• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»

«Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»

ВВЕДЕНИЕ   Неоднозначная демографическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия в России, резкое обострение в стране проблем  здравоохранения,   регенерации фи­зически и духовно благополучного  населения определили выход за классические рамки, по крайней мере,  трех фундаментальных научных построений: теории «физической культуры», теории «культуры личности» и   «социо-культурной концепции телесности».   Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитан...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

ГЛАВА1.Теоретико-методологические основания физкультур

ного воспитания.

7

1.1.Сущностные характеристики понятий физическая культура, телесно-ценностное физическое воспитание.

7

1.2. Возрастные особенности среднего школьного возраста

23

Выводы по первой главе

31

ГЛАВА II.Экспериментальное обоснование методики телесно-ценностного физического воспитания детей среднего школьного возраста

33

2.1.Содержание экспериментальных уроков сопряжено-индивидуализированных воздействий в процессе телесно-ценностного физкультурного воспитания подростков.

39

2.2.Обоснование эффективности применения экспериментальных уроков телесно-ценностного физкультурного воспитания детей среднего школьного возраста

45

Выводы по второй главе

55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

57

Список литературы

59




.


ВВЕДЕНИЕ

Неоднозначная демографическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия в России, резкое обострение в стране проблем здравоохранения, регенерации фи­зически и духовно благополучного населения определили выход за классические рамки, по крайней мере, трех фундаментальных научных построений: теории «физической культуры», теории «культуры личности» и «социо-культурной концепции телесности».

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.

Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий.

В результате их «пересечения» локализован феномен, получивший название «ценность человеческого тела (телесности)».

Теоретическим катализатором актуализации ценности телесности стала идея гуманизации науки: возвращения теории рациональности человека к самому себе (Н. С. Автономова, В.В. Ильин и др.); введения аксиологических факторов в состав объясняющих предложений (Ю.Н. Давыдов, И. Пригожин и др) раскрытия и обоснования в явлениях человеческих смыслов (М.С. Бургин, В.И. Кузнецов, и др.).

Понятие «культура личности» в свете идеи гуманизации науки предстала не в форме строго структурированной целостности интеллектуальных, мотивационных, коммуникативных, регулятивных признаков субъекта социально-значимой деятельности, а в виде совокупности личностно-значимых переживаний, ценностных отношений конкретного человека к окружающим его объектам и, прежде всего, к самому себе. При таком взгляде ценность собственного тела приобрела свойство системообразующего фактора культуры личности, а сопряжение телесной (физической) компоненты человека с культурой его личности показало исследователям такую фундаментальную реальность, как «культура субъекта (человека)». Этот теоретический подход разрабатывается в работах психологического направления (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, и др.).

Социо-культурная концепция телесности (аксиология человеческого тела) осмысливает телесность в контексте ценностно-нормативных категорий и характеристик, определяет ее место и значимость в социальном пространстве, измеряет «рейтинг» физического благополучия, здорового тела по общественной шкале ценностей, разрабатывает «зону ближайшего развития» культуры тела. Это направление раскрывается в работах Н.И. Амосова, Н.А. Бердяева, В.Л. Круткина, Ю.П. Лисицына и др.

Идея гуманизации науки, опосредованная усилиями современных исследователей ценностей физической активности человека (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, С.П. Евсеев, В.А. Конев, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.В. Приходько, Столяров, и другие), эксплицирует новые связи организованной двигательной активности человека (физического упражнения) не с нормативной «архитектурой» тела, не с социально-значимыми силоскоростными качествами, а с личностно-значимым постижением человеком ценности (полезности) благополучия собственного тела. Именно эта тенденция в теории физической культуры в наибольшей степени ориентирована на современные запросы практики здоровой жизнедеятельности, которая должна обеспечиваться практикой физкультурного воспитания.

Исследование состояния проблемы физического воспитания детей среднего школьного возраста позволило выявить имеющееся в этой сфере противоречие - между безусловной необходимостью осуществления физического воспитания детей среднего школьного возраста на основе осознания ими своей телесности и явно недостаточными имеющимися представлениями о теоретико-методологических основаниях телесно-ценностного воспитания.

Отмеченное противоречие составляет основу научной проблемы, в рамках которой определена тема исследования: «Телесно-ценностное физическое воспитание детей среднего школьного возраста на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий»

Объект исследования - процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования - методические особенности телесно-ценностного физического воспитания подростка на основе сопряженно-индивидуализированных воздействий.

Цель исследования - изучение эффективности применения программы сопряженных индивидуализированных воздействий на телесно-ценностное физическое воспитание школьников среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование ценностного отношения подростка к собственной телесности будет успешным, если:

  • определить теоретико-методологические основания телесно-ценностного воспитания;

  • педагогическое воздействие строить на основе научного представления о возрастных особенностях детей среднего школьного возраста.

