Исследовательская работа на тему Роль спорта в жизни ребенка

Спорт играет важную роль не только для физического развития ребенка, но и для формирования психических и нравственных качеств ребенка. Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Тема, взятая нами для исследовательской работы, актуальна, так как сегодня высокий темп современной жизни и высокий уровень компьютерных технологий, которые зачастую «засасы...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

(143055, Московская область, Одинцовский район, село Ершово, д. 6а)

тел. (498) 690-84-47

[email protected]



КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация (физическая культура)




«РОЛЬ СПОРТА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

(исследование)


Исследовательская работа на тему Роль спорта в жизни ребенка

Выполнил:

Власов Олег Михайлович, 4 «В» класс

Московская область,

Одинцовский район,

в/ч 51916 д.3 кв.4



Руководитель:

Власова Татьяна Вячеславовна,

педагог-психолог

Ершовской средней общеобразовательной школы

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова






Ершово

2014

Оглавление.

Введение_____________________________________________________________________стр. 3

  1. Основная часть____________________________________________________________стр. 5

    1. Что такое спорт?__________________________________________________________стр. 5

    2. Особенности младшего школьного возраста___________________________________стр. 6

    3. Направленность занятий спортом детей младшего школьного возраста____________стр. 6

    4. Правильный режим и влияние компьютера на здоровье и психику ребенка__________________________________________________________________стр. 9

  2. Исследование заинтересованности детей спортом______________________________стр. 10

Заключение__________________________________________________________________стр. 12

Список используемой литературы_______________________________________________стр. 13

Приложения_________________________________________________________________стр. 14

Презентация



























«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»

Гиппократ

Введение

На наш взгляд, спорт играет большую роль в жизни детей. Он укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным и выносливым, закаляет организм. Кроме того, нам кажется, занятия спортом поднимают настроение. Мы считаем, что спорт в разных его направлениях, будь это гимнастические (утренние) упражнения, подвижные виды спорта, или даже шахматы, необходимо заниматься каждому ребенку.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Проблема: при наличии сегодняшнего выбора дети не активно проявляют интерес к посещению спортивных секций.

Тема, взятая нами для исследовательской работы, актуальна, так как сегодня высокий темп современной жизни и высокий уровень компьютерных технологий, которые зачастую «засасывают» детей часами и сутками сидеть без движения перед экранами!!! Снижается иммунитет, учащаются заболевания, искривляются позвоночники. Вместо того, чтобы заниматься спортом, играть на свежем воздухе в активные игры: футбол, бадминтон, волейбол с друзьями или кататься на скейтборде или велосипеде, ребенок сидит по нескольку часов подряд перед экраном монитора, иногда неподвижно застыв в одной позе.

Спорт как живой организм развивается, появляются новые его виды. В настоящее время я посещаю занятия по плаванию и рукопашному спорту и до сих пор для себя не решил, какой для меня важнее или интереснее.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и сильным. В чем же дело? Итак, решено: надо заниматься спортом!

Цель нашего исследования: привлечь внимание моих друзей, одноклассников, знакомых ребят к необходимости регулярного посещения секций.

Предмет исследования: отношение детей к спорту и регулярному посещению секций.

Задачи:

  • Изучить теоретическую часть данного вопроса;

  • Провести анкетирование учащихся по данному вопросу;

  • Исследовать отношение детей к спорту среди учащихся Ершовской начальной школы (филиал);

  • Проанализировать отношение детей к спорту;

  • Сформулировать рекомендации и выводы;

  • Учиться работать в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point, для создания презентации, т.е. печатать текст, делать диаграммы, выбирать фон презентации, вырезать и вставлять картинки в презентацию.

Гипотеза: Мы предполагаем, что спорт играет важную роль не только для физического развития ребенка, но и для формирования психических и нравственных качеств ребенка.

