Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности по шашкам

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«УСТЬ - МАЙСКОГО УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)





ПРИНЯТА:

Тренерско-преподавательским советом

от «___»______20__г. протокол №__


УТВЕРЖДЕНА:

Приказ № 75 от 09 июля 2015г.

ДИРЕКТОР ДЮСШ

_________________ Р.В.Кравченко

«______»_______________ 20___г.


Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности

по шашкам


Возраст обучающихся 7-17 лет.

срок реализации - 3 года


Автор-составитель:

тренер-преподаватель ДЮСШ

Шибашова Е.В.

тренер-преподаватель ДЮСШ

Храповицкая Т.П.



п.Усть-Мая

2015г.

Содержание


1. Пояснительная записка ………………………………………………

3 стр.

2. Цель, задачи, этапы подготовки и принципы программы ………..

4 стр.

3. Содержание программы …………………………………………….

5стр.

4. Планы учебно-тренировочной нагрузки ……………….. …………

10 стр.

5. Список используемой литературы …………………………………..

11стр.

























1. Пояснительная записка

Общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности по шашкам является подпрограммой развития детского спорта в Усть-Майском улусе (районе),

В процессе занятий шашками школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Шашки шагают рядом с человеком более пяти тысяч лет. Игра в шашки - это увлекательная умственная борьба двух личностей, характеров, в которой побеждает, как правило, более знающий, дальновидный, умелый.

Шашечная игра не так проста, как кажется. В ней господствуют позиционные двоеборства, разнообразные комбинационные приемы, в частности: «стрела», «шалагбаум», связывание, «рикошет», турецкий удар, «распорка», «лестница», цугцванг, «тарамплин», удар «трап», «чертово колесо», «защита Сокова» и много других.

Залогом успеха в шашках будет целенаправленная подготовка и умение работать самостоятельно. Самое важное в шашках - это общее умственное развитие школьника. Для того чтобы усилить игру в шашки необходимо научиться комбинировать и только после этого приступать к изучению теории.










2. Цель, задачи, этапы подготовки и принципы программы

Цель- достижение высоких спортивных результатов и их постоянное совершенствование спортивных навыков в шашках.

Вовлечь детей шашечный мир детей, показать способы выявления в конкретных позициях скрытых эффективных продолжений, продемонстрировать красоту шашек, развить комбинационное мышление игрока.

Планирование данной программы состоит из двух этапов подготовки для занимающихся от 7 до 17 лет, в работе на каждом из которых присущи определенные направления:

Первый этап. Этап отбора, начальной спортивной подготовки универсальной постановки задач и выбор средств и методов применительно ко всем учащимся. Возраст шашистов от 7 до 17 лет.

Задачи подготовки. Для этапа характерны следующие задачи:

1. Выявление способных детей к игре в шашки и качественный отбор для занятий спортивном в коллективе;

2. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

3. Развитие специальных качеств способностей, обуславливающих успешное

овладения навыками игры;

4. Обучение основам техники и тактики игры;

5, Привитие навыков соревновательной деятельности

Второй этап. Этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, С принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений. Возраст играков от 7 до 17 лет.

Задачи подготовки. На первом этапе стоят следующие задачи:

  1. Расширение полученных знаний изучения приемов эндшпиля и стратегии приемов композиции, дебюта;

  2. Развития специальных качеств и способностей, необходимых при совершенствовании навыков игры в шашки;

  3. Определение игровой способности каждого спортсмена и индивидуализация подготовки;

  4. Совершенствование и развитие теоретических знаний, усвоение основных положений методики спортивной тренировки;

  5. Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры в шашки

Программа предназначена для решения поставленных задач подготовки шашистов в возрасте от 7 до 17 лет.

В основу разработки программы положены следующие принципы: сознательность и активность; наглядность; доступность и индивидуализация; системность занятий; совершенствование и развитие теоретических знаний; условие основных положений методики спортивной тренировки; получение сведений о психологической и волевой подготовке; начало формирования индивидуального подхода к игре; изучение типовых композиций и отработка на этой основе дебютного репертуара занимающихся.

Данные принципы включают в себя ряд закономерностей: направленность на максимально возможное достижение; углубленная специализация и индивидуализация; особая непрерывность творческого процесса.

3. Содержание программы

Одно из важных условий эффективности многолетней подготовки резервов - тщательное программирование этого процесса. Обучение игре в шашки является сложным процессом. Поэтому важно объяснить обучающимся шашистам, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе силы воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашки. Изучение программного материала для каждой группы рассчитано на один год. В каждой группе решают соответствующие задачи. С каждым годом решая основную цель и задачи программы, увеличивается количество упражнений связанных с совершенствованием технико-тактической и специально-психологической подготовки, увеличивается количество товарищеских встреч и соревнований. Особое внимание уделяют игровой подготовке во всем периоде реализации программы.

Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. Схема проведения теоретического занятия для всех групп одинакова. Занятия начинаются со своеобразной шашечной разминки: на демонстрационной доске ставится легкий но интересный пример (позиция этюд) по возможности приближенный к данной теме, затем идет проверка домашнего задания и объяснение нового теоретического материала. Заканчивается занятие подведением итогов и затем дается очередное самостоятельное задание. Возможны отступления от традиционных форм ведения теоретического занятия.

Основное количество часов в программе отводится на практические занятия (участие шашистов в соревнованиях, анализ сыгранных партий, выполнений по условию теоретического материала в понятиях: «Тактика», «Стратегия», «Эндшпиль», «Дебют». Сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач нахождения комбинаций, отборочные игры.

Программа включает в себя следующие разделы:

История развития шашек.

Шашки - одна из самых древних игр.

У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год.

По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.

Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина - охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Исходя из перечисленного возникла версия о древнеегипетском происхождении шашек.

Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала в Грецию, затем в Древний Рим. Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед. Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность и она становилась дамкой. Взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую. Точно так же в бою победивший воин перешагивает через побежденного, чтобы дальше продолжить сражение.

У римлян игра называлась "латрункули" и происходило от слова "латро" - воин. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков. Играют в шашки в "Декамероне" Боккаччо, играют в "Дон Кихоте" Сервантеса.

Кроме греческого и египетского происхождения шашек, существует и третья версия - арийско-норманская, в соответствии с которой шашки (тавлеи) пришли с севера. Археологические раскопки, сделанные на территории Киевской Руси, обнаружили в слоях, относящихся к X веку, шашки, выточенные из рога, камня, янтаря, сделанные из глины. Аналогичного вида шашки найдены в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Находки относятся к эпохе викингов. Возможно, они и занесли эту игру в Киевскую Русь, поскольку все находки шашек приходятся либо на трассу великого пути "из варяг в греки", либо на поселения при крупных городах, где обитали русские и наемные княжеские дружины.

Существует также славянская (скифская) версия происхождения шашек. Эту версию, основанную на археологических раскопках и открытиях, выдвинул и развивает Евгений Кадников (Шашечные арабески. - г.Сиферополь, Таврида, 1997)

На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей.

Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им "ассамблеях" тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя "ассамблею", должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Не найдено было и информации о запретах игры в шашки со стороны церкви. Хотя в это время церковь запрещала многие старые и новые игры, включая азартные (карточные, кости) и шахматы.

Примерно в 1535 году в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать. Это правило игры используется до сих пор в неизменном виде.

Первое сочинение о шашках, на испанском языке, появилось под заглавием "Juego de las damas" (год неизвестен); затем писали о них Торквемада в 1547 г. и Монтеро в 1590 г. Более обширная литература о шашечной игре дана французами. Первое сочинение на этом языке выпущено в 1668 г. математиком-инженером Мадле, под заглавием "Le jeau de damos", с 450 различными положениями. Шашечная игра, попав в Европу, получила массу разновидностей и в каждом государстве она имеет свои особенности: русская, польская, турецкая, английская, поддавки, клещи и др. После классического трактата Манури в 1770 г. лучшим сочинением по польским шашкам считается труд Баледента "Lo Damier"; он содержит до 10 тыс. диаграмм и вмещает в себя все, что было опубликовано по польской шашечной игре до 1886 г.

Любителями шашек были Державин, Пушкин. Л.Н.Толстой в "Войне и мире" сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры. Шашками увлекались Александр Суворов и Антон Чехов, Александр Грин и Фридрих Шопен и многие другие известные личности. Наполеон шахматам предпочитал шашки, черпая в этой игре идеи для тактики ведения боя.

Первая статья в России Карамзина: "Новая шашечная игра" была опубликована в 1803 г. в "Вестнике Европы". Знаменитый русский шахматист А.Д. Петров первый составил руководство о шашечной игре в 1827 г.; тогда же появляются первые шашечные задачи.

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведен в 1847 году и выигран представителем Шотландии, Andrew Anderson. Игра проходила без ограничений на дебютные ходы, что сейчас в большинстве случаев используется новичками.

Чтобы уменьшить количество партий, сыгранных в шашки в ничью, в 1890 году в правила игры внесли двухходовый запрет - первые 2 хода выбирались случайно. Позднее, в 1934 году ввели и правило трехходового запрета, в котором первые 3 хода выбирались случайно, но уже из списка допустимых комбинаций.

Из истории шашек в СССР

На третьем шахматно-шашечном съезде, проходившем в Москве в 1924 году, делегаты единодушно говорили о необходимости использовать все ресурсы для общего культурного подъема в стране, о культурной ценности шахмат и шашек - "в каждой избе-читальне, в каждом заводском клубе рядом с газетой должны быть шахматы и шашки".