  • педагогический процесс строить на базе научно и экспериментально обоснованных сопряжено-индивидуализированных воздействий.

Задачи исследования.

  1. Определить состояние проблемы телесно-ценностного физического воспитания детей среднего школьного возраста.

  2. Раскрыть возрастные особенности детей среднего школьного возраста.

  3. Экспериментально проверить эффективность методики телесно-ценностного физического воспитания детей среднего школьного возраста на основе сопряжено-индивидуализированных воздействий.

Общенаучной методологической основой исследования явились: системный анализ научных исследований, гуманитарный и естественно-научный способы познания феноменов физического воспитания; принципы детерминизма, системности, развития, единства биологического, духовного и социального в телесности человека; принцип оздоровительной направленности физического воспитания, принцип индивидуализации процесса физического воспитания и принцип связи физического воспитания с ведущими видами деятельности

В работе реализованы эмпирические методы педагогического исследования: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных. (дисперсионный и корреляционный анализ).

Теоретической основой исследования стали идеи: о связи ценностного отношения человека к собственному телу с его соматопсихическим благополучием (здоровьем) (В.Л. Круткин, и др.); о единстве психики и движения (Ф.М. Александер и др.); о телесности как социокультурном феномене (И.М. Быховская); теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев Ю.Ф. Курамшин и др.) и физического воспитания школьников (Муравьев В.А. и др.); о формировании ценностного отношения человека к собственной телесности как важнейшей задаче физического воспитания (В.К. Бальсевич, С.П. Евсеев, В.А. Л.И. Лубышева, и другие); о необходимости формирования ценностного отношения человека к собственному телу ( Н.А. Фомина, Г.В. Шиянова и др.); генезисе двигательной свободы (Л.С. Выготский, В.В., П.Ф. Лесгафт); ответственности к собственному телу и интереса к его возможностям, телесно-двигательного воображения, Я-концепции телесности, пристрастной самооценки собственного тела.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что теоретически подтверждена целесообразность телесно-ценностного физкультурного воспитания как актуальной социально и личностно значимой задачи системы физического воспитания детей; средний школьный возраст ребенка представлен как сензитивный период его телесно-ценностного воспитания; сопряженно-индивидуализированные воздействия представлены как средство и метод телесно-ценностного физкультурного воспитания подростка.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении и систематизации знаний о способах педагогического влияния на процесс становления ценностного отношения человека к собственному телу. Выполненное исследование создает предпосылки для уточнения задач физкультурного воспитания детей среднего школьного возраста в современных условиях общеобразовательных учреждений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют: конкретизировать процесс формирования ценностного отношения подростка к собственной телесности; повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями; повысить эффективность целостного процесса физкультурного воспитания

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходной теоретико-методологической основы, системным подходом к решению поставленной проблемы, педагогическим экспериментом; единством общенаучных и конкретных методов исследования, репрезентативностью объема выборки испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных; непротиворечивостью полученных результатов имеющимся теоретическим представлениям.











ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основания процесса физического воспитания.


  1. Сущностные характеристики понятий физическая культура, телесно-ценностное физическое воспитание.

В теории физической культуры процесс физического воспитания определяется видовым понятием "воспитание" и в силу этого характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса. Отличительные же черты, по определению теоретиков физической культуры, - направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Специалисты, как правило, подчеркивают, что в физическом воспитании следует различать две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств. Многолетний педагогический опыт, экспериментальные данные, социологические исследования указывают, что подобной констатацией содержание физического воспитания не ограничивается, но, по-видимому, стоит согласиться с тем, что именно двигательный компонент более всего характеризует его специфику.

В то же время педагогическая практика указывает, что если физическое воспитание "замкнуто" на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную сферу молодого человека, то оно наряду с положительными нравственными качествами может формировать асоциальное поведение и эгоистические устремления личности.

Преобладание телесного компонента в содержании физического воспитания в ущерб социокультурному приводит к деформации ценностей физической культуры, в результате чего физическое воспитание утрачивает черты гуманистической направленности педагогического процесса, его общекультурной и нравственной содержательности.

Традиционный подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы студента, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам же процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл.

