• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад на темуИспользование современных образовательных технологий на уроках физической культуры в школе

Доклад на темуИспользование современных образовательных технологий на уроках физической культуры в школе

Специфика каждого предмета разнообразна,  но общий принцип  один - задача учителя состоит в том,  чтобы создать условия  теоретического и практического овладения знаниями.  Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что моя задача как учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Одним из средств  эффективного обеспечения нового качества обр...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Своё выступление хочу начать со слов нашего Президента Владимира Владимировича Путина, который уделяет огромное внимание развитию физической культуры.

«…Необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему…»

Несколько слов о моей школе:

Она располагается в северо-западном микрорайоне города Мичуринска, где функционируют муниципальные спортивные объекты: стадион «Олимп», ледовая арена «Темп», ДЮСШ «Темп» и является крупнейшей в городе, где обучаются 1830 человек. Руководит школой Игорь Юрьевич Канарский.

В двух корпусах школы располагается 70 класс - комплектов: в здании базовой школы обучаются дети 5 -11 классов, во втором здании - дети класса предшкольной подготовки и 1-4 классов.

Материально - техническое обеспечение школы способствует проведению спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. В школе имеются оснащенные необходимым спортинвентарем два больших спортивных зала, гимнастический зал, спортивная площадка.

В школе работает стабильный коллектив педагогов-единомышленников, слаженный по составу и творческий по своей сути. Уроки физической культуры преподают 9 учителей.

Несколько слов о себе: в 1995 году закончила ТГУ им. Державина по специальности учитель физической культуры и школьный психолог, сразу после окончания института пошла работать в школу по специальности. С 2004 года являюсь руководителем школьного объединения учителей физической культуры и ОБЖ.

В школе ведется планомерная работа по реализации федеральной программы «Олимпиада начинается в школе» и областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тамбовской области на 2009-2015 годы».

В 2012 году на базе школы был создан школьный спортивный клуб «Олимп». Название клуба перекликается с названием стадиона, расположенного рядом, на котором проходят тренировки юных спортсменов, а также уроки физической культуры и различные спортивные мероприятия.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип один - задача учителя состоит в том, чтобы создать условия теоретического и практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что моя задача как учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Одним из средств эффективного обеспечения нового качества образования школьников является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий. Для меня и учителей физкультуры школы приоритетными являются такие технологии, как:

  • технология уровневой дифференциации.

  • информационно-коммуникационные,

  • здоровьесберегающие.

Остановлюсь подробнее на каждой.

Итак, технология уровневой дифференциации

Цель использования: создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого ученика.

На каждом уроке физической культуры применяю элементы технологии уровневой дифференциации:

-на уроке ученикам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету

-при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика

-ученики распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия:

  • для учеников специальной медицинской группы дается отдельное задание;

  • для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;

-ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учеников школы по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации учащихся на группы,

-учащиеся среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия различными видами спорта (наибольшей популярностью в школе пользуются игровые виды спорта - волейбол, футбол, баскетбол);

-одаренные учащиеся успешно участвуют в соревнованиях муниципального и других уровней.

Результат использования технологии:

данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные результаты занятий - профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре идет учет и теоретических знаний, и техники выполнения двигательного действия, и прилежания, и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

ИКТ - технологии.

В современное время, кроме стандартного правильно оборудованного спортивного зала, большое значение для мотивации учащихся, развития, совершенствования и коррекции результатов неоценимое значение имеет наглядность, обеспечиваемая мною через использование ИКТ - технологий: презентации, работа с интернет - ресурсами, учебными дисками и программами.

Я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять их общий кругозор.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно.

Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, я, совместно с детьми 5-11 классов, разработала в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к олимпиаде по физкультуре.

Ученики, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья, также получают задания на уроках в виде тестов и дома по желанию делают презентации на теоретические темы, выступают с проектами

перед одноклассниками. Ученики имеют возможность отсылать свои работы мне по электронной почте.

