Рабочая программа спортивной секции Шахматы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство культуры и архивов Иркутской области

ГБ ПОУ Иркутский музыкальный колледж имени Фридерика Шопена





Утверждаю

Директор колледжа

А.С. Дурбажева_____________

Приказ № 30 от 01.09.2015г







Рабочая программа

спортивной секции по шахматам

(Образовательная программа дополнительного образования)





разработчик:

преподаватель физической культуры

Васильев В.О.





















г. Иркутск, 2015г.





Образовательная программа дополнительного образования по шахматам является локальным документом, определяющим содержание и особенности организации учебного процесса, учитывающим возможности и особенности развития обучающихся.

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях упражнениями шахматной игры. Обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия шахматами дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, повышают интеллект занимающихся.

Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки обучающегося по данному направлению подготовки и включает в себя: рабочую программу, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии дополнительного образования и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Нормативную правовую основу разработки образовательной программы дополнительного образования (далее - программа) составляют:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Закон от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

  4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

  5. Национальная стратегия действий в интересах детей Российской Федерации до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.

  6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации 04.09.2014 № 1726-р.

  7. Устав (новая редакция) ГБ ПОУ Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридерика Шопена.

  8. Локальные акты ГБ ПОУ Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридерика Шопена.

    1. Нормативный срок освоения программы

Образовательная программа имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, позитивной социализации и профессионального самоопределения, а также удовлетворение индивидуальных потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном развитии и в занятиях шахматами.

Образовательная программа по шахматам направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей.

Цели и задачи.

Занятия шахматами направлено на всестороннее умственное развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углубленное изучение ходов шахматной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.

Основными задачами программы являются:

  • Изучение шахматного кодекса и правил игры в шахматы;

  • Изучение и владение основами шахматной игры;

  • Приобретение необходимых теоретических знаний;

  • Овладение основными приемами техники и тактики;

  • Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.

  • Изучение основ дебюта;

  • Изучение простых комбинаций;

  • Изучение основ эндшпиля;

  • Решение шахматных задач;

  • Проведение сеансов одновременной игры;

  • Анализ коротких партий - ловушек;

  • Проведение тренировочных турниров по шахматам;

  • Участие в соревнованиях.

Нормативные сроки освоения образовательная программа дополнительного образования по шахматам рассчитана на 1 год с нагрузкой 4 часа в неделю.

Трудоемкость образовательной программы дополнительного образования по шахматам:

Таблица 1

Наименование образовательной программы дополнительного образования

Число недель

Количество

часов

ШАХМАТЫ

36

144

Общая нагрузка (всего):

в том числе:

теория

8

тактика

24

основы стратегии

50

окончания партий

48

участие в соревнованиях

14





  1. Характеристика тренировочных занятий и требования к результатам освоения образовательной программы дополнительного образования по шахматам.

    1. Особенности образовательной программы дополнительного образования по шахматам

  • Проявление индивидуальных способностей занимающихся в непредвиденных комбинациях;

  • Обучение основам стратегии шахматной игры;

  • Изучение преимущества в разных положениях;

  • Воспитание творческих способностей занимающихся.

  • Необходимо научить занимающихся оценивать ситуацию и просчитывать партию на многие ходы вперед.

  • Воспитывать нравственные и эстетические качества у занимающихся.

В образовательном процессе используются инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и компетенций, доступ к интернет - ресурсам.

Основные пользователи образовательной программы

Основными пользователями образовательной программы являются:

  • преподаватели, сотрудники ГБ ПОУ Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридерика Шопена.

  • студенты, специальности:

073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов)

073401 «Вокальное искусство»

073502 «Хоровое дирижирование»

070214 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам)

073403 «Сольное и хоровое народное пение»

073002 «Теория музыки»

    1. Виды профессиональной деятельности и компетенции

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции обучающихся:

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

  • Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Документы, определяющие содержание и организацию учебного процесса


    1. Рабочий учебный план

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Раздел 1.

Теоретические знания

8

Тема 1.1.

История возникновения шахмат. Правила игры. Шахматные фигуры и пешки. Ход и взятие. Ценность шахматных фигур.

Раздел 2.

Практические занятия

136

Тема 2.1. Тактика

Решение комбинаций, задач - миниатюр и этюдов. Тренировка техники расчета.

24

Тема 2.2. Основы

пешечный перевес на одном из флангов. Пешечная цепь. Качественное пешечное превосходство. Блокада. Изолированная пешка в центре доски. Висячие пешки.

50





стратегии

«Карлсбадская структура». Понятие центра. Виды центра. План игры. Компенсация за пешку.

Тема 2.3 Окончания

Слон против пешек. Одноцветные, разноцветные слоны. Конь против пешек. Коневые окончания. Слон против коня. Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против легкой фигуры. Ферзевые окончания. Ферзь против ладьи.

48

Участие в соревнованиях

14

Общее количество часов

144





    1. Календарный учебный график

Содержание

учебного

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

теория

тактика

основы

стратегии

окончания

партий

16

14

12

16

8

16

14

16

10

8

участие в соревнованиях

2

4

2

6






  1. Оценка результатов освоения образовательной программы дополнительного образования по волейболу

С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются: входной контроль; рубежный контроль; итоговый контроль.

Входной контроль

Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося и его готовности к занятиям по шахматам. Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования.

Рубежный контроль

Рубежный контроль достижений обучающихся базируется на результатах, показанных в соревнованиях Северо-восточного административного округа. Рубежный контроль проводится комиссией, состоящей из ведущего занятия преподавателя, а также представителей спорткомитета СВАО.

Результаты рубежного контроля используются для оценки достижений обучающихся и дальнейшего отбора в сборную команду Колледжа.

Итоговый контроль

Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в форме контрольных соревнований на Спартакиаде банковских школ с участием ведущего преподавателя.

  1. Ресурсное обеспечение образовательной программы дополнительного образования по шахматам

Реализация программы секции по шахматам требует наличия аудитории со столами и стульями, шахматных досок с шахматами, шахматных часов.

Основные источники.

  1. Б.М. Блюменфельд. Комбинации в шахматной партии. - С.: Русский шахматный дом, 2010.

  2. И.З. Бондаревский. Комбинации в миттельшпиле. Феникс, 2001.

  3. Ю. Авербах и М. Бейлин. Шахматный самоучитель. - М.: Русский шахматный дом, 2014.

  4. В.Е. Голенищев. Подготовка юных шахматистов 1 разряда. - М.: Советская Россия, 1980.

  5. Д. Галлахер. Шахматные комбинации. - М.: Русский шахматный дом, 2013.



© 2010-2022