- Преподавателю
- Физкультура
- Пояснительная записка 9 класс по ФК
Пояснительная записка 9 класс по ФК
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крутских Е.П. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9 КЛАСС
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели и задачи физического воспитания обучающихся 9 классов направлены:
- на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
- на обучение основам базовых видов двигательных действий;
- на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
- на углубленное представление об основных видах спорта;
- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
- на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
-
освоение учащимися 9 класса основ физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью;
-
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию школьников;
-
выработке мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
-
сохранение и укрепление здоровья учеников 6 класса;
-
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-
формирование умений контролировать свои физические нагрузки;
-
совершенствование жизненно важных умений и навыков посредством обучения детей подвижным и национальным играм и упражнениям;
-
овладение формам коллективного взаимодействия и сотрудничества;
-
организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и играми в условиях активного отдыха и досуга;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
-
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
-
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) гимназии №1 г. Лебедянь, реализующей образовательные программы общего образования.
Сведения о программе на основе которой разработана программа.
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011).
Уровень изучения учебного материала базовый. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Обоснование выбора примерной программы:
Примерная программа по физической культуре для 9 классов выбрана для разработки рабочей программы потому, что позволяет реализовать стандарт общего образования, соответствует уровню подготовки обучающихся и обеспечивает преемственность между классами.
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ гимназии №1, построена с учётом принципов системности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Изменения в примерную программу не вносились.
Роль и место учебного курса
«Физическая культура» - единственный учебный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, - упорно отодвигается на «вторые роли». Регулярные физические упражнения дают многогранные положительные эффекты.
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях школьного образования. Физическая культура, являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни".
Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России. Школьная физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное русло.
Информация о количестве учебных часов
Согласно базисному учебному плану на изучение фзической культуры в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 ч в неделю (102 часа за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: тесты и зачетные упражнения по разделам.
Формы организации образовательного процесса:
ОНМ - урок: ознакомление с новым материалом
ЗИ - урок: закрепление изученного
ПЗУ - урок: применение знаний и умений
ПКЗУ - урок: проверка и коррекция знаний и умений
К - комбинированный урок
Технологии обучения:
Здоровьесберегающие технологии, технология разноуровневого обучения, технологию интегрированного обучения, информационные технологии.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
-организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты,
формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, Интернет;
-самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и
необходимое.
Коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным
сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения; умениями искать и находить компромиссы
Виды и формы контроля.
В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля.
Тестовые задания по разделам в устной и письменной форме.
Зачетные упражнения по разделам для определения уровня физической подготовки обучающихся:
по легкой атлетике: бег на дистанции 30 м., 60 м., 1000м.(ю) и 500 м.(д), прыжок в длину с места, метание малого мяча на дальность и в парах, челночный бег 3х10 м.
по баскетболу: ведение баскетбольного мяча, атака кольца, штрафной бросок, передача мяча в парах.
по гимнастике: акробатическая связка, кувырок вперед в группировке, упражнения на бревне, прыжки в скакалку, подъем туловища.
по лыжной подготовке: прохождение дистанции 1000 м. на время, демонстрация лыжных ходов.
Содержание рабочей программы . (70 часов)
I четверть
Основы знаний
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
По разделу легкая атлетика и спортивные игры (баскетбол)
Дыхательная система и ее функции при запнтинх физическими упражнениями. Что такое дыхательный режим, его значение. Объяснить преимущества хорошей осанки и регулярных занятий физическими упражнениями. Антропометрические измерения.
Общая физическая подготовка
Бег, встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге
Правила безопасности на уроках легкой атлетики;
Название разучиваемых легкоатлетических упражнений и основы правильной техники в беге, прыжках и метаниях;
Основные типичные ошибки при выполнении беговых упражнений, высокого старта,бега по дистанции, прыжковых упражнений, прыжков в длину и в высоту с разбега, при метании малого мяча на дальность с места и с 4-5 бросковых шагов;
Оптимальный угол вылета малого мяча при метании на дальность;
Основные упражнения для развития физических качеств;
Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, в метании малого мяча.
