- Преподавателю
- Физкультура
- «Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»
«Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокин А.В. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА1.Теоретико-методологические основания физкультур
ного воспитания.
7
1.1.Сущностные характеристики понятий физическая культура, телесно-ценностное физическое воспитание.
7
1.2. Возрастные особенности среднего школьного возраста
23
Выводы по первой главе
31
ГЛАВА II.Экспериментальное обоснование методики телесно-ценностного физического воспитания детей среднего школьного возраста
33
2.1.Содержание экспериментальных уроков сопряжено-индивидуализированных воздействий в процессе телесно-ценностного физкультурного воспитания подростков.
39
2.2.Обоснование эффективности применения экспериментальных уроков телесно-ценностного физкультурного воспитания детей среднего школьного возраста
45
Выводы по второй главе
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
Список литературы
59
.
ВВЕДЕНИЕ
Неоднозначная демографическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия в России, резкое обострение в стране проблем здравоохранения, регенерации физически и духовно благополучного населения определили выход за классические рамки, по крайней мере, трех фундаментальных научных построений: теории «физической культуры», теории «культуры личности» и «социо-культурной концепции телесности».
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий.
В результате их «пересечения» локализован феномен, получивший название «ценность человеческого тела (телесности)».
Теоретическим катализатором актуализации ценности телесности стала идея гуманизации науки: возвращения теории рациональности человека к самому себе (Н. С. Автономова, В.В. Ильин и др.); введения аксиологических факторов в состав объясняющих предложений (Ю.Н. Давыдов, И. Пригожин и др) раскрытия и обоснования в явлениях человеческих смыслов (М.С. Бургин, В.И. Кузнецов, и др.).
Понятие «культура личности» в свете идеи гуманизации науки предстала не в форме строго структурированной целостности интеллектуальных, мотивационных, коммуникативных, регулятивных признаков субъекта социально-значимой деятельности, а в виде совокупности личностно-значимых переживаний, ценностных отношений конкретного человека к окружающим его объектам и, прежде всего, к самому себе. При таком взгляде ценность собственного тела приобрела свойство системообразующего фактора культуры личности, а сопряжение телесной (физической) компоненты человека с культурой его личности показало исследователям такую фундаментальную реальность, как «культура субъекта (человека)». Этот теоретический подход разрабатывается в работах психологического направления (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, и др.).
Социо-культурная концепция телесности (аксиология человеческого тела) осмысливает телесность в контексте ценностно-нормативных категорий и характеристик, определяет ее место и значимость в социальном пространстве, измеряет «рейтинг» физического благополучия, здорового тела по общественной шкале ценностей, разрабатывает «зону ближайшего развития» культуры тела. Это направление раскрывается в работах Н.И. Амосова, Н.А. Бердяева, В.Л. Круткина, Ю.П. Лисицына и др.
Идея гуманизации науки, опосредованная усилиями современных исследователей ценностей физической активности человека (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, С.П. Евсеев, В.А. Конев, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.В. Приходько, Столяров, и другие), эксплицирует новые связи организованной двигательной активности человека (физического упражнения) не с нормативной «архитектурой» тела, не с социально-значимыми силоскоростными качествами, а с личностно-значимым постижением человеком ценности (полезности) благополучия собственного тела. Именно эта тенденция в теории физической культуры в наибольшей степени ориентирована на современные запросы практики здоровой жизнедеятельности, которая должна обеспечиваться практикой физкультурного воспитания.
Исследование состояния проблемы физического воспитания детей среднего школьного возраста позволило выявить имеющееся в этой сфере противоречие - между безусловной необходимостью осуществления физического воспитания детей среднего школьного возраста на основе осознания ими своей телесности и явно недостаточными имеющимися представлениями о теоретико-методологических основаниях телесно-ценностного воспитания.
Отмеченное противоречие составляет основу научной проблемы, в рамках которой определена тема исследования: «Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»
Объект исследования - процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - методические особенности телесно-ценностного физического воспитания подростка на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий.
Цель исследования - изучение эффективности применения программы сопряженных индивидуализированных воздействий на телесно-ценностное физическое воспитание школьников среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование ценностного отношения подростка к собственной телесности будет успешным, если:
-
определить теоретико-методологические основания телесно-ценностного воспитания;
-
педагогическое воздействие строить на основе научного представления о возрастных особенностях детей среднего школьного возраста.
