Методика обучения технике двигательных действий футболистов

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика обучения технике двигательных действий футболистов

Обучение и совершенствование техники футбола происходит в тесной взаимосвязи с физической, тактической и морально- волевой подготовкой. Основная задача обучения и совершенствования техники игры заключается в овладении занимающимися всем многообразием технико-тактических приемов и действий футболиста и умении эффективно применять их в условиях соревнований. Эта задача решается посредством специальных и подводящих упражнений, имеющих место в футболе, много кратным повторением изучаемого приема в усложняющихся условиях, приближенных к соревновательным. Закрепляется прием в учебных играх и соревнованиях. При обучении технике игры вначале осваивают основные приемы и способы ведения игры и на их основе овладевают более сложными техническими приемами и действиями. При обучении полевого игрока технике игры рекомендуется следующая последовательность: перемещения, удары по мячу ногой, остановки мяча ногой и грудью, удары по мячу головой, ведение мяча, обманные движения, отбор мяча, вбрасывание мяча из-за боковой линии. Такой системы придерживаются в начале обучения. При совершенствовании и закреплении техники игры происходит комплексное усвоение нескольких приемов одновременно в различных сочетаниях.

Последовательность обучения: стойка футболиста; бег обычный (равномерный с изменением скорости и направления, темпа и ритма движения); остановки (шагом и прыжком); повороты (вперед и назад, переступанием и прыжком); бег спиной вперед, скрестными и приставными шагами в сторону; сочетание разных способов бега; прыжки (с места, толкаясь двумя ногами, с разбега, толкаясь одной и двумя ногами); сочетание разных приемов передвижений.

Упражнения должны отражать специфику передвижений футболистов. Широко применяются средства из других видов спорта. Особое внимание уделяется стартовому рынку, что связано с усвоением правильной стойки футболиста.

Примерные упражнения:

1. Из стойки футболиста приподняться на носки, вернуться в исходное положение.

2. В стойке на носках, ноги на ширине плеч, перенести тяжесть тела с одной ноги на другую (повторить несколько раз) .

З. Перемещения боксерским шагом в разных направлениях.

Ошибки: ноги располагаются широко или слишком близко одна от другой, тяжесть тела находится на одной ноге, на всей стопе или выходит за проекцию ступней, напряженность позы (верхнего плечевого пояса, мышц, туловища), колени сведены внутрь, неестественное, неудобное положение тела, туловище сильно наклонено вперед [6].

Бег. При обучении технике бега акцент делается на: а) умение мгновенно начинать бег; б) постановку ноги на землю с носка; в) законченность отталкивания; г) работу рук; д) положение общего центра тяжести.

Примерные упражнения:

1. Бег на месте с переходом на бег по прямой.

2. Семенящий бег, бег с захлестом голени, с высоким подниманием бедра на месте и в д с переходом на обычный бег по прямой.

З. Бег со старта из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, в приседе, лицом вперед, в сторону, назад по отношению к направлению движения) на 10-40 м.

4. Переход с обычного бега на ускоренный и наоборот.

5. Ускорения и рывки по дугам с быстрым изменением направления.

6. Переход с обычного бега на бег приставными и скрестными шагами и наоборот.

7. Бег спиной вперед, переход на обычный бег, на бег приставными и скрестными шагами вперед.

8. Передвижения бегом по зрительным и звуковым сигналам. Пример: группа движется спокойным бегом лицом вперед. Задание: «свисток» - группа выполняет рынок (10-15 м); «правая рука в сторону» - группа переходит на бег приставными шагами в правую сторону; «левая рука в сторону» - то же влево и т. д.

Ошибки. В технике бега футболиста надо исправлять те ошибки, которые мешают ему играть, не стремясь добиться техники бега, идеальной с точки зрения легкой атлетики. для всех способов бега типичными ошибками являются: неправильное положение туловища и головы, закрепощенность мышц верхнего плечевого пояса, волнообразное движение общего центра тяжести, незаконченность отталкивания и др. [22].

