- Преподавателю
- Физкультура
- Программа третьего часа физической культуры
Программа третьего часа физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Леонтьева С.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Управление образования, молодёжной политики и спорта
администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шелеховского района «Шелеховский лицей»
Программа экспериментальной работы
Вариативные формы преподавания третьего часа физической культуры как условия обеспечения сохранности и укрепления здоровья обучающихся лицея.
Руководитель эксперимента:
Леонтьева С.А
г. Шелехов
Содержание
-
Тема экспериментальной работы ………………………………………………...3
-
Актуальность……………………………………………………………………….3
-
Гипотеза экспериментальной работы ……………………………………………4
-
Цель экспериментальной работы …………………………….……………….….4
-
Задачи ………………………………………………………………………………4
-
Методы исследования ……………………………………………………………..4
-
Принципы построения работы………………………………….…………………5
-
Описание проекта ………………………………………………………………….5
-
Стратегия развития экспериментальной деятельности ………………………….6
-
План реализации ……………………………………………………………………6
-
Ожидаемые результаты ……………………………………………………………6
-
Методы диагностики эффективности …………………………………………….7
-
Партнеры …………………………………………………………………………….7
-
Кадровый потенциал …………………..……………………………………………7
I. Тема экспериментальной работы: вариативные формы преподавания третьего часа физической культуры как условие обеспечения сохранности и укрепления здоровья обучающихся лицея.
II. Актуальность
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Создание условий для реализации третьего часа физической культуры в вариативных формах путём вынесения его во вторую половину дня обеспечит повышению мотивации обучающихся к самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной направленности, сохранность и укрепление здоровья обучающихся лицея, расширит двигательный опыт и закрепит интерес к занятиям физической культурой.
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития российского общества состояние здоровья обучающихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается, по мнению специалистов, в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости.
Исследования показывают, что более 50% детей подвержены учебным перегрузкам, которые ведут к эмоциональным расстройствам и психосоматическим заболеваниям. (В.К. Бальсевич 2000; А.П. Виноградов 1990; Н.Г. Лебедева 1997; С.В, Попов 1997; Б.Ф. Прокудин 1997).
Лицеистам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. Это ещё раз подчёркивает значимость систематических занятий физической культурой.
Именно в этих условиях и возникла необходимость увеличения количества часов, отведённых для занятий физической культурой в общеобразовательной школе согласно Приказу Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 года №2715/227/166/19 о введении третьего урока физической культуры.
III. Гипотеза экспериментальной работы
Гипотеза. Вариативные формы преподавания третьего часа физической культуры во второй половине дня будет способствовать повышению мотивации обучающихся к самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной направленности.
IV. Цель экспериментальной работы:
Создание системы по организации третьего часа физической культуры в вариативных формах во второй половине дня для обучающихся лицея, обеспечение сохранности и укрепления их здоровья, расширение двигательного опыта, развитие и закрепление интереса к занятиям физической культурой.
V. Задачи исследования:
-
Создать условия для проведения третьего часа в вариативных формах во второй половине дня.
-
Активизировать физкультурно-спортивную деятельность обучающихся, через третий час физической культуры, дни здоровья, соревнования, тренировочные занятия, спортивные игры, походы.
-
Проследить динамику показателей физического развития, двигательной подготовленности у обучающихся лицея в течение естественного педагогического эксперимента.
-
Вовлечь педагогов других дисциплин в процесс реализации данного проекта.
-
Развивать у обучающихся физические качества и физические способности посредством ознакомления с различными видами деятельности (видами спорта).
VI. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы по изучаемому вопросу был применен с целью получения сведений о состоянии вопроса теории и практики физической культуры и спорта;
2. Анкетирование;
3. Психолого-педагогические наблюдения. Метод педагогического наблюдения на базе МБОУ ШР «Шелеховский лицей». В наблюдении принимают участие обучающиеся первых курсов 2 группы контрольные и 2 группы экспериментальные.
4. Контрольные испытания (тестирование) по уровню физической подготовленности обучающихся старшего школьного возраста.
VII. Принципы построения работы
-
Формирование творческой группы
-
Погружение участников эксперимента в тему (изучение теоретической основы системы)
-
Сформировать состав контрольных и экспериментальных групп
-
Издание приказа по лицею (утверждение групп) обучающихся по видам спорта (волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика)
-
Разработка тематического планирования по видам спорта
-
Апробация введения третьего часа путем вынесения его во вторую половину дня в лицее.
-
Эффективность эксперимента третьего часа.
Нормативно-правовое обеспечение эксперимента.