-
педагогический процесс строить на базе научно и экспериментально обоснованных сопряжено-индивидуализированных воздействий.
Задачи исследования.
-
Определить состояние проблемы телесно-ценностного физического воспитания детей среднего школьного возраста.
-
Раскрыть возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
-
Экспериментально проверить эффективность методики телесно-ценностного физического воспитания детей среднего школьного возраста на основе сопряжено-индивидуализированных воздействий.
Общенаучной методологической основой исследования явились: системный анализ научных исследований, гуманитарный и естественно-научный способы познания феноменов физического воспитания; принципы детерминизма, системности, развития, единства биологического, духовного и социального в телесности человека; принцип оздоровительной направленности физического воспитания, принцип индивидуализации процесса физического воспитания и принцип связи физического воспитания с ведущими видами деятельности
В работе реализованы эмпирические методы педагогического исследования: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных. (дисперсионный и корреляционный анализ).
Теоретической основой исследования стали идеи: о связи ценностного отношения человека к собственному телу с его соматопсихическим благополучием (здоровьем) (В.Л. Круткин, и др.); о единстве психики и движения (Ф.М. Александер и др.); о телесности как социокультурном феномене (И.М. Быховская); теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев Ю.Ф. Курамшин и др.) и физического воспитания школьников (Муравьев В.А. и др.); о формировании ценностного отношения человека к собственной телесности как важнейшей задаче физического воспитания (В.К. Бальсевич, С.П. Евсеев, В.А. Л.И. Лубышева, и другие); о необходимости формирования ценностного отношения человека к собственному телу ( Н.А. Фомина, Г.В. Шиянова и др.); генезисе двигательной свободы (Л.С. Выготский, В.В., П.Ф. Лесгафт); ответственности к собственному телу и интереса к его возможностям, телесно-двигательного воображения, Я-концепции телесности, пристрастной самооценки собственного тела.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что теоретически подтверждена целесообразность телесно-ценностного физкультурного воспитания как актуальной социально и личностно значимой задачи системы физического воспитания детей; средний школьный возраст ребенка представлен как сензитивный период его телесно-ценностного воспитания; сопряженно-индивидуализированные воздействия представлены как средство и метод телесно-ценностного физкультурного воспитания подростка.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении и систематизации знаний о способах педагогического влияния на процесс становления ценностного отношения человека к собственному телу. Выполненное исследование создает предпосылки для уточнения задач физкультурного воспитания детей среднего школьного возраста в современных условиях общеобразовательных учреждений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют: конкретизировать процесс формирования ценностного отношения подростка к собственной телесности; повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями; повысить эффективность целостного процесса физкультурного воспитания
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходной теоретико-методологической основы, системным подходом к решению поставленной проблемы, педагогическим экспериментом; единством общенаучных и конкретных методов исследования, репрезентативностью объема выборки испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных; непротиворечивостью полученных результатов имеющимся теоретическим представлениям.
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основания процесса физического воспитания.
-
Сущностные характеристики понятий физическая культура, телесно-ценностное физическое воспитание.
В теории физической культуры процесс физического воспитания определяется видовым понятием "воспитание" и в силу этого характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса. Отличительные же черты, по определению теоретиков физической культуры, - направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Специалисты, как правило, подчеркивают, что в физическом воспитании следует различать две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств. Многолетний педагогический опыт, экспериментальные данные, социологические исследования указывают, что подобной констатацией содержание физического воспитания не ограничивается, но, по-видимому, стоит согласиться с тем, что именно двигательный компонент более всего характеризует его специфику.
В то же время педагогическая практика указывает, что если физическое воспитание "замкнуто" на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную сферу молодого человека, то оно наряду с положительными нравственными качествами может формировать асоциальное поведение и эгоистические устремления личности.
Преобладание телесного компонента в содержании физического воспитания в ущерб социокультурному приводит к деформации ценностей физической культуры, в результате чего физическое воспитание утрачивает черты гуманистической направленности педагогического процесса, его общекультурной и нравственной содержательности.
Традиционный подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы студента, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам же процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл.