Остановки изучаются параллельно с бегом. Важно при обучении обратить внимание на то, чтобы перед остановкой не падала скорость бега, которая гасится за счет большого стопорящего шага.

Примерные упражнения:

1. Остановки изучаемым способом выполняются произвольно во время равномерного бега.

2. То же, остановки выполняются по звуковым и зрительным сигналам, подаваемым преподавателем внезапно. Пример:

группа движется бегом лицом вперед. Задание: «одна рука вверху» - остановка прыжком; «две руки вверху» - остановка шагом и т. д.

3. То же, остановка в обусловленном месте.

Ошибки: короткий стопорящий шаг, потеря равновесия, сме щение центра тяжести на одну ногу, недостаточное сгибание опорной ноги, сильный наклон туловища вперед, расположение стоп на одной линии, перпендикулярной движению [12].

При обучении поворотам необходимо обращать особое внимание на выполнение поворотов на согнутых ногах при низко опущенном центре тяжести.

Примерные упражнения:

Повороты выполняются в сочетании с другими игровыми приемами (бегом, вышагиваниями, остановками).

1. На месте поворот и переход на выполнение следующего игрового приема (бега, прыжка, остановки).

2. Передвижение обычным бегом, выполнение поворота в обусловленном месте, произвольно, по звуковым и зрительным сигналам преподавателя. Пример: группа движется бегом лицом вперед. Задание: «один свисток» - остановка - поворот на 900 - продолжение бега; «два свистка» - поворот на 180° движение в обратном направлении и т. д.

Ошибки: поворот выполняется на прямых ногах, на всей ступ не, на двух ногах одновременно, туловище, голова, верхний плечевой пояс закрепощены.

Прыжки. При обучении прыжкам игроков необходимо научить: правильному отталкиванию, координации движений в безопорном положении, мягкому приземлению, грамотно рассчитывать точку встречи с мячом, оптимальные выбор места и время отталкивания.

Примерные упражнения:

1. Прыжки с места и с разбега, толкаясь одной и двумя ногами вверх, вверх - вперед, вверх - в сторону.

2. Прыжки вверх с места и в движении с поворотами на 90-360° в безопорном положении.

Прыжки выполняются с определенного места, произвольно, по звуковым и зрительным сигналам преподавателя, с выбором игроком способа прыжка, момента и места отталкивания. Пример: преподаватель с мячом в руках находится в центре поля - игроки движутся по кругу лицом вперед; преподаватель подбрасывает мяч вверх - игроки выполняют прыжки вверх произвольным способом с имитацией удара по мячу головой; мяч в руках преподавателя - продолжение движения и т. д. [12].

Ошибки: несвоевременный прыжок, неправильный выбор места и времени отталкивания, пассивное движение руками и маховой ногой в момент толчка, потеря равновесия при приземлении, постановка толчковой ноги на всю ступню или с носка.

Ударам ногой по мячу обучают в такой последовательности: 1) внутренней стороной стопы; 2) серединой подъема; 3) внутренней частью подъема; 4) наружной частью подъема; 5) носком; 6) наружной стороной стопы; 7) пяткой. По мере овладения техникой удары выполняются по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу навстречу, сбоку, по ходу движения, с места, с разбега, с поворотом, в прыжке. Вначале обучают точности, а затем силе удара. В процёссе обучения ударам ногой обращают вниманиё на: а) место постановки опорной ноги по отношению к мячу и к направлению удара; б) амплитуду замаха бьющей ноги; в) положение бьющей ноги в момент удара; г) свободу движений и положение туловища и рук; д) про водку мяча; е) готовность игрока после удара к продолжению игровых действий. По мере усвоения техники удара совершенствование происходит по линии усложнения условий выполнения приемов. При обучении ударам широко применяют учебное оборудование и инвентарь (тренировочные стенки, мишени, висящие мячи и т. п.). Обучение проводится индивидуальным и групповым способами.

Примерные упражнения:

1. Жонглирование мячом на месте и в движении одной и поочередно обёими ногами, ударяя подъемом, внутренней и внешней сторонами стопы, бедром и т. д.