-
Приказ МБОУ ШР «Шелеховский лицей»
-
План проведения физкультурно-массовых мероприятий в МБОУ ШР «Шелеховский лицей» (приложение 1)
-
Описания проекта
Новизной данного эксперимента является: создание условий для реализации третьего часа физической культуры в вариативных формах во второй половине дня. В лицее нет возможности проводить третий час в основной сетке в первой половине дня ввиду отсутствия спортивной площадки и нет возможности совмещать все уроки физической культуры в одном спортивном зале, поэтому вынесение третьего часа за пределы основного расписания уроков позволит реализовать вариативные формы организации занятий. Главное позволит повысить интерес к занятиям физической культурой, которая обеспечивается применением методов и форм разнообразной физкультурно-спортивной направленности, усилить мотивацию уровня двигательной активности и индивидуализировать значимость обучения по физической культуре. Каждый обучающийся лицея может сделать выбор из предложенных видов спорта и посещать один раз в неделю урок физической культуры: волейбол, атлетическая гимнастика, баскетбол, скалолазание, плавание. Наряду с этим, в спортивно - массовых мероприятиях, днях здоровья обязаны принимать участие все обучающиеся, по уважительной причине все отсутствующие на днях здоровья могут выбрать направление по расписанию и отработать все часы. Все виды деятельности отслеживаются в журнале, обучающиеся за два часа и за один час физической культуры получают оценку в журнал, получают зачёт в зачётную книжку при условии выполнения 17 часов программы по выбору в полугодие с учётом участия в днях здоровья.
Кроме перечисленного, данный проект будет способствовать демократизации процесса обучения, так как в рамках данной системы обучающемуся предоставляется возможность выбора вида спорта и активного сотрудничества с педагогом, участия в разработке спортивно-массовых мероприятий, участие в судейской бригаде.
-
Стратегия развития экспериментальной деятельности
Обучающимся лицея предоставляется возможность самостоятельно сделать выбор из предложенных разнообразных видов физкультурно-спортивной деятельности с возможностью их смены: волейбол, атлетическая гимнастика, баскетбол, скалолазание, плавание - это приведет к повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
X. План реализации
I этап - аналитический (август 2012г.):
-
теоретическое обоснование исследования, изучение и анализ учебно-методической литературы;
-
изучение профессиональных возможностей педагогического коллектива и материально-методической базы;
-
знакомство с опытом работы учителей, применяющих данную систему.
II этап - прогностический (проектный - сентябрь 2012г.):
-
разработка проекта;
-
формирование группы педагогов;
-
разработка программы экспериментальной работы по данному направлению.
III. Организационный этап (сентябрь 2012г. - май 2013г.):
-
создание условий для проведения третьего часа вне сетки;
-
ознакомление обучающихся с расписанием занятий и планом физкультурно-массовых мероприятий;
-
разработка тематического планирования по каждому виду спорта;
-
апробация системы в сформированных экспериментальных группах по видам спорта;
-
корректировка и регулирование системы внедрения.
IV этап - диагностический (октябрь 2012г., май 2013г.):
-
проведение собеседования с педагогами - участниками эксперимента;
-
анкетирование обучающихся - участников эксперимента;
-
систематический мониторинг физического развития и физической подготовленности обучающихся.
V этап - обобщающий (сентябрь 2013,2014г.г. - май 2014, 2015г.г.):
-
обобщение и оценка результатов эксперимента по внедрению проведение внешней экспертизы экспериментальной работы;
-
подготовка методических материалов (календарно-тематического планирования с учетом особенностей системы оценивания, методических рекомендаций для педагогов), проведение мастер-классов, презентаций опыта внедрения системы.
XI. Ожидаемые результаты
Создание системы для реализации третьего часа физической культуры в вариативных формах во вторую половину дня обеспечит:
-
Разработать программу и внедрить в общеобразовательные учреждения.
-
Повышение мотивации и интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
-
Разработать рекомендации введения третьего часа физической культуры в старших классах в общеобразовательных учреждениях в вариативных формах.
XII. Методы диагностики эффективности
Наиболее эффективным методом диагностики является мониторинг уровня показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся, их сравнение в контрольных и экспериментальных группах (педагогический эксперимент). Для проведения мониторинга используются следующие критерии:
1. Выявление уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся в контрольных и экспериментальных группах в начале эксперимента.
2. Определение динамики уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся в контрольных и экспериментальных группах в конце эксперимента.
3. Установление реальных изменений, которые произошли в группах в результате проведенного педагогического эксперимента (метод математической статистики).
XIII. Партнеры
Активно привлекать к проведению третьего урока, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров-преподавателей МКОУ ДЮСШ «Юность», учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Проведение спортивно-массовых физкультурных мероприятий на стадионе «Металлург» сотрудничество с ФСК «Шелехов», муниципальной аварийно-спасательной службой.
XIV. Кадровый потенциал
Творческая группа педагогов МБОУ Шелеховского района «Шелеховский лицей» в составе: Меновщиковой О.А. (директор лицея), учителей физической культуры: Леонтьевой С.А., (специализация «волейбол»), Сомеройнена Д.Г. (специализация «баскетбол»), Коробенков Ю.Ф. (специализация «атлетическая гимнастика), Плескановская М.И. (педагог-психолог), Жилина Л.П. (мед. сестра), педагог организатор ОБЖ Аксаментов И.В., зам. директора по ВР Карпова Е.Г.