Сфера физической культуры, как по количественным показателям, так и по своим содержательным характеристикам, сегодня не отвечает возросшим потребностям общественной системы, невысоки ее рейтинги в системе ценностей современного человека, культурно значимый статус и имидж в обществе. Она на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества [В.М.Выдрин]. С этих позиций достаточно справедливым представляется высказывание Э.Майнберга о том, что «. именно здесь теория физического воспитания не сделала практически ничего, проявив крайнюю пассивность в этом вопросе, который оставался, по существу, абсолютно не разработанным». Не могли в полной мере решить данную проблему и параллельно ведущиеся исследования физической культуры как части (вида) общей культуры [ Ю.М. Николаев, Г.А. Решетнева и др.), ибо изучали ее как социальное явление с акцентом на компонентном составе, мало затрагивая построение ее теоретических контуров. Практика физического воспитания молодежи в системе образования страны, в высших учебных заведениях в подавляющем большинстве носит сугубо прикладной характер, связанный с развитием физических качеств, формированием двигательных умений и навыков. Смещение акцента преимущественно только на развитие физических способностей человека, оставляет в стороне его личностное развитие, разрывает его соматопсихическое и социокультурное единство и не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры, потребности в ней.
Эмоционально-целостное отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением культуры общества, знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.
Культура - явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.
Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох , народностей наций, специфических сфер жизни или деятельности (спортивная культура). Отсюда различные толкования культуры, а значит, и ее определений.
Одно из понятий культуры, которое дает В. Харчева, - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.
Различают материальную и духовную культуру, однако это различие относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культура - это творение рук и умов человеческих, следовательно содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы (В. Харчева).
Физическая культура как явление общей культуры, очевидно, доказывает, что не существует границ между материальной и духовной культурой.
Важно понимать, что культура - обобщенный, аккумулированный опыт человечества, который служит фактором формирования и сохранения способностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:
- условия жизни (материальные и духовные ценности);
- культура деятельности (технологии ее осуществления);
- культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека). Эти формы переходят одна в другую. Этот кругооборот культуры является условием ее развития и накопления.
Понятие "физическая культура" выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и "окультуривания", социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, входит в физическую культуру как специфический элемент культуры в той мере и в том отношении, в каких оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и является культурной ценностью. С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры выделяют культуру движений (двигательную культуру), культуру телосложения и культуру физического здоровья.
Все "здание" физической культуры не сводится только к "блоку" социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место в "здании". Помимо данного "блока" в физическую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с отношением человека к физическим качествам и способностям с соответствующими социальными институтами и др. (Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л. И.)
По меткому определению И.М. Быховской, "физическая культура - это не область непосредственной работы с "телом", хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая - это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром" (Быховская И.М.)
В контексте процесса формирования физической культуры содержание понятия "физическая культура" наиболее часто употребляется в двух значениях:
1. Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.
2. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.
В современных условиях развития физического воспитания ценностный потенциал физической культуры как основы формирования физической культуры рассматривается с позиций телесно-ценностного физического воспитания.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура - общепризнанная материальная и духовная ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [7]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [10]. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
В процессе исторического развития не только формировались национальные характеры, но создавалась культура народов. «Культура - это среда развития личности», - указывал П.А. Флоренский, и был прав,если иметь в виду, что личностью человек становится только в окультуренном им самим, его предками пространстве. «Культура - тот духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека», - пишут авторы учебника культурологии, одновременно подчеркивая, что в каждом конкретном виде деятельности культура представляет собственно духовную сторону во всем разнообразии социально значимых проявлений. Вместе с тем культура является процессом и результатом духовного производства, что превращает ее наряду с экономикой, политикой и другими рычагами социального управления в инструмент регуляции поведением людей.[22] Культура выступает интегральным показателем достижений человечества в духовной сфере на протяжении всей его истории; она же отражает уровень усвоения данных достижений отдельной личностью. Согласно Е.С. Рапацевичу, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую степень в развитии общества.[56]
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности утверждать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.
