Методические рекомендации для инструкторов по спорту

Гимнастика В программе дошкольного воспитания нет  раздела  гимнастики, но я уже много лет  включаю в свои занятия элементы гимнастики и акробатики. Гимнастические элементы украшают и очень эффектно смотрятся на любых спортивных праздниках, выступлениях для родителей и гостей нашего детского сада. Цель – содействие формированию грациозности, изящества, развитие пластики движений. Задачи: 1.                                  Учить владеть своим телом, регулировать нагрузку, чередуя ее с расслабле...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для инструкторов по спортуМетодические рекомендации для инструкторов по спортуМетодические рекомендации для инструкторов по спорту

Методические рекомендации для инструкторов по спортуМетодические рекомендации для инструкторов по спортуМетодические рекомендации для инструкторов по спортуМетодические рекомендации для инструкторов по спортуГимнастика

В программе дошкольного воспитания нет раздела гимнастики, но я уже много лет включаю в свои занятия элементы гимнастики и акробатики. Гимнастические элементы украшают и очень эффектно смотрятся на любых спортивных праздниках, выступлениях для родителей и гостей нашего детского сада.

Цель

- содействие формированию грациозности, изящества, развитие пластики движений.

Задачи:

  1. Учить владеть своим телом, регулировать нагрузку, чередуя ее с расслаблением и восстановлением сил;

  2. Развивать гибкость, выносливость, пластику и знакомить с основами художественной гимнастики;

  3. Способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе.

Здоровье - бесценное достижение не только каждого ребенка, но и всего общества. Здоровье во много зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса. Поэтому так необходимо сохранять, и развивать природные физические задатки: укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться, и расслабляться.

Выполнение гимнастических упражнений воспитывает различные двигательные качества, особенно ловкость, гибкость, координацию. Достаточная гибкость соединительной ткани мышц, эластичность суставов и связок резко уменьшают вероятность травм, позволяют мышцам быстрее восстанавливаться после нагрузки. Связки у детей при растягивании могут удлиняться на 6 - 10 %. Ни сила, ни выносливость, ни быстрота, не ограничивается возрастом так сильно, как гибкость. Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо».

Гибкость - способность выполнять движения с большей амплитудой, поэтому, развитие гибкости происходит только при применении по преодолению границ подвижности в суставах. Так же для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью, с отягощением и без них. При прекращении тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

Для того чтобы добиться определенных результатов, необходимо соблюдать правила:

Перед началом занятий надо хорошо разогреться, поэтому элементы гимнастики я включаю в конце занятия.

Все движения выполняются мягко, плавно без рывков, медленно и равномерно.

Выполнять упражнения до появления ощущения легкой болезненности. Соблюдать непременное условие повышения уровня гибкости - регулярность занятий, систематичность, индивидуальность.

Таким образом, у детей, выполняющих гимнастические элементы, равномерно развивается мускулатура, формируется красивая осанка, укрепляется сердечнососудистая, нервная, дыхательная системы, из-за эластичности суставов уменьшается вероятность травм, а это для нас инструкторов самое важное. Так как ребенок осваивая такие элементы, как перекаты, боковые через плечо он умеет группироваться, а значит при падении он владеет своим телом, не получает травм.







Основные виды гимнастических элементов и акробатики

(используемые мною на физкультурных занятиях и спортивных кружках)

Элемент йоги: «стойка йогов»

Задачи: Учить следить за своей осанкой. Развивать координацию, эластичность мышц. Воспитывать стремление повышать свои возможности.

Подготовительная часть:Методические рекомендации для инструкторов по спорту

Выполнение упражнения: правильное положение важнее стояния без опоры, поэтому сначала надо стоять около стены, используя ее для сохранения равновесия.

Ход занятия:

Объяснения: дерево уходит корнями глубоко в землю, а ствол и ветки тянуться вверх.

Стоя на одной ноге, представьте, что ваши ноги и бедра все больше тянутся вниз, а позвоночник вытягивается вверх. Выполняется это упражнение сначала у стены, когда вы почувствуете равновесие, упражнение выполняется самостоятельно без опоры.

Показ воспитателя.

Выполнение «стойки йоги» детьми под объяснения воспитателя:

  • встаньте прямо, чтобы ощутить правильное равновесие;

  • перенесете вес тела на пятку опорной ноги, на выдохе поднимите вторую ногу, сгибая ее;

  • поставьте пятку поднятой ноги, как можно выше на внутреннюю сторону бедра опорной ноги.

  • Расслабить шею и плечи так, чтобы голова нашла естественное положение равновесия.

  • Затем тоже на выдохе вытянуть руки вверх над головой.

Правила: удержать равновесие.

Гимнастический элемент «ласточка»

Задачи: Укреплять способность мышц растягиваться. Развивать чувства равновесия, полета, способность легко владеть своим телом.

Подготовительная часть:

Выполнение упражнения: и.п. стоя лицом к гимнастической лестнице, положить одну ногу на рейке, руки в стороны. Выполнение - удержать равновесие. Как только ребенок почувствует уверенность в стойке на одной ноге, поднять ногу выше на одну рейку.

