«Здоровым быть здорово»

Программа кружка по воспитанию культуры здоровья детей  «Здоровым быть здорово» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях и Концепцией школьного образования. Цель программы: формирование у школьников представлений о здоровье как ценности, культуре здоровья, здоровом образе жизни. Задачи. 1.     Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью. 2.     Сформировать элементарные представления о строении организма человека, о значении систем органов. 3.     Обучать детей уходу за своим телом, развивать основы гигиенической и двигательной культуры. 4.     Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма. 5.     Научить детей безопасному поведению в экстремальных ситуациях. Программа кружка рассчитана для детей 7-11 лет
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

Программа кружка по воспитанию

культуры здоровья детей


«Здоровым быть здорово»





Учитель

физического развития

Мельник Алёна Васильевна














Пояснительная записка

Программа кружка по воспитанию культуры здоровья детей «Здоровым быть здорово» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях и Концепцией школьного образования.

Цель программы: формирование у школьников представлений о здоровье как ценности, культуре здоровья, здоровом образе жизни.

Задачи.

  1. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

  2. Сформировать элементарные представления о строении организма человека, о значении систем органов.

  3. Обучать детей уходу за своим телом, развивать основы гигиенической и двигательной культуры.

  4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.

  5. Научить детей безопасному поведению в экстремальных ситуациях.

Программа кружка рассчитана для детей 4-6 лет.

Основные средства обучения детей: проблемные беседы, имитационные игры, театрализации, конкурсы, викторины, практическая деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.

Занятия с детьми проводятся с октября по апрель, 1 раз в неделю, продолжительностью до 30 минут. Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, результаты которого заносятся в таблицы (прил.).

Диагностика культуры здоровья ребенка помогает выявить:

- способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;

- осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;

- способы решения задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Основные методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности и др.

Показателями эффективности работы по воспитанию культуры здоровья детей дошкольного возраста будет:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Программа воспитания культуры здоровья состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.


  1. «Человек - живое существо»

  2. «В гостях у Мойдодыра»

  3. «Помоги себе сам»

  4. «Золотые правила питания»

  5. «Человек и природа»

  6. «Откуда берутся болезни»

  7. «Овощи и фрукты - полезные продукты»


  1. «Человек - живое существо».

Ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и физического совершенствования.


  1. «В гостях у Мойдодыра».

Формирование у детей элементарных гигиенических умений и навыков. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как с помощью воды и мыла можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

  1. Третий раздел «Помоги себе сам».

Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи, умений правильно вести себя в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу полиции, скорой помощи, пожарную службу.

  1. «Золотые правила питания»

Представление о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие - нет. Закрепление у детей правил поведения за столом и правил сервировки стола как теоретически, так и практически.

  1. «Человек и природа»

Ознакомление детей с охраной окружающей среды, обучение называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.

  1. «Откуда берутся болезни»

Изучение причин возникновения болезней и формирование способов их профилактики,

  1. «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Дать детям представление о продуктах с наиболее большим содержанием витаминов и минеральных веществ и определить их значение для организма человека.



Содержание программы «Здоровым быть здорово»


  1. Человек - живое существо

Содержание раздела

Количество часов

Форма

проведения

Срок исполнения

  1. Строение нашего организма (органы и системы органов).

1

Беседа, имитационная игра

Октябрь

  1. Органы чувств

1

Беседа, дидактические игры, игровые упражнения

Октябрь

  1. Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение)

1

Беседа, конкурс рисунков

Октябрь

  1. В здоровом теле - здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм)

1

Подвижные игры, беседа

Октябрь

  1. В гостях у Мойдодыра

  1. Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами)

1

Рисование, практикум

Ноябрь

  1. Почему болят зубы? (советы доктора Флюса и бобра Семёна)

1

Беседа, игры, театрализация

Ноябрь

  1. От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)

1

Игра, практическое занятие

Ноябрь

  1. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья (закаливание организма)

1

Конкурс рисунков, беседа

Ноябрь

  1. Помоги себе сам

  1. Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03)

1

Имитационная игра, беседа

Декабрь

  1. Правила поведения на улице

1

Практическое занятие

Декабрь

  1. Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)

1

Театрализация, беседа

Декабрь

  1. Оказание первой доврачебной помощи

1

Практическое занятие

Декабрь

  1. Золотые правила питания

  1. Вредная пятёрка и полезная десятка (полезные и вредные продукты)

1

Беседа, конкурс рисунков.