Носителями и творцами культуры во все времена являлись люди -представители конкретных эпох и народов. Выступая в роли объектов культурного воздействия общества, они одновременно являлись субъектами культуры своего времени, обеспечивая как сохранение доставшегося от предков духовного наследия, так и его преумножение. Последнее составило основу культурно-исторического развития общества.[13]
В индивидуальном плане духовную культуру принято рассматривать как интегральное качество личности, определяющее ее направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля; как способ освоения базовых ценностных ориентации в жизнедеятельности; как меру присвоения и актуализации духовных ценностей. Уровни духовной культуры человека связаны с его самосознанием и иллюстрированы ценностно-смысловым полем личности и принципами самосовершенствования, самоопределения, самопознания [Е.И. Артамонова]
Данное определение позволяет выделить в качестве относительно самостоятельных три основных направления исследования культуры личности: ее познание как интегрирующего в себе различающиеся по сферам направленности интересов качества; выявление ее зависимостей от ценностно-смысловых ориентаций; изучение деятельности личности по освоению окружающего его культурного пространства.
Как частью общей культуры человека, физическая культура личности одновременно выступает в качестве фундаментальной ценности, определяющей способы и меру реализации сущностных сил и способностей в процессе социокультурного бытия. «Индивидуальная физическая культура предстает результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения», - пишет Л.П. Матвеев. В ней интегрируются структура самосознания, самопознания и саморегуляции поведения. Физическая культура общества отражает степень общественного осознания значимости физического совершенствования, уровень развития в нем валеологического сознания.В обоих случаях базовым основанием для формирования физической культуры являются ценностные отношения - совокупность ее относительно устойчивых ценностей, субъективация которых делает их личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком «определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей», - указывает В.Я. Виленский. Выделенные группы ценностей образуют аксиологическую основуфизической культуры личности. В качестве доминирующих в ней выступают ценности-цели, в свою очередь определяющие характер ценностей-знаний и ценностей-средств. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности. Прямо или опосредовано охватывая такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного.
Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике, рассмотрим понятие ценности.
Ценности - являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры имеет свою специфическую систему ценностей.
Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности [2,7].
К общественным ценностям физической культуры мы относим: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный потенциал.
Под ценностями технологий формирования физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.
Важными, пожалуй, еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры являются ценности интенционного характера, отражающие желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности освоения этих ценностей можно реально оценить действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры. К этой же группе ценностей относятся и социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентации на занятия физическими упражнениями и спортом.
К мобилизационным ценностям физической культуры относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто "выкрутиться" из сложной ситуации, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание "запаса", своеобразного резерва для ответа на "нештатные" внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека[7,8,38]
К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости. Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособность - все эти качества существенно определяют состояние здоровья человека.
Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды - результат освоения валеологических ценностей физической культуры. И, наконец, валеологические ценности физической культуры - это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью.
Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.[33]
Педагогическая система освоения ценностями физической культуры включает в себя
Физическое воспитание -процесс физического развития, физической подготовки, формирования физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент ставится на биологическом, двигательном аспекте.
Физкультурное воспитание преследует более широкие цели - воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Таким образом, физкультурное воспитание - это педагогический процесс формирования физической культуры личности.
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [ 10].
В этой связи основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурной деятельности [9, 10].
Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.
Основополагающим принципом физического воспитания является единство мировоззренческого и двигательного компонентов.
Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.[7,40]
Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.
Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.
Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.[45,59]
Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не купишь в аптеке". Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать тот потенциал, который закладывает природа в здоровье каждого человека.
И нет особой надобности доказывать, огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека. Именно она позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.
Эти подходы основываются на современных взглядах и принципах, на которых базируется современная система воспитания. К ним следует отнести:
а) системно-ценностный подход, основа которого состоит из понимания воспитания как целостного явления, которое развивается в единстве упорядоченности множества своих элементов и структурных оснований;
б) личностно ориентированный подход, позволяющий наполнять процесс физкультурного воспитания мотивационно-потребностным смыслом, активным включением личности в деятельность по совершенствованию собственной физической природы и формированию здорового стиля жизни;
в) образовательный подход, который позволяет формировать осознанное отношение к здоровью, физическому потенциалу, спортивному стилю жизни на основе освоения и интериоризации знаний, объективно раскрывающих социальную обусловленность процесса здоровьесбережения.[26,40]
Эти методологические подходы концепции физкультурного воспитания являются основой для разработки ее содержания. Концепция направлена на решение ключевых задач:
- повышения интереса к занятиям спортивной деятельностью и определения ценностных ориентиров самого человека в укреплении здоровья;
- формирования готовности человека к самостоятельной организации физкультурной деятельности по развитию собственных умений и двигательных способностей укрепления своего здоровья и творческого долголетия;
- повышения уровня компетенции преподавателей, их способности обучать детей новым оздоровительным технологиям, использовать и подбирать индивидуализированные методики.[12]
Таким образом процесс телесно-ценностного физкультурного воспитания личности подчинен общепринятым методологическим подходам передачи социального опыта, включающим в себя три подсистемы: информационную, обеспечивающую передачу совокупности знаний; мотивационную, формирующую отношения, запросы, цели, планы личности; операционную, обеспечивающую формирование умений, навыков, методов и способов действий.
