Уроки баскетбола. Международный семинар с участием тренеров НБА

В московской СДЮШОР № 49 «Тринта» им. Ю.Я. Равинского проходил международный семинар тренеров по баскетболу. Он был организован Российской федерацией баскетбола, и в нем приняли участие ведущие специалисты из США, имеющие богатый опыт работы с клубами Национальной баскетбольной ассоциации. В рамках семинара были рассмотрены наиболее актуальные проблемы подготовки как опытных, так и молодых баскетболистов.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер».

г. Москва


Школа баскетбола

Международный семинар с участием тренеров НБА

13-15 августа в московской СДЮШОР № 49 «Тринта» им. Ю.Я. Равинского проходил международный семинар тренеров по баскетболу. Он был организован Российской федерацией баскетбола, и в нем приняли участие ведущие специалисты из США, имеющие богатый опыт работы с клубами Национальной баскетбольной ассоциации. В рамках семинара были рассмотрены наиболее актуальные проблемы подготовки как опытных, так и молодых баскетболистов.


Три по три

Впервые за много лет в Россию приехали поделиться опытом тренеры из Национальной баскетбольной ассоциации. Если приезд игроков и даже команд из ведущей баскетбольной лиги мира для нас уже не новость, то обмен тренерским опытом - пока еще диковинка. Такое оказалось возможным благодаря тесному сотрудничеству Российской федерации баскетбола с Представительством НБА в Европе и на Ближнем Востоке, а также возникшему в НБА локауту, на протяжении которого тренеры не имеют право заниматься с игроками.

В Москву приехали известные специалисты, которые хорошо зарекомендовали себя в баскетболе и как игроки, и как тренеры: Джек Сикма, Джозеф Вольф и Нил Мэйер. Трое ведущих в каждый из трех дней проводили по одному мастер-классу с игроками СДЮШОР «Тринта» 1994 года рождения.

Среди слушателей были тренеры ДЮСШ, профессиональных команд, олимпийский чемпион Иван Едешко и тренер национальной женской сборной России Борис Соколовский.

Джек СИКМА

В прошлом - игрок НБА. Был признан лучшим новичком года (1977), 7-кратный участник Матча всех звезд НБА (1979-1985), чемпион НБА в составе «Сиэтл Суперсоникс» (1979).

Джек Сикма был самым метким центровым в истории НБА, у него был самый высокий процент попаданий со штрафных среди центровых.

Позднее Сикма работал помощником тренера в «Сиэтл Суперсоникс», а в июле 2007 года был приглашен на должность помощника тренера в «Хьюстон Рокетс». Главная его обязанность - работа с центровыми игроками.

Джозеф ВОЛЬФ

Выступал за команды: «Лос-Анджелес Клипперс» (1987-1990), «Денвер Наггетс» (1990-1992, 1997-1998), «Бостон Селтикс» (1992), «Портленд Трейд Блэйзерс» (1993), «Балосесто Леон» (1993-1994), «Шарлот Хорнетс» (1995-1996, 1999), «Орландо Мэджик» (1996), «Милуоки Бакс» (1996-1997).

Бывший главный тренер «Айдахо Стампеде» (Континентальная баскетбольная ассоциация), «Колорадо 14» (Лига развития НБА). В 2008 году присоединился к тренерскому штабу команды «Милуоки Бакс».

Нил МЭЙЕР

Директор представительства НБА в Европе и на Ближнем Востоке. Вступил в эту должность после 16-летней карьеры в клубах НБА на различных должностях: видеокоординатора, помощника тренера, директора по развитию игроков, скаута, координатора и директора летних лагерей различных клубов НБА.


Для больших и для маленьких

Баскетбол традиционно считается игрой великанов, в чем можно было еще раз убедиться, глядя на тренеров из НБА: их рост намного превышал двухметровую отметку. Поэтому и неудивительно, что первый день семинара был посвящен обучению центровых игроков - самых результативных на площадке. По-прежнему при отборе игроков в команду тренеры делают выбор в пользу высоких игроков, однако это не означает, что в баскетболе нет места спортсменам низкого роста. Именно от их умений перехватить мяч, быстро доставить его центровому, организовать развитие атаки, поразить кольцо с дальней дистанции зависит успех команды.

Объясняя юным спортсменам индивидуальные упражнения, тренеры вызывали на площадку высоких игроков, выполняющих функции центровых, или тяжелых форвардов, а для групповых взаимодействий прибегали к помощи малышей - игроков задней линии. Таким образом, в тренировку оказались вовлечены абсолютно все ребята. Несмотря на то, что тренер решал узкие задачи, навыки игры совершенствовали все.


Дополняя друг друга

Стратегии игры всей команды как в нападении, так и в защите были посвящены следующие два дня семинара. Американские тренеры большое внимание уделили тактическим вариантам игры при постановке заслонов высокими игроками и возможным путям продолжения атаки. Ведущие построили семинар так: сначала один из них демонстрировал технические и тактические особенности игры в нападении, а затем другой подробно разбирал, как обороняющаяся команда должна противодействовать нападающим в только что разученных комбинациях. Это было очень удобно и слушателям семинара, и ребятам-баскетболистам.

Наибольший интерес у присутствующих вызвали мастер-классы Нила Мэйера, направленные на совершенствование самых важных технических элементов баскетбола: передач, ведения, передвижения, бросков - и способствующие развитию физических качеств. Упражнения, которые он демонстрировал, можно применять с баскетболистами самого разного уровня физической подготовленности: как с начинающими, так и с опытными.


Круглый стол

В заключение третьего дня работы состоялся круглый стол, в ходе которого американские специалисты ответили на вопросы присутствующих. По организации это напоминало пресс-конференцию. Наших тренеров интересовали не только тонкости физической, технической и тактической подготовки баскетболистов, но и организация процесса обучения баскетболу в США в целом.

Сами американцы жалеют, что у них в стране нет такой структуры детско-юношеских спортивных школ и даже ставок тренеров, работающих с детьми на постоянной основе. Как правило, это волонтеры или учителя физкультуры, или, как это называют у нас, педагоги дополнительного образования. При этом все мы прекрасно понимаем, что уровень развития баскетбола в США на порядок выше, чем в России. Как достигаются такие успехи? По этому вопросу разгорелась большая дискуссия. Американцы считают, что основы игры закладываются в школе, где баскетбол входит в программу с 1-го класса, но это не единственный вид спорта, который там изучают. Задача школьного учителя физкультуры состоит в том, чтобы познакомить детей с как можно большим числом видом спорта, выработать у них интерес к продолжению занятий в школьных секциях, среди которых обязательно есть баскетбольная.

Такая же ситуация и в средней школе. Безусловно, проводятся многочисленные соревнования, формируются сборные школ, городов и даже штатов, но все это делается для обычных школьников - не спортсменов. У нас же подобные соревнования организуются, как правило, среди воспитанников ДЮСШ и СДЮШОР.

Но самые существенные различия в развитии баскетбола в наших странах - в старшей школе и колледжах. Если в России к этому возрасту все спортивное образование практически заканчивается, то у американцев развивается огромными темпами. Баскетбол среди старшеклассников и студентов активно пропагандируется в СМИ, финальные соревнования лучших студенческих команд собирают по 80 тысяч зрителей и транслируются по телевидению, а к работе по подготовке студентов привлекают даже комплексные научные группы.

Конечно, это результат традиций, сформированных годами. У нас они другие, но почему бы не перенять лучшее у наших заокеанских коллег?


© 2010-2022