Современные направления и формы сохранения здоровья

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные направления и формы сохранения здоровья

в процессе физического воспитания




  1. Введение.

  2. Современные направления и формы сбережения здоровья в процессе физического воспитания.

  3. Правила самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  4. Список использованной литературы.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Крепкое здоровье - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если приходиться, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до ста лет и более. Мы знаем, что здоровье человека зависит от наследственности на 15 - 20 %, окружающей среды на 15 - 20 %, от медицины только на 10 %, а вот от образа жизни, который мы ведем на 50-60 %.

В последнее время на Украине сложилась тревожная ситуация: резко ухудшилось здоровье и физическая подготовленность подрастающего поколения. Это, прежде всего, связано с кризисом в стране и в национальной системе физического воспитания школьников, которое не отвечает современным требованиям. Поэтому возникла необходимость радикальной перестройки систем физического воспитания школьников. Развитие ее. как собственно, и общества в целом не лишено противоречий и трудностей.

  1. На Украине не налажена эффективная пропаганда здорового образа жизни, преимуществ физической культуры и спорта. Низкий уровень оздоровительной двигательной активности сдерживает повышение жизнеспособности систем и функций организма - фундамента профилактики заболеваний. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Как и раньше значительное их количество имеет существенные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья. Ситуация обостряется через растущую популярность в детской и молодежной среде привлекательных видов нефизической деятельности (игровые автоматы, компьютерные игры и т.д.).

Поэтому одним из стратегических направлений развития физического воспитания и спорта становится создание таких условий, когда физическое воспитание и общедоступный спорт займут особенное место в каждой семье и станут обязательным атрибутом на основах здорового образа жизни.

Поскольку в последние годы наблюдается снижение интереса к физической культуре, сокращается сеть внешкольных спортивных секций, все это привело и к снижению двигательной активности детей. Наиболее этот дефицит чувствуется у школьников, интенсивная двигательная организация которых часто ограничивается только уроками физической культуры.

Министерство здравоохранения рекомендует детям школьного во треста не менее 8 10 часов в неделю целенаправленной двигательной активности: именно такой объем физической нагрузки обеспечивает оздоровительный эффект, позволяет сформировать у них привычку дальнейших систематических занятий общедоступным спортом.

  1. Современные направления и формы сбережения здоровья в процессе физического воспитания. Перед современной школой стоит проблема заинтересованности детей спортивной деятельностью и создания необходимых условий для их реализации. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия дома с целью повышения двигательной активности, укрепление здоровья, улучшения физической подготовленности подростков. Занимаясь самостоятельно физической культурой необходимо соблюдать следующие правила. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.

Существуют три формы самостоятельных занятий:

  1. Ежедневная утренняя гимнастика.

  2. Ежедневная физкультпауза.

  3. Самостоятельные занятия физкультурой и спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю).

Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями направлено на достижение единой цели перед учащимися всех медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Положительного результата в занятиях физической культурой можно добиться только при многолетних непрерывных занятиях, основанных на учете закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта).

Планирование самостоятельных занятий осуществляется под руководством учителя, с целью четкого определения последовательности решения задач овладения техникой различных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма. Планирование разрабатывается на основе программы по физическому воспитанию. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности.

В практике проведения самостоятельных занятий наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом. В последнее время растущей популярностью стали пользоваться ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг.

Утренняя гимнастика (зарядка) ускоряет приведения организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Регулярные утренние занятия физическими упражнениями укрепляют двигательный аппарат, способствуют развитию физических качеств, особенно, таких как сила, гибкость, ловкость. Кроме того, во время утренней гимнастики можно осваивать технику многих спортивных упражнений; зарядка позволяет преодолеть гиподинамию, свойственную современному человеку, укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность.

Упражнения в течение учебного дня (физкультнауза) выполняются в перерывах между учебными занятиями. Содержание и методика выполнения этих упражнений сходны с упражнениями утренней гимнастики. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (таких, как наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.) в физкультпаузу целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса. Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание (вдох начинается с выпячивания живота за счет сокращения диафрагмы, состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота).

Упражнения для глаз, состоят в основном из движений глазами влево - вправо, вверх - вниз и круговых движений.

С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы.

В тех случаях, когда условия не позволяют проделывать упражнения, в положении стоя, их можно выполнять, не вставая из-за стола. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме - производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменения позы. Например, вытянув ноги попеременно или одновременно напрягать и расслаблять мышцы ног, затем рук, туловища. Очень полезно выполнение упражнений в течение учебного дня на открытом воздухе.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис оказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений.