Учащиеся готовят различные виды проектов: информационные проекты используются для написания рефератов и докладов по физической культуре, истории олимпийских игр, формированию осанки, здоровому образу жизни; исследовательский проект ставит цель - расширение знаний о наиболее актуальных аспектах в физическом развитии и уровнях физической подготовленности, а также укреплении здоровья.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне знакомиться с разработками коллег на специализированных для работников образования сайтах и персональных сайтах учителей физической культуры, а также публиковать свои разработки.

Применяю в каждом классе текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков. Использую тестовый контроль в компьютерном варианте по определению уровня физической подготовленности школьников.

Таким образом, при использовании ИКТ эффективно организуется учебная деятельность, поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно - урочной, внеурочной, проектной деятельности, повышается уровень информационной культуры педагогов и школьников, формируются коммуникативная, социально - информационная и ИКТ - компетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

Следующая и одна из главных на уроках физической культуры технологий - это здоровьесберегающая технология. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся.

Основное направление моей работы по здоровьесбережению - это физкультурно-оздоровительное, учёт личных достижений учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Я знакомлюсь с результатами медицинских осмотров детей и веду их учёт.

Учитываю состояние здоровья и уровень развития и подготовленности учащихся.

Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Работая со старшеклассницами применяю специальные комплексы по ритмической гимнастике, формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на релаксацию.

Создаю здоровый психологический климат на уроке. Обязательно во время урока обращаю внимание на физическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задание учителя. Замечания делаю только в дружественной форме. Я уверена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое позитивное воздействие.

Применяю индивидуальный подход к каждому ребёнку. Создаю ситуацию успеха для каждого ученика, пользуюсь принципом «от простого к сложному».

Уделяю внимание домашнему заданию, разработаны и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря им учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования. Занятия на свежем воздухе благоприятно воздействуют на тех детей, которые часто болеют простудными заболеваниями. Это эффективное средство для закаливания. В уроки на свежем воздухе включаю бег по пересечённой местности, подвижные и спортивные игры.

Ежегодно в начале учебного года классными руководителями совместно с учителями физкультуры проводятся тематические классные часы на тему: «Мы за здоровый образ жизни!»

На своих уроках создаю такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Таким образом, использование технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих позволяет получить следующий результат:

  • Интерес к предмету физическая культура у учеников за последние годы значительно вырос.

Многие мои выпускники продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях страны там, где необходима физическая подготовка. Так, моя выпускница Романова Наталья, окончив школу, а затем и ТГУ им. Державина, работает учителем физической культуры в Тамбовской гимназии, а выпускница 9 класса Лошакова Екатерина успешно обучается в колледже МВД города Москвы. Кувшинова Юлия - выпускница 2012года, неоднократно становясь чемпионкой области, выступала в первенстве Центрального федерального округа. Сейчас она тренируется в профессиональном волейбольном клубе «Индезит» в г.Липецке. Измайлова Екатерина - участница финала Всероссийских соревнований по волейболу «Серебряный мяч» (2012г), на котором была признана лучшим игроком, награду вручал президент Всероссийской федерации волейбола В.В.Жуков. Также она входила в состав группы факелоносцев в городе Тамбове во время проведения эстафеты Олимпийского огня.

Выпускницы 2014 года, Игонина Юлия и Миляева Анна обучаются в ТГУ им. Державина в институте природной среды и спортивных технологий. Мой сын - активный участник олимпиад и спортивных соревнований в этом году поступил на командно-инженерный факультет академии гражданской защиты МЧС России, которая находится в городе Химки Московской области.

Повысились:

  • уровень физической подготовленности учащихся на 5% по сравнению с прошлым учебным годом.

  • повысилась мотивация к ведению здорового образа жизни, о чём свидетельствует анкетирование детей.

  • активность и охват участия обучающихся в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Наряду с положительными моментами существуют и проблемы, которые знакомы каждому из нас, а именно:

  • с кадрами, мало специалистов;

  • хотелось бы побольше современного оснащения спортивных залов спортивным оборудованием и тренажёрами для полноценных проведений уроков по физической культуре.

В завершение скажу, что именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровый образ жизни и привлечение к систематическим занятиям физической культурой. Сегодня многое зависит от самого учителя, от его педагогического мастерства и заинтересованности в результатах своей работы. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.

Спортивные люди - они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!

Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.

6


© 2010-2022