2. Удары по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему по воздуху мячу изучаемым способом (внутренней стороной стопы, подъемом, носком и т. д.) с места и с раз бега (одного и более шагов) в стенку, сетку, ворота, партнеру и т. п.

3. Удары по подвешенному мячу.

4. Удары в цель. Игрок с линии штрафной площадки выпол няет удары по воротам, размеченным на шесть квадратов. Вариант 1: игрок последовательно поражает квадраты с 1 по 6. Вариант 2: игрок стремится попасть в тот квадрат, который ему во время разбега указывает преподаватель или партнер, стоящий за воротами. Например: поднятая правая рука вверх - в сторону - необходимо попасть в квадрат 3; поднятая рука в сторону - вниз - необходимо поразить квадрат 2 и т. д.

5. Удары в цель через препятствия (щиты, партнеры, стойки и т. п.). -

6. Удары на точность и дальность с изменением расстояния и траектории полета мяча (рис. 27). Игроки выполняют удары из коридора А и должны последовательно попасть мячом в коридоры А, Б, В, Б, А или попасть в тот коридор, в котором - до удара располагается его партнер [32].

Методика обучения технике двигательных действий футболистов

Рис. 27. Удары на точность и дальность с изменением расстояния и траектории полета мяча

7. Попеременные удары левой и правой ногой по мячу изучаемым способом после отскока от земли.

8. Удары по воротам и передачи партнерам в сочетании с другими игровыми приемами (ведением, остановками и т. д.). Например: ведение вокруг двух-трех стоек с последующим ударом по воротам.

Обучение остановкам мяча проводится одновременно с уда рами по мячу. Последовательно учат останавливать: а) катящиеся мячи - подошвой, внутренней стороной стопы, внешней частью подъема; б) только что отскочившие мячи (с полуотскока) - подошвой, внутренней стороной стоны и внешней частью подъема, голенью; в) опускающиеся мячи серединой подъема, бедром, грудью и головой; г) летящие мячи внутренней и внешней стороной стопы, серединой подъема, бедром,. грудью и головой. Обучают останавливать мяч, стоя на месте, в движении и в прыжке, сразу приспосабливая его к дальнейшим игровым действиям. Например: остановка мяча грудью с переводом в сторону последующей передачи или удара по воротам. При обучении остановкам мяча внимание сосредоточивают на: а) готовности игрока к приему мяча; б) свободное, непринужденное положение игрока в момент приема мяча; в) уступающую работу мышц ног, туловища, шеи, частей тела, непосредственно участвующих в остановке мяча; г) быстрое приспособление мяча к выполнению последующих игровых действий. По мере усвоения техники остановок мяча совершенствование происходит в более сложных игровых упражнениях. При обучении остановкам мяча применяется подсобный инвентарь и оборудование (стенки, сетки и т. д.), но чаще этот процесс осуществляется с помощью партнеров [12].

Примерные упражнения:

1. Имитация 'изучаемых способов остановок мяча.

2. Остановка мяча, отскочившего от учебной стенки, щита, сетки и т. п., изучаемым способом.

З. Остановка мяча, опускающегося или отскочившего от земли после подбрасывания или удара ногой самим игроком.

4. Остановка мяча во время ведения изучаемым способом (в определенном месте, по сигналу преподавателя).

5. Остановка мяча изучаемым способом в парах (рис. 28, а, 6, в).

Методика обучения технике двигательных действий футболистовМетодика обучения технике двигательных действий футболистов

Рис. 28. Остановка мяча изучаемым способом в парах


6. Остановка мяча, переданного партнером, определенным способом с переводом и последующим игровым действием.

Последовательность обучения: вначале обучают ударам по мячу головой в опорном положении, затем в прыжке и в падении серединой лба, боковой частью лба. При обучении детей уда рам по мячу головой большое место занимают упражнения с подвешёнными и облегченными мячами. Особое внимание при обучении ударам по мячу головой необходимо обратить на точность попадания в мяч, закрепощенность в момент удара мышц шеи и спины, контроль за полетом мяча глазами. Удар наносится тогда, когда туловище и голова проходят фронтальную плоскость. После удара головой игрок должен принять положение, удобное для быстрого продолжения последующих игровых действий. При ударах по мячу головой с последующим падением необходимо следить за приземлением и последующей группировкой.