Оперативно стал издаваться популярный журнал "64. Шахматы и шашки в рабочем клубе". Он издавался до 1931 г. В 1931 г. издавался специальный журнал "Шашки в массы", а с 1932 до середины 1935 г. материалы о шашках стали публиковаться в журнале "64. Шахматы. и шашки в массы". С середины 1935 г. до начала 1941 г. издавалась шахматно-шашечная газета "64".

В первое время было уделено большое внимание изданию шашечных пособий для начинающих. Одно из таких пособий, написанное В.Руссо, с 1924 по 1938 г. выдержало более 7 изданий. Другое пособие "Концы игр в русские шашки" А.Мишина вышло двумя изданиями - в 1926 и 1932 годах. Ценным пособием оказалась книга Н.Кукуева "Сто шашечных этюдов" (1-е издание 1927, 2-е 1932 год).

Для шашистов средней квалификации отличное пособие написал П.Слезкин: "Основы шашечной игры".

Для шашистов высшей квалификации были изданы сборники партий показательного турнира мастеров и партий 5-го и 6-го чемпионатов СССР, а также "Курс дебютов" Л.Потапова и Л.Рамма.

В 1929 г. в Москве проводился 1-й всесоюзный малый чемпионат. В нем участвовали 66 шашистов. В один из свободных от игры дней участники, чемпионата выехали на фабрики и заводы Москвы и области и там в обеденный перерыв провели сеансы одновременной игры, где приняло участие около 1000 человек. В 1931 г. во 2-м малом всесоюзном чемпионате участвовали уже 84 шашиста.

В 1 чемпионате СССР, который состоялся в Москве в 1924 году, участвовали 20 шашистов. Участники, которые набрали не менее 50% очков, получили звание мастера спорта СССР. Первыми мастерами по шашкам стали: чемпион СССР В. Медков, Н. Кукуев, С. Соколов, В. Лисенко, В.Круталевич, С.Воронцов, Н.Премыслер, Я.Вертман, М.Иванов, Б.Миротин.

Проводились чемпионаты страны и среди женщин. В апреле 1936 г. в Ленинграде 20 сильнейших шашисток оспаривали первенство СССР. Чемпионкой страны стала Е.Сущинская (Мытищи), 2-3 места заняли москвички О.Бабкина и Н.Миролюбская.

О популярности русских шашек в предвоенные годы говорят следующие цифры. К концу 1940 г. в стране насчитывалось более 100 тысяч шашистов, из них около четырехсот - кандидаты в мастера и перворазрядники, 42 мастера.

В 1959 году была создана Федерация шашек СССР. К этому времени число шашистов достигло 1,2 млн. человек, из них около 34 тыс. - разрядники.

В 1960 г. были разработаны новые разрядные нормы по русским шашкам. Стали регулярно проводиться соревнования среди заочников, шашечных композиторов.

С 1959 по 1977 г. проведено 19 первенств страны среди мужчин. За это время мастерство ряда шашистов возросло настолько, что федерация сочла возможным ходатайствовать перед Спорткомитетом СССР о присвоении этим шашистам звания гроссмейстера СССР по русским шашкам. Первым гроссмейстером стал харьковчанин 3.Цирик. Затем высшего звания добились В.Абаулин, В.Городецкий, В.Литвинович, Н.Абациев, В.Габриэлян, Ю.Арустамов, А.Плакхин, В.Вигман.

Если на 1 января 1959 г. насчитывалось только 72 мастера по русским шашкам, то к 1 мая 1977 г. их стало 634.

К 1977 г. среди женщин, играющих в русские шашки, насчитывалось 37 мастеров. Среди них такие известные шашистки, как Е.Михайловская, И.Спасская, И.Цинс, Э.Аугустинайте, Е.Соркина, Л.Григорьева, А.Наумова.

Тактика. Комбинация в партии, ее идейное содержание и цели, комбинационное зрение. Вскрытие дамочных полей, финальные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций. Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертвы для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами (связкой, оппозицией, зажимом и. т. п.).

Стратегия. Понятие об атаке и защите. Оценка игровых возможностей для создания атаки, характер ее ведения. Разнообразие атакующих и защитных тактических средств. Тактика - неотъемлемая часть стратегии, ее обслуживающая и ей подчиненная.

Эндшпиль. Борьба простых шашек: две против двух, две против трех, три против трех, три против четырех, четыре против четырех. Борьба дамок и простых: дамка против простых, находящихся на одном фланге: дамка против двух и трех простых на разных на разных флангах; совестная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми.

Дебют. Важность изучения начала партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории.

Содержание первого этапа подготовки:

  1. Система отбора детей для занятий шашки в спортивных коллективах на основе нормативных показателей;

  2. Упражнения для развития логического мышления, совершенствования игры по упрощенным правилам.

