• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья Активизация процесса мыслительной деятельности на уроках производственного обучения с использованием ИКТ

Статья Активизация процесса мыслительной деятельности на уроках производственного обучения с использованием ИКТ

В настоящее время использование электронных средств обучения позволяет заинтересовать учащихся к производственному уроку, эффективнее проявлять и активизировать свою мыслительную деятельность и является самым важным инструментом в нашем современном информационно-коммуникационном  мире технологии. Для активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения мною применяется методика письменного инструктирования. В основе этой методики лежит самостоятельная мыслительная деятель...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация процесса мыслительной деятельности на уроках производственного обучения с использованием ИКТ


Тнымбаева Л.А.. мастер производственного обучения

Колледж общественного питания и сервиса

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников профессионального технического колледжа. Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие мыслительной активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многих форм активизации познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения, в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии использование которых, позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности.

Для активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения мною применяется методика письменного инструктирования. В основе этой методики лежит самостоятельная мыслительная деятельность студентов на этапе подготовки и выполнения учебно-производственного задания.

С этой целью каждое учебное задание сопровождается раздаточными методическими материалами: инструкционно-технологическими картами, схемами, таблицами, карточками-заданиями, вопросами для самоконтроля и др. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования раздаточного материала к уроку. Появляются дополнительные возможности: развивать, модернизировать, накапливать электронные материалы.

Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса. Таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей; видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и др. продуктов; схемы приготовления блюд; инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов ,карточки-задания, тесты, технологические карты и др.

Для активизации мыслительной деятельности студентов также широко применяю мультимедийные презентации. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний .

В зависимости от построения сценария урока я включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, почему, как, какой, для чего и т.д.).

Анализ представленной информации способствует развитию мышления обучающихся. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже задаю вопросы по теме урока "Приготовление салатов": "С каких последовательных операций состоит процесс приготовления салатов?" Обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с электронным. На вопрос: "Какие используют варианты оформления салатов?", обучающиеся отвечают, а затем на экране воспроизводятся ответы в виде иллюстрированных слайдов и красочных фотографий блюд. В другом случае, обучающийся рассказывает технологическую схему обработки овощей, рыбы или мяса, затем правильность его ответа сопоставляется с ответом на электронной схеме. Таким образом, использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление студентов и активизировать их познавательную деятельность.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области, предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с первого курса, обучающиеся получают задания для участия в конкурсах, предметных неделях, других внеклассных мероприятиях, по поиску дополнительной, занимательной информации для стенгазет, рефератов, электронных презентаций. Например: найти сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними.

Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, компьютерной базе данных, в электронном документе, в интернете с использованием поисковых систем.

С целью контроля знаний я использую различные тесты по темам, которые позволяют быстро оценить знания по теме, при этом автоматическая проверка заданий, обеспечивает абсолютную объективность в оценке знаний. Со стороны студентов также наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Помимо этого используя ЦОРы по родственным предметам, решается задача интеграции производственного обучения с такими предметами, как химия и биология, теории с практикой. Например, на уроках производственного обучения при изучении темы «Супы, бульоны» я использую центральные образовательные ресурсы по химии «Вода и ее свойства». Студентам в красочной, доступной форме, рассказывается о свойствах воды, ее структуре, значении.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 2001.

3. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. - М., 1988.

4. Дидактические основы компьютерного обучения - Л., 1989.

5. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М., 1987.

6. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. - № З.



Статья Активизация процесса мыслительной деятельности на уроках производственного обучения с использованием ИКТ

© 2010-2022