Конспект выступления Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете

Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ

С древнейших времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека.

Ценность - это свойство предметов и явлений окружающей действительности иметь значение для человека в личностном, общественном и культурном отношениях. Возникающие у человека ценностные отношения, расширяясь и укореняясь в его сознании, трансформируются (преобразуются) в ценностные ориентации, представляющие собой основной структурный компонент личности, включающий в себя ее различные психологические характеристики, обусловливающий специфику отношений человека с окружающей его действительностью и определяющий тем самым поведение индивида в социуме

Ценностные ориентации личности зависят от персональных взглядов, жизненного опыта человека, условий жизни, окружения (семья, друзья, и т.п.), воспитания и образования. Опираясь на собственную систему ценностей, на сформировавшуюся в процессе жизнедеятельности их иерархию, человек определяется с отношением к самому себе и к другим людям, к объектам и явлениям окружающего мира, организует и реализует в дальнейшем индивидуальные модели поведения и деятельности.

Ценность здоровья - это уникальное свойство человека иметь наивысшее и абсолютное значение для него, семьи, общества, государства, обеспечивающее их культуру на основе осмысления биологических, социальных, экономических, эстетических, этических, этнических и религиозных отношений (И. В. Вершинина)

Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье - важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом.

Что же такое здоровье. Обобщенное определение представлено в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В этом контексте категория «здоровье» означает «ведущий к гармонии человека с самим собой и внешним миром». Эта гармония все больше нарушается из-за глубоких изменений духовно-нравственных устоев общества, которые на протяжении длительного времени обеспечивали устойчивое состояние организма людей и их выживание. Чрезмерная индустрия потребления, агрессивность развлечений, а также искаженные представления о материальном благополучии в корне изменили образ жизни подрастающего поколения. Искаженные представления о материальном благополучии расшатали нравственные устои общества, что повлияло на снижение качества здоровья и изменение представлений о нем как высочайшей ценности, выработанной человеческой цивилизацией на протяжении длительного времени.

В создавшейся ситуации возникла объективная необходимость в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к организму на основе осмысления различных ценностей здоровья. Это позволило бы ему в полной мере реализовать свои потребности и обеспечить оптимальный стиль поведения.

Здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20-25%, состояния системы здравоохранения - на 8-10% генетического фактора - на 15-20%, образа жизни на 50-55%.

Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Под образом жизни понимается совокупность внешних факторов, воздействующих на человека в течение его жизни, и собственная творческая деятельность индивида. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно связаны между собой. Здоровье - это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни следует понимать как целоcтный способ жизнедеятельности людей, направленный на формирование у них гармонического триединства в процессе выполнения биологических, психических и социальных функций, обусловливающих в дальнейшем возможность полноценного участия человека в различных сферах общественной жизни. Однако представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия человека в процессе сохранения и укрепления здоровья. Здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов.

Ценностное отношение к здоровью - это внутренняя позиция человека, отражающая многообразные его связи с факторами среды жизни, оказывающими воздействие на здоровье в целом и его отдельные аспекты - физический, психический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный, имеющие личностную и (или) социальную значимость (И.В. Вершинина).

Поэтому и процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный; духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того, чтобы управлять своим здоровьем, человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходe выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащихся цeнностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Критериями проявления ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста являются:

- осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении;

- наличие знаний, умений и навыков о способах укрепления организма, ведения здорового образа жизни;

- проявление ценностного отношения к здоровью в поведении, деятельности и общении учащихся;

Высокий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется наличием у учащихся значительного объема знаний, осознаваемых ими, а также умений и навыков, регулярно используемых учащимися в процессе жизнедеятельности без чьего-либо напоминания; стремлением узнать как можно больше о способах сохранения и укрепления здоровья и убедить окружающих (друзей и одноклассников) в необходимости ведения здорового образа жизни; систематичностью занятий спортом (посещают спортивные кружки, секции), осуществлением закаливания организма, соблюдением режима дня; обладанием навыками самоконтроля, анализом и критической оценкой своей деятельности, способностью организовать общение со сверстниками, предупреждать возникновение конфликтов.

Достаточный уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется заинтересованностью детей в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих; осознанием важности здоровья как общечеловеческой ценности; пониманием значения двигательного режима в сохранении и укреплении здоровья; наличием определенных знаний и представлений о здоровье, здоровьесберегающих умений и навыков, но не всегда применяемых без контроля со стороны взрослых; умением общаться с окружающими, адекватно оценивать своё поведение и поведение других людей, избегать конфликтных ситуаций.

Средний уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется наличием отдельных знаний о сохранении и укреплении здоровья, недостаточной степенью осознания здоровья как ценности; рядом умений и навыков, выполняемыx нерегулярно при отсутствии контроля со стороны родителей; проявлением выборочного интереса к получению новых знаний, связанных с сохранением здоровья и ведением здорового образа жизни; отсутствием четкого представления о влиянии способов поведения на здоровье, трудностями в общении; недостаточной регуляцией двигательной активности; необъективностью самооценки.

Низкий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется ограниченным объемом знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о здоровье как ценности; неспособностью направить свои усилия на здоровьесбережение, нерегулярной двигательной активности; склонностью к конфликтным ситуациям; осуществлением здоровьесберегающей деятельности только под контролем взрослых.















Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ





Подготовил

Руководитель физического

воспитания: Ивкин М.Г.

декабрь 2012 г.

© 2010-2022