Рабочая программа по физической культуре ФГОС 3 часа по А. П. Матвееву для учащихся 7 классов

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Введение

Программа по физической культуре для 7 классов разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- «Программы общеобразовательных учреждений: Физическая Культура: 5-11 классы. Основная школа. Средняя школа: Базовый и профильный уровень». (Автор программы А.П. Матвеев 2015 г., допущено Министерством образования РФ).

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

  • Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).

  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

  • О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.

  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки выпускников, и предназначена для учащихся шестых классов муниципального образовательного учреждения сроком на 1 учебный год (2015-2016).

  1. Цели и задачи реализации программы

Общей целью образования в области физической культуры является формирование

у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В соответствии с этим, данная программа ориентируется на достижение следующих практических целей:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класс; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока. Учителям физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителям необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта. В седьмых классах предусмотрено 102 часов в год (3 часа в неделю) согласно Федеральному базисному учебному плану. Согласно учебному плану, из общего объёма учебного времени, отводимого на физическую культуру, 6% времени остаётся резервным и не обеспечивается учебным содержанием, предназначенным учителям образовательных учреждений для реализации их собственных подходов по структурированию и дополнительному насыщению учебного материала, использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения педагогическим технологиям.

Использование всего периода обучения программы является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

2.1.Структура и содержание учебной программы.

Программа состоит трёх из разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность»

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр), имеющих относительно выраженное прикладное значение; ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности. Основу темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта. Включение этой темы в образовательный процесс и выбор соответствующего базового вида спорта не являются обязательными.

Базисного учебного плана, либо 20% из общего годового бюджета времени, отводимого на дисциплину физической культуры (70 часов). При последнем варианте, соответственно, до 20% часов. При этом, соответственно, уменьшается объем часов и учебного материала других тем (физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивно-оздоровительной деятельности с обще-развивающей направленностью).
Предлагаемый нами вариант тематического планирования является как пример для учителей со стажем работы, так и для молодых специалистов, педагогов дополнительного образования, не имеющих большого опыта планирования учебной работы. Эксперимент предусматривает:

- создание условий для организации оздоровительного процесса, которые позволят сохранить и повысить уровень резервов здоровья и физической работоспособности обучающихся, воспитание устойчивого интереса детей к занятиям физическими упражнениями и спортивной тренировке;

- разработку модели учреждения, способного обеспечить полноценное образование, духовно - нравственное, гармоничное развитие психически и физически здоровой, социально адаптированной личности ребенка, путем интеграции в образовательный процесс научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий

Согласно учебному плану, из общего объёма учебного времени, отводимого на физическую культуру, 6% времени остаётся резервным и не обеспечивается учебным содержанием, предназначенным учителям образовательных учреждений для реализации их собственных подходов по структурированию и дополнительному насыщению учебного материала, использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения педагогическим технологиям.

Использование всего периода обучения программы является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся.

Особенностью настоящего эксперимента является то, что он направлен на овладение всеми богатствами физической культуры и спорта посредством изучения спортивных дисциплин на основе бадминтона. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Невозможно передать словами все богатство содержания игры в бадминтон. Обычно среди зрителей то и дело слышится «Вот это игра!», «Где бы научиться играть?».

В предлагаемом нами варианте дано тематическое планирование по урокам и задачи обучения на каждом уроке. Учитель сам вправе определить задачи, которые должны быть решены на уроке при использовании данного упражнения. Планирование учителем своей работы - это выражение профессиональных качеств, знаний, способностей, коммуникативности в общении с детьми.

Учитель физической культуры сам решает вопросы организации урока исходя из личного опыта, профессионального мастерства с учетом научно-методических разработок и особенностей условий организации и проведения занятий использования интернет-технологий.

Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической готовности учитель постоянно должен внедрять в сознание детей такое понятие-программу: «Сегодня я лучше, чем вчера, а завтра должен быть лучше, чем сегодня».