Анализ теоретических подходов базисных понятий физическая культура, физкультурное воспитание, ценностей физической культуры позволил определить содержание телесно-ценностного физкультурного воспитания как педагогического процесса направленного на развитие интеллектуальных, двигательных, интенционных, мобилизационных ценностей физической культуры личности.
Теоретическими основаниями для телесно-ценностного физкультурного воспитания личности являются следующие характеристики: соматопсихическое благополучие человека, которое обусловлено ценностным отношением к собственному телу; телесно-двигательная активность, производной которой является телесность как физический субстрат субъективности человека, материально оформившийся на пересечении физиологической, филогенетической, физической культурной составляющих, интенционные и мобилизационные способности.[7,10]
Основными критериями (оценки) степени формирования ценностного отношения личности к собственной телесности следует считать: представление о здоровье, самом себе, пластичность мелкой моторики рук и ног, координацию движения, двигательную память, чувство пространственного положения тела, умение анализировать правильность выполнения упражнений, знания об упражнениях, способность к самоорганизации здорового стиля жизни.
Содержательная наполняемость понятия телесно-ценностного физкультурного воспитания определяет основные требования к организации педагогического процесса в современной школе, одним из основных требований является учет половозрастных особенностей учащихся. Фактические данные не только показывают, что для каждого возраста имеются свои особенности развития, но и что динамика этого развития имеет свои особенности и может быть выражена не прямой линией, и не какой-либо параболой, а сложной кривой со своими замедлениями и ускорениями (так называемые сензетивные периоды).
Л.С.Выготский [14] писал о сензетивных периодах как о времени наиболее благоприятном с точки зрения совпадения оптимального психо-функционального уровня развития с оптимальными сроками обучения. По мнению М. Б.Калашникова [23], возрастная сензитивность, является периодом устойчивого баланса между социальными и биологическими факторами, влияющим на онтогенез ребенка и создающим наиболее благоприятные условия для развития определенных и физиологических, и психо-функциональных, и телесно-двигательных функций в процессе телесно-ценностного физкультурного воспитания. В связи с этим следующим аспектом теоретического анализа исследования являются особенности среднего школьного возраста
1.2. Возрастные особенности среднего школьного возраста.
Средним школьным возрастом или подростковым возрастом принято считать возраст 11-14 лет. Как правило в 14 лет подростки в нашей стране получают неполное среднее образование. завершая тем самым важный период не только физического и психического, но и социального развития.
Возраст 11-14 лет характеризуется, прежде всего тем, что первая его часть является препуберантным, а вторая - пуберантным периодом. Этим определяются многие особенности формирования физиологических систем организма, особенно тех, которые связаны с двигательной деятельностью школьника.
В возраст с 12 - 13 лет кривая биологичсского развития рсзко пооышается, так как на это время приходится период полового созревания (пубертатного скачка) [5]. В этом возрасте начинают проявляться все закономерности полового диморфизма, проявляющегося, прежде всего в появлении различии о физическом развитии мальчиков и девочек. Если до 10 лет мальчики и девочки имеют примерно одинаковые темпы увеличения тотальных размеров тела, то с 11 до 12 лет девочки опережают мальчиков, а в 13-14 лет мальчики опережают девочек в темпах увеличения роста. В 14 лет наступает период относительного равновесия в темпах роста. После 14 лет и до наступления биологической зрелости мальчики опережают девочек по темпам роста [50].
3начительная индивидуальная вариативность сроков и темпов биологического созревания обусловливает неравную его продолжительность - от 8-9 лет у представителей акселерированного типа развития и до 12-14 лет и более у подростков, для которых характерен сложный, затянутый процесс роста и созревания. Отсюда становится вполне понятной необходимость учета индивидуального характера развития.
