Проект палаточного лагеря Берендей

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект профильного палаточного лагеря «Пилигрим»



Пояснительная записка

Актуальность программы

Деятельность летнего профильного палаточного туристско-спортивного лагеря «Пилигрим» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Пребывание в летнем профильном палаточном туристско-спортивном лагере особенно важно для сельских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, компьютерные игры, телевидение.

Для педагогов летний палаточный лагерь - прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, которые ещё вчера бегали по школьным коридорам «сломя голову», становятся взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, где лучше выбрать место для палатки, почему нельзя держать в своей палатке продукты (сухарики, чипсы). В начале новичков пугает всё: отсутствие телевизоров, компьютеров, шорохи ночного леса. Но это всё быстро проходит. Проходит неделя, и воспитанники уже совсем другими глазами смотрят на окружающий мир. Оказывается, что можно замечательно и интересно жить и без телевизора и компьютера. Появляется уверенность в собственных силах от самых обычных вещей: от приготовленного обеда на костре, от пережитой в палатке сильной грозы.

В летнем профильном палаточном лагере ребенок учится быть самостоятельным, ведь там нет уборщиц, родителей, бабушек и дедушек. Всю работу надо делать самим. Да и лентяев такой лагерь не терпит. Оставишь костер без дров, значит, все будут без обеда. Жизнь в природе диктует свои правила поведения.

Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.

В своей деятельности лагерь руководствуется Законом РФ «Об образовании» (ст. 50,51), Законом «О защите прав ребёнка» (ст. 10,11,12), Уставом МОКУ Малиновская СОШ отделение №2 нормативными актами РФ, Амурской области,
п. Новобурейский, комитета по образованию.
Лагерь открывается по приказу директора. Работу лагеря организует руководитель, назначенный директором учреждения. В лагерь приказом директора зачисляются учащиеся в возрасте от 11 до 16 лет - участники туристических слётов, походов, умеющие плавать. Питание детей финансирует МУ Отдел образования администрации Бурейского района
В июне формируется отряд из учащихся 5-9 классов, интересующихся туризмом, спортом. Руководитель, зам. руководителя, опытные туристы проводят обучение участников похода технике пешего туризма, осуществляют контроль организации бивуака, соблюдением техники безопасности.

Цель программы

Создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению.


Задачи программы:

- поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития

первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной

среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы,

самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с тренерско-

педагогическим составом;

- приобщение детей к спорту и туризму, способствовать укреплению физического и

психологического здоровья детей;

- организация активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных

условиях;

- закрепление приобретенных основных знаний о своем крае;

- повышение экологической культуры детей;

- патриотическое воспитание детей;

- воспитание нравственных и волевых качеств.

Сроки реализации программы: с 1 по 5 июля 2016г.

Форма проведения: палаточный лагерь.

Место проведения: в районе озера Дубового ( от с.Усть-Кивда в 5 км).

Охват участников:
Постоянный состав - 10 человек (5-9 кл.)

Исполнители:
• Педагогический коллектив МОКУ Малиновская СОШ отделение №2
• Медицинский работник


Механизм реализации программы


Подготовительный этап:

- разработка программы летнего профильного палаточного туристско-спортивного

лагеря «Пилигрим» с 5-дневным пребыванием детей;

- создание материальной методической базы для реализации программы;

- обучение педагогического состава;

- оповещение обучающихся МОКУ Малиновской СОШ отделение №2, о проведении лагеря;

Организационный этап:

- заезд;

- запуск игровой модели программы - открытие смены;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, игровое знакомство

участников смены;

- формирование органов самоуправления лагеря;

Основной этап:

- реализация основных принципов и задач профильной смены;

- включение подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности;

- проведение тематических дней;

- работа органов самоуправления.

Итоговый этап:

- анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены;

- проведение аналитической работы в отряде;

- проведение аналитической работы органа самоуправления;

- внесение предложений по дальнейшему развитию программы лагеря.

Аналитический этап:

- итоговый сбор сотрудников лагеря;

- выработка перспектив развития программы;

- подготовка материалов для предоставления на конкурс вариативных программ.

Содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.