Атлетическая гимнастика включает упражнения с гантелями, гирями, амортизатором, штангой и другими отягощениями. Воздействия с отягощениями способствуют гармоническому развитию мускулатуры тела, улучшают осанку. Занятия атлетической гимнастикой рекомендуется проводить во второй половине дня. Наиболее целесообразно вначале выполнять упражнения с малыми отягощениями, а в последующих подходах увеличить вес. уменьшая число повторений. Упражнения выполняются ритмично без задержки дыхания, делая вдох в момент расслабления мышц. Интервал отдыха между упражнениями обычно составляет 1-2 минуты, в зависимости от скорости восстановления дыхания. В дополнение к

упражнениям с отягощениями в занятия целесообразно включать прыжки со скакалкой, медленный бег, спортивные игры.

Оздоровительный беї является одной из симых лучших и доступных форм занятии физической культурой, благодаря естественности и простоте движений, возможности проводить занятия практически в любых условиях и в процессе занятий добиваться значительного расширения функциональных возможностей, бег в последние годы стал массовым увлечением во многих странах мира. Продолжительность и скорость бега определяется в зависимости от уровня подготовки занимающихся и поставленных задач: улучшения функциональной подготовки или достижения определенных результатов. Опыт показывает, что тренируясь 3-4 раза в неделю, даже с максимальным объемом нагрузок, можно добиться существенного улучшения функционального состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Существует много различных программ занятий оздоровительным бегом, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, следует изучить программы и выбрать одну из них в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и др.

Программа занятий Купера.

Программу самостоятельного оздоровительного бега американский врач Кеннет Купер разработал для массового пользования и назвал аэробика, т.к.целью программы является увеличение максимального потребления кислорода на основе повышения функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Приступая к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом, Купер предлагает вначале определить степень физической подготовленности с помощью 12 - минутного теста, который включает в себя преодоление бегом максимально возможного расстояния. Для обеспечения безопасности занимающихся необходимо следить за пульсом. Перед началом Купер рекомендует пятиминутную разминку. И только потом непосредственные занятия оздоровительным бегом.

Программа занятий С.Розенцвейга.

Для начинающих заниматься оздоровительным бегом американский доктор Розенцвейг рекомендует сначала освоить ходьбу и лишь после того, как занимающийся сможет без особого напряжения пройти расстояние 5 км за 45 минут можно приступать к занятиям по программе бега и ходьбы. Первое время заниматься бегом нужно не более 3-х раз в неделю и никогда 2 дня подряд. Для поддержания здоровья 30 минут оздоровительного бега в день, как считает Розенцвейг, вполне достаточная нагрузка.

Программа занятий Р.Гиббса.

Прежде чем, приступить к занятиям оздоровительным бегом по предлагаемой программе, австралийский доктор Рассел Гиббс рекомендует выполнить тест ходьбы. С помощью этого теста определяют сколько минут (максимально 10 минут) человек способен быстро идти по ровной местности, не ощущая усталости. Если новичок не в состоянии пройти 5 минут, занятия следует начинать соответственно программе. У Гиббса все занятия подразделяются на программы 16-ти недель. Перед каждым занятием нужно выполнить разминку, используя упражнения на гибкость. Особое внимание уделяется разминке икроножных мышц, голеностопных суставов и мышц передней поверхности бедра. Вначале заниматься следует через день, доводя число занятий до 5-6 раз в неделю.

Программа занятий А.Волленберга.

Известный кардиолог из Германии Альберт Волленберг ориентирует занимающихся на продолжительность бега в зависимости от возраста и пола, предлагаемая им длительность бега достигается не в начале, а в конце каждого из 4 месяцев.

Программа занятий А.Астранда и К.Родала.

По этой программе занятия должны по следующей схеме:

  1. Ходьба и бег трусцой 5 минут.

  2. Повторное взбегание на горку (дистанция 25 шагов) с максимальной или допустимой по состоянию здоровья скоростью и спуск вниз - 5 раз.

  3. Бег по ровной местности со скоростью 80 % от максимальной в течение 3 - 4 минут, с последующим отдыхом в течении 3 минут - 3-4 раза.

Программа занятий разработанная на кафедре анатомии и физиологии Винницкого пединститута.

В программе используются гимнастические упражнения (дыхательные, общеразвивающие, на расслабление мышц), бег и ходьба. Занятия проводятся 3-5 раз в неделю. Общая структура занятия выглядит так: 2-3 дыхательных упражнения (каждое упражнение 4 -8 раз), 5-8 общеразвивающих упражнений (каждое упражнение повторяется 10-15 раз), ходьба и бег, 2-3 дыхательных упражнения,3 -5 упражнений на расслабление мышц.

