Методические материалы Творческое мышление у младших школьниках на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


Введение……………………………………………………………………………….

1. Понятие творческого мышления…………………………………………………

2. Требования ФГОС к физической культуре……………………………………..

3. Способы формирования творческого мышления на уроках физической культуры……………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………








Введение

Состояние здоровья школьников - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усреднённым данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников.

Для того что бы сберечь здоровье учащихся на уроках физической культуры применяются здоровье сберегающие технологии. Среди них системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различаются следующие технологии: Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Но все мы часто сталкиваемся в соей практике, с тем что учащиеся приходя на уроки физкультуры, по медицинским показаниям не могут заниматься физическими упражнениями.

Поэтому, цель нашей работы - сформировать у учащихся знания о физической культуру и здоровом образе жизни по средствам творческого мышления.

Задачи:

  1. определить понятие творческого мышления у младшего школьника.

  2. выяснить требования ФГОС к знаниям по физической культуре.

  3. поделиться опытом формирования творческого мышления у младших школьников на уроках физической культуры.







  1. Понятие творческого мышления


В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в информацию задачах в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.




2. Требования ФГОС по физической культуре

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. Д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.



  1. Способы формирования творческого мышления на уроках физической культуры

«Метод мозгового штурма» подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

  1. генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

  2. анализ и оценка выдвинутых идей

Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Например, своей рабочей деятельности мы предлагаем учащимся карточки с заданиями:

* Вспомните и запишите все известные вам пословицы и поговорки о спорте и здоровом образе жизни. Выскажите свое мнение или понимание одной из пословиц из вашего перечня.

* Напишите не большое эссе по данной поговорке/пословице «В здоровом теле здоровый дух»

Для достижения цели так же эффективно ситуационное обучение, которое по сути, представляет собой анализ конкретных ситуаций. При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попавших в различного рода экстремальные ситуации. Наиболее распространенный способ - письменное описание событий. Обычно текст не превышает половины одной страницы. На практике можно использовать карточки описанной ситуацией, которые могут выполнять учащиеся в качестве домашнего задания или на уроке. Сюжет может быть подобран учителем ,а может самим учеником.

В своей рабочей деятельности мы предлагаем учащимся карточки с заданиями на которых описаны ситуации, участниками которых являются сказочные герои. Пример ситуационной задачи:

Лесная братва готовиться к зимней олимпиаде в Сочи 2014. Зайчонок купил себе лыжное снаряжение: костюм, шапочку, варежки, беговые лыжи, ботинки, носки, шарфик, а палки купить забыл. «Ни чего - сказал зайчик, - я и без палок бегать могу».

Медвежонок взял тоже снаряжение, но не забыл про палки. Они ему так понравились, что он начал махать ими в разные стороны.
Едет по лесу на лыжах и машет руками в разные стороны, только иногда в снег их втыкает.

Белый леопард Барсик посмотрел на медвежонка, и задумался: «надо же быстрее, значит и отталкиваться палками нужно чаще». Он прижал руки ближе к туловищу и резко оттолкнулся сразу двумя руками.

Кто прав? Зайка, который катается без палок; Медвежонок , который катается размахивая палками, или Барсик, который активно отталкивается руками? Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.

Пример игры. Учащимся предлагают каждому по карточке на которых написано: * время (день, утро, вечер)

  • действия (закаливание, умывание, зарядка и т.д.)

Задача ребят сформировать группы в которых будет соотносится время и действие.

Так же ребятам предлагается решить или составить кроссворд по теме «Физическая культура», «Олимпийские игры», «Здоровый образ жизни» и т.д.

Интеллект карты - это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карты - очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Области применения Интеллект-карт:

Обучение

создание ясных и понятных конспектов лекций;

максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

подготовка к экзаменам;

запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

Презентации

вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;

проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Мозговой штурм

генерация новых идей, творчество;

коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

четкое видение всех «за» и «против»;

более взвешенное и продуманное решение.












Заключение

В связи с новыми требованиями ФГОС по физической культуре, были внесены изменения в УМК, который позволяет обеспечивать формирование целостного представления о единстве биологического и социального развития человека.

В соответствии с программой образовательного процесса в области физической культуры в начальной школе должен быть ориентирован:

  1. На развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

  2. На освоение знаний о физической культуре.

  3. На обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

  4. На обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта.

Программа ориентирована на создание у школьников основы самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающая социальную успешность, творческое мышление, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В своей преподавательской деятельности мы часто сталкиваемся со сложностью организации преподаваний теоретических знаний у обучающихся. Нами разработаны некоторые виды заданий для развития творческого мышления и восполнения знаний по теоретической подготовке. Например:

  • «Мозговой штурм» - карточки с заданиями:

* Вспомните и запишите все известные вам пословицы и поговорки о спорте и здоровом образе жизни. Выскажите свое мнение или понимание одной из пословиц из вашего перечня.

* Напишите не большое эссе по данной поговорке/пословице «В здоровом теле здоровый дух»

  • Ситуационной задачи - карточки в которых описано ситуация. Задача обучающегося за счет анализа ошибок выявить правильный алгоритм действий, или предложить свой.

  • Познавательные игры - выдаются задания с различным родам деятельности и действий на определения связи между временем, деятельностью и действиям.

  • Индивидуальные задания - кроссворды, ребусы, эссе, рисунки на тему «Физическая культура», «Здоровый образ жизни», «Олимпийские игры», «Виды спорта», «Двигательная активность».

  • Интеллект - карты.


















Список литературы

  1. Андреева Л.Г., Осипова З.В. Методическое объединение учителей физкультуры и учителей основ безопасности жизнедеятельности. - Волгоград.: Учитель, 2011

  2. Власова Т.И. Физическая культура в школе - М.: Волгоград, 2011

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.

  4. Киселев С.Б., Киселева П.А. Справочник учителя физической культуры. - М.: 2009

  5. Лeрнeр И.Я. Дидaктичeскиe oснoвы мeтoдoв oбучeния. - М.: Пeдaгoгикa, 1981.

  6. Лук А.Н. Психoлoгия твoрчeствa. - М.: Нaукa, 1978. - 127 с.

  7. 6. Мaтюшкин А.М. Прoблeмныe ситуaции в мышлeнии и oбучeнии. - М., 1972.

  8. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. - М.:Просвещение, 2011 год

  9. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 1988.

  10. Топоров И.К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 2000



© 2010-2022