Обучение осуществляется по принципу теория - практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

Характер программы: туристско-спортивная, досуговая, развивающая.

Образовательный блок

Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для успешной работы в органах детского самоуправления. Занятия проводятся до обеда. По два занятия продолжительностью 40 минут.

Темы занятий объединены по следующим направлениям:

1. Школа юного туриста-краеведа:

- обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;

- изучение окружающей флоры и фауны;

- изучение истории родного края;

- экологическое воспитание.

2. Рождение Лидера:

- искусство публичных выступлений - психологические основы, приемы и

- практика;

- методика организации коллективно-творческих дел;

- теория и практика работы в коллективе;

- стили руководства;

- нормативно-правовые документы детского актива и детского движения

- разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.

3. Путь к общению:

- культура общения - умение слушать и говорить, правила хорошего тона;

- алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;

4. Игра - дело серьезное:

- методика проведения игр;

- ведение мероприятий и конкурсов;

- уроки развития речи.

5. Через музыку к сердцу:

- гитара как самый демократический инструмент;

- история движения авторской песни;

- аккомпанемент песен под гитару, простейшие сведения из музыкальной теории.

Оздоровительно-досуговый блок

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего профильного палаточного туристско-спортивного лагеря «Пилигрим» включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в

лагере в светлое время суток);

- организация купания;

- организация ежедневных и пешеходных экскурсий;

- организация здорового питания детей с использованием даров природы (клубника, земляника, лекарственные травы);

- постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе;

- физический труд в рамках самообслуживания (заготовка дров, помощь на кухне,

обустройство родника и т.д.);

- организация спортивно-массовых мероприятий:

(пионербол, футбол, волейбол, обучение плаванию, туристический пятачок).

Общественно-полезная работа:

В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:

- уборка территории лагеря;

- санитарная очистка леса;

- очистка водоохраной территории;

- оборудование кострищ на местах отдыха людей;

- изготовление инвентаря из пластиковых бутылок.

- уборка территории перед отъездом.

Работа по созданию коллектива:

- открытие смены лагеря;

- формирование органов самоуправления

- работа органа самоуправления лагеря;

- линейки;

- проведение отрядных и общелагерных мероприятий

- закрытие смены, прощальный костер.

Психологическая работа

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:

- коммуникативные игры;

- тренинги;

- дискуссии;

- встречи у костра.

Деловые игры практикумы

- Деловая игра Выборы;

- Деловая игра Лидер и его команда;

- Практикум «Создание пресс - центра»;

- Веревочный курс.

Досуговые мероприятия:

- Вечер знакомств;

- Игра «Кто лидер?»;

- Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;

- Давайте споем;

- Интеллектуальная игра «Люби и знай свой край родной»;

- Сабантуй;

- Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;

- Игра «Звездный час»;

- Мероприятие «Избушка бабы- яги».

Спортивно - туристические мероприятия:

- Туристко-спортивная игра «Зарница»;

- «Тропа испытаний»;

- Спортивно - туристическая эстафета «Юные туристы»;

- Мероприятие по спортивному ориентированию;

- Однодневный поход.

Структура органа самоуправления

Основной организационной единицей в лагере является отряд. В каждом отряде среди детей выбирается командир отряда, который помогает организовать работу в отряде вожатому.

Жизнь участников организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.

Через общелагерные выборы (в виде деловой игры) формируется система самоуправления.

В каждом отряде выбираются лидеры отрядов. Командиры отрядов присутствуют на планерках, принимают участие в обсуждении планов на будущее и являются связующим звеном между взрослыми воспитателями и детьми - участниками во всех вопросах.

Пишется свод правил, который принимается всеобщим собранием.

Выбирается пресс-центр. Это ребята, которые отвечают за издание лагерной газеты предлагаемой формы (по всеобщему решению ребят форма издания может быть изменена).

Кадровое обеспечение летнего профильного

палаточного туристско-спортивного лагеря «Пилигрим»


Подбор начальника лагеря, вожатых из числа педагогов дополнительного образования, инструктора по спорту и здоровому образу жизни, организатора досуговых мероприятий, медицинского работника, вспомогательного персонала осуществляет МОКУ Малиновская СОШ отделение №2. Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения медицинского осмотра и инструктажа по охране жизни и здоровья детей.


Должностные обязанности начальника лагеря

Начальник палаточного лагеря назначается приказом директора МОКУ Малиновской СОШ отделение №2



Начальник палаточного лагеря:

- планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за

качество и эффективность работы палаточного лагеря;

- утверждает программу профильной смены;

- оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

- обеспечивает материально-техническое оснащение лагеря, руководит установкой

и снятием лагеря;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время работы

палаточного лагеря, соблюдение норма охраны труда и техники безопасности;

- осуществляет расстановку кадров, распределение должностных обязанностей;

- распоряжается имуществом палаточного лагеря и обеспечивает рациональное

использование финансовых средств;

- несет ответственность за свою деятельность перед администрацией МОКУ Малиновской СОШ отделение №2;

ведет документацию.





Должностные обязанности ведущего программы


- разрабатывает и обеспечивает реализацию программы смены (блока культурно-

развлекательных мероприятий);

- отвечает за безопасность детей и сотрудников во время проведения массовых

мероприятий.



Должностные обязанности медицинского работника


- систематически наблюдает за состоянием здоровья детей;

- проводит ежедневно амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи

заболевшим; активно выявляет заболевших детей, своевременно их изолирует; при

возникновении несчастных случаев оказывает первую медицинскую помощь и

осуществляет транспортировку в ближайший стационар;

- осуществляет контроль за организацией питания детей; качеством поступающих

продуктов, условиями их хранения, соблюдения сроков реализации, технологией

приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием пищеблока,

мытьём посуды;

- осуществляет систематический контроль за санитарным состоянием в палаточном

лагере, за соблюдением привил личной гигиены детьми и персоналом;

- принимает активное участие в организации здоровья, физкультурно-

оздоровительных мероприятиях;

- осуществляет медицинский контроль:

- за организацией физического воспитания детей, за состоянием и содержанием

мест занятий физической культурой;

- наблюдает за правильным проведением мероприятий по физической культуре

в зависимости от пола и состояния здоровья детей;

- осуществляет систематический контроль за проведением оздоровительных

мероприятий, в том числе закаливающих процедур - воздушные и солнечные

ванны и др.;

- участвует в подготовке туристских походов, прогулок, экскурсий (осмотр детей,

ознакомление с маршрутом, местами отдыха, проверка одежды, обуви, наличия

головных уборов, санитарной сумки), проводит беседы о режиме в походе;

- ведет медицинскую документацию.





Должностные обязанности организатора досуговых мероприятий


- организует воспитательную деятельность;

- осуществляет связь с культурно-просветительскими, спортивными управлениями;

- проводит ежедневные линейки и учебу отрядных вожатых, совместно с вожатыми

реализует коллективные, творческие мероприятия с детьми;

- пополняет сценарно-методическую базу палаточного лагеря.

- осуществляют физкультурно-оздоровительную работу в лагере, согласуется с

врачом и предусматривает следующие мероприятия: утренняя гимнастика

проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе: закаливание и

другие процедуры; групповые занятия физкультурой; общелагерные и отрядные

прогулки, экскурсии и походы; спортивные соревнования и праздники;

- следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил

пожарной безопасности;

- обеспечивает подготовку и проведение туристско-спортивных мероприятий;

- отвечает за жизнь и здоровье детей во время купания;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания в лагере.




Должностные обязанности повара


обеспечивает своевременное и качественное приготовление пищи для детей и сотрудников лагеря;

несет материальную ответственность за кухонный инвентарь;

организует мытье посуды.

несет ответственность за материально-техническую базу лагеря;

выдает и принимает инвентарь;

обеспечение продуктами питания;

обеспечивает своевременное выполнение хозяйственных режимных моментов.



Предполагаемые результаты выполнения программы


Социальный:

- участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки

механизмов снижения социально - психологической напряженности в межличностных

отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;

- приобретён положительный опыт самоуправления при организации жизнедеятельности детского

коллектива;

- повышено у детей актвной гражданской позиции;

- выработано чувства патриотизма;

- развито чувство уважение к родной природе;

- выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в

объединении, классе, школе.