Сфера физической культуры, как по количественным показателям, так и по своим содержательным характеристикам, сегодня не отвечает возросшим потребностям общественной системы, невысоки ее рейтинги в системе ценностей современного человека, культурно значимый статус и имидж в обществе. Она на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества [В.М.Выдрин]. С этих позиций достаточно справедливым представляется высказывание Э.Майнберга о том, что «. именно здесь теория физического воспитания не сделала практически ничего, проявив крайнюю пассивность в этом вопросе, который оставался, по существу, абсолютно не разработанным». Не могли в полной мере решить данную проблему и параллельно ведущиеся исследования физической культуры как части (вида) общей культуры [ Ю.М. Николаев, Г.А. Решетнева и др.), ибо изучали ее как социальное явление с акцентом на компонентном составе, мало затрагивая построение ее теоретических контуров. Практика физического воспитания молодежи в системе образования страны, в высших учебных заведениях в подавляющем большинстве носит сугубо прикладной характер, связанный с развитием физических качеств, формированием двигательных умений и навыков. Смещение акцента преимущественно только на развитие физических способностей человека, оставляет в стороне его личностное развитие, разрывает его соматопсихическое и социокультурное единство и не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры, потребности в ней.

Эмоционально-целостное отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением культуры общества, знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

Культура - явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю сово­купность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценнос­тей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.

Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох , народностей наций, специфических сфер жизни или деятельности (спортивная культура). Отсюда различные толкования культуры, а значит, и ее определений.

Одно из понятий культуры, которое дает В. Харчева, - исторически опреде­ленный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.

Различают материальную и духовную культуру, однако это различие относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культу­ра - это творение рук и умов человеческих, следовательно содержит и ду­ховные, и нравственные, и эстетические элементы (В. Харчева).

Физическая культура как явление общей культуры, очевидно, доказы­вает, что не существует границ между материальной и духовной культурой.

Важно понимать, что культура - обобщенный, аккумулированный опыт человечества, который служит фактором формирования и сохранения спо­собностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основ­ном в трех формах своего существования:

- условия жизни (материальные и духовные ценности);

- культура деятельности (технологии ее осуществления);

- культура личности (способности, актуализированные знания и навы­ки практической деятельности человека). Эти формы переходят одна в другую. Этот кругооборот культуры являет­ся условием ее развития и накопления.

Понятие "физическая культура" выделяет такую сферу культуры, ос­новным содержанием которой является процесс социализации и "окультури­вания", социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным быти­ем людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, входит в физическую культуру как специфический элемент культу­ры в той мере и в том отношении, в каких оно вплетено в социальную жизне­деятельность, и является культурной ценностью. С учетом многообразия со­циально и культурно сформированных параметров телесного бытия челове­ка в рамках физической культуры выделяют культуру движений (двигатель­ную культуру), культуру телосложения и культуру физического здоровья.

Все "здание" физической культуры не сводится только к "блоку" соци­ально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место в "здании". Помимо данного "блока" в физическую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с от­ношением человека к физическим качествам и способностям с соответствующими социальными институтами и др. (Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л. И.)

По меткому определению И.М. Быховской, "физическая культура - это не область непосредственной работы с "телом", хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая - это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром" (Быховская И.М.)

В контексте процесса формирования физической культуры содержа­ние понятия "физическая культура" наиболее часто употребляется в двух зна­чениях:

1. Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.

2. Физическая культура рассматривается преимущественно как специ­фическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями осо­бого вида культуры, называемой культурой физической.

В современных условиях развития физического воспитания ценностный потенциал физической культуры как основы формирования физической культуры рассматривается с позиций телесно-ценностного физического воспитания.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура - общепризнанная материальная и духовная ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической куль­туре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяю­щим соединить социальное и биологическое в развитии человека [7]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [10]. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организ­ма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влияни­ем практических потребностей общества в полноценной физической подготов­ке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура ста­новилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

В процессе исторического развития не только формировались национальные характеры, но создавалась культура народов. «Культура - это среда развития личности», - указывал П.А. Флоренский, и был прав,если иметь в виду, что личностью человек становится только в окультуренном им самим, его предками пространстве. «Культура - тот духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека», - пишут авторы учебника культурологии, одновременно подчеркивая, что в каждом конкретном виде деятельности культура представляет собственно духовную сторону во всем разнообразии социально значимых проявлений. Вместе с тем культура является процессом и результатом духовного производства, что превращает ее наряду с экономикой, политикой и другими рычагами социального управления в инструмент регуляции поведением людей.[22] Культура выступает интегральным показателем достижений человечества в духовной сфере на протяжении всей его истории; она же отражает уровень усвоения данных достижений отдельной личностью. Согласно Е.С. Рапацевичу, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую степень в развитии общества.[56]

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека, как одного из дей­ственных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспита­ния. И если нет особой надобности утверждать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их вли­яние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Носителями и творцами культуры во все времена являлись люди -представители конкретных эпох и народов. Выступая в роли объектов культурного воздействия общества, они одновременно являлись субъектами культуры своего времени, обеспечивая как сохранение доставшегося от предков духовного наследия, так и его преумножение. Последнее составило основу культурно-исторического развития общества.[13]

