Бег на средние дистанции

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка

По физической культуре



Бег на средние дистанции



(из опыта работы

учителя физической культуры

СШ имени Сайлау Серикова г. Есиль Лебедь С.М.)
















В укреплении здоровья жителей Казахстана, в гармоничном развитии личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и защите Родины возрастает роль физической культуры и спорта. Правительство нашей республики уделяет большое внимание развитию и совершенствованию системы физического воспитания. Новая программа по физической культуре поставила перед учителями конкретную задачу - готовить школьников к сдаче учебных нормативов по Президентским тестам и бегу на средние и длинные дистанции.

Все это требует от учителей физической культуры планировать и проводить работу не только по развитию скоростной, но и общей выносливости.

Наша Есильская средняя школа имени Сайлау Серикова находится в центре города, ей - 74 года, окружена жилыми домами, рядом проходит центральная улица с многочисленным транспортным движением.

Школа имеет спортивный зал 12*24 метра и небольшой пришкольный дворик. Не имея рядом стадиона и спортивной площадки (для этого нет условий и места их построить).

Я, исходя из этих условий, определил для себя систему, в которой по месяцам учебного года предусмотрел конкретные этапы обучения и планирования учебного материала по бегу.

Работая по этой системе много лет (мой стаж - 34 года), я для себя отметил, что включение в программу бега на средние дистанции способствует воспитанию у учащихся устойчивого интереса к длительному бегу.

Следуя требованиям программы по физической культуре, мы имеем возможность заниматься легкой атлетикой на улице в сентябре, октябре и с середины апреля по май месяцы. В остальные месяцы планирую бег на уроках в спортивном зале. В декабре, январе, феврале провожу уроки по лыжной подготовке, что способствует воспитанию общей выносливости.

Таким образом, не прерывается годичный цикл подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов по бегу на средние дистанции.

Для решения конкретных задач по развитию общей и скоростной выносливости я разметил в спортивном зале беговую дорожку по кругу 50 метров. Чтобы не наносить дополнительных линий использую боковые линии волейбольной площадки. Ширина волейбольной площадки 9 метров, половина составляет 4м50см, соответственно радиус виража составляет 4м50см. Чтобы определить центр окружности средней линии волейбольной площадки в одну и другую стороны, отмечаю половину общей длины - 5м43,5см, затем при помощи рулетки, которую растягиваем от точки «А» до точки «С» и от точки «В» до точки «Д», отмечаем расстояние по 4м50см, находим центр окружности. Затем с центра окружности проводим две полуокружности радиусом 4м50см до соединения их с боковыми линиями волейбольной площадки и получаем замкнутую беговую дорожку длиной 50 метров.


Бег на средние дистанции12м.

Бег на средние дистанции24м.

Бег на средние дистанцииБег на средние дистанции

Бег на средние дистанции

Для соблюдения техники безопасности во время бега по дорожке, гимнастические скамейки ставятся внутри волейбольной площадки.

Обгон разрешается только справа. С появлением беговой дорожки в зале я получил возможность учить бегу в заданном темпе.

В практике работы четко сформулировал задачи обучения бегу на средние дистанции по месяцам года.

В сентябре - при занятиях на улице со 2 по 4 уроки - дети пробегают определенное количество кругов в индивидуальном темпе без учета времени, исходя из того, что длина беговой дорожки на пришкольной площадке по кругу равна 200 метров, для каждого класса соответственно возрастным особенностям учащихся, определена своя дистанция в метрах.

На этих уроках знакомлю учащихся с ощущением возрастной нагрузки. Ученики постепенно, от урока к уроку приучают себя - не бояться длительного бега, изучают и анализируют свои возможности после пробегания дистанции. С таким заданием справляется абсолютное большинство учеников. На этом этапе обучения бегу дети учатся решать простейшие задачи: как, в каком темпе я могу бежать на каждом круге заданной дистанции, с кем из своих товарищей бежать вместе, кого хочется на дистанции перегнать и т.д. После пробегания дистанции одни делают вывод (для себя) - можно было бы бежать быстрее, другие сожалеют о том, очень быстро начали бег, а на финиш не хватило сил и т.п.

С октября месяца на уроках в спортивном зале ставлю другую задачу: учить заданному темпу бега на круге 50м, увеличивая количество кругов до нужной дистанции. Такая работа на уроках в 5 классах проводится одинаково для мальчиков и девочек. В этом возрасте очень важно приучить детей бежать организованно - один за другим, не нарушая порядка в строю, запрещая обгон и умышленное отставание.

Иначе учащиеся обычно не в состоянии научиться держать длительное время один заданный темп и нередко загоняют себя, увлекаясь соперничеством, не рассчитывая личные возможности.

В этих целях использую график скоростного бега по таблице соответственно которой, каждый ученик ориентирует себя на оценку «5», «4»,»3» в зависимости от своих скоростных и физических качеств.



мальчики

Класс

Возраст

ОЦЕНКИ

3

4

5

5

10

1070

1200

1320

6

11

960

1100

1230

7

12

1090

1200

1310

8

13

1190

1290

1400

9

14

1150

1260

1370

10

15

1330

1430

1530

11

16

1330

1430

1530

девочки

5

10

900

1040

1070

6

11

920

1020

1120

7

12

1000

1110

1200

8

13

980

1080

1180

9

14

910

1010

1120

10

15

960

1050

1140

11

16

1120

1180

1240


Во время бега мальчиков, девочки сидя на гимнастических скамейках внутри зала подсчитывают круги своего участника и наоборот. Этот подсчет кругов практикуется на обычных уроках, а на контрольных я веду протокол забегов, где громко объявляю каждый круг и время.

В зависимости от содержания урока организация учащихся во время бега может быть разной: мальчики бегут заданное количество кругов, а девочки внутри зала выполняют другое задание учителя (прыжки в длину с места, метание набивного мяча 1кг.из-за головы, прыжки через скакалку и т.д.) и наоборот. Опыт такой работы показал, что ученики постепенно приучаются ориентироваться на хороший результат, умеют выбирать темп и сохранять его до конца дистанции.

Несмотря на отсутствие возле школы стадиона и спортивной площадки, используя этот метод работы, мои ученики систематически занимают призовые места в городских и районных соревнованиях по кроссу и легкой атлетике. Ежегодно участвуем в легкоатлетических пробегах посвящённых Великой Победе и другим знаменательным датам.

Преподаватель физической культуры Сш им.С.Серикова г.Есиль. Акмолинской обл. Лебедь.С.М.





Бег на средние дистанции

© 2010-2022