Образовательный:

- расширен диапазон занаий, умений и навыков в областе туризма и краеведения и в различных

областях деятельности;

- использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах

деятельности.

- повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности.


Культурный:

- воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического,

физического и духовно-нравственного здоровья;

- воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа

жизни;

- приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных

видов деятельности;

- была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного

коллективизма в классе, школе.

















Режим дня

Режим дня

Время

1

Подъем.

7.00

2

Зарядка.

7.05 - 7.25

3

Утренний туалет, уборка в палатках и на территории.

7.25 - 7.45

4

Утренняя линейка.

7.45 - 8.00

5

Завтрак.

8.00 - 8.30

6

Беседы, учебно-тренировочные занятия по плану руководителя отряда, соревнования, игры дидактические и подвижные.

8.30 - 10.00

7

Закаливание: прием воздушных ванн, купание обучение плаванию, игры и развлечения на воде.

10.00 - 11.30

8

Личное время.

11.30 - 13.00

9

Обед.

13.00 - 13.30

10

Тихий час.

13.30 - 15.00

11

Полдник.

15.00 - 15.30

12

Учебно-тренировочные занятия по плану руководителя отряда, соревнования.

15.30 - 17.00

13

Закаливание: прием воздушных ванн, купание обучение плаванию, игры и развлечения на воде.

17.00 - 19.00

14

Ужин.

19.00 - 19.30

15

Культурно-массовые мероприятия .

19.30 - 21.30

16

Вечерняя линейка, подготовка ко сну.

21.30 - 22.00

17

Отбой.

22.00




Снаряжение.

Общее:

палатки 4-х местная - 1 шт; 3-х местные -2 шт; 2-х местнае -2 шт
костровище
ведро, котелок
топор, пила, ножи
спички, свечи, сухое топливо
грудная обвязка, беседочная - 10 шт.
бухты (веревка) - 2 шт.
карабины 10 шт.

Личное:
Рюкзак
Спальный мешок
Универсальная одежда
Обувь - 2 пары
Головной убор
Перчатки
Предметы личной гигиены
Мазь от комаров
Миска, кружка, ложка
Фонарик
Иголка, нитка, булавка



Список инвентаря для кухни и стирки

Инвентарь

Количество


Губка для мытья посуды

10 шт.


Мочало металлическое

5 шт.


Чистящее средство для посуды

2 фл.


Моющее средство для посуды

4 фл.


Мыло хозяйственное

6 шт.


СМС (450гр.)

5 п.



Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях

Наименование

Вес продуктов, г

1.

Хлеб черный и белый.

500

2.

Сухари, печенье, хлебцы хрустящие

200

3.

Крупы, макаронные изделия, готовые концентраты каш

100-200

4.

Концентраты супов в пакетах

50

5.

Масло сливочное, топленное, растительное

50-60

6.

Консервы мясные

150

7.

Сахар

80-100

8.

Конфеты, шоколад, халва, мед

70-100

9.

Консервы рыбные

50

10.

Овощи свежие

100

11.

Молоко сухое, сливки сухие

25-35

12.

Молоко сгущенное

50

13.

Сыр, сыр плавленый, брынза

20-40

14.

Фрукты свежие

100

15.

Сухофрукты разные, концентрированные кисели, орехи, сухой ягодный сок

30

16.

Кофейный напиток

3

17.

Какао-порошок

10

18.

Чай

4

19.

Специи: перец, горчица, лавровый лист, лук, чеснок.

30-40

20.

Витамины, глюкоза

3

21.

Соль

10-12









Литература


Андронов К., Расторгуев М. Узлы. - М.: ЦДЮТур РФ, 1994

Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. - Казань, 1991

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - СПб.: Речь, 2005

Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.: ВАКО, 2004

Маслов А.Г. Юные инструкторы туризма. - М.: ЦДЮТиК, 2002

Михайлова Р.А. Мое село - одно на всю Россию. - Нижнекамск, ООО ИПЦ «Гузель», 2005

Патриков А.Ю. Подвижные игры. - М.: ВАКО, 2007

Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации. - Елабуга, МО РТ, ГУОЦТиЭУ «Юлдаш», 1997

Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое общество России, 2003

Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006


© 2010-2022