Исходя из этих программ оздоровительного бега, можно составить для себя наиболее соответствующую систему занятий, освоение которой не составит особых осложнений для самостоятельного изучения и выполнения.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика оказывает разностороннее влияние на организм: повышает возможности сердечно - сосудистой системы, развивает гибкость, силу, и координацию движений, улучшает фигуру и осанку. Комплексы ритмической гимнастики можно выполнять дома под современную темповую танцевальную музыку, лучше перед зеркалом.

Оздоровительные упражнения.

Обычные оздоровительные занятия (их сейчас называют - фитнес), в спортзале, клубе или бассейне - хороший способ провести время с пользой для тела. Многим такие упражнения могут показаться однообразными или недостаточными для поддержания формы. Однако творческий подход и движения под музыку сделают их более интересными. Более «продвинутый» вариант - занятия с тренером в специализированной школе шейпинга или аэробики с гимнастическими стенками, напольными матами и спортивными снарядами для статистической или динамической нагрузки.

Оздоровительное плавание.

Плаванием занимаются в летние периоды в открытых водоемах, а в остальное время в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды Оздоровительное плавание проводиться равномерно с умеренной интенсивностью.

Велосипед.

Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

Занятия на тренажерах.

Тренажеры применяются как дополнения к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, делают их более эмоциональными и разнообразными. Они используются как средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, избирательно воздействуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно - сосудистую системы, укрепляют и способствуют их развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.

Атлетическая гимнастика.

Атлетическая гимнастика - это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формирует гармоничное телосложение. В старших классах углубляются интеграция курса и межпредметные связи, которые, нацелены на сбережение и укрепление здоровья, укрепление основных физических качеств и двигательных способностей, повышение уровня физической подготовленности учащихся. Поэтому в программу физического воспитания введены системы современного атлетизма:

а) пауэрлифтинг - силовое троеборие «приседание со штангой на плечах; жим штанги лежа на скамейке; становая тяга», метод максимальных усилий.

б) бодибилдинг - культуризм для формирования силы, выносливости, гармонии и пластики, эстетики мышц; метод повторных усилий.

в) общая и специальная физическая подготовка способами легкой атлетики, волейбола и футбола - упражнения с преодолением собственного веса; с вспомогательными нагрузками; в парах с преодолением опоры и веса партнера; на тренажерах; обеспечивать переход от медленного к быстрому повторений упражнений; упражнения с гантелями или гирями (от 2 до 32 кг),с набивными мячами (1- 5 кг); штангою; упражнения во время ходьбы и бега с партнером на плечах; упражнения с партнером на гимнастической скамейке и стенке; пробегание коротких (20 - 50 метров) дистанций с максимальной скоростью; прыжковые упражнения с большим количеством повторений и частотой выполнения; упражнения на расслабления: упражнения для укрепления сердечно сосудистой и дыхательной систем и т.д.

Недостаточная материальная база учебных заведений подталкивает к применению нестандартных форм проведения уроков. На уроках используются популярные среди молодежи шейпинг, фитнес, стретчинг. атлетическая гимнастика, степаэробика Эти спортивные направления и оздоровительные системы обогащают и расширяют содержание учебной программы по физическому воспитанию. Такие уроки воспитывают эстетические взгляды, формируют культуру движений.

Комплексное решение задач физического воспитания школьников предусматривает проведение как урочных, так и внеклассных форм занятий. К ним относятся соревнования по видам спорта; туристические походы: соревнования «Старты надежд», «Наследники казацкой славы», «Казацкие забавы», которые знакомят учащихся с традициями украинской национальной физической культуры, развивают основные физические качества, воспитывают волевые качества, любовь к своей Родине.

Важную роль играет также ежедневное применение различных закаливающих процедур (обтирание, обливание, купание) и плавание

Древние говорили: «Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая притаким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует здоровье физическое; другими словами - если человек культурен в широком смысле этого понятия духовенен, то и за своим физическим здоровьем он может не следить.

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отравляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе - это физическая культура, дающая здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный человек должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.

Рекомендуемая литература.

  1. Кузнецов А.К. Физическая культура в жизни общества. - М.: Просвещение, 1995.

  2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Просвещение, 1990.

  3. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Сонькин В.Д. Материалы научно - практической конференции./ Физическая культура для каждого школьника. - М. - 2001.

© 2010-2022