Ритмическая гимнастика на уроке физкультуры

Сегодня вряд ли можно найти человека, которого нужно убеждать в том, что занятия физической культурой являются самыми надежными помощниками в труде, позволяют на долгие годы сохранить бодрость и здоровье.  Одни предпочитают заниматься оздоровительным бегом, другие - спортивными играми, третьи  - ритмической гимнастикой.             Ритмическая гимнастика (РГ) – один из наиболее массовых видов физической культуры, доступный буквально всем.             Систематические занятия РГ повышают двигатель...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Ритмическая Гимнастика»

Сегодня вряд ли можно найти человека, которого нужно убеждать в том, что занятия физической культурой являются самыми надежными помощниками в труде, позволяют на долгие годы сохранить бодрость и здоровье. Одни предпочитают заниматься оздоровительным бегом, другие - спортивными играми, третьи - ритмической гимнастикой.

Ритмическая гимнастика (РГ) - один из наиболее массовых видов физической культуры, доступный буквально всем.

Систематические занятия РГ повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы человека. Они могут быть средством активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы. Правильное распределение упражнений и подбор музыкальных произведений оказывают положительное психологическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма занимающихся, их хорошему самочувствию.

Занятие под музыкальное сопровождение развивают музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, дают возможность занимающимся выразить в движениях свои индивидуальные особенности не только на занятиях РГ, но и на вечерах отдыха, художественной самодеятельности. Создаются благоприят-ные возможности для общения, воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности, трудолюбия и других качеств.

У занимающихся РГ происходит повышение эмоционально состояния. Результат - хорошее настроение, что в свою очередь обостряет внимание, восприятие, память, сохраняется высокая работоспособность в течение более продолжительного времени.

РГ воспитывает те невидимые способности, которые управляются «взаимодействием духа и тела» (С.Волконский).

Увеличение умственной нагрузки в учебном процессе школьника, компьютеризация, разнообразные телевизионные программы способствуют ограничению двигательной активности детей. А это ведет в свою очередь к отставанию их физического развития, появлению функциональных отклонений (нарушение осанки, деформация позвоночника, избыточный вес), а далее к возникновению хронических заболеваний.

Формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом гармоничного развития личности, наибольшего раскрытия и проявления потенциальных возможностей и способностей каждого человека.

Ритмическая гимнастика (РГ) предоставляет для этого наибольшие возможности, потому что её основа - экспериментально разработанные комплексы целенаправленных физических упражнений. Праздничный характер обстановки, нарядная одежда, музыкальное сопровождение особенно для детей и подростков.

Занятия РГ широко доступны: их можно проводить дома, в спортивном зале, на свежем воздухе. Они могут быть коллективными или индивидуальными, выполняться непосредственно под руководством учителя или самостоятельно с использованием современных средств коммуникации : теле-, радио- и видеопрограмм.

Важно помнить, что воспитанная с детства потребность в движениях - основа здоровья и продуктивного учебного труда детей и подростков.

Занятия РГ способствуют профилактике вредных привычек, это связано с воздействием физических упражнений на физическое и психическое состояние ребенка.

Занятия физическими упражнениями по интересам отвлекают от пагубных привычек.

Упражнения РГ являются эффективным средством развития, координации движений, быстроте двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности. Кроме того, танцевальная направленность упражнений способствует развитию выразительности, пластичности и ритмичности движений. Большое разнообразие упражнений обогащает учащихся двигательным, эмоциональным, волевым, морально-нравственным опытом. На этой основе быстрее формируются умения и навыки в различных видах спортивной и трудовой деятельности.

Цель учебного курса «Ритмическая гимнастика»:

  • формирование потребности личностной физической культуры.

Задачи:

  1. Содействовать гармоничному развитию учащихся, укреплению их физического здоровья:

  • способствовать развитию физических качеств и кондиционных способностей;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

  • сохранение на оптимально высоком уровне физической работоспособности учеников;

  • создание условий адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу;

  • удовлетворение биологической потребности в движении.

Развитие двигательной памяти, мышления, воображения.

Формирование интеллектуальных способностей учащихся.

Формирование эстетического отношения к окружающей среде.

