- Преподавателю
- Физкультура
- Программа летнего оздоровительного лагеря Лесными тропами Индейцев
Программа летнего оздоровительного лагеря Лесными тропами Индейцев
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Королик Е.А. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Утверждаю
Директор МКОУ ДОД ДЮСШ
_________________Николаева Н.Т.
«___»___________2013г.
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
МКОУ ДОД ДЮСШ
«Лесными тропами индейцев»
г. Тавда 2013 год
Паспорт программы
-
Полное название программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ ДОД ДЮСШ «Лесными тропами Индейцев»
Авторы - составители программы
Минасуева Валентина Павловна
Королик Елена Александровна
Руководитель программы
Николаева Надежда Тимофеевна
Название организации представившей программу
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа
Адрес организации
Свердловская область, город Тавда, улица Ломоносова 6
Телефон
(34-360) 3-33-72
Форма проведения
Работа лагеря с дневным пребыванием детей
Сроки реализации программы
май-июнь 2013 года
Место реализации программы
Свердловская обл., г. Тавда, ул. Ломоносова 6, ул. 9 Января 23а
Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха обучающихся ДЮСШ и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Основные задачи программы
1. Создать условия для организованного отдыха, условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
2. Укрепить здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
3. Приобщить детей к творческим видам деятельности, к здоровому образу жизни, развить творческое мышление.
4. Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.
5. Развить у ребёнка потребность в занятиях избранным видом спорта.
6. Формировать положительное отношение родителей к деятельности школы и привлечение их к участию в деятельности органов школьного самоуправления.
7. Организовать интересный, полноценный отдых для детей.
8. Приобщить детей к здоровому образу жизни, организовать физически активный отдых.
9. Воспитать бережное отношение к природе.
10. Сформировать сплоченность, чувство коллективизма.
11. Повысить уровень коммуникативной компетенции, социального развития и личностный рост учащихся.
12. Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей.
Ожидаемые результаты
-
Организация полноценного отдыха детей.
-
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
-
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
-
Личностный рост участников программы.
-
Улучшение социально-психологического климата в школе.
-
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
-
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
-
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Система организации контроля исполнения программы
Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и администрацией школы
-
Пояснительная записка.
Деятельность летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием регламентируется Уставом ДЮСШ, Положением о спортивно-оздоровительном лагере при ДЮСШ, а так же необходимостью укрепления здоровья учащихся ДЮСШ. Летний сезон дает возможность не только продолжить учебно-тренировочный цикл занятий, но и включить в содержание работы с детьми значимую для них информацию по истории края, медицине, технике безопасности, правилам дорожного движения, культуре, искусству и другую. Такая работа способствует не только совершенствованию физического, но и духовно-нравственного потенциала детей и подростков.
Лагерь с дневным пребыванием при ДЮСШ функционирует в местах дислокации школы (ул. Ломоносова, 1,6), а также ее филиалов - ул. 9 Января, 23а, СОШ № 7, СОШ №9, Кошукской СОШ.
Программа деятельности лагеря рассчитана на использование бюджетных средств, финансовых возможностей родителей, спонсоров и материальной базы ДЮСШ.
Концепция программы
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря - это обучающиеся школы в возрасте 6,5-17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 10 разновозрастных отрядах общей численностью 161 человек.
Главная идея деятельности летнего лагеря - предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний
период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи программы:
-
Организация спортивно-оздоровительной работы с учащимися ДЮСШ.
-
Обеспечение комфортных, безопасных и экологически здоровых условий отдыха и развития детей.
-
Организация досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности детей и подростков с использованием инновационных методов и форм работы.
-
Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание культуры общения, поддержка социализации учащихся ДЮСШ.
-
Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся, воспитание в них патриотизма, нравственно-этических качеств.
-
Реализация интересов и потребностей учащихся ДЮСШ, формирование отношений сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
Сроки и этапы реализации программы
№ п/п
Наименование
Сроки
I этап
организационно-методический:
- подготовительный;
- организационный
Май
2013
II этап
реализация программы:
- основной;
- заключительный
Июнь
2013
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- подготовка материальной базы школы к летней оздоровительной компании
Организационный этап.
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Основной этап.
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы летнего отдыха
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- реализация основной идеи программы;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Заключительный этап.
- подведение итогов реализации программы;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Организационное обеспечение.