Методические рекомендации:

эту позу получают путем перехода из и.п. о.с. в еще одно положение - равновесия на одной ноге, руки в стороны. При перенесении тяжести тела на опорную ногу, ваш позвоночник остается длинным, и растягивание происходит от пятки поднятой ноги до кончиков пальцев рук.

Ход занятия:

Объяснение и показ: И.п. о.с.

Выполнение -

  • - на выдохе сделать шаг вперед, перенести вес тела на ногу, стоящую сзади.

  • - поднять руки над головой, не напрягая плечи - вдох.

  • - на выдохе отведите руки в стороны, перенося вес тела на стоящую впереди ногу.

  • - стоящую сзади ногу медленно отрываем от пола с прямым коленом, и вытянуть назад.

Продолжайте тянуться на каждом выдохе, постепенно поднимая ногу выше и выше.

Гимнастический элемент «коробочка»

Задачи: Учить владеть своим телом.

Развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов.

Подготовительная часть:

Выполнение упражнения: покачивания движения прогнув спину, хват руками за голеностоп, и потянуть ноги вверх. Ноги сначала можно разъединить, но постепенно учиться выполнять с соединенными ногами.

Ход занятия:Методические рекомендации для инструкторов по спорту

Объяснение и показ воспитателя (или подготовленный ребенок):

И.п. лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища.

Выполнение - согнуть ноги в коленях; руками захватить носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища.

Когда дети начнут касаться головы, руки можно опустить на пол, на уровне плеч и соединить ноги с головой.



Гимнастический элемент «складочка»

Задачи:

Контролировать дыхание.

Развивать подвижность позвоночного столба.

Сохранять природные и физические задатки: свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника.

Подготовительная часть:

Выполнение упражнения: исходное положение основная стойка.

Выполнение: наклоны вперед, тянуться к носкам. Обхватывать колени руками и наклоняться как можно ниже вперед, касаясь носом коленей.



Ход занятия:

Объяснение и показ: исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги вперед.

Выполнение - на выдохе держа ноги расслабленными, потянуться вперед, доставая руками до пальцев ног. Это движение должно идти от позвоночника, поэтому не надо тянуть за пальцы ног.

Методические рекомендации: ноги всегда держать прямыми, и постепенно касаться носом коленей.

Элементы йоги «стойка на лопатках»

Задачи: Учить правильному выполнению вертикальному положению. Развивать силу и подвижность суставов в шейном отделе позвоночника.

Подготовительная часть:

Выполнение упражнений:

И.п. сидя на полу, ноги вытянуты, руки на бедрах. Выполнение - 1 - подтянуть ноги к груди, обхватить руками колени, сгруппироваться. 2 - и.п.Методические рекомендации для инструкторов по спорту

И.п. лежа на полу, руки вдоль туловища. Выполнение - 1 - подтянуть ноги к груди, обхватить их руками, сгруппироваться 2 - и.п

Ход занятия:

Объяснение: И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз. Выполнение - согните колени, оставайтесь в этом положении несколько дыхательных движений.

На выдохе движением переката, поднимите бедра и спину от пола,

пронося ноги над головой. Руки согните в локтях, подхватывают туловище в области поясницы и выходят в стойку на лопатках.

Если вам покажется, что корпус согнут, опуститесь вниз и

начинайте сначала.

Методические рекомендации:

  • Шея и плечи расслаблены. Постепенно верхняя часть спины

  • разрабатывается, и вам будет все легче и легче поднимать ноги выше.

  • Эта поза должна способствовать Расслаблению и отдыху, снимать напряжение в области плеч, шеи и верхней части спины.

Элемент йоги «плуг»

После выполнения «стойки на лопатках» мы плавно переходим в позу «плуга»

Держа локти на полу, положите руки на спину, ладонями и запястьями на уровне ребер.

Опускаясь вниз, переводите ноги в позу «плуга», положите руки на пол ладонями вниз, и не напрягая плечи, медленно опустите движением «переката», не отрывая голову от пола.

Это движение выполняется медленно, сначала разрешается, сгибать ноги в коленях, а потом добиваться, чтобы ноги дети держали прямыми

Гимнастический элемент «кувырок вперед»

Задачи: Учить правильному положению спины, рук и ног. Познакомить с группировкой и сохранением группировки при перекатах и кувырках вперед и назад.

Подготовительная часть: Обучение кувыркам надо начинать независимо от возраста с группировки и перекатов. Первоначальное обучение должно быть индивидуальным, со страховкой. Дать ребенку прочувствовать правильное выполнение с помощью инструктора.

Ход занятия:

Объяснения: Группировка - это положение тела, в котором ноги согнуты в коленях (хват руками за голени); стопы и колени слегка разведены, сильно притянуты к груди; спина округлена, подбородок прижат к коленям.

Перекаты - это движение с последовательным касанием мата отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад, вправо, влево.