В процессе работы нами использованы следующие методы:

  • Теоретические (изучение литературы, информация в Интернете)

  • Эмпирические (беседа, анкетирование)

  • Методы статистической обработки результатов

В своём исследовании мы использовали следующие методы: изучали литературные источники, искали в Интернете, беседовали с одноклассниками, проводили анкетирование. В своей презентации мы поведаем ребятам о своём выборе, о своем увлечении, постараемся убедить их регулярно посещать спортивные секции.






  1. Что же такое спорт?

Откуда появилось это хорошо знакомое всем слово? Слово «спорт» родилось давно во Франции. И произносилось оно не так как теперь, а «депорт», что значит «развлечение», «забота».

В Англии это слово стали произносить по - своему: «диспорт», а потом отбросили первые две буквы. Получилось «спорт». Более 100 лет назад слово «спорт» попало в Россию. Сначала в России спортом называли коллекционирование марок, игру в домино, разведение домашних животных и рукоделие. Позднее - только такие физические упражнения, которые помогают укреплять здоровье, делают человека сильным, смелым, ловким и выносливым.

Спорт - это сила, здоровье, успех и хорошее времяпровождение, помогает завести новые знакомства, даже помогает определиться с выбором будущей профессии. Многие остаются в спорте и продолжают в нем свою карьеру, добиваясь огромных успехов, даже на мировом уровне.

Физкультура и спорт позволяют человеку, как это принято говорить, иметь в "здоровом теле - здоровых дух". В самом деле, для полноценной умственной деятельности, для хорошего самочувствия необходимо быть здоровым. Больной человек и чувствует себя неважно, работает соответственно.

Каждый в спорте находит что - то для себя. Одни считают, что это яркое и красочное зрелище, захватывающий спектакль, другие - средство общения, физического совершенствования и укрепления здоровья. Третьи избирают спорт, чтобы не оказаться в дурной компании. Это относится к подростковому возрасту. Жизнь молодежи не мыслима без спорта[8].

На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива. Уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у детей таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности[5].

1.2. Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте (6-11 лет) у детей получает развитие саморегуляция, и произвольность воли и поведения. Учится делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, обучается в определенной степени управлять своим поведением[3].

Так что начало занятия спортом с такого возраста, является важным моментом для формирования успешной личности в будущем.

Для работы с младшими школьниками учитель или тренер должен понимать, что для ребенка спортивная тренировка или урок физического воспитания является средством разгрузки психики, и не следует «давить» на детей и требовать от них высоких результатов. Для тренера или учителя важнее всего будет сформировать у детей чувство «нужности» физического воспитания, заинтересовать их в систематичных занятиях спортом.

1.3. Направленность занятий спортом детей младшего школьного возраста

У ребенка в занятии спортом является учебно-тренировочная деятельность с целью воспитания потребности не просто к процессу игры, а к процессу состязательной активности подрастающей личности. Развивать способность к борьбе, противостоянию, поиску преимуществ над соперником через познание собственных сил[7].

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время[2].

Когда ребенок начинает заниматься спортом, родители ждут компенсации моральных, материальных, физических, психологических, временных затрат ребенка и самих себя. Если рассматривать цели занятий спортом ребенка, выстраивается достаточно простая картина - воспитать здорового, физически развитого, психологически и социально адаптированного ребенка. Роль родителя в процессе сопровождения спортивной деятельности ребенка должна нести психологическую поддержку.

Родители или родитель, значимые родственники, школьный учитель оказывают влияние на качество воспитательного воздействия и взаимодействия тренера с ребенком. Ребенок пытается проявить себя, отразить в деятельности свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Ребенок может быть нацелен как на процесс, так и на результат деятельности. Это предполагает, что при формировании межличностного взаимодействия особое внимание тренер должен уделять семье спортсмена, являющейся главным институтом первичной социализации личности. Именно в ней юный спортсмен приобретает основы социального опыта, реализует задатки и способности, приобщается к культуре, развивается и чувствует себя защищенным, самостоятельным и уверенным в собственных силах даже в случае проигрыша на соревнованиях. Интересы семьи проецируются на будущее человека, на его личностное и профессиональное самоопределение[4].