Данный курс является составной частью предмета «Физическая культура» и объединяет в себе элементы, музыки, танцев, хореографии.

Музыка - элементарные основы музыкальной грамотности, включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп и т.д.). Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкальных произведений и квалифицированного проведения под музыку различных видов упражнений. В процессе систематического слушания у школьников развиваются музыкальные способности, художественный вкус.

Танцы - танцевальные упражнения знакомят учащихся с народным творчеством, развивают любовь к искусству, способствуют развитию координации, аэробной выносливости, скоросто-силовых качеств.

Элементы национальных, современных танцев повышают интерес к занятиям физическими упражнениями.

Хореография - упражнения по хореографии, включающие в себя позиции рук и ног, элементарные движения по позициям, являются подготовительными упражнениями, необходимыми учащимся для овладения школой движения, исходных положений, из которых будут выполняться дальнейшие действия формирования правильной осанки.

ВОЗРАСТНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Возрастные основы двигательной деятельности.

В отечественной практике педагогики и здравоохранения применяется следующая схема возрастной периодизации (по Фомину Н.А.):

Школьный возраст: младший - 7 (6) - 10 лет средний - 11 - 14 лет

старший - 15 - 18 лет.

К 7 годам - начало обучения в школе - резко увеличиваются темпы роста тела в длину (ребенок вырастает на 7 - 10 см). У него совершенно изменяется характер повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями. На уроках ребенку предлагают новые, не известные ранее физические упражнения. Кости детей младшего школьного возраста легко подвергаются искривлению.

Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при сотрясении могут сме- щаться. К 7 годам только заканчиваются формирование шейных и грудных изгибов позвоночника. Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее интенсивно увеличивается у младших школьников.

К 6 - 7 годам в мышцах происходят существенные изменения, выра-жающиеся, прежде всего в увеличении толщины мышечных волокон. У детей 8 10 лет мышечная система развита еще слабо, мышцы развиваются неравномерно: в начале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки - мелкие мышцы.

В период с 7 - 9 лет до 10 -12 лет прирост силы верхних конечностей идет интенсивнее, чем нижних. От 6 - 7 до 13 - 14 лет наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движений. Способность к расслаблению мышц в период с 7 до 11 лет изменяется незначительно. Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ребенка.

В 7 8 летнем возрасте ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно точно координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Объективным показателем развития двигательной функции является координация движений.

Ребенок 9 - 10 лет практически не отличается по координационным параметрам ходьбы от взрослых людей и частотой беговых шагов: чем чаще шаг, тем меньше его длина. Становится относительно постоянной длина и частота при обычной ходьбе. К 7 - 8 годам перекрестные движения рук и ног приобретают устойчивую форму. Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением проприоцептивной чувствительности. Уже в младшем школьном возрасте она достигает такого уровня развития, при котором нужно разучивать технически сложные движения.

Особенности обучения движениям детей младшего

школьного возраста (7 - 10) лет.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движения), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей. Младших школьников отличает естественная двигательная и познавательная активность, интерес, высокая эмоциональность, поэтому необходима четкая организация, разумная дисциплина на учебных занятиях, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Но все это должно сочетаться с предоставлением ученикам определенной свободы и самостоятельности действий, с заданиями, стимулирующими творчество и инициативу.

Обучение двигательным действиям и развитие физических качеств младших школьников тесно связаны между собой. Одно и тоже упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития физических качеств.

Учитывая возрастные особенности учащихся (7 - 10 лет) при обучении двигательным действиям на занятиях «РГ» предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя особое внимание овладению школой движений. Необходимо правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки. Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических качеств в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.

По мере того, как ученики начнут уверенно выполнять освоение двигательных действий, метод стандартного повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения. Это повышает нагрузку и содействует тренировочной направленности занятий.

РГ дает возможность раскрыть индивидуальные особенности занимающихся. РГ способствует развитию грациозности, пластичности, правильной осанки, совершенному владению своим телом, и это позволяет ученикам развивать уверенность в себе, преодолевать застенчивость, робость.