Моделирование и структурирование деятельности лагеря. Наличие программ деятельности, необходимой документации, плана работы на смену, проведение инструктажа, методических планёрок и совещаний до начала и во время смены.
Мотивационное обеспечение.
Добровольность участия в жизни лагеря. Предоставление права выбора деятельности, стимулирование и применение системы поощрений.
Кадровое обеспечение.
Педагогический отряд формируется из числа педагогов школы.
Педагогическое обеспечение.
Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы детей. Создание условий развития личности детей и их способностей. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Работа в отрядах спортивно-оздоровительного лагеря строится на основе следующих принципов:
-
Принцип многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности учащихся и тренеров-преподавателей ДЮСШ;
-
Принцип сочетания спортивных и досуговых мероприятий в рамках единого режима дня лагеря;
-
Принцип уважительного отношения к личности учащегося и тренера-преподавателя (воспитателя);
-
Принцип преемственности в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и лагеря дневного пребывания;
Механизм реализации программы
Воспитание экологической культуры - долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Поэтому реализация программы будет проходить в форме игры: «Лесными тропами Индейцев». Все действия происходят на островах и побережьях Титикака (в лагере). Участники игры - Индейцы. Дети объединяются в племена, которым руководит вождь (тренер-преподователь). Начальник лагеря выполняет роль самого отважного индейца среди всех племен. Каждый день в лагере проходят соревнования по разным видам спорта, и проводится обще лагерное мероприятие. В конце каждого дня подводятся итоги.
В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.
Первый шаг: диагностика и реализация способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.
Начальная диагностика проводится в первые дни смены, она связана с планированием отрядной деятельности (дискуссия, помогающая выявить ценностные ориентации детей и их жизненную позицию).
Второй шаг: предоставление информационного пространства, обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности. (Презентация программы, Формирование детского органа самоуправления)
Третий шаг: научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения: (индивидуальные беседы; соотнесение своих целей с целями коллектива).
Четвёртый шаг: развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях.
- приобретённые знания, воплощать на практике;
- применение полученных знаний в общении;
- применение знаний, проявление инициативы в процессе деятельности.
Пятый шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.
- дискуссионные формы;
- индивидуальные и групповые состязания.
Шестой шаг: способствовать тому, чтобы подросток осознавал себя лидером, определение сильнейшего по видам состязаний,
Система стимулирования
Программа предусматривает поощрение детей и подростков в форме грамот, дипломов; благодарственных писем в адрес родителей.
Показатели успешности программы
- Количество подростков, принявших активное участие в программе.
- Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.
- Положительные отзывы участников программы и их родителей.
- Создание летописи ЛОЛ.
- Коллективные творческие дела.
Направления программы
1.Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
-
утренняя гимнастика;
-
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
-
организация пешеходных экскурсий;
-
организация здорового питания детей;
-
организация спортивно-массовых мероприятий:
2.Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей проводятся интеллектуальные конкурсы: интеллектуальный марафон « Дух Индейцев», «Звёздный час», «Серебряная волна» тестовые задания и коммуникативные игры на знакомство фотоконкурс «Юный Папараций»; игры на выявление лидеров; игры и мероприятия на сплочение коллектива: «В гостях у индейца».
3.Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность учащихся при проведении спортивных мероприятий» , инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми».
- Беседы, проводимые медицинским работником: «Личная и общественная гигиена», «Как снять усталость», «Курить - здоровью вредить», «Если хочешь быть здоров» , «Меры доврачебной помощи».
- Игра-беседа «В гостях у Прометея» с приглашением
работников пожарной охраны.
- Профилактическая беседа о вреде наркотиков, с приглашением врача-нарколога
- Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» (организаторы - воспитатели)
4.Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет: «Жизнь моего племени»
- Конкурсы рисунков: «Увлечения Индейцев»
- Выставки: «Поделки Индейцев», поделки из природных материалов.
- Коллективные творческие дела.
- Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсы.
- Развлекательные мероприятия: спортивные состязания, игровые программы, конкурсы, выставки.
5.Работа по патриотическому развитию детей
- экологические конкурсы: «День экологии», «Лесными тропами Индейцев»
- военно -патриотическая игра «Зарница»
6.Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей.
- Распределение обязанностей в отрядах.
- Закрепление ответственных по различным видам поручений.
- Дежурство по столовой, игровым площадкам.