Январь

  1. Здоровая пища для всей семьи

1

Беседа, творческий конкурс.

Январь

  1. Правила поведения за столом

1

Тренинг, беседа

Январь

  1. Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения)

1

Театрализация «День рождения»

Январь

  1. Человек и природа

  1. Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги

1

Беседа, дидактическая игра

Февраль

  1. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)

1

Просмотр видео «У природы на пороге», беседа

Февраль

  1. Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе)

1

Проблемная беседа

Февраль

  1. Умей сказать «нет» (о вредных привычках)

1

Театрализация

Февраль

  1. Откуда берутся болезни?

  1. Болезни и здоровье. Признаки заболевания

1

Беседа, имитационная игра

Март

  1. Боль физическая и душевная

1

Психологический тренинг

Март

  1. Как вести себя во время болезни

1

Тренинг, беседа

Март

  1. Профилактика заболеваний

1

Проблемная беседа, игра

Март

  1. Овощи и фрукты - полезные продукты

  1. Ценность овощей и фруктов.

1

Беседа, конкурс загадок

Апрель

  1. Лук - от семи недуг (о пользе лука и чеснока)

1

Конкурс пословиц и поговорок

Апрель

  1. Зачем нужны соки и фрукты. Витамины - маленькое чудо природы

1

Беседа, имитационная игра

Апрель

  1. «Витаминопанорама»

1

Конкурсная программа

Апрель

Итого: 28 часов

Прогнозируемые результаты

К концу года обучения по программе «Культура здоровья» ребенок должен знать и иметь представление:

- о ценности своего здоровья;

- об основных правилах гигиены;

- об основных функциях организма;

- о важности постоянных занятий утренней гимнастикой и физкультурой;

- о пользе закаливания;

- об основных витаминах, содержащихся в продуктах питания;

- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

- о первой помощи при травме;

- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и при несчастных случаях.

Ребенок должен уметь:

- соблюдать элементарные правила гигиены, вовремя и правильно мыть руки, чистить зубы;

- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

- проводить закаливающие процедуры;

- правильно пользоваться личными вещами;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины.


Список использованной литературы


  1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. - 2000. - №4. - С.10-13.

  2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т.Л.Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112с.-(Библиотека воспитателя)

  3. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие - 2-е изд. переработ. - М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 144 с. - (Дошкольное образование)

  4. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. - М.: Школьная пресса, 2007. - 24с.

  5. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми текст: методическое пособие - 2-е изд. испр. и доп.. - М.: 2001.- 94 с.

  6. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. - М.: Просвещение, 2002. - 110с.

  7. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2000. - 107с.



Приложение 1

Диагностика культуры здоровья ребенка


Раздел: «Человек - живое существо»


Ф.И. ребенка

показатели



1.Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида.



2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем.



3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)



4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений.



5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.



6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.



Раздел: «В гостях у Мойдодыра»


Ф.И. ребенка

показатели



1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами



2. Знает основные причины болезни зубов.



3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.



4.Знает основные принципы и виды закаливания организма.



5С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома.



6.Умеет одеваться в соответствии с погодой.



7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж.



8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета…)






Раздел: «Помоги себе сам»


Ф.И. ребенка

показатели



1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож..)



2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер..)



3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости.



4.Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице.



5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану..)



6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения (01,02,03)



7. Знает и соблюдает правила дорожного движения.



8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения.



9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх.





Раздел: «Человек и природа»

Ф.И. ребенка

показатели



1.Знает правила поведения в природе.



2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы.



3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства.



4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении.



5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей.



6.Имеет представление о Красной книге.



7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы.



8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе..



9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты.





Разделы: «Золотые правила питания»

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Ф.И. ребенка

показатели



1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде.



2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять.



3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом.



4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы.



5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов.



6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока.



7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма.












Раздел: «Откуда берутся болезни?»

Ф.И. ребенка

показатели



1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих.



2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган.



3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний.



4.Имеет представления о душевно и физической боли.



5.Знает как себя вести во время болезни.



6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком.



7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку.



8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку.







© 2010-2022