Методические рекомендации: При выполнении держать группировку, не отпуская рук от коленей, голову держать на себя. Как только ноги выпрямятся, упражнение сделано не правильно. Объяснить детям, что до завершения выполнения кувырка, нельзя расслабляться т.е. не открываться. Страховка нужна обязательно - инструктор одной рукой держит ребенку затылок, другой под ягодицы, тем самым не дает ребенку выйти из группировки.

Выполнение «кувырок вперед» - это движение тела через голову, с последовательным касанием мата шеи, лопаток и перекат на всю спину. Перед выполнением поставить руки на мат и оттолкнуться ногами от пола, помочь руками перевернуться и встать.

Акробатический элемент «Переворот в сторону» («Колесо»)

Задачи: Развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко и правильно владеть своим телом.

Подготовительная часть: Первоначальное обучение акробатическим упражнениям лучше осуществлять вне занятий при индивидуальной работе над движениями, чтобы помочь каждому ребенку, учитывая его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.

Ход занятия:

Объяснение и показ:

Из исходного положение: стоя лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, ноги на ширине плеч. Опуская левую руку наклониться вперед, опереться ею на расстоянии шага от левой ноги. Махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90 градусов выйти в стойку на руках ноги врозь, пройдя вертикаль оттолкнуться левой рукой от пола, приземлиться на правую ногу и вернуться в исходное положение.





методические рекомендации:

Страховать ребенка за пояс и помогать в перевороте, пока он не будет уверенно стоять на ногах. Страховка осуществляется до тех пор, пока ребенок будет уверенно выполнять данное движение.

Гимнастический элемент «Шпагат поперечный и продольный»

Задачи: Развивать гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах; укреплять способность мышц растягиваться. Учить детей чувствовать, и ощущать процесс выполнения своих движений.

Подготовительная часть:

И.п. стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую (левую) ногу на рейку, на уровне груди и выполнять к ней наклоны, пока голова, не будет соприкасаться с ногой.

И.п. стоя правым (левым) боком к гимнастической стенке, хват правой (левой) рукой за рейку на уровне головы. Выполнение - пружинистые махи левой (правой) ногой в стороны.

Ход занятия:

Объяснение и показ:

Шпагат поперечный: И.п. о.с. Выполнение - медленно расставлять прямые ноги в стороны, носки ног вытянуты, колени не сгибать. Обе руки поставить перед собой и продолжать садиться, стараясь сесть настолько, насколько это возможно, пока ноги не коснуться пола на одной прямой линии.

Методические рекомендации: желательно, чтобы ребенок садился сам, но ему можно помочь, стоя за спиной у ребенка, поддерживая под мышки, выполнять пружинистые движения.

Шпагат продольный: И.п. одна нога впереди, другая сзади. Выполнение - поставить руки на пол, по обе стороны ног; выполнять пружинистые покачивания, пока обе ноги не коснуться пола, сед руки в стороны.

Методические рекомендации: Помочь ребенку выпрямлять колени и тянуть носки ног, пока ребенок самостоятельно не сядет на продольный шпагат.

Гимнастический элемент «Мост»

Подготовительная часть:

Выполнение упражнения: Исходное положение: стоя спиной у гимнастической стенки, хват руками снизу за рейки. Выполнение - переставляя руки по рейкам вниз, опуститься до первой рейки стенки. Затем подняться в и.п.

Ход занятия:

Объяснение и показ: и.п. лежа на спине, руки согнуты в локтях, ладони стоят на полу у плеч, пальцы рук смотрят назад в направлении ног; ноги согнуты в коленях, поставить параллельно около ягодиц. Полежите в таком положении 1-2 минуты.

Выполнение - выпрямляя руки и ноги, прогибаемся в спине, постепенно вытягиваем позвоночник. Голова запрокинута назад, как можно ближе к спине. Постоять несколько секунд. Затем плавно вернуться в исходное положение, лечь на спину и обхватить колени руками прижать их к груди.

Элемент йоги поза «мертвеца»

Задачи: Учить владеть своим телом, умению расслаблять не только мышцы рук и ног, но и век, щек, губ, стоп, туловища.

Подготовительная часть:

Выполнение упражнения: после выполнения элементов гимнастики и йоги, уметь отключаться на одну минуту.

Ход занятия:

Объяснение: Представьте себе, что вы лежите на берегу моря, плещет, шумит прибой. Песок горячий - вам тепло, а вот подул холодный ветер - сжались… и опять лучики солнца греют вас. Лучик солнца скользит по лбу, расслабляет ваши веки, щеки, подбородок. У вас расслабляются руки, туловище и вот лучик уже у ваших ног.

Методические рекомендации: детям объяснить, что мысли могут переключиться на сон, мягкий ритм дыхания снимает напряжение мышц, которое дает возможность почувствовать действие силы тяжести и если ей поддаться, то можно отдохнуть в положении лежа. Следить за правильным выполнением, объясняя детям, что руки, ноги у нас становятся тряпочными, без костей.

© 2010-2022