Предполагаемый анализ реализации
образовательной программы
1. Через средства массовой информации
2. Отчет о работе смены с приложением отзывов отдыхающих и анализом работы
3.Индикатор уровня позитивности
Ожидаемые результаты выполнения программы
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
3. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
4. Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
5. Личностный рост участников программы.
6. Улучшение социально-психологического климата в школе.
7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
8.Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Распорядок дня
Время
Мероприятия
8:30
С добрым утром, детвора
В лагерь нам спешить пора.
Утренняя линейка
8:30 - 9:00
Сразу дружно по порядку
Все выходим на зарядку.
Зарядка
9:00 - 10:30
Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара.
Завтрак
10:30 - 11:00
Интересное занятие -
Подготовка к мероприятию.
Свободное время
11:00 - 13:00
Час индейцев - просто класс,
Поболейте-ка за нас.
Учебно - тренировочные занятия, спортивные соревнования
13:00 - 13:30
Мы готовимся к обедам,
За столом серьёзный вид.
Виден сразу за обедом
Наш индейский аппетит.
Обед
13:30 - 15:00
Вот пришёл весёлый час,
Здесь играют все у нас.
Ждёт Вас много забав интересных,
Конкурсов, игр и песен чудесных.
Развлекательные мероприятия
15:00 - 15:30
Лучше отряда нет места на свете -
Знают об этом индейские дети.
Надо в порядок всё привести,
Мусор убрать, и пол подмести.
15:30-16:00
Снова все собираются, лучшие награждаются.
День закончился, пора
Уходить нам со двора.
Ждёт вас завтра лагерь снова, что то новое готовя.
ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «Лесными тропами Индейцев»
День
Мероприятия
День знакомств.
Выборы совета лагеря.
Инструктажи по ТБ, ПБ, БДД.
Измерение антропометрических данных.
Подготовка к открытию лагеря
Операция «Уют»
Открытие лагеря
Аттракционы для Индейцев
Беседы о правилах пожарной безопасности, правилах поведения в общественных местах, во время походов, на водоемах, ПДД
Игровая программа: «Мой друг надёжный - знак дорожный»
Спортивные игры: «Пионер бол»
Спортивные игры: «Футбол»
Игра «Радуга»
Конкурс: выпуск стенгазеты «Жизнь нашего племени»
Игровая программа «В гостях у Индейца»
Весёлые старты
Конкурс: «Лесными тропами Индейцев»
Соревнования по настольному теннису
Игра «Море смеха в капле грусти»
День спринтера. (60 м + 200 м)
Беседа «Жизнь Индейца
Выставка - конкурс рисунков «Увлечения Индейцев»
Спортивные игры «Русская лапта»
Подвижные игры
Конкурс «Серебряная волна»
Соревнования по настольному теннису
Спортивно - развлекательная игра ШАРАХ ШОУ
Фото конкурс «Юный Папараций»
Пажароопасая викторина «Юные пожарники»
Спортивные игры «Пионер бол»
Рекорды Гинеса
Беседа о вреде табака, алкоголя
Беседа «Амулеты и талисманы»
Выставка - конкурс «Поделки Индейцев»
День стайера. 1000 м. 1500 м.
Игра «Водный мяч»
Игра «Матрица - послание Индейцев»
Спортивные игры «Бадминтон»
«Весёлые старты»
Игра «Зарница»
Соревнования по шашкам
Игра «Цветочный карнавал»
Конкурс «Рыбалка для Индейцев»
Игра «День экологии»
Конкурс - выставка «Поделки из природных материалов»
Игра «Зов Джунглей»
Измерение антропометрических данных
Игра «Спортландия»
Интеллектуальный марафон - «Дух индейца»
Игра « Цифротрон»
Игра «Звёздный час»
Закрытие лагеря
Список литературы, использованной при разработке программы
-
Артамонова Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. - М., 2007 г.
-
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
-
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем - помечтаем. - М., 2001 г.
-
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - СнП., 2003 г.
-
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
-
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
-
Коган М.С.С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. - М., 2008 г.
-
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
-
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. - М., 2007 г.
-
Кулаченко М.П.Учебник для вожатого - М., 2007 г.
-
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - (Воспитание и доп.образование детей).
-
Лобачева С.И.Жиренко О.Е.Справочник вожатого: Организация работы. - М., 2008 г.
-
Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. - М., 2006 г.
-
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. - М., 2004 г.
-
Пашнина В.М.Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. - М., 2008 г.