Для занятий бадминтоном необходим опрятный, чистый и хорошо подогнанный костюм белого (светлого) цвета. Костюм состоит: у мальчиков - из спортивных шорт, тенниски или майки; у девочек - из короткой юбки или шорт, тенниски. Обувь должна быть на мягкой подошве и без каблуков. Температура в помещении не ниже плюс 14 градусов. Меры безопасности на уроках бадминтона необходимо соблюдать в соответствии с нормативными требованиями по организации учебно-тренировочного процесса и возрастными особенностями занимающихся. (Постановление «О введении в действие санитарно-эпидемиологических привил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03» от 3 апреля 2003 года № 27)

Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класс; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока.

Учителям физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителям необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.

Завершается программа изложением Требований к уровню подготовки выпускников пятых классов по физической культуре. Эти требования соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В качестве формы для оценивания учащихся применяется тесты - зачёты по видам спорта.

2.2 Формы организации и планирование образовательного процесса.

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе - уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы .

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.

Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 945 ч, из расчета 3 ч в неделю с V по IX класс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени - 20 % (70 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

4.1. Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства

для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

4.2.Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

4.3.Метапредметные результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

4.4.Предметные результаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.


  1. Содержание учебного курса.

Распределение программного материала в учебных часах


№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Класс

VII

I

Знания о физической культуре

4

1

1.1.История физической культуры

1.5

2

1.2. Базовые понятия физической культуры

1.5

3

1.3. Физическая культура человека

1

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

1

Организация и проведение занятий физической культурой

В процессе уроков

2

Оценка эффективности занятий физической культурой

III

Физическое совершенствование

98

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

- комплекс упражнений для развития гибкости

- комплекс упражнений для развития координации движений

- комплекс упражнений для формирования правильной осанки

с учётом

индивидуальных особенностей

- комплекс упражнений утренний гимнастики

и физкультминутки

- комплекс упражнений дыхательной гимнастики

В процессе уроков

2

Спортивно-оздоровительная деятельность

- гимнастика с основами акробатики

- лёгкая атлетика

- баскетбол

- волейбол

10

49

23

16

IV

Резервное время учителя - (ОФП)

6

V

Всего

102±6








Распределение программного материала в учебных часах по четвертям

ТЕМА

Кол-во

часов

ЧЕТВЕРТЬ / ЧАСЫ

I четверть

II

четверть

III четверть

IV четверть

1 полугодие

2 полугодие

I.Знания о физической культуре

1.1.История физической культуры

1.2. Базовые понятия физической культуры

1.3. Физическая культура человека

1.5

1.5



1



1




1



1



1

II. Способы самостоятельной деятельности

2.1. Организация и проведение занятий физической культурой

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой

В процессе уроков

III. Физическое совершенство

3.1. «Физкультурно-оздоровительная деятельность»

- комплекс упражнений для развития гибкости

- комплекс упражнений для развития координации движений

- комплекс упражнений для формирования правильной

осанки с учётом индивидуальных особенностей

- комплекс упражнений утренний гимнастики и

физкультминутки

- комплекс упражнений дыхательной гимнастики

- комплекс упражнений «Президентских состязаний»

- тестирование учащихся по программа «ГТО»

В процессе уроков

3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей и соревновательной направленностью

98

- лёгкая атлетика

49

26



23

- баскетбол

23


23



- гимнастика

10



10


- волейбол

16



16


Всего кол-во часов

102

27

24 (±2)

27 (±2)

24


ПРОГРАММА

VII КЛАСС


I. Знания о физической культуре - 4 ч.

Тематика 1. История физической культуры - 1.5 ч.

Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР), выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх современности. Краткая характеристика избранного вида спорта (смысл состязательной деятельности и общие правила соревнований, появление и развитие данного вида спорта в России, его представительство на Олимпийских играх, выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены в данном виде спорта). Краткие сведения о проведении Олимпийских игр в СССР в 1980 г. (виды состязаний и место их проведения, число участников, символика и т. п.).