В специальном исслсдовании, выполненном И.А. Корниеико с соавт. [29] показано, что если в возрасте 7-11 лет развитие скелетных мышц происходит в основном за счет азробных возможностей, то в дальнейшем, особенно после 14 лет, энергетика скелетных мышц становится все более связанной с активацией лактацидного источника. В этом отношении выделяются два возраста - 12 и 14 лет, во время которых наблюдаются своего рода «скачки» В развитии анаэробных возможностей организма [39].
Половой диморфизм в изменении мышечной массы проявляется особенно отчетливо после 13-14 лет. Мальчики быстро обгоняют девочек в увеличении массы мышц. Временное преобладание у них роста над массой тела сменяется гармоничным увеличением мышечной массы, что обычно связано с разнообразной физической деятельностью. К 14 годам в структуре мышечных волокон усматриваются черты морфологической зрелости, характерные для взрослого человека [34].
Двигательные способности подростков подчиняются циклическому изменению, когда шестилетние волны подъема двигательной функции сменяются волнами спада до возраста 12 лет в цикле развития, а затем совершенствование ее происходит в обратном порядке в цикле становления воли подъема и спада до 24 лет . Возраст 11-14 лет становится, таким образом, периодом стабилизации двигательных функций [30].
С 10 до 11 лет видимых изменений пространственной ориентировки не наблюдается, однако обнаруживает себя качественный скачок в 12-13 лет, что связано с пубертатными структурами и функциональными изменениями. В следующие год-два показатели пространственной ориентировки достигают уровня взрослых людей [23]. Это не относится к развитию мышечной выносливости. Нередко такое расхождение является причиной мышечного перенанряжения, так как подростки, испытывая прилив сил, часто берутся за мышечную работу, которая по своей интенсивности и длительности превышает их физические возможности.
Усиленный рост костей позвоночника, таза, конечностей может сопровождаться нарушением их структуры, искривлением в результате тяжелой мышечной нагрузки. Эти особенности подростка требyют большого внимания при подборе и, главное, дозировке физических упражнений.
Определенные особенности наблюдаются также и в развитии сердечно-сосудистой системы подростка: рост сердца и увеличение его мощности (его масса увеличивается более чем 8 2 раза, тогда как вес всего тела лишь в полтора раза) не сопровождаются параллельным увеличением просвета артерий, в результате при мышечной работе значительно повышается кровяное давление. В связи с этим подросткам противопоказаны чрезмерные силовые напряжения.
В период полового созревания наблюдаются значительные изменения в фазовой структуре сердечного сокращения, когда на протяжении 3-4 лет размеры и масса сердца увеличиваются почти вдвое.
Л.И. Стогова [52] наблюдала синдром регулируемой гиподинамии у юных спортсменов, тренирующихся выносливость в 9-10-летнем возрасте в 44% случаев, т. е. почти также часто, как в 15-16 и в 17-18 лет. У подростков 13-14 лет этот синдром встречается только в 27% случаев. А для подавляющего большинства подростков 11-14 лет гиподинамия миокарда (относительное и абсолютное укорочение фазы изгнания при абсолютном уменьшении фазы напряжения) не характерна.
В соотношении фаз сердечного цикла у 11-14-летних подростков создаются предпосылки для увеличения ударного и уменьшения остаточного объема крови [61,62]. Эти особенности фазовой структуры сердечного сокращения являются, по-видимому, следствием интенсивных функциональных и структурных изменений сердца в связи с высокими темпами полового созревания в подростковом возрасте.
В возрасте 11-14 лет продолжается интенсивное функциоиальное развитие центральной нервной системы: в условно-рефлекторных процессах значительно вырастает роль второй сигнальной системы, в связи с чем, интенсивно развивается способность к абстрактному мышлению. Вместе с тем наблюдается повышенная возбудимость мозга, неуравновешенность нервных процессов, быстрая утомляемость нервных клеток и поэтому часто кажущаяся немотивированной быстрая смена иастроений и поведения.
