План-конспект урока № Класс 7 класс Тема: Тогыз кумалак

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока №

Класс 7 класс

Тема: Тогыз кумалак.

Цель урока: 1.Правила игры.

2. Учебная игра.

Учебно-воспитательные задачи.

  • Развитие логического мышления.

  • Развитие математических способностей, внимания.

  • Воспитание чувства товарищества, активности, дисциплинированности.

  • Привить любовь к интеллектуальным видам спорта.

Оборудование и наглядные пособия: игральные доски, шахматы, шашки.

Метод проведения: Приобретение новых знаний

Место проведения: Кабинет

Части урока

Содержание

время

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

Построение, приветствие, сообщение темы и цели урока, инструктаж по технике безопасности.

2мин.

Построение по росту, выровнять носочки

Обратить внимание на внешний вид учеников, осанку, четкое выполнение строевых команд.

30сек

Сообщить задачу урока

Повороты на месте

1 мин

Повороты выполнять чётко по команде

Основная часть

1. История возникновения игры

В Казахстане встречались и интеллектуальные игры. Среди них древняя настольная игра тогыз кумалак. Для игры использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау), Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимое количество лунок прямо в земле и так проводили партии. По определению Л.Будагова, игра называется тогуз кумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число девять, считавшееся у древних тюрков и монголов священным числом.
Таким образом, мы видим, что казахские народные игры и состязания составляли неотъемлемую часть общественных, семейных и других праздников, пользуясь всенародной любовью. В зависимости от кочевого уклада хозяйственной жизни и окружающей среды игры отражали действительность. Например, конноспортивные представления способствовали приобретению и закреплению физических, трудовых и иных навыков, особенно среди подрастающего поколения, а комплекс других игр дополнительно нес в себе практические знания для восприятия окружающей среды.

Правила игры

Игра состоит из доски и 162 шариков. На доске находятся по 9 лунок с каждой стороны, и две чаши "казана", по одному для каждого игрока. Причем казан игрока находиться ближе к сопернику. Казан как таковой в игре не участвует, а нужен для накопления выигранных шариков.

40 мин

Первоначальная позиция игры следующая: в каждой лунке находится по девять шариков, казаны пусты.

Суть игры заключается в том, что для победы игрок должен выиграть у соперника более 81 шарика. Право начала игры определяется по соглашению сторон или жеребьевкой.Игрок, делающий ход, забирает все шарики из любой лунки, находящейся с его стороны, и начиная с той же лунки раскладывает по одному шарику в лунки против

часовой стрелки. Нельзя перепрыгивать лунки или класть по две или более шариков в одну лунку. После девятой лунки со своей стороны следует первая лунка соперника и т.д. Если последний шарик попадает в одну из лунок соперника, и если число шариков в той лунке будет четным, то ход считается результативным

и игрок забирает все шарики из этой лунки в свой казан.

Если последний шарик попадает в одну из своих лунок, то независимо от числа

шариков, они ни кем не забираются. Если ход делается с лунки, где лежит только один шарик, то шарик ложится в следующую лунку, а лунка, с которой сделан ход, опустеет.

Ходят поочередно.

Кроме этого существует правило "туза". Если последний шарик игрока по падает в лунку соперника с двумя шариками, то эти три шарика игрок забирает в казан и объявляет данную лунку "тузом". Этим самым игрок выигрывает целую лунку соперника и все что попадет в лунку-туз, он забирает в свой казан.

Каждый игрок во время игры может объявить туз только один раз. Поменять или взять еще один туз нельзя. По правилам игры девятые лунки не могут быть тузами.

А также если один игрок объявляет какую-то лунку тузом, то второй игрок не может объявить тузом лунку с таким же номером.

Заключительная часть

Итог урока.

- Какие качества развивали сегодня на уроке?

- Какие упражнения были для вас самыми сложными?

Оценки за урок.

Домашнее задание

2 мин.

Отжимание от пола


© 2010-2022