лесными тропами Индейцев

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа летнего оздоровительного лагеря Лесными тропами ИндейцевУтверждаю

Директор МКОУ ДОД ДЮСШ

_________________Николаева Н.Т.

«___»___________2013г.

Программа

летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
МКОУ ДОД ДЮСШ

«Лесными тропами индейцев»









г. Тавда 2013 год

Паспорт программы

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ ДОД ДЮСШ «Лесными тропами Индейцев»

Авторы - составители программы

Минасуева Валентина Павловна

Королик Елена Александровна

Руководитель программы

Николаева Надежда Тимофеевна

Название организации представившей программу

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа

Адрес организации

Свердловская область, город Тавда, улица Ломоносова 6

Телефон

(34-360) 3-33-72

Форма проведения

Работа лагеря с дневным пребыванием детей

Сроки реализации программы

май-июнь 2013 года

Место реализации программы

Свердловская обл., г. Тавда, ул. Ломоносова 6, ул. 9 Января 23а

Цель программы

Создание условий для полноценного отдыха обучающихся ДЮСШ и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.

Основные задачи программы

1. Создать условия для организованного отдыха, условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

2. Укрепить здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.

3. Приобщить детей к творческим видам деятельности, к здоровому образу жизни, развить творческое мышление.

4. Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.

5. Развить у ребёнка потребность в занятиях избранным видом спорта.

6. Формировать положительное отношение родителей к деятельности школы и привлечение их к участию в деятельности органов школьного самоуправления.

7. Организовать интересный, полноценный отдых для детей.

8. Приобщить детей к здоровому образу жизни, организовать физически активный отдых.

9. Воспитать бережное отношение к природе.

10. Сформировать сплоченность, чувство коллективизма.

11. Повысить уровень коммуникативной компетенции, социального развития и личностный рост учащихся.

12. Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей.

Ожидаемые результаты

  • Организация полноценного отдыха детей.

  • Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.

  • Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.

  • Личностный рост участников программы.

  • Улучшение социально-психологического климата в школе.

  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.

  • Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Система организации контроля исполнения программы

Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и администрацией школы

Пояснительная записка.

Деятельность летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием регламентируется Уставом ДЮСШ, Положением о спортивно-оздоровительном лагере при ДЮСШ, а так же необходимостью укрепления здоровья учащихся ДЮСШ. Летний сезон дает возможность не только продолжить учебно-тренировочный цикл занятий, но и включить в содержание работы с детьми значимую для них информацию по истории края, медицине, технике безопасности, правилам дорожного движения, культуре, искусству и другую. Такая работа способствует не только совершенствованию физического, но и духовно-нравственного потенциала детей и подростков.

Лагерь с дневным пребыванием при ДЮСШ функционирует в местах дислокации школы (ул. Ломоносова, 1,6), а также ее филиалов - ул. 9 Января, 23а, СОШ № 7, СОШ №9, Кошукской СОШ.

Программа деятельности лагеря рассчитана на использование бюджетных средств, финансовых возможностей родителей, спонсоров и материальной базы ДЮСШ.

Концепция программы

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.

Основной состав лагеря - это обучающиеся школы в возрасте 6,5-17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 10 разновозрастных отрядах общей численностью 161 человек.

Главная идея деятельности летнего лагеря - предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

Цель программы:

Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний

период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.

Задачи программы:


  1. Организация спортивно-оздоровительной работы с учащимися ДЮСШ.

  2. Обеспечение комфортных, безопасных и экологически здоровых условий отдыха и развития детей.

  3. Организация досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности детей и подростков с использованием инновационных методов и форм работы.

  4. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание культуры общения, поддержка социализации учащихся ДЮСШ.

  5. Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся, воспитание в них патриотизма, нравственно-этических качеств.

  6. Реализация интересов и потребностей учащихся ДЮСШ, формирование отношений сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.

Сроки и этапы реализации программы

№ п/п

Наименование

Сроки

I этап

организационно-методический:

- подготовительный;

- организационный

Май

2013

II этап

реализация программы:

- основной;

- заключительный

Июнь

2013

Этапы реализации программы

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- подготовка материальной базы школы к летней оздоровительной компании

Организационный этап.

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

Основной этап.

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы летнего отдыха

- формирование органов самоуправления;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

- реализация основной идеи программы;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

Заключительный этап.

- подведение итогов реализации программы;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы

Организационное обеспечение.

Моделирование и структурирование деятельности лагеря. Наличие программ деятельности, необходимой документации, плана работы на смену, проведение инструктажа, методических планёрок и совещаний до начала и во время смены.