Большинство специалистов в возрасте возрастной психологии выделяют период 11-14 лет как сензитивный в развитии ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают качества психомоторной и перцептивной сферы, а во второй - интеллектуальной сферы [17,41]. Так, в работе А.Б. Араратян [6] показано, что для быстроты простой реакции сензитивным периодом является возраст 11-12 лет, а для быстроты реакции выбора - возраст 13-14 лет; в работе Б. Г. Ананьева с соавт. [3] показан сензитивный период в развитии способностей восприятия - возраст 13-14 лет; Г. Д. Горбунов [15] установил антагонистические характеристики развития психомоторных и когнитивных качеств школьников: до возраста 13 лет преимущество в развитии имеют психомоторные качества, которые затем как бы уступают первенство в развитии когнитивных качеств, для которых сензитивным периодом является возраст 14 лет и старше.
Это положение подтверждается данными А.И. Погребного и М.А. Васильченко [48], которые выявили не только сензитивные периоды в развитии психических качеств, но и роль в этой динамике полового диморфизма, наиболее ярко проявляющегося в 11 и в 14-15 лет. По данным этих авторов у мальчиков раньше наступает сензитивный период в развитии не только физических, но и интеллектуальных качеств. О.М. Щелков и В. А. Булкин [45,49] считают, что по отношению к психомоторным качествам обнаруживается достаточно очерченный интегральный возрастной период, то есть период развития всех без исключения качеств. У девочек этот период включает в себя интервал 11-13 лет, у мальчиков - 12- 4 лет. Это относится не только к интегральным показателям психического развития, но и к отдельным психическим функциям, особенно связанным с процессом возрастания полового диморфизма.
Здесь наблюдается особого рода «сужение» признаков психомоторных различий. Единые требования школы к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психологическом здоровье. Установлено, что при поступлении в школу мальчики и девочки (6-7 лет) различаются по 11 психолого-половым признакам характера. К 9 классу (14 лет) они сохраняют отличия только по двум таким признакам .
Подростковый возраст характерен развитием ряда психических состояний, которые могут неблагоприятно проявляться как в поведении, так и в деятельности. Одним из типичных для подростков состояний является состояние тревожности или, как его иногда называют, ситуативной тревожности. Многократно повторяясь, оно закрепляется и становится устойчивой личностной чертой - личностной тревожностью. Ю.Л. Ханин с соавт. [60] исследовал особенности тревожности у подростков и выяснил, что ситуативная тревожность у подростков наиболее ярко проявляется в возрасте 11-12 лет, причем она несколько выше, чем у мальчиков. У последних к 13-14 годам ситуативная тревожность достаточно часто закрепляется как личностная; до 30% подростков характеризуются как умеренно тревожные и высоко тревожные.
Из исследований, связанных с возрастным развитием подростков, представляют особый интерес те, в которых показаны особенности самосознания подростков и самооценки собственного Я. Физический компонент самооценки, образ физического Я имеют кардинальное значение как один из факторов воспитания подростков. [2,22]
В этом отношении интересные результаты получены Н.И. Александровой [2], которая оценивала половозрастные различия самооценкн физического образа или физического Я у подростков.
В работе выявлено, что самая высокая самооценка физических качеств наблюдалась в подростковом школьном возрасте и у девочек, и у мальчиков относительно всех переменных физического Я.
В работе Т.Ф. Дубовой высказанные выше соображения получили дальнейшее развитие в рамках своеобразной, концепции, которая подразумевает наличие в фокусе внимания исследователя особенности физического Я. В его структуре выделяются следующие составляющие: Я реальное (каким я сам себя вижу), Я социальное (каким, как мне кажется, я предстаю в глазах окружающих), Я идеальное (каким я бы хотел быть). [42]
Необходимо отметить, что перечисленные понятия являются рабочими, так как реальное Я вовсе не выступают синонимом Я объективного. Автор вскрывает механизмы, обуславливающие расхождение в оценках Я реального, Я социального с групповой оценкои индивида. Показано, что наибольшее расхождение между Я реальным и Я социальным наблюдается в возрасте 13-14 лет [18,33]. Эти положения лишний раз показывают своего рода антагонистические функции подросткового возраста: с одной стороны, это классический трудный возраст, когда наблюдаются наибольшие расхождения между поведением подростка и его самооценкой; с другой стороны, этот возраст особенно «пластичен» и поэтому является благоприятным для различных корригирующих психолого-педагогических воздействий.
