• Преподавателю
  • Физкультура
  • Значение учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в спортивно-патриотическом воспитании детей и подростков

Значение учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в спортивно-патриотическом воспитании детей и подростков

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей [20, 109, 111]. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни политикам. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплот...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей [20, 109, 111]. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни политикам. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе [112].

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя [107, 163].

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие [114]. По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт [107, 135].

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые [2, 39, 108, 142, 151], критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок [6, 18, 51].

В. П. Лукьяненко [115] отмечает, что мы начинаем делать первые шаги в деле формирования новой системы представлений о ценностях физического воспитания, предполагающей отказ от их лишь утилитарного использования в качестве воздействия на физическую природу человека. Автор пишет, что эффективность тренировочных занятий, как организованных, так и особенно самостоятельных, находится в прямой зависимости от сформированности потребностно-мотивационной сферы и уровня специальных знаний, которые являются главными составляющими того самого интеллектуального компонента. Системное решение образовательных задач должно способствовать подготовке детей к самостоятельному совершенствованию собственных физических кондиций в процессе, как самостоятельных занятий, так и других форм физического воспитания.

В. К. Бальсевич [21] утверждает, что решение проблемы формирования личности, готовой к физкультурно-спортивной деятельности, невозможно в рамках традиционной системы физического воспитания, поскольку одним из ее основных противоречий является несоответствие имеющихся форм и содержания новым представлениям о личностно-приемлемых методах и организации процесса освоения ценностей физической культуры. В ней не учитываются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику как свободной личности, имеющей право свободного выбора вида занятий физическими упражнениями, их формы, индивидуально приемлемого результата в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.

С. Л. Рубинштейн [154] подчеркивает, что «внешнее воздействие дает тот или иной эффект, лишь преломляясь через сложившийся у него строй мыслей и чувств». Поэтому при определении роли природных свойств личности и социальной среды в возникновении интереса необходимо учитывать активный характер психического отражения человеком воздействия, оказываемого определенной деятельностью и ее носителями.

Н. С. Лейтес писал по этому поводу, - «Не всякая деятельность может привлекать к себе человека, а та, которая встречает внутренний отклик» [96, 153]. Этим внутренним откликом и является склонность к соответствующей деятельности, сформированная у человека в процессе социального опыта еще до того, как он начинает овладевать избранной деятельностью.

К примеру, С. Д. Неверкович и В. В. Приходько считают, что формирование человека как физкультурно-деятельного становится возможным «когда устроенная по клубному принципу, с учетом интересов юных занимающихся, практика физкультурно-спортивных занятий так захватывает человека, что он не порывает с физическими упражнениями всю жизнь» [132, 150, 161].

Приоритетность задачи формирования духовной составляющей физической культуры личности отвечает требованиям современного этапа развития системы непрерывного образования и формирования личности, поскольку содействует жизненному самоопределению человека в области культуры в качестве субъектов собственной полноценной жизни [7, 43, 44, 65].

Физическая культура личности каждого отдельного человека общества определяется В.К. Бальсевичем [22] в целом теми же группами факторов, что и физическая культура общества. На первое место ставятся уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах, физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности. Другой комплекс ценности физической культуры личности определяется совокупностью его личных физических двигательных достижений (физические качества, двигательные умения и навыки, работоспособность). И, наконец, уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность [19, 23].

Определяя место физической культуры и спорта в системе явлений культуры, В.И. Столяров [165] констатирует, что физическая культура есть относительно самостоятельная область (сфера) культуры. Как и все социальные явления, она носит конкретно-исторический характер, поскольку составляющие ее компоненты меняются в процессе развития общества. Автор подчеркивает, что важно различать физическую культуру отдельного человека, какой-либо социальной группы и общества в целом и физическую культуру в той мере, в какой она характеризует отдельного человека, выступает как физическая культура личности. В ее содержание В.И. Столяров [165] включает социально сформированные физические способности (умения и навыки) человека, связанные с ними знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, а также освоенные личностью средства сохранения и совершенствования этих способностей, знания о том, как их использовать, умения и навыки применять их и соответствующие интересы, потребности, нормы. По его мнению, физическую культуру личности нельзя отождествлять просто с физическим развитием человека, что она включает в себя не любые физические качества человека, не все их стороны, а лишь те, которые являются результатом социализации.

По мнению Л.И. Лубышевой [114], придя в спортивную секцию или школу, дети попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации. Конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для детей тренер также играет одну из ведущих ролей. Тренер усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя ребенка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов [15, 40, 69, 79].

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет ребенку стойко переносить трудности, нередко возникающие у него в школе, в семье, в других жизненных ситуациях [113].

Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи [114, 202].

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер), вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта) [114].

Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации :

Включение субъекта в спортивную деятельность.

Занятия детско-юношеским спортом.

Переход из любительского в профессиональный спорт.

Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности [23, 54]. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений.

Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки [114]. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.

Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером [33, 51, 99].

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ жизни интересам спортивной школы, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры [114].

Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере [108].

Общество должно гарантировать спортсмену возможности эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма [17]. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

- массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);

- спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

- профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность [9, 38, 61]. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме детей, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим - необходимые условия для формирования личности спортсмена [114].

Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет [84].

Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые обуславливаются личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать даже на Олимпийских играх [191].

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой - заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры [114].


© 2010-2022