В индивидуальном плане духовную культуру принято рассматривать как интегральное качество личности, определяющее ее направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля; как способ освоения базовых ценностных ориентации в жизнедеятельности; как меру присвоения и актуализации духовных ценностей. Уровни духовной культуры человека связаны с его самосознанием и иллюстрированы ценностно-смысловым полем личности и принципами самосовершенствования, самоопределения, самопознания [Е.И. Артамонова]

Данное определение позволяет выделить в качестве относительно самостоятельных три основных направления исследования культуры личности: ее познание как интегрирующего в себе различающиеся по сферам направленности интересов качества; выявление ее зависимостей от ценностно-смысловых ориентаций; изучение деятельности личности по освоению окружающего его культурного пространства.

Как частью общей культуры человека, физическая культура личности одновременно выступает в качестве фундаментальной ценности, определяющей способы и меру реализации сущностных сил и способностей в процессе социокультурного бытия. «Индивидуальная физическая культура предстает результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения», - пишет Л.П. Матвеев. В ней интегрируются структура самосознания, самопознания и саморегуляции поведения. Физическая культура общества отражает степень общественного осознания значимости физического совершенствования, уровень развития в нем валеологического сознания.В обоих случаях базовым основанием для формирования физической культуры являются ценностные отношения - совокупность ее относительно устойчивых ценностей, субъективация которых делает их личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком «определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей», - указывает В.Я. Виленский. Выделенные группы ценностей образуют аксиологическую основуфизической культуры личности. В качестве доминирующих в ней выступают ценности-цели, в свою очередь определяющие характер ценностей-знаний и ценностей-средств. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности. Прямо или опосредовано охватывая такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного.

Лучшим доказательством значимости физической культуры для всесто­роннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике, рассмот­рим понятие ценности.

Ценности - являются социально приобретенными элементами струк­туры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как эле­мент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важны­ми регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры имеет свою специфическую систему ценностей.

Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры необходимо иметь в виду два уровня ценностей: об­щественный и личностный - и представлять механизм преобразования об­щественных ценностей в достояние каждой личности [2,7].

К общественным ценностям физической культуры мы относим: интеллекту­альные, ценности двигательного характера, ценности педагогической техно­логии, мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закалива­ния и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера, следует от­нести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе фи­зического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двига­тельной подготовленности человека, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических ре­комендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.

Важными, пожалуй, еще недостаточно осмысленными, ценностями физи­ческой культуры являются ценности интенционного характера, отражающие желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффектив­ности освоения этих ценностей можно реально оценить действитель­ное отношение к этой важнейшей сфере культуры. К этой же группе ценностей относятся и социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направ­ленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентации на занятия физическими упражнениями и спортом.

К мобилизационным ценностям физической культуры относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной орга­низации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, бы­строта оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто "выкрутиться" из сложной ситуации, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные каче­ства и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание "запаса", своеобразного ре­зерва для ответа на "нештатные" внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека[7,8,38]

К валеологическим ценностям физической культуры следует отне­сти накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирова­ния его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психо­эмоциональной устойчивости. Интегративность валеологических ценностей обосновывается включе­нием в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособность - все эти качества суще­ственно определяют состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды - ре­зультат освоения валеологических ценностей физической культуры. И, наконец, валеологические ценности физической культуры - это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в береж­ном отношении человека к своему здоровью.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры опре­деляется знаниями человека в области физического совершенствования, дви­гательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здоро­вого стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.[33]

Педагогическая система освоения ценностями физической культуры включает в себя

Физическое воспитание -процесс физического развития, физической подготовки, формирования физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент ставится на био­логическом, двигательном аспекте.

Физкультурное воспитание преследует более широкие цели - воспи­тание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физи­ческой культуры.

Таким образом, физкультурное воспитание - это педаго­гический процесс формирования физической культуры личности.

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота челове­ка о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состоя­ния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические каче­ства и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, об­разцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уро­вень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенство­вании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [ 10].

В этой связи основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущ­ности человека, а также осознание человеком и обществом культурной цен­ности физкультурной деятельности [9, 10].

Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогиче­ские принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообра­зие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Основополагающим принципом физического воспитания является един­ство мировоззренческого и двигательного компонентов.

Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, при­оритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигатель­ное (физическое) воспитание.[7,40]

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации бу­дут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связан­ных с физкультурным знанием.

Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение дви­гательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков уп­равления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

В основу валеологического воспита­ния положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традицион­ных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.[45,59]

Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не ку­пишь в аптеке". Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать тот потенциал, который закладывает природа в здоровье каж­дого человека.