В процессе занятий спортом в ребенке проявляются и развиваются новые для родителей личностные качества, которые либо поддерживаются и приветствуются родителями, либо опровергаются ими.

В процессе занятия спортом ребенок попадает в ситуации побед и поражений. Поражение, как это не парадоксально, несет в себе больше пользы, чем это кажется на первый взгляд. Только поражение может выявить слабые звенья в спортивной подготовке юного спортсмена. Победа, как правило, проявляет сильные стороны личности ребенка. Следовательно, детей и особенно родителей необходимо по-своему адаптировать к вероятностным поражениям и приобщать их к позиции «взрослого» человека, адекватного любым требованиям окружающей, часто агрессивной спортивной среды.

Так же поражение для ребенка становится тем сигналом, чтобы он осознал, «что-то не так…» и сам себе ответил на этот вопрос «а почему так вышло...». Именно на это должны обращать внимание тренера и родители и совместными усилиями должны помочь ребенку ответить на этот вопрос[10].

1. 4. Правильный режим и влияние компьютера на здоровье и психику ребенка.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Первостепенное значение для каждого ребенка имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня[1].

Для меня режим имеет большое значение. Я с начала учебного года совместно с родителями составляю свою организованную деятельность. Понедельник - рукопашный бой. Вторник - рисование. Среда - рукопашный бой и плавание. Четверг - рисование. Пятница - рукопашный бой. Суббота - плавание. Самое главное нужно учитывать свои силы, что бы это не мешало основному виду деятельности на данном этапе моей жизни - учебе.

Из многочисленных бесед с ребятами я понял, что большинство из них в свободное время, предпочитают компьютерные игры.

Есть еще одна головная проблема у родителей как оторвать ребенка от компьютера и заставить его хотя бы сходить на улицу погулять. Компьютер в настоящее время есть практически в каждой российской семье. Технический прогресс движется вперед, и даже совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Несомненно, уметь пользоваться компьютером в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Огромное количество профессий в современном мире тесно связано с компьютерными технологиями[6].

Однако, зачастую родителям нужно начинать бить тревогу, когда они видят своего ребенка, часами сидящего у компьютера.

Неограниченное пользование компьютером оказывает негативное воздействие на здоровье ребенка и на психику. Дети ищут развлечения, или стараются заполнить чем-то свое время, если им не хватает общения. В подавляющем большинстве игр главной целью игрока является убийство. Компьютерные "стрелялки" делают убийство психологически более приемлемым действием. И случаи, когда ребенок полностью терял ощущение реальности и брался за оружие не в виртуальном, а в настоящем мире происходят все чаще и чаще. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, они ищут себе виртуальных друзей. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок не любит гулять. Компьютерная зависимость, как и любая другая зависимость, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости[9].

Для того что бы избежать длительного пребывания ребенка за компьютером необходимо убедить его родителями посещать какую - либо спортивную секцию.




  1. Исследование заинтересованности детей спортом

В нашем исследовании приняли участие 30 человек (учащиеся Ершовской начальной школы филиал).

Детям предлагалось заполнить анкеты, отметив свои ответы на вопросы на специально приготовленном бланке. (Приложение 1)

Занимаетесь ли вы спортом: Да - 23 человека (77%); Нет - 7 человек (23%).

Нравится заниматься спортом: Да - 25 человек (83%); Нет - 5 человек (17%).

В результате проведенного нами анкетирования выявлено, что 77% занимаются спортом и 83% им нравится спорт. Были даже такие ребята, которые не занимаются

спортом (23%), и он им даже не нравится (17%).

Из 30 человек только 14 ребят систематически занимаются в спортивных секциях, и 1 человек ходит в спортивный зал (50%). Причем 5 человек из них занимаются в нескольких секциях.