Дети младшего школьного возраста легко впитывают учение, их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, подражая, учебные действия и высказывания. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Следует помнить, что организм в этом возрасте еще не готов к перенесению длительных напряжений. Когда они утомляются, то сами стараются или отдохнуть, или сменить харакрер движений. Их мышцы работают попеременно, т.е. находятся в состоянии сопряженного торможения.


Особенности организации занятий РГ

Для занятий РГ может быть использовано любое хорошо проветриваемое помещение, обеспечивающее каждого занимающегося площадью не менее 4 кв. метров. Необходимы дополнительные помещения, раздевалки, душевая, комната для преподавателя, для хранения мелкого спортивного инвентаря. Необходимо иметь зеркальную стенку для контроля за движениями.

Для выполнения в «портере» каждый ученик должен иметь свой коврик. Спортивная форма учащихся должна обеспечивать теплоотдачу. При интенсивном потоотделении на лоб следует надевать специальную повязку.

В целях предупреждения травм суставно-связачного аппарата, можно надевать теплые носки, голеностопники, гетры и т.д.

Занятия по РГ проводятся в форме уроков, самостоятельных занятий и показательных выступлений. Показательные выступления являются подведением итогов определенного этапа работы. Все формы занятий по РГ взаимосвязаны.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ

УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УРОКА РГ.

При освоении комплекса ритмической гимнастики необходимо следовать основным положениям, руководствоваться общими принципами физического воспитания:

  1. Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся, быть доступными.

  2. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм учащихся.

  3. Нагрузка должна возрастать постепенно.

  4. Упражнения, выполняющиеся с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.

Для детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет) подбираются простые эмоциональные упражнения. Для согласования движений с музыкой можно использовать хлопки, притопы на разные доли такта, а для обучения ходьбе под музыку - строевые упражнения с акцентированным ударом левой ноги под сильную долю такта. При освоении общеразвивающих упражнений в большей степени используются основные движения руками и ногами.

При выполнении поворота и поклонов руки лучше держать в исходном положении (на пояс, к плечам, за голову), что дает возможность зрительного контроля за основными движениями. Младшим школьникам силовые упражнения лучше выполнять при фиксированном положении рук и ног.

Например: прогибание, назад лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед.

Для младших школьников наиболее эмоциональными являются танцевальные упражнения, бег с различным движением рук, доступные прыжки, основные акробатические элементы. Здесь можно использовать элементы народных танцев, пляски, имитирующие движения различных видов спорта и трудовой деятельности («рубка дров», «стирка»). При подборе музыки используется песенный материал, мелодии и ритмы, четко воспринимающиеся на слух, танцевальная музыка игрового характера.

При составлении комплексов упражнений прежде всего необходимо определить цель, задачу и направленность каждого из них. Это могут быть комплексы упражнений для развития двигательной способности обучаемых, повышения их общей физической подготовленности, направленные на преимущественное воспитание танцевальности, пластичности движений или преимущественно психологического воздействия.

Большое значение при составлении комплексов упражнений имеет подбор музыки. Она должна быть разнообразной, хорошо смонтированной по характеру, темпу и ритму. Эмоционально возбуждающая музыка всегда чередуется со спокойными, мягкими мелодиями.

При составлении комплексов необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Определить задачу и направленность комплекса упражнений;

  2. Подобрать музыку;

  3. Прослушать музыку несколько раз;

  4. Определить характер музыкального произведения;

  5. Определить структуру музыкального произведения; обозначит схематично её части;

  6. Выделить части музыкального произведения с основной мелодией (куплеты, припев);

  7. Подобрать основные движения для составления упражнения, соответственно характеру музыкального произведения и его структурным особенностям;

  8. Приступить к постановке комплекса упражнений под музыку;

  9. Апробировать составленный комплекс упражнений.

Составленный и апробированный комплекс упражнений «РГ» можно применять в работе с учащимися. В течении определенного времени он проходит стадию разучивания, закрепления и совершенствования. После прохождения всех этапов обучения его можно заменить другим комплексом упражнений.

Комплексы должны составляться по схеме:

  1. Подготовительная часть - подбираются упражнения подготовительного характера, поочередно включающие отдельные звенья тела: плечи, руки, шея, ноги, туловище. Упражнения подбираются простые по координации, не требующие больших мышечных усилий, средней амплитуды движений и умеренной интенсивности. Музыка для этой серии ритмичная, ударная; начинать серию подготовительных упражнений рекомендуется танцевальными движениями, а заканчивать беговыми упражнениями.