И нет особой надобности доказывать, огромное значение регулярных за­нятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека. Именно она позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуаль­ным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе вале­ологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из са­мых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.

Эти подходы основываются на современных взглядах и принципах, на ко­торых базируется современная система воспитания. К ним следует отнести:

а) системно-ценностный подход, основа которого состоит из понимания воспитания как целостного явления, которое развивается в единстве упоря­доченности множества своих элементов и структурных оснований;

б) личностно ориентированный подход, позволяющий наполнять процесс физкультурного воспитания мотивационно-потребностным смыслом, актив­ным включением личности в деятельность по совершенствованию собствен­ной физической природы и формированию здорового стиля жизни;

в) образовательный подход, который позволяет формировать осознан­ное отношение к здоровью, физическому потенциалу, спортивно­му стилю жизни на основе освоения и интериоризации знаний, объективно раскрывающих социальную обусловленность процесса здоровьесбережения.[26,40]

Эти методологические подходы концепции физкультурного воспитания являются основой для разработки ее содержания. Концепция направлена на решение ключевых задач:

- повышения интереса к занятиям спортивной деятельностью и определения ценностных ориентиров самого человека в укреплении здоровья;

- формирования готовности человека к самостоятельной организации физкультурной деятельности по развитию собственных умений и двигательных способностей укрепления своего здоровья и творческого долголетия;

- повышения уровня компетенции преподавателей, их способности обу­чать детей новым оздоровительным технологиям, использовать и подби­рать индивидуализированные методики.[12]

Таким образом процесс телесно-ценностного физкультурного воспитания личности подчинен общепринятым методологическим подходам передачи социального опыта, включающим в себя три подсистемы: информационную, обеспечивающую передачу совокупности знаний; мотивационную, формирующую отношения, запросы, цели, планы личности; операционную, обеспечивающую формирование умений, навыков, методов и способов действий.

Анализ теоретических подходов базисных понятий физическая культура, физкультурное воспитание, ценностей физической культуры позволил определить содержание телесно-ценностного физкультурного воспитания как педагогического процесса направленного на развитие интеллектуальных, двигательных, интенционных, мобилизационных ценностей физической культуры личности.

Теоретическими основаниями для телесно-ценностного физкультурного воспитания личности являются следующие характеристики: соматопсихическое благополучие человека, которое обусловлено ценностным отношением к собственному телу; телесно-двигательная активность, производной которой является телесность как физический субстрат субъективности человека, материально оформившийся на пересечении физиологической, филогенетической, физической культурной составляющих, интенционные и мобилизационные способности.[7,10]

Основными критериями (оценки) степени формирования ценностного отношения личности к собственной телесности следует считать: представление о здоровье, самом себе, пластичность мелкой моторики рук и ног, координацию движения, двигательную память, чувство пространственного положения тела, умение анализировать правильность выполнения упражнений, знания об упражнениях, способность к самоорганизации здорового стиля жизни.

Содержательная наполняемость понятия телесно-ценностного физкультурного воспитания определяет основные требования к ор­ганизации педагогического процесса в современной школе, одним из основных требований является учет половозрастных особенностей учащихся. Фактические данные не только показывают, что для ка­ждого возраста имеются свои особенности развития, но и что динамика этого развития имеет свои особенности и может быть выражена не прямой линией, и не какой-либо параболой, а сложной кривой со своими замедлениями и ускорениями (так называемые сензетивные периоды).

Л.С.Выготский [14] писал о сензетивных периодах как о времени наиболее благоприятном с точки зрения совпадения оптимального психо-функционального уровня развития с оптимальными сроками обучения. По мнению М. Б.Калашникова [23], возрастная сензитивность, является периодом устойчивого баланса между социальными и биологическими факторами, влияющим на онтогенез ребенка и создающим наи­более благоприятные условия для развития определенных и физио­логических, и психо-функциональных, и телесно-двигательных функций в процессе телесно-ценностного физкультурного воспитания. В связи с этим следующим аспектом теоретического анализа исследования являются особенности среднего школьного возраста


1.2. Возрастные особенности среднего школьного возраста.

Средним школьным возрастом или подростковым возрастом принято считать возраст 11-14 лет. Как правило в 14 лет подростки в нашей стране получают неполное среднее образование. завершая тем самым важный период не только физического и психического, но и социально­го развития.

Возраст 11-14 лет характеризуется, прежде всего тем, что первая его часть является препуберантным, а вторая - пуберантным периодом. Этим определяются многие особенности формирования физиологических систем организма, особенно тех, которые связа­ны с двигательной деятельностью школьника.