Это плавание - 10 человек, бокс - 1 человек, спортивные танцы - 1 человек, лыжи - 2 человека, дзюдо - 2 человека, гимнастика - 1 человек, рукопашный бой - 3 человека, спортивный зал - 1 человек. Наибольшей популярностью пользуется плавание!

В ходе исследования нами было выявлено, что большая часть детей, все же занимается спортом, но я не увидел той систематичности и регулярности посещения именно в секции. Мы советуем исходя из личного опыта, попробовать начать именно регулярно заниматься спортом. Для того, чтобы:

  • приобретать правильные навыки развития;

  • был стимул добиваться поставленных целей, и виден результат ваших трудов в виде грамот, медалей;

  • развивать самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержку, нравственные качества (коллективизм, честность, дисциплинированность);

  • осуществляется трудовое воспитание;

  • летних групповых выездов в разные города для тренировок и экскурсий.

Так же нас не оставили равнодушным те ребята, которые не занимаются спортом и он им даже не нравится. Мы думаем, что на моем примере они заинтересуются и пересмотрят свое отношение к спорту в лучшую сторону. Нами был составлен и предоставлен ребятам буклет по выбору любого вида спорта в нашем регионе (Звенигород-Посад-Ершово-Фуньково). Мы решили дать практические рекомендации в виде комплекса физических упражнений для ежедневных занятий хотя бы дома.


Заключение

В ходе написания этой исследовательской работы нами были изучены интересы детей к спорту и важность спорта в жизни детей.

В результате исследования было выявлено, что многим детям нравится спорт, но нет систематичности их занятий. А из бесед с ребятами мы делаем вывод, что интерес к компьютерным играм занимает первостепенное место. Компьютер со временем начинает заменять и книги, и спорт, и общение, и родителей.

Учитывая тот факт, что развитие ребенка важно не только физически, но и как личности, то заинтересовать детей к систематическим занятиям спорта было бы как раз кстати. А главную роль в этом должны играть интересы родителей, которые влияют на будущее ребенка еще в младшем школьном возрасте.

В нашем возрасте нужно проявлять интерес к чему - либо, но это должно оказывать только положительный эффект. В нашем случае это спортивные секции. Я ставлю перед собой цели и добиваюсь их. Неоднократные соревнования с победами по рукопашному бою дают мне уверенность в своих силах, что я стремлюсь к решительности, выдержке, дисциплинированности, преодолению трудностей.

Наше предположение, что спорт играет важную роль не только для физического развития ребенка, но и для формирования личности подтвердилось для меня лично.

Может из меня и не выйдет профессионального спортсмена, но я благодарен своим родителям, которые привили мне любовь к спорту. Я намерен и в дальнейшем продолжать заниматься в спортивных секциях и быть примером для младшего брата.

Наша исследовательская работа размещена на сайте нашей школы mbou-ershovo.odinedu.ru/school_life/luch/. Желающие могут ознакомиться.

Сегодня в нашем городе можно найти заведения, где есть спортивные секции. В общем, без спорта ты не останешься! Решайтесь! Записывайтесь в секции и заряжайтесь здоровым духом и здоровыми эмоциями!



Литература

1. Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - № 10. - 2003.

2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

3. Архангельский Н.В. Ценности и воспитание // №4 - М.: Педагогика, 1999.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций - М.: Просвещение, 1997.

5. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. - М., 1997.

6. Гордеева А.В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2004.

7. Кукшин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. - М.: ИКЦ «Март», Ростов - н/Д: Издательский центр «Март», 2004.

8. Малкин В.Р. «Управление психологической подготовки в спорте» 2008 г.

9. Платов Антон. Дети, сеть и родители. Мир компьютеров - № 3. - 2004.

10. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания. Конспект лекций / Л.Н. Седова, Н.П., Тостолуцких. - М.: Высшее образование, 2006.





Приложения Приложение 1

Анкета

Ребята! Для подготовки к конференции нам необходимо собрать информацию.

