- Преподавателю
- Физкультура
- «Здоровым быть здорово»
«Здоровым быть здорово»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельник А.В. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
17
Программа кружка по воспитанию
культуры здоровья детей
«Здоровым быть здорово»
Учитель
физического развития
Мельник Алёна Васильевна
Пояснительная записка
Программа кружка по воспитанию культуры здоровья детей «Здоровым быть здорово» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях и Концепцией школьного образования.
Цель программы: формирование у школьников представлений о здоровье как ценности, культуре здоровья, здоровом образе жизни.
Задачи.
-
Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
-
Сформировать элементарные представления о строении организма человека, о значении систем органов.
-
Обучать детей уходу за своим телом, развивать основы гигиенической и двигательной культуры.
-
Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
-
Научить детей безопасному поведению в экстремальных ситуациях.
Программа кружка рассчитана для детей 4-6 лет.
Основные средства обучения детей: проблемные беседы, имитационные игры, театрализации, конкурсы, викторины, практическая деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
Занятия с детьми проводятся с октября по апрель, 1 раз в неделю, продолжительностью до 30 минут. Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, результаты которого заносятся в таблицы (прил.).
Диагностика культуры здоровья ребенка помогает выявить:
- способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
- осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;
- способы решения задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Основные методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности и др.
Показателями эффективности работы по воспитанию культуры здоровья детей дошкольного возраста будет:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Программа воспитания культуры здоровья состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
-
«Человек - живое существо»
-
«В гостях у Мойдодыра»
-
«Помоги себе сам»
-
«Золотые правила питания»
-
«Человек и природа»
-
«Откуда берутся болезни»
-
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
-
«Человек - живое существо».
Ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и физического совершенствования.
-
«В гостях у Мойдодыра».
Формирование у детей элементарных гигиенических умений и навыков. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как с помощью воды и мыла можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
-
Третий раздел «Помоги себе сам».
Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи, умений правильно вести себя в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу полиции, скорой помощи, пожарную службу.
-
«Золотые правила питания»
Представление о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие - нет. Закрепление у детей правил поведения за столом и правил сервировки стола как теоретически, так и практически.
-
«Человек и природа»
Ознакомление детей с охраной окружающей среды, обучение называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
-
«Откуда берутся болезни»
Изучение причин возникновения болезней и формирование способов их профилактики,
-
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Дать детям представление о продуктах с наиболее большим содержанием витаминов и минеральных веществ и определить их значение для организма человека.
Содержание программы «Здоровым быть здорово»
-
Человек - живое существо
Содержание раздела
Количество часов
Форма
проведения
Срок исполнения
-
Строение нашего организма (органы и системы органов).
1
Беседа, имитационная игра
Октябрь
-
Органы чувств
1
Беседа, дидактические игры, игровые упражнения
Октябрь
-
Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение)
1
Беседа, конкурс рисунков
Октябрь
-
В здоровом теле - здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм)
1
Подвижные игры, беседа
Октябрь
-
В гостях у Мойдодыра
-
Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами)
1
Рисование, практикум
Ноябрь
-
Почему болят зубы? (советы доктора Флюса и бобра Семёна)
1
Беседа, игры, театрализация
Ноябрь
-
От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)
1
Игра, практическое занятие
Ноябрь
-
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья (закаливание организма)
1
Конкурс рисунков, беседа
Ноябрь
-
Помоги себе сам
-
Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03)
1
Имитационная игра, беседа
Декабрь
-
Правила поведения на улице
1
Практическое занятие
Декабрь
-
Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)
1
Театрализация, беседа
Декабрь
-
Оказание первой доврачебной помощи
1
Практическое занятие
Декабрь
-
Золотые правила питания
-
Вредная пятёрка и полезная десятка (полезные и вредные продукты)
1
Беседа, конкурс рисунков.
Январь
-
Здоровая пища для всей семьи
1
Беседа, творческий конкурс.
Январь
-
Правила поведения за столом
1
Тренинг, беседа
Январь
-
Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения)
1
Театрализация «День рождения»
Январь
-
Человек и природа
-
Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги
1
Беседа, дидактическая игра
Февраль
-
Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)
1
Просмотр видео «У природы на пороге», беседа
Февраль
-
Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе)
1
Проблемная беседа
Февраль
-
Умей сказать «нет» (о вредных привычках)
1
Театрализация
Февраль
-
Откуда берутся болезни?
-
Болезни и здоровье. Признаки заболевания
1
Беседа, имитационная игра
Март
-
Боль физическая и душевная
1
Психологический тренинг
Март
-
Как вести себя во время болезни
1
Тренинг, беседа
Март
-
Профилактика заболеваний
1
Проблемная беседа, игра
Март
-
Овощи и фрукты - полезные продукты
-
Ценность овощей и фруктов.
1
Беседа, конкурс загадок
Апрель
-
Лук - от семи недуг (о пользе лука и чеснока)
1
Конкурс пословиц и поговорок
Апрель
-
Зачем нужны соки и фрукты. Витамины - маленькое чудо природы
1
Беседа, имитационная игра
Апрель
-
«Витаминопанорама»
1
Конкурсная программа
Апрель
Итого: 28 часов
Прогнозируемые результаты
К концу года обучения по программе «Культура здоровья» ребенок должен знать и иметь представление:
- о ценности своего здоровья;
- об основных правилах гигиены;
- об основных функциях организма;
- о важности постоянных занятий утренней гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- об основных витаминах, содержащихся в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и при несчастных случаях.
Ребенок должен уметь:
- соблюдать элементарные правила гигиены, вовремя и правильно мыть руки, чистить зубы;
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины.
Список использованной литературы
-
Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. - 2000. - №4. - С.10-13.
-
Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т.Л.Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112с.-(Библиотека воспитателя)
-
Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие - 2-е изд. переработ. - М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 144 с. - (Дошкольное образование)
-
Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. - М.: Школьная пресса, 2007. - 24с.
-
Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми текст: методическое пособие - 2-е изд. испр. и доп.. - М.: 2001.- 94 с.
-
Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. - М.: Просвещение, 2002. - 110с.
-
Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2000. - 107с.
Приложение 1
Диагностика культуры здоровья ребенка
Раздел: «Человек - живое существо»
Ф.И. ребенка
показатели
1.Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида.
2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем.
3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)
4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений.
5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.
6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.
Раздел: «В гостях у Мойдодыра»
Ф.И. ребенка
показатели
1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами
2. Знает основные причины болезни зубов.
3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.
4.Знает основные принципы и виды закаливания организма.
5С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома.
6.Умеет одеваться в соответствии с погодой.
7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж.
8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета…)
Раздел: «Помоги себе сам»
Ф.И. ребенка
показатели
1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож..)
2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер..)
3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости.
4.Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице.
5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану..)
6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения (01,02,03)
7. Знает и соблюдает правила дорожного движения.
8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения.
9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх.
Раздел: «Человек и природа»
Ф.И. ребенка
показатели
1.Знает правила поведения в природе.
2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы.
3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства.
4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении.
5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей.
6.Имеет представление о Красной книге.
7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы.
8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе..
9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты.
Разделы: «Золотые правила питания»
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка
показатели
1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде.
2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять.
3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом.
4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы.
5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов.
6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока.
7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма.
Раздел: «Откуда берутся болезни?»
Ф.И. ребенка
показатели
1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих.
2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган.
3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний.
4.Имеет представления о душевно и физической боли.
5.Знает как себя вести во время болезни.
6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком.
7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку.
8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку.