Программа Национальные виды спорта

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Национальные виды спорта»

(Срок реализации -2года. Для детей 15-17лет)







Автор:

Шмурыгин Е.А





г.Лянтор

Пояснительная записка

Одной из неотъемлемых составляющих культуры коренных малочисленных народов Севера является традиционная физическая культура. Востребованность активного образа жизни в суровых климатических условиях, развитие мышечной системы, опорно-двигательного аппарата способствовало ее совершенствованию. Посредством элементов физической культуры (национальные подвижные и силовые игры, физические упражнения, закаливание), подрастающему поколению передавались знания, умения, навыки традиционного образа жизни аборигенных народов в экстремальных природно-климатических условиях.

Программа «Национальные виды спорта» создает условия для приобщения к занятиям этим видом спорта как коренным жителям северных территорий так и всем желающим развивать свои физические способности. Система специфических упражнений способствует развитию выносливости, наблюдательности, анализаторных механизмов (вестибулярного, зрительного, кинестетического) необходимых в повседневной жизни. Вышесказанное обосновывает актуальность данной программы.

Программа составлена на основе: «Программа по физическому воспитанию учащихся 10-11 классов на основе традиций коренного населения ХМАО». Авторы: Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А., разработанной кафедрой теоретических основ физического воспитания Сургутского государственного педагогического института.

Отличительной особенностью программы является соединение комплекса оздоровительных физических упражнений с изучением и освоением национальных видов спорта северного многоборья. Программа призвана углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, обучающихся в национальных видах спорта народов Севера. В программе подобран материал по изучению спортивных традиций народов севера, а, также, введены разделы по изучению народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений (метание тынзяня, прыжки через нарты). Данная программа носит физкультурно-спортивный, оздоровительный характер.

Новизна программы заключается в овладении обучающимися техникой выполнения различных видов специфических упражнений народов Севера, знакомстве с национальными обычаями, культурой, традициями, историей народных игр. В ходе занятий используется дифференцированный подход к обучающимся с учетом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности. Успешному решению оздоровительных задач способствует систематическое проведение занятий на открытом воздухе, а, также, постепенное повышение нагрузки, приемов регуляции и саморегуляции психического и физического состояния обучающихся .

Программа «Национальные виды спорта» рассчитана на 2 года обучения, 342 часа в год. Обучение организуется в группах детей с 15 до 17 лет. В объединения допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и двигательных способностей посредством освоения национальных видов спорта народов ханты и манси

Задачи:

  • Освоить технику выполнения самобытных упражнений народов Севера.

  • Развить двигательные способности, силу, выносливость, координацию движений.

  • Расширить знания обучающихся о национальных обычаях, традициях народов Севера, истории народных игр, национальных видах спорта.

  • Воспитать волевые качества: целеустремленность, настойчивость, оптимизм.

Методы обучения:

  • Наглядный - в выполнении упражнений с ориентацией на образец, копирование предложенного образца.

  • Словесный и наглядный - объяснение и показ упражнений.

  • Словесный - объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений.

- Практический - самостоятельное выполнение упражнений, проведение состязаний, игр, соревнований.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, групповая, коллективная, в парах.

Форма занятий: традиционное занятие, занятие-состязание, соревнование, занятие-игра.

Для регулярного контроля за уровнем развития физических качеств обучающихся используются контрольные занятия по физической подготовке. Сдача нормативов выявляет как общую физическую подготовку, так и уровень специальной подготовки. Форма проверки подготовленности обучающихся - соревнования, показательные состязания.

К концу первого года обучения обучающиеся должны

Знать:

  • историю возникновения народных игр;

  • национальные обычаи, традиции народов Севера;

  • национальные виды спорта, состязания, игры;

  • упражнения общефизической подготовки;

  • правила и обязанности участников соревнований национальных видов спорта коренных

народов Севера;

  • приемы контроля и самоконтроля.

Уметь:

  • технически правильно выполнять двигательные упражнения ОФП;

  • выполнять спортивные упражнения народов Севера в определенном ритме и темпе с

предметами и без предметов;

  • выполнять нормативы по национальным видам спорта на уровне 3 спортивного

разряда;

  • проводить диагностику самочувствия

К концу второго года обучения обучающиеся должны

Знать:

  • технику выполнения национальных видов спорта;

  • приспособления и техническое оснащение национальных видов спорта;

  • технику безопасности при выполнении национальных спортивных упражнений;

  • правила организации и проведения соревнований;

  • основы здорового образа жизни.

Уметь:

  • технически правильно выполнять двигательные упражнения;

  • выполнять нормативы на уровне 2 спортивного разряда по национальным видам спорта;

  • организовывать и проводить игры, соревнования самостоятельно;

  • проводить регуляцию и саморегуляцию психического и физического состояния.

Учебно-тематический план. 1 год обучения

Содержания

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение в образовательную программу

18

6

12

1.1.

Вводное занятие

12

3

9

1.2.

Традиции, обычаи, спортивные игры, состязания народов Севера

3

1,5

1,5

1.3

Самоконтроль в процессе занятий спортом

3

1,5

1,5

Раздел 2. Метание

39

12

27

2.2.

Метание тынзяна

12

3

9

2.3.

Метание тынзяна на хорей

15

3

12

2.4.

Метание малого мяча, камней, шишек

6

3

3

2.5.

Метание набивных мячей из различных положений

6

3

3

Раздел 3. Бег

119

21

99

3.1

Специальные беговые упражнения

21

3

18

3.2.

Бег с максимальной скоростью на дистанцию 60-100 метров

21

3

18

3.3.

Бег по пересеченной местности

27

6

21

3.4.

Эстафетный бег

39

6

33

3.5.

Бег с палкой по пересеченной местности

12

3

9

Раздел 4. Прыжки

123

21

102

4.1.

Прыжки

21

3

18

4.2.

Тройной национальный прыжок

27

3

24

4.3.

Тройной национальный прыжок с разбега.

36

6

30

4.4.

Прыжки через нарты

39

9

30

Раздел 5. Национальные игры

24

6

18

5.1.

Подвижные игры

12

3

9

5.2.

Силовые игры

12

3

9

Раздел 6. Спортивные соревнования

18

6

12

6.1.

Соревнования по силовым ми подвижным играм

6

3

3

6.2.

Соревнования по национальным видам спорта

12

3

9

Итого

342

76,5

265,5

Содержание курса первого года обучения

Раздел 1. Введение в образовательную программу

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория: Комплектование. Знакомство с обучающимися. ТБ и санитарно-гигиенические требования на занятиях. Значение физической культуры для здоровья. Санитарно-гигиенические требования к спортсменам.

Практика: Просмотр и анализ видеоматериалов о национальных видах спорта. ОФП, национальные игры коренных народов Севера.

Тема 1.2. Традиции, обычаи, спортивные игры, состязания народов Севера

Теория. Традиции, обычаи, спортивные игры, состязания народов Севера. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Влияние образа жизни на состояние здоровья.

Практика: Просмотр и анализ видеоматериалов о национальных видах спорта. ОФП, национальные игры коренных народов Севера.

Форма занятия: традиционное, соревнование

Тема 1.3. Самоконтроль в процессе занятий спортом

Теория. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание.

Практика: Воспроизведение приемов самоконтроля. Фиксирование самочувствия в дневнике.

Форма занятия: традиционное, соревнование

Методическое обеспечение: основы традиционного физического воспитание коренных народов Сибири В. П. Красильников

Форма подведения итога: собеседование


Раздел 2. Метание

Тема 2.1. Метание тынзяня

Теория. Понятие «Тынзян». Правила наматывания тынзяна на руку. Хранение спортивного инвентаря.

Практика: Метание тынзяна. Метание тынзяна с 3-9 метров

Тема 2.2. Метание тынзяна на хорей

Теория. Особенности изготовления тынзяня, хорея. Правила безопасности на занятии. Техника метания тынзяня.

Практика: Совершенствование техники метания тынзяна на хорей.

Тема 2.3. Метание малого мяча, камней, шишек

Теория. Особенности метание мяча с места в цель, точность попадания в цель.

Практика. Правильное выполнение метания мяча в цель с места.

Тема 2.4. Метание набивных мячей из различных положений

Теория: Метание набивного мяча с места в цель, точность попадания в цель.

Практика: Правильное выполнение метания мяча в цель с места.

Форма занятия: традиционное занятие, занятие - соревнование,

Методическое обеспечение: В.П.Красильников «Основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири», пособие Синявский Н И. Нормы, нормативы по возрастам.

Форма подведения итогов: Специальные упражнения силовой направленности для мышц туловища, плеча и предплечья, собеседование, соревнование по метанию тынзяня, соревнование по метанию мяча с места


Раздел 3. Бег

Тема 3.1 Специальные беговые упражнения

Теория. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег, переменный бег, повторные беговые упражнения.

Практика: Выполнение специальных беговых упражнений.

Тема 3.2. Бег с максимальной скоростью на дистанцию 60 - 100 метров

Теория. Понятие скоростного бега. Бег с изменением скорости.

Практика: Тренировка бега на 60-100 метров.

Тема 3.3. Бег по пересеченной местности

Теория: Медленный бег, попеременный бег, контрольный норматив времени .

Практика: Бег по пересеченной местности от 2- 3,5 км.

Тема 3.4. Эстафетный бег

Теория:. Правила эстафетного бега. Старт в эстафетном беге.

Практика: Выполнение норматива эстафетного бега.

Тема 3.5. Бег с палкой по пересеченной местности

Теория. Медленный бег с палкой 2 км, переменный бег. Приемы контроля самочувствия.

Практика: Выполнение норматива бега с палкой. Контроль самочувствия.

Методическое обеспечение: нормативы в эстафетном беге, нормативы по бегу, нормативы по бегу по пересеченной местности, нормативы в эстафетном беге.

Форма подведения итога: эстафета, соревнование по бегу на скорость, нормативы, соревнование по бегу на скорость, кросс по пересеченной местности.

Форма занятия: традиционное занятие занятие-соревнование, комбинированное



Раздел 4. Прыжки

Тема 4.1. Прыжки

Теория. Прыжки на месте с подниманием бедра, прыжки в длину с места.

Практика: Формирование умений прыжков в длину.

Тема 4.2. Тройной национальный прыжок

Теория. Прыжки вверх на месте с доставанием подвешенных предметов рукой, прыжки вверх на месте с доставанием подвешенных предметов ногой.

Практика: Выполнение тройного национального прыжка.

Тема 4.3. Тройной национальный прыжок с разбега

Теория: Техника выполнения тройного национального прыжка. Прыжки в длину с разбега и с места.

Практика: Выполнение тройного национального прыжка с разбега.

Тема 4.4. Прыжки через нарты

Теория. Спрыгивание с горки. Прыжки через надувные мячи, прыжки по разметкам с изменением расстояний между разметками. Прыжки через нарты высотой 30 см. Приемы контроля самочувствия.

Практика: Выполнение прыжков через нарты. Контроль самочувствия

Форма занятия: традиционное, игра, соревнование.

Методическое обеспечение: Л. А Семенов «Методические рекомендации», нормативы по прыжкам, нормы и нормативы по возрастам.

Форма подведения итога: собеседование, соревнования по прыжкам

Раздел 5. Национальные игры

Тема 5.1. Подвижные игры

Теория: Виды национальных подвижных игр. Основные правила игры "Северные олени". Бег широким шагом, прыжки животных, ориентация в пространстве.

Практика: Игры "Северные олени", "Оленья упряжка" ("Вэли кёр").

Тема 5.2. Силовые игры

Теория: Силовые национальные игры. Основные правила игры " Важенка и оленята".

Приемы самоконтроля самочувствия.

Практика: Игры " Важенка и оленята", "Догонялки" ("Пэнкинат"). Контроль самочувствия.

Формы занятия: комбинированное, занятие-игра.

Методическое обеспечение: Л. А Семенов «Методические рекомендации»

Форма подведения итога: анализ проведенных игр.

Раздел 6. Спортивные соревнования

Тема 6.1. Соревнования по силовым и подвижным играм

Теория: Правила соревнований по силовым и подвижным играм. Документальное оформление соревнований.

Практика: Подготовка к соревнованиям. Организация и проведение соревнований.

Соблюдение техники безопасности. Контроль самочувствия.

Тема 6.2. Спортивные соревнования по национальным видам спорта

Теория: Правила соревнований. Заявки, протоколы соревнований, судейство.

Практика: Подготовка к соревнованиям. Организация и проведение соревнований.

Форма занятия: традиционное занятие соревнование, игра

Методическое обеспечение: методические рекомендации Л. А Семенова, В.Г1.Красильников «Основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири».

Форма подведения итогов: соревнование «гонки на нартах», конкурс по перетягиванию палки.

Примерный учебно-тематический план. 2 год обучения

Наименование раздела. Тема

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение в образовательную программу

6

5

1

1.1

Вводное занятие

3

2

1

1.2.

Спортивные игры и состязания народов Севера

3

3

-

Раздел 2. Метание

60

24

36

2.1

Метание тынзяна на хорей

12

3

9

2.2

Метание тынзяна

12

3

9

2.3.

Метание малого мяча, камней, шишек

6

3

3

2.4.

Метание набивных мячей из различных положений

6

3

3

2.5

Игра «Броски палки вверх»

6

3

3

2.6

Игра «Броски копья»

6

3

3

2.7

Игра «Броски палки на дальность»

6

3

3

2.8

Соревнования по метанию тынзяна на хорей

6

3

3

Раздел 3. Бег

135

24

111

3.1.

Специальные беговые упражнения

9

3

6

3.2.

Бег с максимальной скоростью на дистанцию 200- 400 метров

12

3

9

3.3.

Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий

42

3

39

3.4.

Эстафетный бег

18

3

15

3.5.

Бег с палкой

30

3

27

3.6

Игра «Прятки»

6

3

3

3.7

Догонялки

6

3

3

3.8

Соревнования, бег с палкой

12

3

9

Раздел 4. Прыжки

117

21

96

4.1.

Развитие прыгучести

9

3

6

4.2.

Тройной национальный прыжок

9

3

6

4.3.

Тройной национальный прыжок с разбега

39

3

36

4.4.

Прыжки через нарты

42

3

39

4.5

Игра «Заячьи следы»

6

3

3

4.6

Игра «Заячьи прыжки»

6

3

3

4.7

Перетягивание палки

6

3

3

Раздел 5 Спортивные соревнования

24

6

18

5.1

Соревнования по национальным играм

12

3

9

5.2

Соревнования по национальным видам спорта

12

3

9

Итого:

342

81

261



Содержание курса второго года обучения



Раздел 1. Введение в образовательную программу

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория: Вводное занятие. Режим работы объединения, техника безопасности, правила

пожарной безопасности.

Практика: ОФУ. Техника безопасности при выполнении спортивных упражнений.

Тема 1.2. Спортивные игры и состязания народов Севера

Теория. Традиции, обычаи, спортивные игры, состязания народов Севера. Характерные особенности хантыйских игр. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Влияние образа жизни на состояние здоровья.

Практика: Игры народов Севера.

Формы занятия: традиционное, игра

Методическое обеспечение: основы традиционного физического воспитание коренных народов Сибири В. П. Красильников

Форма подведения итога: собеседование.

Раздел 2. Метание

Тема 2.1. Метание тынзяня на хорей

Теория. Особенности метания тынзяня на хорей. Специфика и устройство специальных площадок для игр и состязаний («яхтта-хар»).

Практика: Совершенствование техники метания тынзяня на хорей.

Тема 2.2. Метание тынзяня

Теория. Особенности метания тынзяня. Метание тынзяня с 3-9 метров. Хранение спортивного

инвентаря.

Практика: Метание тынзяня на хорей.

Тема 2.3. Метание малого мяча, камней, шишек

Теория: Техника метания мяча с места в цель, приемы для точности попадания в цель.

Практика: Совершенствование техники метания мяча в цель с места.

Тема 2.4. Метание набивных мячей из различных положений

Теория: Метание набивного мяча с места в цель, точность попадания в цель.

Практика: Метание мяча из различных положений.

Тема 2.5. Броски палки вверх

Теория. Виды палок. Техника броска палки вверх. Правила состязаний по броскам палки вверх.

Техника безопасности при бросках палок вверх.

Практика: Совершенствование навыка кидать палку в верх.

Тема 2.6. Броски копья (ланть ылпия такта)

Теория. Особенности копья. Материалы для изготовления копья. Правила состязаний по

метанию копья. Техника безопасности при бросках копья.

Практика: Совершенствование навыка метания копья.

Тема 2.7. Броски палки на дальность

Теория. Виды палок. Техника броска палки на дальность. Правила состязаний по броскам

палки на дальность. Техника безопасности при бросках палок на дальность.

Практика: Совершенствование навыка кидания палки.

Тема 2.8. Соревнования по метанию тынзяня на хорей

Теория. Правила соревнований по метанию тынзяня на хорей. Участники соревнований.

Особенности спортивного инвентаря. Оформление заявки, протокола

Практика: Организация и проведение соревнования метания тынзяня на хорей.

Форма занятия: традиционное, занятие-игра, занятие-соревнование.

Методическое обеспечение: Синявский Н И. «Пособие», В.П.Красильников «Основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири», методические рекомендации Л. А. Семенова, нормы, нормативы по возрастам

Форма подведения итога: специальные упражнения силовой направленности для мышц туловища, соревнование по метанию мяча с места, плеча и предплечья, анализ проведенной игры, анализ проведенной игры

Раздел 3. Бег

Тема 3.1. Специальные беговые упражнения

Теория. Виды бега: скоростной бег, переменный бег. Беговые упражнения.

Практика: Выполнение специальных беговых упражнений.

Тема 3.2. Бег с максимальной скоростью на дистанцию 200-400 метров

Теории. Скоростной бег, бег с изменением скорости.

Практика: Тренировка бега на 200-400 метров.

Тема 3.3. Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий

Теория: Особенности медленного бега, попеременного бега, контрольный норматив времени.

Практика: Бег по пересеченной местности от 2-3,5 км.

Тема 3.4. Эстафетный бег на результат

Теория: Понятие эстафеты. Участники эстафетного бега. Старт в эстафетном беге.

Практика: Выполнение норматива эстафетного бега.

Тема 3.5. Бег с палкой

Теория: Медленный бег с палкой 2 км, переменный бег.

Практика: Выполнение норматива бега с палкой.

Тема 3.6. Прятки /конях янтэх/

Теория: Правила игры. Участники соревнований. Жеребьевка.

Практика: Упражнения ОФП. Национальные игры.

Тема 3.7. Догонялки /пэнкинат/

Теория: Правила игры. Участники соревнований. Жеребьевка.

Практика: Упражнения ОФП. Национальные игры.

Тема 3.8. Соревнования, бег с палкой

Теория: Особенности бега с палкой 2 км. Спортивный инвентарь. Техника безопасности.

Практика: Упражнения ОФП. Национальные игры.

Выполнение норматива бега с палкой.

Форма занятия: традиционное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, комбинированное

Методическое обеспечение: методическая рекомендация Л. А Семенов, нормативы в эстафетном беге, нормативы по бегу по пересеченной местности, нормативы в эстафетном беге,

Форма подведения итогов: анализ проведенной игры, эстафета, кросс по пересеченной местности, эстафета, соревнование по бегу на скорость, анализ проведенной игры.