В возраст с 12 - 13 лет кривая биологичсского развития рсзко пооышается, так как на это время приходится период полового созревания (пубертатного скачка) [5]. В этом возрас­те начинают проявляться все закономерности полового димор­физма, проявляющегося, прежде всего в появлении различии о физическом развитии мальчиков и девочек. Если до 10 лет мальчики и девочки имеют примерно одинаковые темпы увели­чения тотальных размеров тела, то с 11 до 12 лет девочки опе­режают мальчиков, а в 13-14 лет мальчики опережают девочек в темпах увеличения роста. В 14 лет наступает период относи­тельного равновесия в темпах роста. После 14 лет и до наступ­ления биологической зрелости мальчики опережают девочек по темпам роста [50].

3начительная индивидуальная вариативность сроков и тем­пов биологического созревания обусловливает неравную его продолжительность - от 8-9 лет у представителей акселериро­ванного типа развития и до 12-14 лет и более у подростков, для которых характерен сложный, затянутый процесс роста и со­зревания. Отсюда становится вполне понятной необходимость учета индивидуального характера развития.

В специальном исслсдовании, выполненном И.А. Корниеико с соавт. [29] показано, что если в возрасте 7-11 лет развитие скелетных мышц происходит в основном за счет азробных воз­можностей, то в дальнейшем, особенно после 14 лет, энергети­ка скелетных мышц становится все более связанной с актива­цией лактацидного источника. В этом отношении выделяются два возраста - 12 и 14 лет, во время которых наблюдаются сво­его рода «скачки» В развитии анаэробных возможностей орга­низма [39].

Половой диморфизм в изменении мышечной массы проявля­ется особенно отчетливо после 13-14 лет. Мальчики быстро об­гоняют девочек в увеличении массы мышц. Временное преоб­ладание у них роста над массой тела сменяется гармоничным увеличением мышечной массы, что обычно связано с разнооб­разной физической деятельностью. К 14 годам в структуре мы­шечных волокон усматриваются черты морфологической зре­лости, характерные для взрослого человека [34].

Двигательные способности подростков подчиняются циклическому изменению, когда шестилетние волны подъема двигательной функции сменяются волнами спада до возраста 12 лет в цикле развития, а затем совершенствование ее проис­ходит в обратном порядке в цикле становления воли подъема и спада до 24 лет . Возраст 11-14 лет становится, таким об­разом, периодом стабилизации двигательных функций [30].

С 10 до 11 лет видимых изменений пространственной ориен­тировки не наблюдается, однако обнаруживает себя качествен­ный скачок в 12-13 лет, что связано с пубертатными структура­ми и функциональными изменениями. В следующие год-два показатели пространственной ориентировки достигают уровня взрослых людей [23]. Это не относится к развитию мышечной выносливости. Нередко такое расхождение является причиной мышечного перенанряжения, так как подростки, испытывая прилив сил, часто берутся за мышечную работу, которая по своей интенсивности и длительности превышает их физические возможности.

Усиленный рост костей позвоночника, таза, конечностей мо­жет сопровождаться нарушением их структуры, искривлением в результате тяжелой мышечной нагрузки. Эти особенности подростка требyют большого внимания при подборе и, главное, дозировке физических упражнений.

Определенные особенности наблюдаются также и в разви­тии сердечно-сосудистой системы подростка: рост сердца и увеличение его мощности (его масса увеличивается более чем 8 2 раза, тогда как вес всего тела лишь в полтора раза) не сопро­вождаются параллельным увеличением просвета артерий, в ре­зультате при мышечной работе значительно повышается кровя­ное давление. В связи с этим подросткам противопоказаны чрезмерные силовые напряжения.

В период полового созревания наблюдаются значительные изменения в фазовой структуре сердечного сокращения, когда на протяжении 3-4 лет размеры и масса сердца увеличиваются почти вдвое.

Л.И. Стогова [52] наблюдала синдром регулируемой гипо­динамии у юных спортсменов, тренирующихся выносливость в 9-10-летнем возрасте в 44% случаев, т. е. почти также часто, как в 15-16 и в 17-18 лет. У подростков 13-14 лет этот синдром встречается только в 27% случаев. А для подавляюще­го большинства подростков 11-14 лет гиподинамия миокарда (относительное и абсолютное укорочение фазы изгнания при абсолютном уменьшении фазы напряжения) не характерна.

В соотношении фаз сердечного цикла у 11-14-летних подро­стков создаются предпосылки для увеличения ударного и уменьшения остаточного объема крови [61,62]. Эти особенности фазовой структуры сердечного сокращения явля­ются, по-видимому, следствием интенсивных функциональных и структурных изменений сердца в связи с высокими темпами полового созревания в подростковом возрасте.