Требования: иметь представление о развитие Олимпийских игр в России (СССР).


Тематика 2. Базовые понятия физической культуры - 1.5 ч.

Техника движений и ее основные показатели, общие представления о пространственных, временных и динамических характеристиках движений. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений. Особенности освоения двигательных действий (этапность, повторность, вариативность). Основные правила освоения движений: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному. Самостоятельные занятия по освоению движений, характеристика подводящих и подготовительных упражнений.

Требования: знать общие представления о характеристике движения.


Тематика 3. Физическая культура человека- 1 ч.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения). Правила организации мест занятий оздоровительной ходьбой и бегом, выбора одежды и обуви в зависимости от времени года и погодных условий.

Требования: понимать значение и влияние занятий ФК на личность человека.

II. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

(в процессе уроков)

Тематика 1.Организация и проведение занятий физической культурой

Организация досуга средствами физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем).
Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Наблюдение за выполнением движений с использованием эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление.

Требования: уметь организовывать и проводить занятия ФК (вводная часть); соблюдать требования безопасности и гигиенических норм при проведении занятий .


Тематика 2: Оценка эффективности занятий физической культурой

Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталонным образцом. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим изображением).

Требования: анализировать и оценивать технику изученного упражнения; контролировать нагрузку с помощью измерения частоты сердечного сокращения.

III. Физическое совершенствование - 98 ч.

Тематика 1.Физкультурно-оздоровительная деятельность

применяются в процессе уроков

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.

Требования: уметь выполнять и составлять комплекс упражнений на формирование правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Выполнять комплексы упражнений (зарядки, физ.минутки и др).


Тематика 2. Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики (10 ч).

Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
Акробатическая комбинация (мальчики): из упора лежа упор присев, кувырок назад, стойка на лопатках, развести и свести ноги, группировка, перекат назад, упор присев, кувырок вперед в упор присев, встать в основную стойку. Упражнения общей физической подготовки.

Опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь - мальчики; опорный прыжок через гимнастического коня - девочки; упражнения на гимнастическом бревне - девочки;

Упражнения на невысокой перекладине; упражнения на брусьях; лазание по канату в два приёма. Лазание по гимнастической стенке;

Требования: выполнять акробатические и гимнастические упражнения раздельно и в комбинации; выполнять опорные прыжки через снаряды; выполнять упражнения на брусьях и перекладине; уметь лазить по канату в два приёма; соблюдать правила безопасности на уроках; уметь выполнять изученные упражнения и комбинации в виде соревновательной деятельности.


Легкая атлетика.(49ч).

Прыжок в длину с места. Эстафетный бег. Кроссовый бег (бег с преодолением препятствий). Равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Бег с препятствиями. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности с преодолением препятствий). Спринтерский бег. Повороты при беге на средние и длинные дистанции. Бег на тренировочные дистанции (60 м; 100 м; 1500 м - мальчики; 800 м - девочки).
Упражнения общей физической подготовки

Требования: выполнять лёгкоатлетические упражнения; соблюдать правила и технику безопасности на уроках; уметь выполнять технику прыжка в длину; уметь правильно передавать эстафетный бег; метать мя на дальность с разбега; уметь пробегать 60 м с максимальной скоростью; уметь бегать в равномерном темпе до 20 минут; организовывать и проводить мини соревнования по лёгкой атлетике.
Спортивные игры(39ч)

Баскетбол (23).

Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных игр. Ведения мяча с изменением направления (по сигналу), скорости и высоты отскока. Бросок мяча в корзину одной и двумя в прыжке. Передача мяча одной рукой от плеча после ведения. Передача мяча на месте с отскоком от пола. Броски в движении после двух шагов. Бросок в прыжке одной рукой с места. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180, толкаясь одной ногой. Штрафной бросок. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии игроком команды и соперником. Игра в баскетбол по правилам. Игра в защите, опека игрока. Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Технико-тактические действия (индивидуальные и командные); передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавшие в корзину; Упражнения общей физической и технической подготовки.

