Статья о плоскостопии у школьников

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование методик определения наличия продольного плоскостопия у школьников.


Голубев Ю.С.

Актуальность работы. Состояние здоровья детей является главным показателем важнейших достижений общества в социально - экономическом, культурном и научном отношениях. Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение людей по ряду важнейших физиологических показателей уступает предшествующим поколениям. Динамика ухудшения здоровья наших детей наметилась давно (О.М. Федоровская, 2005г). Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.

Одной из проблем лечебной физкультуры детей дошкольного и школьного возраста является предупреждение развития плоскостопия. Наиболее часто встречающаяся форма плоскостопия - статическая. Основным фактором возникновения является нервно-мышечная недостаточность, развивающаяся в связи с общими изменениями в организме на почве различных заболеваний, статических перегрузок, переутомления.

Цель исследования. Экспериментально проверить систему диагностики состояния стопы в различные периоды онтогенеза с помощью метода плантографии - он основан на исследовании стоп с помощью рентгена. Снимок делают в положении стоя, при этом луч рентгена направляют сбоку. Затем рентгеновский снимок расчерчивают карандашом по специальной методике и математически определяют угол наклона одних костей относительно других. Так же с помощью метода мокрого следа, метода определения угла свода стопы в подвесе и по данным о рентгенографии.

Исследование морфофункционального состояния стопы было проведено у 60 человек. Все они были лица младшей возрастной группы (7-10 лет) - дети второго детства. Исследования проводились в различных школах г. Славянска-на-Кубани.

Методика исследования. Алгоритм проводимых исследований имел следующие структуры:

Метод мокрого следа.

Следует намочить ногу, затем наступить на лист бумаги, что бы получить отпечаток. Эту пробу выполняли стоя- именно в вертикальном положении стопы испытывают достаточную нагрузку. На отпечатке внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний - иметь изгиб: в идеале только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Далее на отпечатке мокрого следа проводятся измерения: проводится горизонтальная линия вначале на самой узкой(У) части стопы, затем на самой широкой (Ш). Проведенные линии измеряются линейкой. Примерная степень плоскостопия вычисляется по формуле -

Метод определения угла свода стопы в подвесе.

Заключается в визуальном и механическом определении наличия плоскостопия без опоры споты на твердой поверхности. Существует два метода определения угла свода стопы в подвесе:

- на внутренней части стопы в подвесе проводится линия от свода стопы до пятки и от свода стопы до середины большого пальца. Далее производится транспортиром измерение угла, полученного после правоведения линий

- на внутренней части стопы в подвесе проводится линия от свода стопы до пятки и от свода стопы до основания фаланги большого пальца. Далее производится транспортиром измерение угла, полученного после правоведения линий

Метод плантографии.

Заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке стопы. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии- стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка - уплощения свода стопы. Если обе лини расположены внутри контура отпечатка - стопа плоская.

Данные рентгенографии были получены у школьного фельдшера.

После обследования каждого человека проводился сравнительный анализ диагностических результатов, выданных системой с уже имеющимися данными о стопе обследуемого. Кроме того, после всех проведенных обследований снимался групповой отчет для определения встречаемости плоскостопия.

Результаты исследования. Сравнение диагностических результатов, полученных в экспертной системе, с уже имеющимися данными о стопе обследуемых, выявило следующие факты:

1. Зачастую школьник или студент не знает о состоянии своей стопы: очень часто они отвечали «я здоров» или «у меня плоскостопие», при этом, не зная, по каким отделам стопы имелись нарушения.

2. Далеко не многие школьники и студенты имеют детальные данные о состоянии различных отделов стопы. Очень часто в медицинской карте просто имелась запись о степени поперечного или продольного плоскостопия.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что самым достоверным и доступным на сегодня методом определения плоскостопия является метод рентгенографии. Метод мокрого следа имеет погрешности, но может быть использован на предварительном этапе обследования на наличие плоскостопия. Метод измерения угла в подвесе подтвердил себя и тоже может использоваться, после дальнейшей апробации, и он исключает симуляцию плоскостопия.

Заключение. Проведенные массовые обследования стопы детей выявили, что проблема заболеваний стопы гораздо серьезнее, чем это кажется на первый взгляд. Как показали наши исследования, плоскостопие имеется больше чем у половины детей. Следовательно, чем более доступными будут массовые обследования стопы, тем на более раннем этапе можно будет выявить, а значит, и вылечить плоскостопие.

Литература:

  1. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарат человека». - М.: ФиС, 1981 г.

2.Ефремова Г.В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта [Текст] Ефремова Г.В., Гавриков К.В., Перепелкин А.И., Царапкин Л.В.II матер. Х Всероссийской научно-практической конференции. - Томск, 2007.­C.l84-186.

3.Федоровская О.М. Опыт практического применения комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях : метод. рекомендации / Федоровская О.М., Бабенкова Е.А. - М., 2006. 84



© 2010-2022