В возрасте 11-14 лет продолжается интенсивное функцио­иальное развитие центральной нервной системы: в условно­-рефлекторных процессах значительно вырастает роль второй сигнальной системы, в связи с чем, интенсивно развивается спо­собность к абстрактному мышлению. Вместе с тем наблюдает­ся повышенная возбудимость мозга, неуравновешенность нерв­ных процессов, быстрая утомляемость нервных клеток и поэто­му часто кажущаяся немотивированной быстрая смена иа­строений и поведения.

Большинство специалистов в возрасте возрастной психологии выделяют период 11-14 лет как сензитивный в развитии ря­да психических качеств, причем в первой половине этого воз­раста преимущественное развитие получают качества психомо­торной и перцептивной сферы, а во второй - интеллектуальной сферы [17,41]. Так, в работе А.Б. Араратян [6] показано, что для быстроты простой реак­ции сензитивным периодом является возраст 11-12 лет, а для быстроты реакции выбора - возраст 13-14 лет; в работе Б. Г. Ананьева с соавт. [3] показан сензитивный период в разви­тии способностей восприятия - возраст 13-14 лет; Г. Д. Горбунов [15] установил антагонистические характеристики развития психомоторных и когнитивных качеств школьников: до возраста 13 лет преимущество в развитии имеют психомо­торные качества, которые затем как бы уступают первенство в развитии когнитивных качеств, для которых сензитивным пе­риодом является возраст 14 лет и старше.

Это положение подтверждается данными А.И. Погребного и М.А. Васильченко [48], которые выявили не только сензитив­ные периоды в развитии психических качеств, но и роль в этой динамике полового диморфизма, наиболее ярко проявляющего­ся в 11 и в 14-15 лет. По данным этих авторов у мальчиков раньше наступает сензитивный период в развитии не только физических, но и интеллектуальных качеств. О.М. Щелков и В. А. Булкин [45,49] считают, что по отношению к психомоторным качествам обнаруживается достаточно очерченный интеграль­ный возрастной период, то есть период развития всех без ис­ключения качеств. У девочек этот период включает в себя ин­тервал 11-13 лет, у мальчиков - 12- 4 лет. Это относится не только к интегральным показателям психического развития, но и к отдельным психическим функциям, особенно связанным с процессом возрастания полового диморфизма.

Здесь наблюдается особого рода «сужение» признаков психо­моторных различий. Единые требования школы к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психологическом здоровье. Установлено, что при поступлении в школу мальчики и девочки (6-7 лет) различаются по 11 психо­лого-половым признакам характера. К 9 классу (14 лет) они со­храняют отличия только по двум таким признакам .

Подростковый возраст характерен развитием ряда психических состояний, которые могут неблагоприятно проявляться как в поведении, так и в деятельности. Одним из типичных для подростков состояний является состояние тревожности или, как его иногда называют, ситуативной тревожности. Много­кратно повторяясь, оно закрепляется и становится устойчивой личностной чертой - личностной тревожностью. Ю.Л. Ханин с соавт. [60] исследовал особенности тревожности у подростков и выяснил, что ситуативная тревожность у подростков наиболее ярко проявляется в возрасте 11-12 лет, причем она несколько выше, чем у мальчиков. У послед­них к 13-14 годам ситуативная тревожность достаточно часто закрепляется как личностная; до 30% подростков характеризу­ются как умеренно тревожные и высоко тревожные.

Из исследований, связанных с возрастным развитием подро­стков, представляют особый интерес те, в которых показаны особенности самосознания подростков и самооценки собствен­ного Я. Физический компонент самооценки, образ физического Я имеют кардинальное значение как один из факторов воспита­ния подростков. [2,22]

В этом отношении интересные результаты получены Н.И. Александровой [2], которая оценивала половозрастные раз­личия самооценкн физического образа или физического Я у подростков.

В работе выявлено, что самая высокая само­оценка физических качеств наблюдалась в подростковом школьном возрасте и у девочек, и у мальчиков относительно всех переменных физического Я.

В работе Т.Ф. Дубовой высказанные выше соображе­ния получили дальнейшее развитие в рамках своеобразной, кон­цепции, которая подразумевает наличие в фокусе внимания исследователя особенности физического Я. В его структуре выде­ляются следующие составляющие: Я реальное (каким я сам се­бя вижу), Я социальное (каким, как мне кажется, я предстаю в глазах окружающих), Я идеальное (каким я бы хотел быть). [42]

Необходимо отметить, что перечисленные понятия являются рабочими, так как реальное Я вовсе не выступают синонимом Я объективного. Автор вскрывает механизмы, обуславливающие расхождение в оценках Я реального, Я социального с групповой оценкои индивида. Показано, что наи­большее расхождение между Я реальным и Я социальным на­блюдается в возрасте 13-14 лет [18,33]. Эти положения лишний раз по­казывают своего рода антагонистические функции подростко­вого возраста: с одной стороны, это классический трудный воз­раст, когда наблюдаются наибольшие расхождения между по­ведением подростка и его самооценкой; с другой стороны, этот возраст особенно «пластичен» и поэтому является благоприят­ным для различных корригирующих психолого-педагогических воздействий.