Специальная подготовка.
Правила безопасности на уроках баскетбола;
Название технических приемов игры в баскетбол и основы правильной техники;
Основные типичные ошибки при выполнении ловли и передачи мяча двумя руками, ведении мяча, броске мяча в прыжке;
Упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей;
Основные правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу).
Знать:
Легкая атлетика: Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий.
Баскетбол: Помощь в судействе. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Социально-психологические основы: Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Демонстрировать:
- бег на дистанцию 30 м. и 60 м., 1000 м. (ю) и 500 м. (д)
- челночный бег 3х10м.
- прыжки в блину с места.
- метание малого мяча в парах и на дальность.
- ведение б/м на месте и в движении.
- атаку кольца с места и в движении.
II четверть
Основы знаний по разделу гимнастика и подвижные, спортивные игры (баскетбол)
Что такое хорошее состояние, самочувствие (как вы его определяете, что влияет на ваше самочувствие)? Азбука баскетбола (основные технические приемы). Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Общая физическая подготовка
Опорные прыжки. Силовые упражнения: лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой; размахивание в упоре на брусьях, вис - угол в висе. Кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приемов.
Правила личной гигиены и правила безопасности на уроках с использованием гимнастического инвентаря и оборудования;
Названия строевых упражнений (строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания), акробатических упражнений, упражнений в висах, упорах, опорных прыжках и основы правильного их выполнения;
Упражнения для развития гибкости, силы, скоростно-силовых и координационных способностей, силовой выносливости;
Правила профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи.
Специальная подготовка
Правила безопасности на уроках баскетбола;
Название технических приемов игры в баскетбол и основы правильной техники;
Основные типичные ошибки при выполнении ловли и передачи мяча двумя руками, ведении мяча, броске мяча в прыжке;
Упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей;
Основные правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу).
Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча одной рукой с места.
Знать:
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. Пользоваться современным гимнастическим инвентарем и оборудованием;
Технически правильно выполнять строевые упражнения (перестроения), акробатические упражнения (кувырки вперед, назад, стойка на голове), упражнения в висах (подъем переворотом в упор и висы), в упорах (на перекладине и брусьях), опорные прыжки;
Культурно-исторические основы: Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Демонстрировать:
Кувырок вперед в группировки, стойку на лопатках и стойку голове и руках, упражнения на гимнастическом бревне, опорный прыжок через «козла» ноги врозь. Выполнять комбинации упражнений на перекладине, владеть гимнастической терминологией;
Проводить подвижные игры с элементами гимнастики.
Ведение баскетбольного мяча, обводку фищек, передачу мяча в парах. Атаку кольца на месте и в движении.
III четверть
Основы знаний по разделу лыжная подготовка и подвижные, спортивные игры (баскетбол)
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Техника ходов: попеременный двухшажный и одновременный одношажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Повороты махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад. Название разучиваемых способов передвижения на лыжах и основы правильной
Общая физическая подготовка
Попеременный двухшажный и одновременный одношажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Повороты махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, «плугом». Прохождение дистанции на время, и изученными ходами. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки;
Правила подбора и подготовки лыжного инвентаря (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, лыжные крепления) и одежды для занятий;
Типичные ошибки при освоении попеременного четырехшажного хода, одновременного хода, преодоление контруклона, торможения «плугом».
Специаьная подготовка
Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча одной рукой с места.
Знать:
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках лыжной подготовки;Лыжный спорт: Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятии лыжами.
Баскетбол: терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий
Естественные основы: Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Демонстрировать:
Передвижения на лыжах попеременным четырехшажным и одновременным ходами;
Торможение и поворот «плугом»;
Проводить подвижные игры на лыжах.
Технику передвижения на лыжах изученными способами.
Подвижные игры и уметь провести.передачу мяча в парах в движении с последующей атакой кольца.
IV четверть
Основы знаний. По разделу легкая атлетика и спортивные игры (баскетбол)
Правила проведения соревнований по легкой атлетике и баскетболу. Уличный баскетбол правила, жесты судьи.