Возраст 13-14 характеризуется появлением своеобразного структурного психологического центра личности, которое обычно обозначают как «чувство взрослости». Подросток как бы проецирует оценку окружающих, особенно взрослых, на себя, на свое поведение в тех или иных ситуациях. Под влиянием суждений о подростке других людей формируется его самосознание, причем самосознание отличается ярко выраженным противоречием между стремлением познать себя и реальными возможностями это сделать, что также является одной из причин противоречивого развития личности подростка [17,22].
Одним из негативных проявлений этого возраста является повышенная агрессивность, особенно ярко проявляющаяся у мальчиков. В то же время в среднем для всех школьников данного возраста констатируется снижение агрессивности за счет того, что в 13-14 лет более осознанно подходят к своей социальной роли и стремятся к формированию у себя «женственности» подростка /
Возрастной период 13-14 лет является критическим для детей школьного возраста, что вызвано периодом пубертатной перестройки. Количество учащихся имеющих пониженную массу тела, среди учащихся средних классов (11-14 лет) 27%, первое место стабильно занимают отклонения в нервно-психическом здоровье, второе место - заболевания органов пищеварения, третье - нарушения осанкн.
Негативные факторы формирования современных подростков приводят к глубоким социальным последствиям, т.к. существенным образом отражаются не только на поведении и здоровье отдельной личности, но и распространяются на сверстников. Речь идет об опасных заболеваниях и асоциальном поведении подростков отдельных групп, в которое вовлекаются другие подростки: наркомания, токсикомания, венерические заболевания [16, 24,25,57].
Таким образом, средний школьный возраст не случайно называют «трудным». Это период перехода от детства к взрослому состоянию. В этом возрасте происходят значительные изменения, как в физиологической сфере человека, так и в эмоционально-личностной, психологической. Подросток труден не только для окружающих, он труден и для самого себя. В этом возрасте происходит взросление, развивается самосознание, формируется мировоззрение человека, возникают новые формы поведения, меняется мышление, все это определяет особенности педегогического процесса направленного развития ценностей физической культуры личности и обусловливает необходимость разработки и практического внедрения новых методик и методических технологий в практику физкультурного воспитания подростков.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Телесно-ценностное физкультурное воспитание - это педагогический процесс направленный на развитие ценностей физической культуры личности
Под ценностями физической культуры понимаются: интеллектуальные, двигательные, интенционные и мобилизационные характеристики.
Показателями физической культуры личности являются:
- Знания о биологических закономерностях развития, методах и средствах развития физического потенциала человека
- Двигательные навыки развития моторной деятельности, определяющие телесно-двигательную культуру личности
- Развитие интенционных и мобилизационных способностей, отражающих ценностное отношение личности к самой себе, своему физическому развитию и самоорганизации здорового стиля жизни
-Основными факторами влияющими на физическую культуру личности названы: социальные- уровень развития общественной сферы физической культуры; биологические -возрастные особенности развития физических качеств на основе способностей, свойств, потребностей.
- Одним из главных условий осуществления телесно-ценностного физкультурного воспитания является разработка и практическое применение учебных методик и методических технологий физкультурного воспитания на основе половозрастных особенностей каждой возрастной группы.
- Особенностями подросткового периода ( средний школьный возраст) определяют: бурное изменение антропометрических данных, половое созревание, интенсивный рост и развитие конечностей, формирование мышц скелета, оформление структуры мышечных групп закрепление навыка координированных движений, сохранения равновесия, развитие двигательной памяти. Кроме того, подростковый возраст это период формирования осознанного понимания и обозначения пространственного положения частей тела, наличие знаний о двигательном действии, развитии гибкости.
Таким образом, подростковый период это функционально-психологический период закрепления формирования двигательного навыка поддержания позы, а следовательно формированию осанки, это уровень формирования комплекса свойств физических качеств, необходимых для осознанного отношения к своей телесности.
Поэтому средний школьный возраст является наиболее благоприятным для телесно-ценностного физкультурного воспитания направленного на приобретение знаний, накопление двигательного опыта, формирование жизненных навыков, необходимых для выбора здорового образа жизни, повышения сопротивляемости к негативному поведению на основе личностных свойств, способностей и потребностей самого подростка с одной стороны и, с другой стороны, на основе реализации главной цели физкультурного воспитания это осознание подростком целостности понятия телесной ценности физкультурной деятельности.
31