Возраст 13-14 характеризуется появлением своеобразного структурного психологического центра личности, которое обычно обозначают как «чувство взрослости». Подросток как бы проецирует оценку окружающих, особенно взрослых, на се­бя, на свое поведение в тех или иных ситуациях. Под влиянием суждений о подростке других людей формируется его самосоз­нание, причем самосознание отличается ярко выраженным про­тиворечием между стремлением познать себя и реальными воз­можностями это сделать, что также является одной из причин противоречивого развития личности подростка [17,22].

Одним из негативных проявлений этого возраста является повышенная агрессивность, особенно ярко проявляющаяся у мальчиков. В то же время в среднем для всех школьников дан­ного возраста констатируется снижение агрессивности за счет того, что в 13-14 лет более осознанно подходят к своей соци­альной роли и стремятся к формированию у себя «женственности» подростка /

Возрастной период 13-14 лет является критическим для де­тей школьного возраста, что вызвано периодом пубертатной перестройки. Количество учащихся имеющих пониженную массу тела, среди учащихся средних классов (11-14 лет) 27%, первое место стабильно занимают отклонения в нервно-­психическом здоровье, второе место - заболевания органов пи­щеварения, третье - нарушения осанкн.

Негативные факторы формирования современных подрост­ков приводят к глубоким социальным последствиям, т.к. суще­ственным образом отражаются не только на поведении и здоро­вье отдельной личности, но и распространяются на сверстни­ков. Речь идет об опасных заболеваниях и асоциальном поведе­нии подростков отдельных групп, в которое вовлекаются дру­гие подростки: наркомания, токсикомания, венерические забо­левания [16, 24,25,57].

Таким образом, средний школьный возраст не случайно называют «труд­ным». Это период перехода от детства к взрослому состоянию. В этом возрасте происходят значительные изменения, как в физиологической сфере человека, так и в эмоционально-лично­стной, психологической. Подросток труден не только для окру­жающих, он труден и для самого себя. В этом возрасте проис­ходит взросление, развивается самосознание, формируется ми­ровоззрение человека, возникают новые формы поведения, меняется мышление, все это определяет особенности педегогического процесса направленного развития ценностей физической культуры личности и обусловливает необходимость разработки и практического внедрения новых методик и методических технологий в практику физкультурного воспитания подростков.





































ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ


Телесно-ценностное физкультурное воспитание - это педагогический процесс направленный на развитие ценностей физической культуры личности

Под ценностями физической культуры понимаются: интеллектуальные, двигательные, интенционные и мобилизационные характеристики.

Показателями физической культуры личности являются:

- Знания о биологических закономерностях развития, методах и средствах развития физического потенциала человека

- Двигательные навыки развития моторной деятельности, определяющие телесно-двигательную культуру личности

- Развитие интенционных и мобилизационных способностей, отражающих ценностное отношение личности к самой себе, своему физическому развитию и самоорганизации здорового стиля жизни

-Основными факторами влияющими на физическую культуру личности названы: социальные- уровень развития общественной сферы физической культуры; биологические -возрастные особенности развития физических качеств на основе способностей, свойств, потребностей.

- Одним из главных условий осуществления телесно-ценностного физкультурного воспитания является разработка и практическое применение учебных методик и методических технологий физкультурного воспитания на основе половозрастных особенностей каждой возрастной группы.

- Особенностями подросткового периода ( средний школьный возраст) определяют: бурное изменение антропометри­ческих данных, половое созревание, интенсивный рост и развитие конечностей, формирование мышц скелета, оформление структуры мышечных групп закрепление навыка координированных движений, сохранения равновесия, развитие двигательной памяти. Кроме того, подростковый возраст это период формирования осознанного понимания и обозначения пространственного положения частей тела, наличие знаний о двигательном действии, развитии гибкости.

Таким образом, подростковый период это функционально-психологический период закрепления формирования двигательного навыка поддержания позы, а следовательно формированию осанки, это уровень формирования комплекса свойств физических качеств, необходимых для осознанного отношения к своей телесности.

Поэтому средний школьный возраст является наиболее благоприятным для телесно-ценностного физкультурного воспитания направленного на при­обретение знаний, накопление двигательного опыта, формирование жизненных навыков, необходимых для выбора здорового образа жизни, повышения сопротивляемости к негативному поведению на основе личностных свойств, способностей и потребностей самого подростка с одной стороны и, с другой стороны, на основе реализации главной цели физкультурного воспитания это осознание подростком целостности понятия телесной ценности физкультурной деятельности.

31

© 2010-2022