Фамилия____________________ Имя_____________ Ваш возраст____________

  1. Занимаетесь ли Вы спортом? ДА НЕТ

  2. Какие спортивные секции Вы посещаете регулярно? ___________________

  3. Нравится ли Вам заниматься спортом? ДА НЕТ

Приложение 2

Комплекс физических упражнений в школе и дома для моих одноклассников, которые никаких секций не посещают.

1. Ходьба. Шаг с правой ноги - хлопок руками вперед, шаг с левой ноги - хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд.

2. И. п.- стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счет 1 - повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы; на счет 2 - вернуться в и, п. На счет 3- 4 - то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6-8 раз.

3. И. п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперед. Затем круговые движения руками назад. Повторить 12-16 раз.

4. И. п.- сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счет 1-2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счет 3-4-вернуться в и. п. То же самое в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.

5. И. п.- стоя «в линию» (носок правой ноги-к пятке левой), руки опущены. Насчет 1 - подняться на носки, руки в стороны - вдох, на счет 2 - 4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз - выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4-6 раз.

6. И. п.- сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя плечи назад, прогнуться - вдох; на счет 2-наклониться вперед поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой- выдох; на счет 2-вернуться в и. п.-вдох. На счет 3-4-то же в другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз.

7. И. п.- лежа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счет 1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счет 3-4-вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

8. И. п.- стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счет 1-3-прыжки на носках на месте; на счет 4-поворот на 90 градусов. Дыхание произвольное. В течение 30-40 секунд.

9. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.

Приложение 3

Виды спорта в нашем регионе (Звенигород-Посад-Ершово-Фуньково).

1. Спортивный комплекс «Звезда»

  • Бассейн

  • Рукопашный бой (смешанные единоборства)

  • Фехтование клуб «Вулкан»

  • Гандбол

  • Художественная гимнастика

2. Международная Академия Дзюдо:

  • Дзюдо

3. ДЮСШ Звенигород:

  • Горнолыжный спорт

  • Фехтование

  • Сноуборд

4. ПТУ № 46:

  • Секция бокса

5. Школа №1 «Орленок»

  • Рукопашный бой

  • Футбол

  • Каратэ

  • Тейквандо

  • Греко-римская борьба

  • Вольная борьба

6. Посад спорткомплекс «Кузнечик»:

  • Гимнастика

  • Дзюдо

7. МБОУ ДОДДЮСШ Ершово (детская юношеская спортивная школа)

  • Футбол

  • Лыжи

  • Рукопашный бой

8. Дом Отдыха «Ершово»

  • Плавание

9. Фуньково военный городок (клуб)

  • Рукопашный бой

Приложение 4


Правительством России принята программа развития спорта до 2020 года.

Правительством Российской Федерации 2 января 2014 года было принято распоряжение утвердить Концепцию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы". На реализацию проекта прогнозируются планируется потратить за счёт средств федерального бюджета 73,98 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ - 18,9 млрд, из внебюджетных источников - 4,5 млрд.

Программой предусмотрено строительство 352 малобюджетных объектов для массового спорта. Сборные России по всем видам спорта, входящим в программу Олимпийских и Паралимпийских игр, будут обеспечены учебно-тренировочными центрами. В том числе планируется строительство пяти федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в условиях среднегорья, Черноморского побережья, на Дальнем Востоке и в Прибайкалье. Предусмотрены модернизация и реконструкция инфраструктуры спортивных центров на базе 9 высших учебных заведений и 5 училищ. Также будут возведены 26 региональных спортивно-тренировочных центров. Двести детско-юношеских спортивных школ получат искусственные футбольные поля.

По прогнозным оценкам, реализация Программы обеспечит к 2020 необходимые условия по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом до 40% граждан Российской Федерации (2012 год - 22%), до 20% лиц с ограниченными физическими возможностями (2012 год -3,5%), до 80% обучающихся (2012 год - 52,7%). Созданная в рамках Программы спортивная инфраструктура позволит обеспечить условия для формирования стабильного спортивного резерва для сборных России.





















© 2010-2022