Общая физическая подготовка
Прыжки в глубину с высоты 60 - 70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину с места сериями, отталкиваясь правой и левой ногой. Прыжки в высоту.
Бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге. Метание малого мяча.
Специальная подготовка
Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча одной рукой с места.
Знать:
Правила безопасности и профилактики травматизма на уроках русской лапты;
Легкая атлетика: Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий.
Волейбол: Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников
Демонстрировать:
- бег на дистанцию 30 м. и 60 м., 1000 м. (ю) и 500 м. (д)
- челночный бег 3х10м.
- прыжки в блину с места.
- метание малого мяча в парах и на дальность.
- ведение б/м на месте и в движении.
- атаку кольца с места и в движении.
Передачи мяча с места и в движении;
Ловлю мяча двумя руками в прыжке;
Проводить подвижные игры с элементами русской лапты
Учебно-тематическп ий план.
№ п/п
Виды программного материала
Количество часов
(уроков)
1.
Базовая часть
102
1.1.
Основы знаний о физической культуре
в процессе уроков
1.2.
Легкая атлетика
37
1.3.
Спортивные игры
26
1.4.
Гимнастика с элементами акробатики
11
1.5.
Лыжная подготовка
10
1.6
Подвижные игры
8
1I.
Вариативная часть
14
2.1.
Русская лапта
14
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физической культуры 6 класса ученик должен:
Знать/понимать:
-
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
-
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
-
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнения различной направленности;
Уметь:
-
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
-
выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;
-
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
-
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой
Соблюдать правила:
-
личной гигиены и здорового образа жизни;
-
организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом;
-
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
-
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах;
-
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культуры.
Проводить
-
самостоятельные занятия физическими упражнениями;
-
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
-
приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
-
приемы оказания, первой помощи при травмах и ушибах;
Литература и средства обучения
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич Москва «Просвещение» 2008.
Учебники:
1. Физическая культура 5 - 6 - 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
2. Физическая культура 8 - 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
3. Физическая культура 10 - 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Приложение 1
Контрольные упражнения по определению уровня физического развития обучающихся 9 классов
Нормативы
9 класс
"5"
"4"
"3"
1
Бег 30 м (сек.)
м
4,5
5,0
5,5
д
4,9
5,6
6,0
2
Бег 60 м (сек.)
м
8,3
9,2
10,0
д
9,4
10,0
10,5
3
Бег 100 м (сек.)
м
17,5
18,5
19,5
д
17,5
18,5
19,5
4
Бег 2000 м (мин-сек.)
м
д
11,30
12,30
13,30
5
Бег 3000 м (мин-сек.)
м
15,00
15,30
16,30
д
6
Челночный бег 3х10 м (сек.)
м
7,7
8,4
8,6
д
8,5
9,3
9,7
7
Челночный бег 3х20 м (сек.)
м
14,5
15,0
16,0
д
15,0
15,5
17,0
8
Челночный бег 5х20 м (сек.)
м
д
9
Челночный бег 10х10 м (сек.)
м
10
Прыжок в длину с места (см)
м
210
200
190
д
190
180
170
11
Прыжок в длину с разбега (м)
м
4,00
3,80
3,60
д
3,70
3,50
3,30
12
Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см)
м
120
115
110
д
110
105
100
13
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)
м
140
130
120
д
150
140
130
14
Отжимания (кол-во раз)
м
28
24
20
д
22
19
16
15
Подтягивания (кол-во раз)
м
12
10
8
16
Метание т/м (м)
м
40
35
32
д
35
32
30
17
Бросок набивного мяча массой 1кг из положения сидя (м)
м
14
12
10
д
11
9
7
18
Метание гранаты: для девочек - 500г, для мальчиков - 700г (м)
м
д
19
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
м
40
37
35
д
45
42
40
20
Подъем ног из положения виса на ш/стенке (кол-во раз)
м
16
13
10
д
19
16
13
21
Удержание ног под углом 90º на ш/стенке (сек.)
м
13
11
9
д
14
12
10
22
Приседания (кол-во раз/мин)
м
54
52
50
д
52
50
48