Требования: уметь выполнять технические требования по баскетболу; соблюдать требования безопасности на уроках; уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам.

Волейбол- (16).

Отработка техники передвижений, остановок, поворотов и стоек волейболиста, совершенствование приёма мяча сверху двумя руками, приёма мяча снизу двумя руками, приёма мяча, отражённого сеткой, разучивание приёма мяча с выпадом вперёд, совершенствование передачи мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения вперёд, передачи мяча над собой, передачи мяча у сетки и через сетку в прыжке, передачи мяча сверху стоя спиной к цели, передача мяча снизу. Совершенствование прямого нападающего удара, закрепление нападающего удара с переводом. Закрепление одиночного блокирования, страховка при блокировании. Прямая верхняя подача мяча через сетку. Передача мяча из зоны в зону после перемещения. Тактические действия игроков передней линии в нападении. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки. Прямая верхняя подача через сетку. Передача мяча из зоны в зону после перемещения. Тактические действия игроков передней линии в нападении. Игра в волейбол.

Нападающие удары. Блокирование нападающих ударов соперника. Тактические действия: защитные действия игроков при приёме подач и последующей передаче мяча; системы игры в защите при страховке нападающего игроком задней линии. Упражнения физической и тактической подготовки

Требования: уметь выполнять технические требования по волейболу; соблюдать правила техники безопасности на уроках; уметь играть в волейбол по упрощённым правилам; уметь выполнять тактические действия в волейболе. Уметь играть в волейбол по правилам



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

СЕДЬМЫХ КЛАССОВ

В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:

Знать/понимать

• роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

- уметь составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.






Уметь демонстрировать уровень физической подготовленности:


Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 - 12

9 - 10

7 - 8

9 - 10

7 - 8

5 - 6

Прыжок в длину с места, см

118 - 120

115 - 117

105 - 114

116 - 118

113 - 115

95 - 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта

6,2 - 6,0

6,7 - 6,3

7,2 - 7,0

6,3 - 6,1

6,9 - 6,5

7,2 - 7,0











Оценки результатов тестирования учащихся 7 классов

для определения уровня физической подготовленности




Мальчики

Класс

Бег 30м

(сек)

Бег 60 м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бросок набивного мяча

(м)

Подтягивание (высокая перекладина) (кол - во раз)


«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

7

5,9

5,6

4,8

11,0

10,2

9,4

150

170

205

400

500

550

1

5

8





Девочки

Класс

Бег 30м

(сек)

Бег 60 м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бросок набивного мяча

(м)

Подтягивание (низкая перекладина) (кол - во раз)


«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

7

6,3

6,2

5,0

11,2

10,4

9,8

140

160

200

350

450

500

5

12

19


Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах проводится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знаниями и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат.

















КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Текущий и рубежный контроль за уровнем освоения программы обеспечивается в процессе уроков по усмотрению учителя.

Оценка физкультурных знаний

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использо­вать знания применительно к конкретным случаям и практическим за­нятиям физическими упражнениями в личном опыте.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстри­рует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует ло­гическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет дол­жной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Оценка техники владения двигательными действиями (умениями, навыками)

Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (задан­ным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность дви­жений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном пра­вильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, при­ведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Оценка умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5» - обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физи­ческой способности, или комплекс упражнений утренней, атлетичес­кой или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самосто­ятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и приме­нить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной дея­тельности.

Оценка «3» - обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и де­монстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физи­ческой способности или включенных в утреннюю, атлетическую и рит­мическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги вы­полнения задания.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Классы : 7 «А,Б,В,Г,»

Учителя Лютая Л.В.,

Количество часов

Всего__102__ часа; в неделю __3__ часов;

Плановых контрольных уроков____, зачётов ___4__, тестов___4__

Административных контрольных уроков____

Планирование составлено на основе:

Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

по физической культуре, так же на основе: « Рабочие программы»

А.П. Матвеев Просвещение: 2015г. ФГОС.

