- Преподавателю
- Физкультура
- Элективный курс Школа безопасности и выживания
Элективный курс Школа безопасности и выживания
Раздел | Физкультура |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пырысев Г.В. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании ШМО Утверждаю «____»_______________2011 года Директор школы
Руководитель ШМО _____________ Сюртахова С.И. ______________ Ребась Ф.А. «____»_____________2011 года
Программа элективного курса
«Школа безопасности и выживания»
Учитель: Пырысев Г.В
с. Шурышкары, 2011
Современный человек живет, за редким исключением, в условиях цивилизации, т.е. в многолюдных населенных пунктах, оснащенных множеством технических устройств, имеющих запасы питьевой воды, продовольствия, медикаментов, стройматериалов и других средств существования. Поэтому, оказываясь один на один с природой в результате аварий, катастроф либо стихийных бедствий, он попадает в ситуацию, угрожающую его здоровью и жизни.
Наукой выживания называется совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных условиях дикой природы без ущерба для здоровья. Эта прикладная дисциплина включает в себя ориентирование на местности и прогнозирование погоды без приборов; преодоление естественных препятствий; устройство укрытий от непогоды, способы получения питьевой воды и огня; врачевание без помощи врача и лекарств; изготовление различных орудий и т.п.
Элективный курс «Школа безопасности и выживания» - это курс обучения учащихся в системе подготовки, имеющей целью выработки у них желания остаться в живых в самых не простых экстремальных ситуациях, выработки чувства уверенности в себе и умения преодолевать чувство страха.
Данный курс является элементом научно-обоснованных, организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у обучаемых психологической готовности к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых занятий в две недели продолжительностью 40 минут. Срок реализации программы - 2 года.
Основной целью элективного курса профильного обучения «Школа безопасности и выживания» является создание условий для формирования у обучаемых:
-
интеллектуальных и практических умений в области безопасности;
-
творческих способностей;
-
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-
умения анализировать свое поведение в повседневной жизни;
-
коммуникативных навыков, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-
знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности;
-
умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов;
-
умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности.
Основными задачами элективного курса «Школа безопасности и выживания» являются:
-
приобщение учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности и предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций, оказанию само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в ЧС;
-
популяризация и пропаганда среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;
-
воспитание у обучаемых экологической культуры.
В процессе изучения элективного курса профильной подготовки «Школа безопасности и выживания» предполагается приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
-
умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
наблюдение и изучение природных явлений, анализ и описание результатов наблюдений;
-
умение делать выводы и принимать быстрые и точные решения;
-
отбор необходимых специальных средств и подручных материалов;
-
обсуждение результатов выполненных действий;
-
умение без карты и компаса пройти через неизвестную местность и вернуться к цивилизации;
-
умение сохранить хорошее физическое и психологическое состояние;
-
умение обходиться без спецснаряжения.
Тематический план первого года обучения.
№ урока
Кол-во часов
Форма занятий
Учебный материал
8
1 полугодие.
Введение.
1
1
лекция
Правила безопасного поведения на природе - на экскурсиях и походах. Инструктаж по технике безопасности.
Виды экстремальных ситуаций на природе. Поведение в них
Туризм и ОБЖ.
2.
1
лекция
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития спортивного туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида.
Воспитательная роль туризма.
3.
1
лекция
Организация туристского быта. Понятие о личном и групповом снаряжении, их перечень
4.
1
лекция
практика
Выбор места для привала и ночлега. Основные требования к биваку. Правила установки палаток. Назначение тентов.
5.
1
практика
Обустройство простейших укрытий из подручного (природного) материала. Типы костров, назначение, правила их разведения.
6.
3
практика
Навыки вязания и использования простейших узлов:
Узлы для связывания верёвок.
Узлы для страховки (незатягивающиеся петли).
Узлы для крепления верёвок к опоре.
9
2 полугодие.
Техника пешеходного туризма.
7.
1
лекция
Порядок движения группы на маршруте. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по склонам.
8.
1
практика
Преодоление естественных препятствий без страховочной системы: маятник, бревно.
9.
1
практика
Преодоление естественных препятствий без страховочной системы: гать, различные подъемы, спуски.
10.
1
практика
Преодоление естественных препятствий с использованием страховочной системы: подъем, траверс.
11.
1
практика
Преодоление естественных препятствий с использованием страховочной системы: спуск, переправа по бревну.
12.
1
практика
Преодоление естественных препятствий с использованием страховочной системы: навесная.
13.
1
практика
Преодоление естественных препятствий с использованием страховочной системы: параллельные веревки, « вброд».
Основы медицинской помощи.
14.
1
лекция
практика
Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Назначение медпрепаратов.
Простудные и желудочно-кишечные заболевания.
Травмы - порезы, ушибы, растяжения, вывихи и переломы. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Первая помощь.
15.
1
практика
Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током (молнией). Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Транспортировка пострадавшего. Носилки, перевязь. Их изготовление.
Тематический план второго года обучения.
8
1 полугодие.
Картография и ориентирование.
1.
1
лекция
Виды карт. Масштаб карты.
Основные картографические знаки. Чтение карты. Ориентирование на карте. Картографические искажения и их учет.
2.
2
лекция
практика
Планы и описания местности. Принципы составления.
Измерение расстояний и углов на местности.
3.
1
лекция
Особенности ориентирования в горах, в лесу.
Определение расстояний на местности. Применение линейных ориентиров.
4.
1
лекция
Компас. Азимут. Магнитные полюса и магнитные склонение.
Ориентирование по компасу и карте. Привязка к местности.
5.
1
практика
Отработка действий по работе с компасом. Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
6.
1
лекция
Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная Звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по местным признакам.
Естествознание.
7.
1
лекция
Пищевые и лекарственные растения Ямала, определение и применение. Ядовитые растения. Насекомые и животные нашего края.
9
2 полугодие.
Основы лыжного туризма.
9.
1
лекция
Лыжное снаряжение. Основные типы естественных препятствий на лыжных маршрутах.
Характеристика преодоления препятствий.
10.
1
практика
Спуск на лыжах с торможением в заданной зоне.
11.
1
практика
Спуск на лыжах с поворотами.
12.
1
практика
Траверс склона на лыжах
13.
1
практика
Подъем и спуск со склона на лыжах с самостраховкой (страховкой).
14.
1
практика
Переправа маятником через ручей, овраг и пр.
15.
1
практика
Переправа по «тонкому» льду, болоту и пр. с организацией страховки и самостраховки.
16.
1
практика
Преодоление трещины на леднике, скального разлома
17.
1
практика
Транспортировка «пострадавшего» на нартах по простому и сложному рельефу.
Использованная литература:
-
В. И. Ганопольский, «Туризм и спортивное ориентирование», Москва,
"Физкультура и спорт" 1997 г.
-
«Спортивный туризм в Москве и в России», tmmoskow.ru
-
Газеты «Спорт в школе»: №11 - 2005 год; №6, №8, №12 - 2007 год.