Мотивационное обеспечение.

Добровольность участия в жизни лагеря. Предоставление права выбора деятельности, стимулирование и применение системы поощрений.

Кадровое обеспечение.

Педагогический отряд формируется из числа педагогов школы.

Педагогическое обеспечение.

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы детей. Создание условий развития личности детей и их способностей. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Работа в отрядах спортивно-оздоровительного лагеря строится на основе следующих принципов:

  • Принцип многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности учащихся и тренеров-преподавателей ДЮСШ;

  • Принцип сочетания спортивных и досуговых мероприятий в рамках единого режима дня лагеря;

  • Принцип уважительного отношения к личности учащегося и тренера-преподавателя (воспитателя);

  • Принцип преемственности в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и лагеря дневного пребывания;

Механизм реализации программы

Воспитание экологической культуры - долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Поэтому реализация программы будет проходить в форме игры: «Лесными тропами Индейцев». Все действия происходят на островах и побережьях Титикака (в лагере). Участники игры - Индейцы. Дети объединяются в племена, которым руководит вождь (тренер-преподователь). Начальник лагеря выполняет роль самого отважного индейца среди всех племен. Каждый день в лагере проходят соревнования по разным видам спорта, и проводится обще лагерное мероприятие. В конце каждого дня подводятся итоги.

В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.

Первый шаг: диагностика и реализация способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.

Начальная диагностика проводится в первые дни смены, она связана с планированием отрядной деятельности (дискуссия, помогающая выявить ценностные ориентации детей и их жизненную позицию).

Второй шаг: предоставление информационного пространства, обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности. (Презентация программы, Формирование детского органа самоуправления)

Третий шаг: научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения: (индивидуальные беседы; соотнесение своих целей с целями коллектива).

Четвёртый шаг: развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях.

- приобретённые знания, воплощать на практике;

- применение полученных знаний в общении;

- применение знаний, проявление инициативы в процессе деятельности.

Пятый шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.

- дискуссионные формы;

- индивидуальные и групповые состязания.

Шестой шаг: способствовать тому, чтобы подросток осознавал себя лидером, определение сильнейшего по видам состязаний,

Система стимулирования

Программа предусматривает поощрение детей и подростков в форме грамот, дипломов; благодарственных писем в адрес родителей.

Показатели успешности программы

- Количество подростков, принявших активное участие в программе.

- Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.

- Положительные отзывы участников программы и их родителей.

- Создание летописи ЛОЛ.

- Коллективные творческие дела.


Направления программы

1.Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;

  • утренняя гимнастика;

  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

  • организация пешеходных экскурсий;

  • организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий:



2.Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей проводятся интеллектуальные конкурсы: интеллектуальный марафон « Дух Индейцев», «Звёздный час», «Серебряная волна» тестовые задания и коммуникативные игры на знакомство фотоконкурс «Юный Папараций»; игры на выявление лидеров; игры и мероприятия на сплочение коллектива: «В гостях у индейца».

3.Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность учащихся при проведении спортивных мероприятий» , инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми».

- Беседы, проводимые медицинским работником: «Личная и общественная гигиена», «Как снять усталость», «Курить - здоровью вредить», «Если хочешь быть здоров» , «Меры доврачебной помощи».

- Игра-беседа «В гостях у Прометея» с приглашением

работников пожарной охраны.

- Профилактическая беседа о вреде наркотиков, с приглашением врача-нарколога

- Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» (организаторы - воспитатели)

4.Работа по развитию творческих способностей детей

- Оформление отрядных уголков, стенных газет: «Жизнь моего племени»

- Конкурсы рисунков: «Увлечения Индейцев»

- Выставки: «Поделки Индейцев», поделки из природных материалов.

- Коллективные творческие дела.

- Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсы.

- Развлекательные мероприятия: спортивные состязания, игровые программы, конкурсы, выставки.

5.Работа по патриотическому развитию детей

- экологические конкурсы: «День экологии», «Лесными тропами Индейцев»

- военно -патриотическая игра «Зарница»

6.Работа по привитию навыков самоуправления

- Выявление лидеров, генераторов идей.

- Распределение обязанностей в отрядах.

- Закрепление ответственных по различным видам поручений.

- Дежурство по столовой, игровым площадкам.

Предполагаемый анализ реализации

образовательной программы

1. Через средства массовой информации

2. Отчет о работе смены с приложением отзывов отдыхающих и анализом работы

3.Индикатор уровня позитивности

Ожидаемые результаты выполнения программы

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.

4. Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.

5. Личностный рост участников программы.

6. Улучшение социально-психологического климата в школе.

7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

8.Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.





Распорядок дня

Время

Мероприятия

8:30

С добрым утром, детвора

В лагерь нам спешить пора.

Утренняя линейка

8:30 - 9:00

Сразу дружно по порядку

Все выходим на зарядку.

Зарядка

9:00 - 10:30

Все за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара.

Завтрак

10:30 - 11:00

Интересное занятие -

Подготовка к мероприятию.

Свободное время

11:00 - 13:00

Час индейцев - просто класс,

Поболейте-ка за нас.

Учебно - тренировочные занятия, спортивные соревнования

13:00 - 13:30

Мы готовимся к обедам,

За столом серьёзный вид.

Виден сразу за обедом

Наш индейский аппетит.

Обед

13:30 - 15:00

Вот пришёл весёлый час,

Здесь играют все у нас.

Ждёт Вас много забав интересных,

Конкурсов, игр и песен чудесных.

Развлекательные мероприятия

15:00 - 15:30

Лучше отряда нет места на свете -

Знают об этом индейские дети.

Надо в порядок всё привести,

Мусор убрать, и пол подмести.

15:30-16:00

Снова все собираются, лучшие награждаются.

День закончился, пора

Уходить нам со двора.

Ждёт вас завтра лагерь снова, что то новое готовя.

ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «Лесными тропами Индейцев»

День

Мероприятия

День знакомств.

Выборы совета лагеря.

Инструктажи по ТБ, ПБ, БДД.

Измерение антропометрических данных.

Подготовка к открытию лагеря

Операция «Уют»

    Открытие лагеря

    Аттракционы для Индейцев

    Беседы о правилах пожарной безопасности, правилах поведения в общественных местах, во время походов, на водоемах, ПДД

      Игровая программа: «Мой друг надёжный - знак дорожный»

      Спортивные игры: «Пионер бол»

        Спортивные игры: «Футбол»

        Игра «Радуга»

        Конкурс: выпуск стенгазеты «Жизнь нашего племени»

          Игровая программа «В гостях у Индейца»

            Весёлые старты

            Конкурс: «Лесными тропами Индейцев»

              Соревнования по настольному теннису

              Игра «Море смеха в капле грусти»

                День спринтера. (60 м + 200 м)

                Беседа «Жизнь Индейца

                Выставка - конкурс рисунков «Увлечения Индейцев»

                  Спортивные игры «Русская лапта»

                  Подвижные игры

                  Конкурс «Серебряная волна»

                    Соревнования по настольному теннису

                    Спортивно - развлекательная игра ШАРАХ ШОУ

                    Фото конкурс «Юный Папараций»

                      Пажароопасая викторина «Юные пожарники»

                      Спортивные игры «Пионер бол»

                      Рекорды Гинеса

                        Беседа о вреде табака, алкоголя

                        Беседа «Амулеты и талисманы»

                        Выставка - конкурс «Поделки Индейцев»

                          День стайера. 1000 м. 1500 м.

                          Игра «Водный мяч»

                          Игра «Матрица - послание Индейцев»

                            Спортивные игры «Бадминтон»

                            «Весёлые старты»

                            Игра «Зарница»

                              Соревнования по шашкам

                              Игра «Цветочный карнавал»

                              Конкурс «Рыбалка для Индейцев»

                                Игра «День экологии»

                                Конкурс - выставка «Поделки из природных материалов»

                                Игра «Зов Джунглей»

                                  Измерение антропометрических данных

                                  Игра «Спортландия»

                                  Интеллектуальный марафон - «Дух индейца»

                                    Игра « Цифротрон»

                                    Игра «Звёздный час»

                                    Закрытие лагеря

                                    Список литературы, использованной при разработке программы

                                    1. Артамонова Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. - М., 2007 г.

                                    2. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006

                                    3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем - помечтаем. - М., 2001 г.

                                    4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - СнП., 2003 г.

                                    5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

                                    6. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

                                    7. Коган М.С.С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. - М., 2008 г.

                                    8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

                                    9. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. - М., 2007 г.

                                    10. Кулаченко М.П.Учебник для вожатого - М., 2007 г.

                                    11. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - (Воспитание и доп.образование детей).

                                    12. Лобачева С.И.Жиренко О.Е.Справочник вожатого: Организация работы. - М., 2008 г.

                                    13. Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. - М., 2006 г.

                                    14. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. - М., 2004 г.

                                    15. Пашнина В.М.Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. - М., 2008 г.



                                    © 2010-2022