Раздел 4. Прыжки

Тема 4.1. Развитие прыгучести

Теория: Виды упражнений для развития прыгучести. Прыжки на месте с подниманием бедра, прыжки в длину с места. Техника прыжков в длину с разбега и с места.

Практика: Упражнения ОФП. Упражнения на развитие прыгучести. Выполнение нормативов по прыжкам в длину.

Тема 4.2. Тройной национальный прыжок

Теория: Прыжки вверх на месте с доставанием подвешенных предметов рукой, прыжки вверх на месте с доставанием подвешенных предметов ногой.

Практика: Формирование навыка выполнения тройного национального прыжка.

Тема 4.3. Тройной национальный прыжок с разбега

Теория: Прыжки вверх, на месте с доставанием подвешенных предметов рукой. Прыжки в длину с разбега и с места.

Практика: Формирование навыка выполнения тройного национального прыжка с разбега.

Тема 4.4. Прыжки через нарты

Теория: Спрыгивание с горки матов с последующими прыжками через надувные мячи, прыжки по разметкам с изменением расстояний между разметками. Прыжки через нарты высотой 30 см.

Практика: Совершенствование навыков прыжков через нарты.

Тема 4.5. «Заячьи следы» (чевэр лэк)

Теория: Правила состязаний. Участники состязаний. Техника безопасности. Особенности выполнения прыжков. (Игрок должен приземлиться точно вслед на одной ноге)

Практика: Упражнения ОФП. Прыжковые упражнения. Национальные игры.

Тема 4.6. Заячьи прыжки

Теория: Правила состязаний. Участники состязаний. Техника безопасности. Особенности выполнения прыжков. (Игрок должен как можно дальше прыгнуть вперед)

Практика: Упражнения ОФП. Прыжковые упражнения. Национальные игры.

Тема 4.7. Перетягивание палки

Теория: Правила состязаний по перетягиванию палки; позиция ног, рук. Техника безопасности.

Практика: Отработка умений выбора правильного положения корпуса при перетягивании палки. Соблюдение техники безопасности.

Форма занятия: традиционное занятие, занятие -игра, соревнование

Методическое обеспечение: пособие Л.А Семенова, методические рекомендации Л. А. Семенова, нормативы по прыжкам, нормативы по возрастам, В.П.Красильников «Основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири».

Форма подведения итога: соревнование, соревнование по прыжкам, конкурс по перетягиванию палки

Раздел 5. Спортивные соревнования

Тема 5.1. Соревнования по национальным играм

Теория: Правила соревнований по национальным играм. Участники соревнований. Спортивный инвентарь.

Практика: Организация и проведение соревнований по национальным играм.

Тема 5.2. Соревнования по национальным видам спорта

Теория: Правила соревнований по национальным видам спорта. Участники соревнований. Оформление заявок, протокола соревнований. Судейство. Спортивный инвентарь.

Практика: Организация и проведение соревнований национальным видам спорта.

Форма занятия: соревнования

Методическое обеспечение: пособие Л.А Семенова, методические рекомендации Л. А. Семенова, нормативы по прыжкам, нормативы по возрастам, В.П. Красильников «Основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири».

Форма подведения итога: соревнование, соревнование по прыжкам, конкурс по перетягиванию палки





Литература

  1. Красильников В.П., Народные подвижные игры и состязания как средство социализации детей коренных народов Сибири

  2. Зуев В.Н., Северное многоборье, Москва 2003 - 270с.

  3. Национальные виды спорта (техника, методика, тренировка): Учено-методическое пособие / Н.И. Синявский, В.В. Власов. -Сургут: РИО СурГПУ, 2010. -128 с. (7,5 п.л.)

  4. Сетяева, Н.Н. Психолого-педагогические и медико-биологические методы в процессе подготовки специалистов по физической реабилитации (статья) Успехи современного естествознания. - 2009. - № 3. - С. 60 -62. (72 стр.- 0,15 п.л.)

© 2010-2022