Примерные упражнения:

1. Жонглирование мячом ударами головой на месте и в движении, меняя высоту и направление отскока мяча, сочетая с жонглированием ногами и головой. Пример: игрок жонглирует мячом, последовательно ударяя по нему левой ногой правой ногой 2-З раза головой и т. д. Упражнение целесообразно проводить в игровой форме с заданиями:

а) кто дольше удержит мяч в воздухе;

б) кто сделает подряд определенное количество ударов;

в) жонглирующий передает мяч партнёру после выполнения определенного количества ударов или выполняет оговоренное игровое действие (прием) по звуковому или зрительному сигналу.

2. Удары по мячу головой у тренировочной стенки, батута и т. д. разными способами, с определенными заданиями.

З. Передачи мяча ударом головы партнеру после подбрасывания или удара мяча ногой самим игроком.

4. Удары головой по подвешенному мячу изучаемыми способами.

5.. Передачи мяча ударом головой в парах на месте, меняя траекторию полета мяча.

6. Передачи мяча ударом головой в группах по три и более игроков, расположенных во встречных колоннах, в параллельных шеренгах, в кругах на месте и со сменой партнерами исходных мест.

7. Удары по мячу головой на точность и силу.

Пример: вратарь от линии ворот подбрасывает мяч вверх между вратарской площадкой и одиннадцатиметровой отметкой, где находится игрок, который после движения наносит удар головой в опорном положении или прыжке в указанную преподавателем часть ворот. Преподаватель располагается за воротами и жестами показывает игроку направление удара.

8. Удары по мячу головой, преодолевая активное сопротивление соперника. Например, игроки А и Б располагаются у ворот, игрок В, находящийся в 10-15 м в стороне, посылает им мяч ударом ногой. Игрок А стремится забить мяч в во рота, игрок Б - отбить от ворот [26].

Последовательность обучения: вначале осваивают ведение мяча внешней частью подъема, затем внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, серединой подъема и носком. Ведение изучают, передвигаясь по прямой в равномерном темпе, затем из меняя направление и скорость передвижения. Обучая ведению мяча, внимание необходимо концентрировать прежде всего на: а) свободе движения; б) расслабленности стопы; в) расстоянии от мяча до игрока; г) поддержании постоянного контроля игрока за мячом; д) наклоне головы и туловища; е) умении контролировать игровую обстановку во время ведения мяча. Совершенствование техники ведения мяча происходит в игровых упражнениях и двусторонних учебных играх.

Примерные упражнения:

1. Ведение мяча в различных направлениях по прямой, по кругу, змейкой и т. д. в равномерном темпе и со сменой скорости движения.

2. Ведение мяча вокруг стоек (рис. 29), флажков, пассивно играющих партнеров, расположенных на различном расстоянии друг от друга.

Методика обучения технике двигательных действий футболистовМетодика обучения технике двигательных действий футболистов

Рис. 29. Ведение мяча вокруг стоек


3. Ведение мяча в сочетании с другими игровыми приемами. Например: а) получение паса от партнера, ведение вокруг 3-5 стоек, удар по воротам или передача партнеру; б) поочередное ведение мяча игроками в парах с передачами его друг другу по сигналу (рис. 30, а); в) игрок З ведет мяч, играет в «стенку» с игроком 4, продолжает ведение с ударом по воротам или передачей партнеру (рис. 30, 6) [22].

Методика обучения технике двигательных действий футболистовМетодика обучения технике двигательных действий футболистов

Рис. 30. Ведение мяча в сочетании с другими игровыми приемами


4. Расположение группы из 5-8 человек во встречных или параллельных колоннах, в шеренгах (рис. 31, а), в кругах (рис. 31, б). Поочередное ведение мяча со сменой мест в сочетании с остановками, передачами и ударами по воротам.