  2. Основная часть комплекса - включает серию на растягивание и упражнения с широкой амплитудой движений. Наиболее сложные по координации, требующие значительных мышечных усилий и функциональных проявлений. Упражнения для основной части подбираются по развивающему признаку:

    • упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса;

    • упражнения для развития подвижности плечевых, локтевых, кистевых суставов;

    • упражнения для развития силы мышц спины;

    • упражнения для развития подвижности грудного и поясничного отделов позвоночника;

    • упражнения для развития силы мышц ног, таза;

    • упражнения для развития подвижности тазобедренных, коленных, голеностопных суставов;

    • упражнения для развития силы мышц брюшного пояса;

    • упражнения для развития силы мышц, эластичности мышц передней и задней поверхности туловища и ног;

    • упражнения прыжкового, бегового, танцевального характера.

Музыкальное сопровождение основной части комплекса отличается более медленным темпом, но четким ритмом. Популярная мелодия, любимая занимающимися, создает положительный эмоциональный настрой, что повышает эффективность занятий.

Беговая серия упражнений включает различные виды бега, интенсивной ходьбы, танцевальных движений, прыжков, подскоков. Наиболее продолжи-тельная и нагрузочная партерная серия, которая широко представлена махо-выми упражнениями и упражнениями для укрепления мышечного корсета.

Если основной задачей является увеличение объема мышц, чтобы они стали рельефнее (плохо развиты мышцы голени или худые ноги), то упражнения выполняют до отказа, но в спокойном темпе. Если же развивать силу, не стремясь изменять при этом конфигурацию тела, то уместно применять скоростной режим работы, т.е. выполнять упражнения в быстром темпе. Дышать нужно равномерно, делая акцент на вдох. Однако, если при выпол-нении упражнения наблюдается задержка дыхания, бояться этого не следует, т.к. упражнения с задержкой дыхания тоже полезны.

Упражнения могут вызвать боль в мышцах. Следует знать, что мыше-чная боль безопасна и является результатом вполне естественных процессов в организме, а также показателем активной работы мышц.

  1. Серия упражнений для заключительной части комплекса РГ включает движения расслабляющего характера. Завершается эта серия различными видами спокойной ходьбы.

В заключительной части необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, переключение на последующую деятельность.

Методические рекомендации при разучивании комплекса РГ

В течении первой недели надо разучивать без музыки, а затем выполнять с музыкальным сопровождением подготовительную часть комплекса. Во вторую неделю к упражнениям подготовительной части добавить упражнения на растягивание из широкой амплитуды движений, а также 3 - 5 упражнений на укрепление мышечного корсета из основной части.

В течении 3-й и 4-й недели постепенно подключать беговую серию и остальные упражнения основной части. Через месяц занимающиеся могут вы-полнять комплекс РГ в целом. С предлагаемым комплексом можно работать в течении трех месяцев, с периодически меняя музыкальное сопровождение.

Контроль при занятиях РГ

Во время занятий необходимо: следить за состоянием занимающихся по потоотделению, покраснению кожных покровов лица и реакции сердца на нагрузку (путем подсчета ЧСС).

В течении одного занятия необходимо подсчитать ЧСС в состоянии покоя. В конце каждой части, после выполнения упражнений аэробного характера (бег, прыжки, танцевальные упражнения).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7 - 10 ЛЕТ).

При выполнении строевых упражнений особое значение следует предавать сохранению правильной осанки, точности исходных положений, движений тела и конечностей. Не рекомендуется тратить много времени на их осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме.

Особо большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и, прежде всего, образовательные. Выполняя эти упражнения, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений. Необходимо при выборе упражнений идти от более простых к более сложным.

Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т.е. точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению ОРУ. ОРУ улучшают у учащихся начальной школы представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий.

На каждом занятии РГ необходимо включать новые ОРУ или их варианты, т.к. многократное повторение одних и тех же упражнений не дает нужного эффекта, будет не интересно ученикам.

Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью всесторонне влиять на организм. Танцевальные упражнения знакомят учащихся с народным творчеством.

Бег, прыжки, ходьба - естественные виды движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Ходьба, бег, прыжки отличаются вариативностью внимания.

Учитель, применяя эти упражнения (бег, ходьба, прыжки), решает две задачи:

  • Содействует освоению основ рациональной технике движений;

  • Обогащает двигательный опыт ребенка (используя для этого все возможные варианты упражнений и условия их проведения).

В результате освоения этих упражнений ученики приобретают основы умений бега, ходьбы, прыжков. Ходьба и бег организуют, активируют учащихся.

Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. ОРУ с предметами должны содержать элементы новизны.

Хореографические упражнения, включающие в себя позиции рук, ног, элементарные движения по позициям, являются подготовительными упражнениями, необходимыми учащимся для овладения школой движения, освоения исходных положений, из которых будут выполняться различные упражнения для формирования правильной осанки.

Упражнения художественной гимнастики (пружинные, волнообразные движения, взмахи, равновесия, повороты, прыжки) способствуют активизации музыкального восприятия учащихся (например: волнообразные движения соответствуют мелодичной, плавной музыке, взмахи - широкой, ярко акцентированной мелодии).

Музыкально-ритмические игры применяются для закрепления полученных умений и навыков в согласовании движений с музыкой. Нежидан-ные ситуации, которые возникают в процессе игры, требуют быстрой ориентировки, инициативы, находчивости. Музыкально-ритмические игры, определенные рамками правил, имеют большое значение в воспитании у учащихся воли, выдержки, дисциплинированности.

КОНТРОЛЬ ЗА ОСВОЕНИЕМ ДУН.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать учащихся к своему личному совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий.

Занятия по РГ должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизма, педагогики сотрудничества. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки (отметки), уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы активной деятельности. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Уровень музыкальной подготовки можно определить следующим образом. Проиграть фрагмент несложного музыкального произведения (вальс, полька, марш) и предложить учащимся определить темп музыкального произведения, количество сыгранных тактов, определить музыкальный размер и т.п. Свои опыты ученики записывают в тетрадь. Количество правильных ответов и будет соответствовать примерному уровню музыкальной подготовки учащихся.

Уровень технической подготовки выявляют путем оценки за выполнение упражнений. Например: выполнение танцевальных шагов: галопа, польки. Каждый танцевальный шаг оценивается по пятибалльной системе.

Можно использовать следующий критерий оценок:

Оценка «5» -

Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.

Оценка «4» -

Упражнение выполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.

Оценка «3» -

Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении руг, ног, головы.

Оценка «2» -

Упражнение сделано с грубыми техническими ошибками, небрежно.

Оценка «1» -

Упражнение не выполнено.

При проведении занятий по РГ преподаватель принимает во внимание отношение учащихся к занятиям. Оно проявляется в аккуратном посещении занятий, прилежании при выполнении упражнений, в хорошем поведении, наличии установленной формы.

Учет успеваемости можно проводить методом наблюдения и опроса. Метод наблюдения применяют тогда, когда упражнения выполнялись достаточное количество раз и учащиеся знают предъявляемые к ним требования. Наблюдение можно вести за 3 - 4 учениками, в течении всего занятия, объявив им затем общую оценку.

Можно наблюдать за выполнением определенными учащимися одного вида упражнений. Оценку объявляют или сразу после выполнения упражнения, или в заключительной части урока при проведении подведения итогов занятия.

Объявление результатов во время занятий помогает учащимся учесть замечание преподавателя и мобилизует их на выполнение предстоящих упражнений.

Метод опроса - состоит в том, что ученики по заданию учителя выпол-няют упражнения, показывают уровень знаний основ музыкальной грамотности. Преподаватель проверяет одного ученика в присутствии группы и объявляет оценку.

Итоговый учет можно проводить в конце 1 и 2 полугодия. Он дает возможность выявить достигнутые результаты и недостатки. Этот учет содержит данные предварительного и текущего учета, а также результаты контрольных упражнений.

При оценки успеваемости занимающихся следует учитывать степень их овладения знаниями, умениями и навыками.



© 2010-2022