  3. Правила турнирного поведения.

  4. Понятие о дебюте, комбинации, эндшпиле.

6. Привитие обучающимся интереса к занятиям в шашки;

7. Овладение элементарными основами игры;

8. Получение первоначальных навыков участия в соревнованиях;

9. Ознакомление с основными тактическими идеями и приемами

на основе примеров подчеркивающих красоту игры в шашки.

Содержание второго этапа подготовки:

  1. Упражнения для развития специальных умственных способностей, необходимых при овладении техническими приемами и совершенствовании навыков.

  2. Интегральная (комплексная) подготовка, цель которой научить ребят реализовать в игре (в соревновательной деятельности) то, что дается в учебно-тренировочном процессе, повысить надежность игровых навыков. Сюда входят упражнения, которые едино решают вопросы технической и тактической подготовки. Особое место занимают игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установками на игру и последующим разбором игры;

  3. Отработка данных стратегических приемов посредством анализа специально подобранных позиций.

7. Развитие интереса к занятиям шашки;

8. Получение навыков самостоятельной работы;

9. Изучение элементарных основ судейства и организации соревнований;

Содержание третьего этапа подготовки:

1. Расширение полученных знаний;

2.Изучение приемов эндшпиля и стратегических приемов комбинаций;

3.Развитие комбинационного мышления.

4. Начало формирования индивидуального подхода к шашкам;

5. Изучение типовых композиций и отработка на этой основе дебютного репертуара занимающихся.

Содержание четвертого-пятого этапов подготовки:

1.Совершенствование и развитие теоретических знаний усвоение основных положений методики спортивной тренировки;

2.Получение сведений о психологической и волевой подготовке;

3. Комбинационные приемы;

4. Комбинация - красота шашек.

Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в известной мере условно, так как стороны подготовки взаимно связаны. Принципиальное соотношение времени на общую и специальную, техническую, тактическую, интегральную подготовку показано в таб. 1 за 100 % взято суммарное время на все виды подготовки за вычетом времени на теоретическую подготовку, инструкторскую и судейскую практику.

На первом этапе большое внимание уделяется технической и тактической подготовки.

соотношение времени,

отводимого на виды подготовки в учебно-тренировочном процессе

Вид подготовки

Соотношение (в%) по этапам

1 этап

2 этап

3 этап

Теоретическая подготовка

50%

20%

-

Техническая подготовка

30%

20%

20%

Тактическая подготовка

-

25%

20%

Интегральная подготовка

20%

25%

50%

Инструкторская и судейская практика

-

10%

10%

100%

100%

100%

Для реализации решения поставленной цели и задач программы учебно -тренировочного процесса необходимо построение перспективного планирования, которое включает в себя поэтапное планирование и распределение нагрузки по годам обучения и распределения видов нагрузки (теоретическая, техническая, тактическая и интегральная). 4. План

учебно-тренировочной игры по шашкам

п/п


Содержание


1год обучения, кол-во часов

2 год обучения, кол-во часов

3 год обучения, кол-во часов

1

Теоретическая подготовка

(история развития шахмат, первоначальное понятие, выдающиеся шахматисты, современности).

152

66


2

Техническая подготовка

(конкурсы решений задач, нахождение комбинаций)

86

66

75

3

Тактическая подготовка

(тактика, стратегия, эндшпиль, дебют)


75

75

4

Сеансы одновременной игры


75

122

5

Интегральная подготовка (классификационная система, судейство и организация соревнований, отборочные игры)

66

22

32


Всего часов

304


304

304




5. Ожидаемые результаты

По итогам первого этапа учебно-тренировочного процесса шашистов предполагаем следующие результаты:

1.Привитие стойкого интереса к игре в шашки.

2.Выявление способных детей к игре в шашки.

3.Успешное овладение основным технико - тактической игрой в шашки.

4.Привитие надежность игровых навыков в игре (в соревновательной деятельности).

По итогам второго этапа учебно-тренировочного процесса шашистов предполагаем следующие результаты:

1. Прочное овладение основным технико-тактической игрой в шашки.

2. Совершенствование и развитие теоретических знаний.

3. Успешное выступление команд в контрольных соревнованиях как улусного, так и республиканского масштаба.

4. Усвоение основных положений методики спортивной тренировки.

Для оценки результатов спортивной деятельности спортсменов определены такие формы, как контрольные соревнования по физической, технической, тактической и интегральной подготовке.


6. Список использованной литературы

1. В.К. Погрибной «Шашки сборник комбинаций» РОСТОВ - на - ДОНУ 2007.

2. Б. Герцензон, А. напреенков «Шашки - это интересно» Москва 1989.

3. В.И. Абаулин «Начала в шашечной партии» 1983.

4. Г.П. Беля нин «Задача в русских шашках» 1985.


© 2010-2022