Методика обучения технике двигательных действий футболистовМетодика обучения технике двигательных действий футболистов

а б

Рис. 31. Расположение групп во встречных или параллельных колоннах, в шеренгах (а) и в кругах (б)


К обучению финтам целесообразно приступить после освоения основных технических приемов ведения, ударов и остановок мяча. Последовательность обучения: вначале обучают финтам на уход, затем - на удар, на остановку, на ведение и т. д. При обучении финтам необходимо следить за: а) правдоподобностью обманного движения; б) темпом, ритмом и амплитудой обманного движения; в) сохранением устойчивого положения выполняющего финт; г) переходом от финта к выполнению истинного игрового приема. Финтам обучают параллельно с освоением игроками техники ведения и отбора мяча. Вначале осваивают простые (одиночные) финты, затем сложные, в основе которых лежит многократное повторение обманного движения или сочетания приемов. Совершенствование финтов проводится в игровых упражнениях и двусторонних играх при постоянно растущем противодействии партнера [26].

Примерные упражнения:

1. Ведение мяча вокруг стоек или пассивно играющих партнеров с имитацией обманных движений.

2. Бег в сочетании с внезапными остановками и рывками произвольно и по сигналам.

3. Во время бега по сигналу или в определенном месте игрок выполняет выпад в одну сторону, затем делает рывок в другую.

4. Во время бега по сигналу игроками выполняются движения телом в стороны.

5. Ведение мяча, имитация удара, продолжение ведения мяча.

6. Игрок ведет мяч, посылает его мимо стойки или пассивно играющего партнера с одной стороны, а сам обегает его с другой стороны.

7. Один игрок выполняет изучаемый финт, другой оказывает ему пассивное или активное противодействие в определенной зоне.

8. Игрок 1 получает мяч от игрока 2 и в движении за счет финтов пытается его обыграть и поразить ворота. Игрок 2 оказывает активное противодействие.

9. На ограниченной площадке две команды по 2-5 игроков в каждой при помощи финтов ведут борьбу за мяч.

В обучении и совершенствовании финтам необходимо широко применять средства из других видов спорта, направленные на развитие умения владеть телом и быстротой мышления (акробатика, спортивные и подвижные игры и т. д.).

Одновременно с освоением игроками финтов их знакомят и обучают приемам отбора мяча у соперника. При обучении отбору наиболее эффективными средствами являются единоборство и игровые упражнения. Последовательность обучения: вначале обучают перехватам мяча, затем отбору мяча ударом и остановкой ногой, отбору в выпаде и подкате.

При овладении отбором мяча обучаемый обязан: а) наблюдать за мячом; б) вступать в борьбу за мяч в момент приема его соперником; в) правильно выбрать место по отношению к игроку с мячом; г) сохранить рациональную дистанцию, правильную стойку и позицию по отношению к воротам; д) действовать согласно правилам соревнований Совершенствование техники отбора происходит в игровых упражнениях, в которых игрок с мячом пытается обыграть защитника при помощи финтов [12].

Примерные упражнения:

1. Игрок 2 располагается сзади игрока 7 и старается перехватить мячи, Посылаемые ему с расстояния 10-20 м игроками 5 и б (рис. 32), которые, передавая друг другу мяч, пере дают его игроку 6, как только защитник 2 не успеет его закрыть. Если защитник 2 коснулся или овладел мячом, он меняется ролью с игроком 7, которого опекал.

Методика обучения технике двигательных действий футболистовМетодика обучения технике двигательных действий футболистов

Рис. 32. Упражнение по овладению отбором мяча


2. Игрок А ведет мяч, игрок Б движется рядом и, выбрав удобный момент, выбивает у А мяч.

3. Игрок А ведет мяч, игрок Б, сближаясь с ним, постановкой ноги или ударом отбивает мяч.

4. На ограниченной площадке один игрок владеет мячом, другой пытается его отобрать или отбить.