ТЕМА

Кол-во

часов

ЧЕТВЕРТЬ / ЧАСЫ

I четверть

II

четверть

III четверть

IV четверть

1 полугодие

2 полугодие

I.Знания о физической культуре

1.1.История физической культуры

1.2. Базовые понятия физической культуры

1.3. Физическая культура человека

1.5

1.5



1



1




1



1



1

II. Способы самостоятельной деятельности

2.1. Организация и проведение занятий физической культурой

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой

В процессе уроков

III. Физическое совершенство

3.1. «Физкультурно-оздоровительная деятельность»

- комплекс упражнений для развития гибкости

- комплекс упражнений для развития координации движений

- комплекс упражнений для формирования правильной

осанки с учётом индивидуальных особенностей

- комплекс упражнений утренний гимнастики и

физкультминутки

- комплекс упражнений дыхательной гимнастики

- комплекс упражнений «Президентских состязаний»

- тестирование учащихся по программа «ГТО»

В процессе уроков

3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей и соревновательной направленностью

98

- лёгкая атлетика

49

26



23

- баскетбол

23


23



- гимнастика

10



10


- волейбол

16



16


Всего кол-во часов

102

27

24 (±2)

27 (±2)

24


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. УМК.

1. Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых

документов и методических материалов. М.; Вентана-Граф, 20117. С. (Современное

образование). ISBN-978-5-360-00639-8

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.

3. Федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы.

4. Примерные программы общего образования.

5. Методические письма о преподавании учебного предмета.

6. Требования к оснащению образовательног7о процесса.

7. «Программы общеобразовательных учреждений: Физическая Культура: 5-11 классы.

Основная школа. Средняя школа: Базовый и профильный уровень». (Автор

программы А.П. Матвеев 2015 г., допущено Министерством образования РФ).

8. А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации.

5-7 классы. М.; Просвещение. 2014 - 80 с. ISBN 978-5-09-024012-3

9. А.П. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов

физ. культуры. /А.П. Матвеев. - М.Физкультура и спорт,1991. - 543с.

10. Учебник для учащихся 6-7 классов. А.П. Матвеев. «Просвещение» - 2015 г.

11. Стандарты второго поколения. Просвещение 2015 г.


  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В.И. Вивенко «Физкультура. 5-11 классы»: календарно-тематическое планирование

по 3-х часовой программа /авт.-сост. В.И. Вивенко.-Волгоград. Учитель,

2006. - 254с. ISBN - 5-7057-0908-0.

2. Ю.Д. Железняк Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»:

Учеб. пособие для студ.высш.пед. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк,

В.М.Минбулатов.- М.:Издательский центр «Академия», 2004. -272 с.

ISBN - 5-7695-1525-2.

3. Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова «Физическая культура» Содержание образования:

4. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.:

Вентана - Граф, 2007. - 160 с. (Современное образование).

ISBN 978-5-360-000639

5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект.

Книга для педагога. / Ю.А.Янсон. - Ростов н/Д, 2004. - 624с.


  1. СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (ОБОРУДОВАНИЕ,ПРИБОРЫ, ДИСКИ)

1. ЭУМК, разработанные СарИПКиПРО, кафедрой естественнонаучного образования:

  • «Методика развития кондиционных и координационных способностей школьников на материале базовых видов спорта»

  • «Организация проблемного обучения

  • «Теоретические основы и методика формирования и развития физической культуры личности школьника»

  • «Координационные способности»

2.ЭОР Тесты для оценки развития скоростных способностей»

3.ЭОР Упражнения для развития скоростно-силовых способнотей по программа А.П. Матвеева.

4. Используется техническая оснащённость и оборудование кабинетов лицея

22



© 2010-2022