Воспитание культуры здорового образа жизни

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание культуры ЗОЖ


На сегодняшний день данные статистики свидетельствуют о том, что здоровому образу жизни школьников уделяется недостаточно внимания. В результате чего с раннего возраста проявляются болезни и отклонения, как в психическом, умственном так и в физическом развитии. С возрастом о себе дают знать целые «букеты» различных заболеваний. Для того, чтобы ребенок был умным и сообразительным, прежде всего он должен быть здоровым. Это один из базовых принципов, на которых основывается воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Именно состояние здоровья ребенка определяет успешность ребёнка в любой деятельности. Следует формировать потребность в ЗОЖ с раннего возраста.

Здоровье - это огромная ценность и неотъемлемое условие для гармоничного развития!
Кто должен заниматься воспитанием здорового образа жизни у школьников?
Сложно спорить с тем, что ведущую роль в воспитании культуры здорового образа жизни играют родители учеников. Взгляд ребёнка на жизнь обусловлен морально-нравственными традициями семьи. Только на первый взгляд может показаться, что ребенок в семье учится только ходить, разговаривать, выполнять элементарные действия. На самом деле, с первых месяцев у него формируется свой собственный образ жизни, а мама и папа в этом являются примером.
В школьные годы к воспитанию здорового образа жизни присоединяются учителя. Многие родители на этом этапе опускают руки, надеясь, что теперь воспитанием их детей займутся профессиональные педагоги. Отчасти это так, но различные кружки и секции, всё это только дополнительные помощники, и на них перекладывать функцию воспитания ЗОЖ школьника не корректно.

Апатию родителей, их отстраненность от процесса воспитания, дети замечают сразу. Потеря образца для подражания, в лице родителей, чьё мнение для ребёнка является самым авторитетным, может быть воспринята ребёнком, как сигнал к окончанию воспитательного процесса. К здоровому образу жизни не так просто приучить, как это может показаться на первый взгляд. Школьники, в первую очередь обращают внимание на то, как ведут себя родители и ближайшие взрослые знакомые люди. Над этим нужно задумываться с самых первых лет жизни ребенка, чтобы потом не пытаться переубедить его в том, что он видит своими глазами.
Основные принципы формирования культуры здорового образа жизни

- правильное составление и соблюдение режима дня. Чётко организованный режим дня помогает не только воспитанию дисциплины, но и несёт в себе положительное воздействие на организм человека. - соблюдение личной гигиены. Это неотъемлемая составляющая процесса приучения к здоровому образу жизни. Чистка зубов и мытье рук после улицы и общественных заведений - элементарные правила соблюдения личной гигиены. Если родители правильно объяснят необходимость этих действий и приучат к их регулярному выполнению, проблем со здоровьем будет возникать гораздо меньше.

- организация режима отдыха и сна. Если в младшем школьном возрасте проблема позднего засыпания стоит не так остро , то у старшеклассников она наиболее распространенная. Склонность многих подростков к ночному образу жизни приводит к ослаблению организма и нарушению важных функций его жизнедеятельности. Отсутствие двигательной активности у школьника аккумулирует нерастраченную энергию, которая в свою очередь ведёт к бессоннице и психическим расстройствам. Дневная соразмерная двигательная нагрузка способствует своевременному отходу ко сну. Основное своё время ученик проводит в школе, где предусмотрены различные формы активного отдыха: физкультминутки, комплексы упражнений на восстановление функций организма, подвижные игровые перемены, утренняя разминка.

- сбалансированное питание. Обращайте внимание на рацион питания в семье, какие блюда приветствуются, а от каких стоит отказаться, своевременность и режим питания, полезность продуктов питания

- закаливающие процедуры. Далеко не все родители приучают ребенка к закаливаниям. Начинать лучше с обтирания, контрастного душа, а не с внезапного обливания холодной водой. Постепенно организм школьника привыкнет как к перепадам температур, так и к воздействию холодной воды, а это здорово укрепляет иммунную систему. Это значит, что простудные заболевания и вирусные инфекции будут обходить ребенка стороной. Большой оздоровительный эффект несёт в себе закаливание на открытом воздухе. Больше прогулок в любое время года и в любую погоду, принимать солнечные ванны, заниматься физическими упражнениями.
- физическое развитие. Самый элементарный минимум - это зарядка, утренняя и вечерняя. В качестве дополнительно развивающих мероприятий - занятия в фитнес-центрах, в спортивных секциях, на спортплощадках. И снова личный пример - основной мотиватор.
- недопустимость вредных привычек. Легкомысленно думать, что если на глазах у ребенка курить и выпивать, ему не захочется это повторить то, что делают взрослые. Вероятность этого крайне велика. И потом будет гораздо сложнее объяснять, почему нельзя этого делать, чем с самого начала не показывать вредные привычки.

Здоровый образ жизни - это множество составляющих и целая совокупность взаимосвязанных факторов. Его формирование зависит от наследственности и биологических особенностей организма, условий окружающей среды и социального окружения, функционирования органов здравоохранения и режима труда и отдыха.

© 2010-2022