5. Тренер посылает мяч вперед. Игроки 2 и З стараются догнать его. Игрок, овладевший мячом, стремится забить его в ворота, другой противодействует ему (рис. 33, а, б). При овладении мячом отрабатывается толчок плечом. Упражнение можно проводить, положил в основу подвижную игру «Вызов номеров». Преподаватель посылая игрокам мяч, меняет силу передачи и траекторию полета мяча.

Методика обучения технике двигательных действий футболистовМетодика обучения технике двигательных действий футболистов

Рис. 33. Упражнение по овладению отбором мяча


Последовательность обучения: вначале учат вбрасыванию с места, затем с разбега и в падении. Занимающихся необходимо научить вбрасывать мяч из стойки в шаге и с параллельным расположением ступней. Точности и дальности вбрасывания обучают параллельно при некотором приоритете точности. При обучении основное внимание игроков должно акцентироваться на: а) соблюдении правил соревнований; б) согласованности в работе всех частей тела; в) участии в вбрасывании ног и туловища; г) законченности одновременной работы рук [6].

Примерные упражнения:

1. Броски мяча из-за головы с места, с разбега, в падении; то же с набивным мячом весом 2-5 кг.

2. Броски на точность: в круг, в коридор, в подвижную цель (двигающегося игрока).

3. Игроки располагаются в парах лицом друг к другу. Броски мяча в парах. Каждый игрок бросает с того места, где приземлился мяч. То же с набивным мячом весом 2-5 кг.

Совершенствование вбрасывания мяча проводится в подвижных играх типа «Охотники и утки», «Мяч капитану» и т. п.

Вратарь помимо технических приемов полевого игрока обязан овладеть специфическими приемами игры: ловлей, отбиванием, переводом, броском мяча руками и выбиванием его ногой. В процессе обучения вратаря технике игры применяют упражнения из других видов спорта: акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр [22].

Примерные упражнения:

1. Подбрасывание мяча над собой и ловля его. Варианты:

а) варьируются высота и направление подбрасывания мяча; б) во время полета мяча вратарь выполняет дополнительные упражнения на развитие прыгучести, ловкости и координации движений (подскоки, повороты, кувырки, движения руками и т. п.).

2. Вратарь посылает мяч в стенку, щит, сетку и ловит отскочивший мяч в зависимости от траектории полета разными способами.

З. Два мяча лежат на расстоянии броска - один справа, другой слева от вратаря. Вратарь поочередно прыгает в каждую с и обеими руками накрывает мяч.

4. Вратарь подбрасывает мяч вертикально вверх и прыгает за вторым мячом, лежащим на земле на расстоянии броска. Быстро поднявшись, вратарь в прыжке ловит опускающийся мяч. Вначале после одного отскока.

5. Партнер поочередно посылает два мяча вратарю рукой или ногой, меняя каждый раз направление полета мяча. Вратарь старается поймать мяч и, быстро поднявшись, вернуть его партнеру.

6. Вратарь находится у тренировочной стенки на расстоянии 3-7 м лицом к ней. Партнер, стоящий сзади вратаря, посылает мяч в стенку, каждый раз меняя направление и силу удара. Вратарь старается поймать мяч и вернуть его партнеру.

7. Вратарь располагается в воротах. 3-7 игроков с мячами располагаются по границе штрафной площадки и по очереди выполняют удары обусловленным или произвольным способом по воротам. Вратарь старается поймать или отбить мяч.

8. Игроки с мячами - в центральном круге, вратарь - в воротах. Поочередно игроки ведут мяч, совершают удары по воротам из-за штрафной площадки. В упражнениях 7 и 8 по заданию меняется частота, сила и направление удара.

9. Тренируются действия вратаря при розыгрыше угловых, свободных и штрафных ударов. Вратарь должен поймать, отбить или перевести мяч через перекладину или за стойку ворот. По мере усвоения вратарем игровых действий игра нападающих активизируется. Изменяется направление полета мяча.

10. Игроки без мячей - в зоне между штрафной площадкой и центральным кругом. Тренер с центра поля посылает мяч в штрафную площадку, куда устремляется игрок. Вратарь, выходя из ворот, стремится опередить нападающего и овладеть мячом [26].



© 2010-2022